Мой коллега Денис Юрьев посмотрел сериал впервые незадолго до выхода «Финала» и самой концовкой оказался разочарован. Я могу понять все его претензии — сам указывал их, когда рассказывал о «Чернобыле» в другой статье. И все же этот сериал заметно выделяется на фоне других проектов «ТНТ» и «ТВ-3».
«Чернобыль» ощущается подростковым аниме, которое сняли с живыми актерами
Однажды коллега попросил меня описать сериал одной фразой, и я легко смог это сделать.
Представьте себе аниме, в котором герои-подростки, не готовые ни к чему, попадают в мир, где все непонятно: какие-то сверхсилы, какие-то параллельные версии себя из других миров. Эти обычные дети открывают в себе лучшие качества, чтобы победить местное вселенское зло, а в процессе некоторые из них еще и получают суперсилы.
И, да, я описал сейчас не очередное аниме, а «Чернобыль: Зону отчуждения», сериал, где главным злом предстает Зона, образовавшаяся вокруг чернобыльской АЭС. Где вы еще такое увидите на российском телевидении?
Пожалуй, самый безумный проект отечественного ТВ
Считайте: путешествия во времени, приведения, фантомы, международные корпорации, суперсилы, альтернативные вселенные — и это далеко не все, что вы найдете в «Чернобыле». Все это перемешивается, постоянно что-то происходит, причем с каждым эпизодом все сложнее сформулировать сеттинг сериала — так много в нем всего.
Если первая серия выглядит, как классическая подростковая история, то с каждым новым эпизодом сериал становится все безумнее и безумнее. Я был не в восторге от актерской игры и сюжетных твистов, но финал первого сезона заставил меня с нетерпением ждать второго.
Это очень самокритичный сериал — создатели часто иронизируют над зрителями
В «Финале» есть показательный диалог (не дословно):
- Видеть невесту до свадьбы — плохая примета.
- Нет, Леш, путешествовать во времени, перемещаться в альтернативную реальность и сражаться с чернобыльскими фантомами — вот плохая примета. А остальное фигня.
И вот таких эпизодов, когда герои понимают, что с ними происходит нечто совершенно нелогичное, очень много в сериале. Персонажи понимают, что все вокруг ненормально, а актеры отыгрывают реальных людей, которые не осознают, как вести себя в подобных ситуациях.
Так чем же хорош «Финал»?
Можно ли связать все эти сюжетные линии вместе так, чтобы закрыть все вопросы? Нет. Это не удалось даже западным коллегам при создании Lost, а там нагородили не меньший кроссовер сеттингов. Понимая это, создатели «Чернобыля» сделали ставку на три фильма, которые по задумке должны отличаться друг от друга. И это получилось!
Я ждал, что все три картины будут разными — будут расходится в какой-то момент, представляя совершенно иные пути сюжета. Но на деле все работает иначе. Сюжет в фильме не меняется — разными становятся лишь детали. Скажем, как Аня (Кристина Казинская) пережила пропажу Паши (Константин Давыдов): в одной версии она искала его все года, а в другой — попыталась начать новую жизнь. И эти различия в фильмах выглядят так, что дополняют друг друга. Чтобы собрать всю картину вместе нужно посмотреть все три фильма. Только тогда логика некоторых поступков героев станет до конца понятной.
Это касается не только старых персонажей, но и новых. Например, Виктор Рябов (Владимир Ильин) раскрывается в полной мере только при просмотре всех трех фильмов. И этот персонаж с легкостью затмевает собой молодых актеров.
Я встретил среди фанатов недовольство всеми тремя вариантами концовки, хотя, на мой взгляд, у «Финала» всего один финал — именно тот, какой должен быть у истории про подростков, победивших вселенское зло — хэппи-энд. А какая версия устроит вас — уже вопрос. Создатели предложили сразу три версии.
Источник