3 причины полюбить сериал «Песочный человек» и 2 причины его ругать

Экранизация знаменитого комикса получилась неоднородной и слишком мягкой, но всё же интересной.

«Песочного человека» Нила Геймана долгие годы считали неэкранизируемым. Достаточно посмотреть на количество попыток превратить комикс в фильм. Всё началось ещё в девяностых: тогда Тед Эллиот и Терри Россио (франшиза «Пираты карибского моря») придумали сценарий, основанный на первых двух томах. Сам Гейман его одобрил, но всё быстро заглохло.

Потом проект перешёл в руки Уильяма Фармера (Джона Хекс), чей сценарий Гейман назвал «худшим в мире» и завернул ещё на старте.

Уже в 2013 году к автору обратился Дэвид С. Гойер («Тёмный рыцарь») с предложением поставить фильм, в котором Джозеф Гордон Левитт сыграет главную роль и, возможно, сам же выступит режиссёром. Гейман на тот момент уже говорил, что лучше уж «Песочного человека» не снимут никогда, чем выйдет плохая экранизация. Дело вроде бы пошло, но снова со скрипом.

Можно ещё долго рассказывать о мытарствах экранизации. Но реально важны два момента. Будущий режиссёр «Логана» Джеймс Мэнголд первым предложил снять не фильм, а сериал по «Песочному человеку».

Это намного логичнее, ведь комикс состоит из отдельных выпусков. Поэтому неспешное повествование с делением на главы идеально ложилось в формат условного HBO. К делу даже пытались привлечь создателя «Сверхъестественного» Эрика Крипке — сейчас его знают по «Пацанам».

Но вскоре произошло ещё одно важное событие. Книги самого Геймана начали превращать в дорогие сериалы. Причём съёмками «Благих знамений» по одноимённой книге, написанной в соавторстве с Терри Пратчеттом, руководил сам писатель.

Поэтому после очередного предложения Гойера, Гейман пригласил сценариста Аллана Хейнберга («Чудо-женщина»), и все они дружно отправились на Netflix экранизировать «Песочного человека» максимально близко к оригиналу.

Но в итоге первый сезон оставляет смешанные ощущения. Это красивый и атмосферный сериал, который иногда топчется на месте из-за желания соответствовать оригиналу. При этом авторы слишком осторожничают, из-за чего сюжет иногда теряет свою яркость.

Плюс: Верность оригиналу

Маг Родерик Бёрджесс (Чарльз Дэнс) пытается с помощью ритуала пленить саму Смерть. Но в его руки попадает другое вечное существо — Морфей (Том Старридж), правитель царства сна. Десятки лет маг держит его в заточении, дальше за пленником следит уже сын Бёрджесса.

Но потом Морфей вырывается на свободу. Чтобы вернуть силы и снова править снами, он должен найти свой мешочек с песком, шлем и рубин. А заодно и поквитаться с теми, кто их похитил.

Многие сериальные экранизации книг или комиксов строятся по одной структуре: первые эпизоды чуть ли не дословно копируют оригинал, а потом с каждой серией сюжет уходит всё дальше от первоисточника.

Но «Песочный человек» может встать в один ряд с фильмами «Хранители» и «300 спартанцев» в списке самых точных адаптаций. Перемены здесь есть. По крайней мере действие перенесли в наши дни, чтобы сериал выглядел актуальней. Но в целом авторы просто взяли первые два тома «Песочного человека» и превратили их в 10 эпизодов сезона.

Возможно, это лишает знатоков оригинала элемента неожиданности. Чуть дальше я напишу о некоторых сюрпризах, но в целом, если вы читали комикс, то уже заранее знаете, чем закончится столкновение Морфея с Джоном Ди, и кто такая Роза Уокер.

С другой стороны, многие любят и ценят буквально построчные экранизации. Этих зрителей «Песочный человек» точно порадует. Здесь можно делать десятки скриншотов и ставить их рядом с панелями комиксов. Часто совпадают не только действия и слова персонажей, но и фон.

И что самое главное, в экранизации сумели передать невероятную красоту комикса. Здесь великолепно проработаны ад, царство сна и прочие фантастические локации.

Минус: Неровный темп

Как ни печально, именно построчное соответствие оригиналу иногда портит ощущения от сериала. Например, желание дословно передать диалоги снижает темп до совсем «ползущего».

Это нельзя назвать стопроцентным недостатком. Я, например, люблю неспешные истории, долгие разговоры и возможность просто полюбоваться крутыми съёмками.

Но не удивлюсь, если многим действие покажется скучным. Тот же Морфей просто весь сериал ходит и разговаривает. Мало того, он почти не проявляет эмоций.

И если в оригинале диалог занимает одну страницу, то на экране это двухминутная статичная сцена.

Да и просто не все элементы комикса интересно выглядят в динамике. Всё-таки на бумаге рисунки ограничены только фантазией художника, с постановкой всё намного сложнее.

Плюс: Более целостный сюжет

В оригинальном комиксе первые выпуски выглядят разрозненно. После освобождения Морфей собирает артефакты (про которые потом, кстати, почти забывают). Поиск каждого предмета — отдельная история.

Сериал отчасти меняет структуру. В первую очередь за счёт Коринфянина — этого злодея делают более важным для сюжета. Он не только связывает начало и финал сезона, но и объясняет некоторые нелогичные моменты. Например, как не очень умелый маг поймал самого Морфея.

Разрозненность всё-таки остаётся. Можно сказать так: первая и вторая половина сериала выглядят и построены по-разному. Сначала зрителю показывают множество персонажей и отдельных сюжетов. А к финалу четыре часа выделяют на одну историю. И даже в рамках одного эпизода действие может меняться: в шестой серии собрали два коротких выпуска комикса на совершенно разные темы.

Однако и здесь за счёт некоторых второстепенных персонажей действие связывают более аккуратно. Например, удачно вводят ворона Мэттью — он следует за разными героями, а заодно подменяет своими разговорами закадровый текст.

Минус: Нейтральная подача

Этот недостаток мне оказалось сформулировать труднее всего. Дело в том, что в первоисточнике много жёстких и откровенных сцен, которые делали «Песочного человека» индивидуальным и запоминающимся. Понятно, что даже с «взрослым» рейтингом в сериал бы не получилось перенести их все.

Но проблема не в том, что экранизация менее кровавая или развратная. Авторы словно не нашли, чем заменить исчезнувшие элементы. Это очень заметно как раз по Коринфянину. Да, он всё так же ужасен. Но проявления его нечеловеческой извращённости убрали куда-то на третий план.

Даже в отличной серии «24 часа», где Джон Ди раскрывает истинную сущность посетителей кафе (а потом и всех жителей Земли), всё сделали намного мягче. Будто максимум жестокости, которую может проявить человек, — броситься на другого с ножом.

Возможно, дело в «синдроме утёнка». Но кажется, что более ровная подача только вредит сюжету. Исчезла какая-то радикальность. Нет ощущения полного срыва покровов и откровенности.

Все персонажи и не плохие, и не хорошие, даже злодей может лишний раз проявить заботу. А Морфей скажет своим подданным, что был неправ, и все улыбнутся друг другу. Но идёт ли это на пользу истории — большой вопрос.

Плюс: Крутой актёрский состав

Я специально оставил этот пункт для финала. Ведь о нём спорят и будут спорить больше всего. Так вот: в каст «Песочного человека» собрали отличных актёров.

Для начала о тех, кто не вызовет долгих обсуждений. Конечно, Гейман польстил себе, пригласив Тома Старриджа на главную роль: не секрет, что в оригинале Морфей похож на самого автора. Но Старридж своей холодной красотой и красивым голосом без каких-либо спецэффектов создаёт впечатление потустороннего существа.

Во второстепенном касте есть потрясающие находки. Дэвид Тьюлис в образе Джона Ди вытягивает любую сцену — как будто в сериал пригласили реального безумца. Стивен Фрай идеален в образе Гилберта: это сочетание интеллекта, заботы и остроумия может передать лишь такой прекрасный актёр. И даже роль Коринфянина будто расширили, чтобы дать побольше времени Бойду Холбруку.

Но понятно, что говорят больше о других. Здесь для начала хочется отдельно сказать про Джоанну Константин, которую сыграла Дженна Коулман. В данном случае авторам просто не позволили использовать образ Джона Константина. Чтобы не придумывать нового персонажа, они просто взяли уже мелькавшую в комиксах Джоанну и переписали ей биографию.

Получилась более мягкая и трогательная версия героя. Хотя дерзости Джона иногда не хватает.

Люцифер Морнингстар теперь тоже женщина. Но вряд ли кто сможет сказать, что Гвендолин Кристи не справилась с этой ролью. Авторы, кстати, даже кое-что изменили, чтобы дать ей интересную сцену.

Ну и просто можно лишний раз напомнить, что Люцифер в первом томе «Песочного человека» выглядел совсем не так, как в сольном сериале.

Что же касается Кирби Хауэлл-Баптист в образе Смерти, о которой спорили, возможно, больше всего, то это — отличная находка для сериала. В исполнении этой актрисы героиня изменилась не только внешне, но и по характеру.

Смерть выглядит более мягкой и обаятельной, что отлично создаёт контраст и с её работой, и с поведением самого Морфея. Она — буквально самый приятный персонаж за весь сериал.

Но если вы уж настолько хэйтер — просто пропустите первую половину шестой серии и расслабьтесь.

А что до цвета кожи, так давайте не забывать три момента. Во-первых, речь идёт о фантастических существах, которых каждый видит по-своему (обратите внимание на девушку, которая когда-то влюбилась в Морфея). Во-вторых, «Песочный человек» всегда был о разнообразии. А в-третьих, за адаптацию отвечает сам автор, так что происходящее на экране — именно его видение истории.

В итоге «Песочный человек» оставляет в основном приятные впечатления. Нужно лишь заранее приготовиться к почти медитативному неспешному действию, которое держится скорее на атмосфере, чем на динамике.

Да, сериал получился неидеальным. Но для настолько сложного оригинала это всё-таки явный успех.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

#песочныйчеловек #netflix #обзоры #мнения

 

Источник

Читайте также