Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных картин этого года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Фильмов, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь фильма «Тор: Рагнарек» (рецензия Александра Трофимова).
Новый «Тор», созданный силами Тайки Вайтити, смело можно записывать в колонку самых спорных фильмов года. С одной стороны картина перестала быть убийственно серой, как предыдущие части, а также добавила пару связующих ниточек для грядущей «Войны бесконечности». Это, безусловно, важные вещи.
Вот только при всем при этом «Рагнарек» максимально ярко продемонстрировал проблемы конвейера Marvel, вывалив в одну кучу и скомканный сценарий, и довольно невнятные бои, и, что хуже всего, в очередной раз слитного в унитаз главного злодея.
У Marvel уже давно возникла проблема с оригинальными идеями. Последним фильмом, который демонстрировал и уникальных героев, и мир, были «Стражи Галактики», но там Джеймсу Ганну просто дали развернуться. А вот Тайке не дали. Да, фильм режессировал он, но за сценарий отвечали «марвеловские» сценаристы, что сильно ударило вообще по всему.
Из чего состоит типичный сценарий Marvel? Из появления Злобного Злодея, который на время выносит за скобки Героя, и затем пытается сделать что-то Очень Злое. Герой же (или герои) в процессе создания Злодеем чего-то Очень Злого собирает войска, прокачивается, и возвращается к Злодею чтобы дать Последний Бой и всех победить. Формула с переменным успехом работала чуть ли не во всех фильмах студии (попробуйте мысленно подогнать под нее ЛЮБОЙ фильм Marvel и поймете, что я не шучу), но в «Рагнареке» она не вывозит совершенно.
Даже самые слабые фильмы киновселенной Marvel этот сюжет более-менее вытаскивали — взгляните хотя бы на «Эру Альтрона», которая состоит из косяков примерно на 90%. Да, фильм на фоне первых «Мстителей» выглядит откровенно бездарно, но даже он умудрился выжать из этого простецкого сценарного шаблона куда больше, чем в итоге вышло у «Рагнарека».
Тут нашлось место и харизматичным персонажам, и хорошим диалогам, и неплохим шуткам — но все это очень фрагментировано, разбросано по всему фильму, и оттого не работает. Попытки удивить зрителя сюжетными поворотами предпринимаются, но они ни к чему не ведут — во многом потому, что авторы сами забивают на собственные сюжетные ветки, откидывая их в сторону и никак не развивая. Ну да, Хела, оказывается, сестра Тора. Ну да, Один и Хела в свое время натворили много чего нехорошего. А дальше-то что? Нам это ничего не дает, и выглядит как заплатка для пяти минут хронометража.
Обиднее всего в этой ситуации даже не в целом за сюжет — ну подумаешь, провальных сюжетов будто бы не видели. Нет. Обиднее всего за персонажа Кейт Бланшетт, то есть за Хелу. У героини был огромный потенциал – на бумаге. В фильме же Хела служит именно что «финальным боссом в фильме от Marvel» — то есть максимально скучным и неинтересным злодеем. Попытки ее раскрыть не приводят ни к чему, и в итоге персонажу просто не из-за чего сопереживать.
Это наверное прозвучит странно, но меньше всего претензий к предыдущим «Торам» у меня было именно в плане сценария. Что первый фильм, что «Царство тьмы» работали и предлагали ЦЕЛЬНУЮ историю. Здесь же этого нет — зато есть шутки и все уже не так серьезно, как раньше.
О да, любителей несерьезности и юмора фильм наверняка не оставил равнодушными. В этом-то и проблема. В своем стремлении сделать и смешно, и серьезно одновременно Marvel сильно промахнулась, и в итоге «Рагнарек» смотрится очень глупо. Да, смешно. Да, весело. Но потом начинается серьезная сцена, и фильм рушится, как карточный домик. Рушится, потому что не знает, чем ему быть — серьезной историей или набором гэгов про Тора и компанию. Драму и комедию можно примирить в одной картине – это целый поджанр, но задача это крайне непростая. И создатели «Тора» с ней не справляются, шутки и заходы на серьезность не выигрывают от контрапункта, а просто глушат друг друга.
«Рагнарек» получился абсолютно попкорновым фильмом на один раз без единой адекватно развитой светлой мысли. И на фоне грядущей уже через полгода «Войны бесконечности» это серьезно пугает — ну, а как сценаристы «Войны» возьмут, снова используют тот же самый шаблон сюжета и снова не смогут ни в персонажей, ни в драму, ни в уместный юмор? В таком случае даже братья Руссо, занятые постановкой фильма, не спасут.
Да, «Рагнарек», определенно, не худший блокбастер года, и даже не худшая супергероика (Зак Снайдер и Джосс Уидон просили кланяться), однако это движение совсем не в ту сторону. Можно сколько угодно рассуждать о том, каким бы вышел фильм, дай студия писать сценарий самому Вайтити, однако признать факт того, что «Рагнарек» получился далеко не таким шедевром, каким его выставляли критики, все-таки придется.
Больше о фильме «Тор: Рагнарек»:
- Короткая рецензия на фильм «Тор: Рагнарек»
- Длинная рецензия
- Сцены после титров
- Все спойлеры
- Как концовка фильма «Тор: Рагнарек» повлияет на будущее киновселенной Marvel?
- Какие персонажи появятся в фильме «Тор: Рагнарек»?
- Все пасхалки в фильме «Тор: Рагнарек»
- Чего ждать от «Тора 4»? Строим теории
- Какие комиксы почитать перед фильмом «Тор: Рагнарек»?
Источник