Формально 4 июля в Соединенных Штатах Америки отмечают принятие Декларации независимости, провозглашающей отделение страны от Великобритании. Фактически это повод собраться с семьей, посмотреть на красивый фейерверк, послушать песню Lake of Fire группы Meat Puppets и посмотреть один-другой фильм на патриотическую тематику… словом, День независимости мало чем отличается от любого государственного праздника в любой стране.
Из фильмов обычно смотрят «Патриота» с Мэлом Гибсоном или «День независимости» Роланда Эммериха, в одном из которых американские герои раздают на орехи пришельцам, а в другом — куда более опасным, чужеродным и коварным британцам, хотя всем говорят, что смотрели «Линкольна» Стивена Спилберга. В этом плане День независимости тоже мало чем отличается от Дня победы или Дня рождения Королевы. Ниже я предлагаю вашему вниманию еще пару фильмов, которые не отличаются высоким качеством, но позволяют взглянуть на Четвертое июля под разными, по-своему интересными углами.
«День независимости» (Independence Day)
Если вы в последнее время не пересматривали фильм-катастрофу Роланда Эммериха про войну с пришельцами, ни в коем случае не делайте этого. То, что в середине 90-х производило впечатление на видеокассете и в гнусавом авторском переводе, в нормальном качестве и на языке оригинала предстает совершенно отвратительно снятым, написанным и сыгранным фильмом. Это картина, в котором Президент США Томас Уитмор (Билл Пуллман) читает речь следующего содержания:
Наверное, это судьба, что сегодня Четвертое июля, и мы снова сражаемся за нашу свободу… не от тирании, опрессии или преследований… но от аннигиляции. Мы сражаемся за наше право жить. Существовать. И если мы победим, Четвертое июля больше не будет американским праздником, это будет день, в который весь мир объявил единым голосом: «Мы не уйдем молча в ночь!» Мы не исчезнем без боя! Мы будем жить! Мы выживем! Сегодня мы празднуем наш День независимости!
Проблема тут даже в невыносимом пафосе режиссуры Эммериха и странной актерской игре Пуллмана, произносящего большую часть монолога с кривой ухмылкой. Проблема в общей некомпетентности сценария: «свобода от аннигиляции» — это вообще отлично, цитата из британского (!!!) поэта Дилана Томаса придает всему американскому патриотическому спичу весьма странную окраску (к тому же сценаристы умудрились переврать строчку do not go gentle into that good night), и главное, что Президент США так и не может определиться, к кому он обращается: к простым американским солдатам (которым все равно, что Четвертое июля станет не только американским праздником) или к человечеству в целом (которому мало интересен чей-то там День независимости, ему бы от пришельцев избавиться, знаете ли). Ну и последнее: вы все-таки идете сражаться или праздновать? Хотелось бы думать, что настоящий Президент США накануне решающей битвы с пришельцами сможет найти себе лучшего спичрайтера.
«День независимости» — это не фильм, а генератор приятных киновоспоминаний, что и есть основная функция идеального праздничного фильма. Если вы будете пересматривать сцены воздушных боев и разрушений земных достопримечательностей, общая убогость спецэффектов и режиссуры вас разочаруют, но если вы воздержитесь и просто прокрутите все эти сцены еще раз у себя в памяти… когда гигантская летающая тарелка выстрелом огромного лазера разрушает Белый дом — это же круто!
Представляете, насколько яркие воспоминания о фильме остались у американского зрителя, у которого все провалы в драматургии сглаживает не только ностальгия, но и патриотизм?
«Рожденный четвертого июля» (Born on the Fourth of July)
Невероятно затянутую полувоенную драму с Томом Крузом трудно отнести к числу удачных картин очень интересного американского режиссера и сценариста Оливера Стоуна.
Кино рассказывает о жизни реального американского ветерана, получившего пулю в позвоночник и прошедшего все круги ада как на войне во Вьетнаме, так и на родине, в различных парадах, публичных выступлениях и антивоенных акциях. Фильм, как это часто бывает у Стоуна, очень бесформенный, это скорее рупор, в который режиссер и сценарист (сам ветеран Вьетнама) изливает свою ненависть к милитаризму и скептицизм по поводу всей системы американских ценностей. Все это Стоун уже выразил (гораздо более лаконично и качественно) в автобиографическом фильме «Взвод», но травма у него настолько глубокая, что он будет обличать действительность и вскрывать язвы большую часть своей фильмографии.
Это не самый праздничный фильм (нам предстоит провести 145 минут в обществе агрессивного психопата и алкоголика, прикованного к инвалидному креслу), но его ключевой эпизод происходит именно во время празднования Дня независимости. Это действительно великая сцена, во время которой герой Круза сначала получает вьетнамские флэшбэки от звуков фейерверка, а потом слышит плачущего в толпе ребенка и оказывается не в состоянии что-либо сказать со сцены…
Среднего американского зрителя заставить пересматривать этот фильм можно разве что под дулом пистолета, но перед нами полезное напоминание о том, что 4 июля — все-таки не о барбекю, бейсболе, пикниках и концертах, а об итогах очень кровопролитной войны (пусть и за независимость).
«Крепкий орешек 4.0» (Live Free or Die Hard)
Яркая демонстрация общей неровности сценариста Марка Бомбэка и ограниченности режиссера Лена Уайзмана, Live Free or Die Hard был объективно худшим выпуском серии Die Hard до появления куда более бездарного A Good Day to Die Hard от Скипа Вудса и Джона Мура.
Я не буду пересказывать сюжет (Макклейн, хакер) и перечислять худшие моменты фильма (Макклейн, истребитель), достаточно сказать, что он меркнет не только на фоне двух абсолютных шедевров Джона Мактирнана, но и на фоне насквозь посредственного второго Die Hard Ренни Харлина. Давайтесь согласимся, что фильм получился проходной, и не будем его глубоко анализировать.
Но одна вещь в сценарии Бомбэка решена правильно: как и в первом Die Hard, невероятные приключения Джон Макклейна (Брюс Уиллис) происходят на фоне национального праздника. Только теперь это не Рождество, а День независимости. Пусть фильм не так прочно и глубоко привязан к торжеству в музыкальном, тематическом и визуальном плане, как оригинальный шедевр Мактирнана, но по крайней мере сценарист и режиссер этот момент обыграли.
Злодеи на сей раз — не просто террористы, а террористы-хакеры, и в лучшем моменте фильма они запускают на всех американских экранах клип, нарезанный из высказываний всех президентов США, начиная с Франклина Делано Рузвельта.
Джордж Буш:
Спасибо.
Ричард Никсон:
И
Джордж Буш:
счастливого
Джордж Буш:
Дня независимости
Дуайт Эйзенхауэр:
Всем.
Сцена сама по себе хороша (лучше нацию с Днем независимости не поздравишь!), но совсем уж прекрасной ее делает заявление одного из хакеров о том, что он «пытался найти больше Никсона», но не смог.
Источник