Здесь нет порно и «50 оттенков серого». Зато есть психологические драмы, откровенные триллеры и даже комедии.
24 июля определённые группы людей по всему миру празднуют неофициальный «День БДСМ». Выбор такой даты неслучаен. Сочетание 24/7 подразумевает один из видов отношений — не отдельные сессии, а постоянное существование в рамках тематических договорённостей.
В России эта тема всё ещё остаётся табуированной, хотя БДСМ уже исключили из списка отклонений в рамках МКБ-11. Конечно же, это касается лишь практик в рамках БДР («Безопасность, Добровольность, Разумность»), то есть отношений с обоюдного согласия и без вероятности серьёзных травм.
По случаю праздника мы собрали фильмы, в которых так или иначе фигурирует БДСМ. Знаменитую трилогию «50 оттенков серого» мы решили не включать сразу по нескольким причинам. Во-первых, эти картины и так все знают. Во-вторых эта серия имеет очень мало отношения к теме, следуя тропам типичных мелодрам. А тот факт, что героиню пару раз связывают, не слишком влияет на атмосферу.
А в-третьих, до сих пор идёт много споров: принесли ли эти фильмы больше вреда или пользы. С одной стороны, «50 оттенков серого» вывели БДСМ из тени, и сторонние люди начали воспринимать этот вид отношений адекватнее. С другой, многие подумали, что в реальности всё происходит именно так, как на экране. И разочаровались после первых же опытов.
Зато в нашем списке — классика эротики, азиатское кино, современные комедии и многое другое. Картины раскрывают разные стороны БДСМ: садизм и эмоциональное доминирование, здоровые отношения и компенсацию травм прошлого, а также профессиональную сторону наёмных работников.
История О (Histoire d’O)
Оригинальная книга, по которой поставлен этот фильм, вышла ещё в 1954 году и моментально стала объектом множества скандалов. С одной стороны, роман, посвящённый БДСМ-отношениям, отказывались печатать крупные издательства, и его выпустила небольшая типография, которая специализировалась на бульварном чтиве. С другой, «История О» тут же получила крупную литературную премию Deux Magots. После этого книгу неоднократно пытались запретить через суд, но она уже стала легендой.
Масла в огонь подливала ещё и скрытая личность автора. На обложке значился лишь псевдоним Полин Реаж. Лишь спустя много лет окончательно подтвердилось, что «Историю О» создала Доминик Ори — писательница, редактор и переводчик. Которая, кстати, работала в издательстве Gallimard, отказавшемся печатать роман.
Уже в начале 60-х книгу частично перенёс на экраны авангардист Кеннет Энгер в виде короткометражки. Потом «Историю О» пытался поставить Анри-Жорж Клузо, но дело заглохло на сценарии. И уже только в 1975 году свет увидела версия Жюста Жакена, который годом раньше уже прославился эротической картиной «Эммануэль», тоже основанной на знаменитой книге.
Фильм близко следует сюжету оригинала, но показывает многие детали очень поверхностно. Он рассказывает о девушке, которая называет себя просто О (дебютантка Коринн Клери). В самом начале картины возлюбленный героини Рене отвозит её в замок Руаси, где из неё должны сделать покорную рабыню.
О поначалу не понимает, почему с ней так обращаются. Но она находится в этих отношениях добровольно и постепенно начинает испытывать удовольствие от подчинения и даже наказаний.
Пара возвращается к обычной жизни, хотя близость Рене и О уже переходит в отношения господина и рабыни. А затем возлюбленный решает отдать девушку другому хозяину.
В сравнении с книгой автора фильма явно больше интересовали откровенные сцены, нежели эмоциональный подтекст. К тому же он не удержался и добавил в финал романтическое признание. Но от фотографа и автора эротических фильмов Жакена и не стоило ждать другого. Важный плюс, что релиз картины поднял новую волну интереса к оригиналу.
«История О» надолго укрепила неверные, но очень эстетичные представления о БДСМ: действие происходит в замках, героини носят особенные кольца. Различные элементы и символы из этого произведения продолжают появляться в теме до сих пор.
Кстати, и у книги, и у фильма есть продолжения. Они совершенно разные по сюжету, но оба одинаково плохи, так что лучше их избегать.
Право на Садо-мазо (SM-rechter)
Если переводить название дословно, получится «СМ-судья», но русская локализация неплохо передаёт основную драму фильма, самое удивительное в котором — его реалистичная основа.
В 1997 году бельгийского судью Кёна Алегерца обвинили в нанесении побоев своей жене Магде и сутенёрстве. Подсудимого приговорили к году условного заключения, штрафу в две с половиной тысячи евро и лишению пенсии. Тонкость была в том, что сама супруга не выдвигала обвинений. По словам Оруссо и его жены, они состояли в добровольных садомазохистских отношениях, и никакого повода для разбирательства не было.
Об истинных причинах дела спорят до сих пор. Многие предполагают, что председатель Апелляционного суда Антверпена просто сводил личные счёты с подсудимым — ранее тот приговорил его сына к заключению за подлог и растраты.
Как бы то ни было, случай вызвал резонанс. В 2009 году сами супруги выпустили автобиографическую книгу. А режиссёр Эрик Ламенс поставил картину. Причём фильм получился больше семейной драмой, нежели эротикой.
В картине Кён и Магда (Жене Бервутс и Веерле Доббеларе — ранее оба играли в «Летучем голландце») предстают семейной парой в кризисе отношений. У супруги затяжная депрессия, которая заканчивается нервным срывом. Тогда она признаётся мужу, что её тянет к мазохизму, показывая откровенные рисунки.
Поначалу Кён с трудом заставляет себя пороть жену и вообще доставлять ей боль. Но он видит, как у Магды возвращается интерес к жизни. Пара экспериментирует, проводя всё более жёсткие сессии в садо-мазохистском клубе. Параллельно улучшается их общение и даже отношения с детьми. Но вскоре интересы героев приводят к уже известным проблемам.
В плане съёмок картина не слишком вычурная: большую часть сцен снимали крупными и средними планами, меняя лишь цветовую гамму. Но актёрская игра и неоднозначный сюжет делают её действительно впечатляющей. Даже сама завязка истории нестандартная: инициатором экспериментов выступает женщина-мазохистка.
Но особенно впечатляет контраст между расцветом отношений пары и ужасными картинами, которые потом рисуют на суде обвинители. «Право на Садо-мазо» не показывает какой-либо неоднозначности: фильм чётко декларирует, что людям позволено строить свои отношения так, как им хочется.
Секретарша (Secretary)
Когда на экраны вышли «50 оттенков серого», отовсюду посыпались удивлённые шутки про сюжет. Скромная девушка поступает на работу к бизнесмену по фамилии Грей и влюбляется в него. Но тот оказывается доминантом. На самом деле, это сюжет фильма «Секретарша» 2002 года, который снял Стивен Шейнберг.
В основу истории лёг рассказ Мэри Гейтскилл, написанный ещё в 1980-х. Причём первоисточник радикально отличается по атмосфере. Короткая история, написанная от первого лица, повествует о девушке, которая устроилась работать секретаршей к адвокату. Босс несколько раз отшлёпал её за ошибки, что понравилось девушке.
А потом в качестве наказания он заставил её раздеться и начал мастурбировать. После чего героиня уволилась. В финале ей звонит репортёр и предлагает сдать компромат на бывшего работодателя, который решил баллотироваться в мэры. Но она отказывается.
Шейнберг решил изменить не только детали сюжета, но и саму атмосферу. Завязка ровно такая же. Причём, чтобы сохранить некоторые повороты оригинала, адвоката Эдварда Грэя (Джеймс Спейдер) сделали ретроградом, который не любит компьютеры. Поэтому его секретарша Ли Холлоуэй (Мэгги Джилленхол) вынуждена печатать письма на пишущей машинке, каждый раз отчитываясь за ошибки.
За очередную провинность босс начинает шлёпать девушку, ей это нравится. И Ли в своих фантазиях превращает их отношения в красивый роман. В реальности же она превращается в сабмиссива: относит Грею письма ползком и ест из его рук.
Шайнберг хотел отойти от резкости рассказа и показать добровольное развитие тематических отношений. Именно поэтому «Секретарша» снята в духе романтической комедии. Мистер Грей часто выглядит забавным, не скатываясь в пафосную нелепость, как в «50 оттенков серого». Ли погружается в свои мечты, разряжая многие моменты юмором. Даже офис адвоката постарались сделать уютным и домашним, раскрывая интерес героя к выращиванию растений.
БДСМ-сессии здесь показаны сдержанно и тоже скорее романтично. Особенно запоминается вступительная сцена, где героиня с улыбкой выполняет рабочие задания в фиксаторе для шеи и рук (в середине фильма она повторяется). А в моменте первой порки камера фиксируется исключительно на лице Ли, поскольку её эмоции здесь важнее, чем сам процесс.