Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных картин этого года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Фильмов, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь картины Baby Driver, запоздало вышедшей в наш прокат как «Малыш на драйве» (читайте и рецензию Александра Трофимова).
Эдгар Райт — очень странный режиссер и сценарист. За исключением шикарного дебютного Shaun of the Dead в фильмах Райта всегда примерно одинаковое количество плюсов и минусов, великолепных и ужасных моментов. Никогда не знаешь, какая сторона перевесит и какое впечатление оставит его новый фильм. В случае с Baby Driver перед нами скорее Scott Pilgrim vs. the World, нежели The World’s End или Hot Fuzz. Другими словами, картина, несмотря ни на что, получилась.
Самый чудовищный провал Baby Driver — это финал. Концовка — всегда самый важный элемент фильма, тем более в жанрах экшена и триллера. Действие должно нарастать, нужно крещендо погонь и перестрелок, которое затмило бы то, что нам показали в начале. Вместо этого фильм Райта предлагает нам ужасно снятое пихание автомобилями в парковочном гараже. С таким же успехом последние 10 минут фильма нам могли показывать табличку «ИЗВИНИТЕ, РЕБЯТА, У МЕНЯ КОНЧИЛИСЬ ДЕНЬГИ НА ГОНКИ И ХОРЕОГРАФИЮ».
В драматургическом плане 3 акт фильма — тоже провал. Кевин Спейси сыграл худшую, самую немыслимо-пошлую сцену во всем своем творчестве:
Я тоже любил!
Ее обрамляют сцены отвратительно снятых и написанных перестрелок.
Я читал первый вариант сценария Baby Driver еще в 2014 году (действие тогда происходило в Лос-Анджелесе, а не в Атланте), и там не было перестрелки с участием Спейси и сцены с закупкой оружия. Райт просто написал и вставил их в фильм в последнюю минуту, испугавшись, что картине не хватает экшена. Именно поэтому они так выбиваются из общего ряда, отъедая тот бюджет, который стоило бы потратить на нормальную постановку финала.
Несмотря на заваленный третий акт, в целом фильм производит благоприятное впечатление. В чем-то тут помогает типичное райтовское послесловие, которое очень кратко раскрывает дальнейшую жизнь героев — в духе концовки Wild at Heart Дэвида Линча, но более неоднозначное. Но в целом дело тут в предыдущих двух актах, которые у Райта на сей раз вышли такими сильными, что опровергли даже неумолимые законы драматургии.
Лучшее качество Baby Driver — это не прекрасно снятые под музыку пешие и автомобильные погони. Вокруг них очень легко выстроить совершенно пустой фильм. Нет, вся картина держится на Бэби, персонаже Энселе Элгорта.
На первый взгляд он кажется стандартным эксплуатируемым преступниками аутистом. Но в каждой новой сцене к его образу добавляется свежая черта, раскрывающая личность этого героя с неожиданной стороны.
Для начала — он вовсе не аутист. Во-вторых, перед нами инвалид, страдающий от постоянного звона в ушах. В-третьих, этот звон в ушах служит постоянным напоминанием об автомобильной катастрофе, в которой погибли родители Бэби.
То есть он в буквальном смысле слова всегда напрямую подключен к миру погонь и аварий, и веселая на первый взгляд музыка — всего лишь средство организации того ада, постоянного хаоса, в котором Бэби живет.
Еще одна сильная черта Baby Driver — галерея ярких монстров-грабителей. Они не только напоминают нам обо всех просмотренных криминальных фильмах сразу (а особенно о Heat и The Town). Эти герои наделены достаточным количеством интересных личных качеств и ужимок, чтобы они могли запомниться сами по себе. Особенно Райту удался Грифф, персонаж Джона Бернтала, который появляется в фильме на 10 минут, страшно троллит героя Элгорта (да и всех остальных), а потом исчезает бесследно.
В сценарии исход персонажа Бернтала решен еще более четко:
ГРИФФ
Ладно, парни, если я с вами не свяжусь, значит, я мертв.
Грифф выходит из кадра и из фильма. Больше мы его никогда не увидим.
Чтобы полностью понять Baby Driver, вам обязательно нужно посмотреть великолепный минималистский триллер Driver, написанный и поставленный Уолтером Хиллом. Структура у фильма Хилла более совершенная, он заканчивается потрясающей автомобильной погоней, а не позорищем на парковке.
Но, хотя главный герой там очень похож на Бэби, он очень сильно проигрывает персонажу Элгорта. Это просто очень холодный, сдержанный профессионал, о прошлом которого мы не узнаем ничего (героя зовут Драйвер). В результате фильм Хилла при всей его безупречности проходит мимо среднего зрителя и интересен только узкому кругу любителей бескомпромиссного криминального кино и фильмов про автопогони в дух Gone in 60 Seconds (1974), Dirty Mary Crazy Larry или Vanishing Point.
У Райта получилось более массовое, более привлекательное кино, и это, конечно же, огромное достижение этого очень неординарного художника.
Все главные фильмы 2017
Источник