2010-е годы на ТВ. Про 15 лучших сериалов десятилетия

2010-е годы на ТВ. Про 15 лучших сериалов десятилетия

Здрасте, я Дима, и я много смотрю кино. Cериалы тоже, но их поменьше. Тут опять в заголовок пробралось слово «лучшие», и я снова готов обсудить его желтушность, но заранее оговорюсь, что этот список получился ещё более субъективным. Из выходивших за последние десять лет сериалов (тех, что начались не раньше 2010-го года) я видел всего 158 (в финальный список попало 15), и далеко не каждый из них я досматривал до конца. О некоторых я и вовсе делал выводы по двум-трём виденным сериям. О чём потом почти не жалел, кроме случаев с парой наименований, попавших по итогу в топ.

Вообще я стараюсь смотреть только необычные сериалы, которые были бы интересны мне как любителю авторского кино. То есть всякое, что по моему мнению раздвигает границы жанров, экспериментально по форме и стилю, является личным высказыванием автора, сериалы известных кинорежиссёров, всякое такое. Подборка получилась специфическая, хотя о большей части многие знают. Ещё я не включал всякие мини-сериалы, хотя я много их смотрел, и мне нравится этот формат. Пост вышел компактным по сравнению с киношным, так что много времени он у вас не отнимет. Как всегда надеюсь, что чем-то он окажется полезным для каждого, а если вам нравится, как я пишу, я иногда это делаю в своём скромном телеграм-канале.

(16). The Leftovers / «Оставленные»

Что-то вроде honorable mention-а сериала, который я пока что в процессе просмотра (в первой половине второго сезона), но уже уверен, что он бы попал в список, если бы я успел его добить.

Совершенно уникальная по подаче штука даже в отрыве от мистического сюжета. Такого безумного накала сверхдраматичности, как в «Оставленных», вы не встретите больше нигде: мало того, что персонажи в нём безостановочно грустят, ревут, у всех дела становятся только хуже, трагедии накладываются одна на другую, так ещё и пронзительный саундтрек Макса Рихтера возводит это в абсолют. Что интересно (и кажется почти невозможным), на этим ну очень интересно следить.

15. American Vandal / «Американский вандал»

Ну просто невыносимо смешной мокьюментари-сериал про расследование самых нелепых преступлений в истории. Два сезона, два дела: про разрисованные членами автомобили на преподавательской парковке и про добавление слабительного в еду в школьной столовой.

Журналистское расследование в этой «документалке» проводит команда школьников, и в процессе они раскапывают всякие мрачные, пошлые и абсурдные тайны учебных заведений. Зачастую, эти откровения никак не связаны с самим расследованием, что добавляет смеха: говно на вентилятор уже наброшено и незапятнанным из ситуации выйти не удаётся никому.

14. Horace and Pete / «Хорас и Пит»

Душевнейший сериал от Луи Си Кея с ним, а так же со Стивом Бушеми и Аланом Алдой в главных ролях. Под «душевным» я имею в виду, что он разом очень откровенный, смешной и грустный. Весь спектр впечатлений помещается в очень камерной, но насыщенной драмой истории о жизни семейства, уже более ста лет владеющего баром. Все события, собственно, и происходят в основном в нём, и этот бар одновременно поддерживает в семье жизнь и медленно хоронит её в себе, заставляя конфликтовать и раскрывать свои самые тёмные стороны.

13. Atlanta / «Атланта»

Очень видно, как Дональд Гловер нахватался фишечек Дэна Хармона на съёмках «Сообщества». Его «Атланта» — это вам не шаблонный сериал о чернокожих рэперах, которые что-то там сочиняют и покуривают травку. Это всё, конечно, там есть, но вообще начистоту это мощное абстрактного жанра полотно, затрагивающее вопросы от социалки и расовых проблем до тем творчества, успеха и семьи. Гловер добавил к этому изящного постмодернистского юмора и сочинил в итоге странный, но обаятельный мир с чёрнокожим Джастином Бибером, невидимыми автомобилями и живущим до сих пор Майклом Джексоном.

12. Man Seeking Woman / «Мужчина ищет женщину»

Продолжаем набрасывать постмодерн. «Мужчина ищет женщину» — лихая экранизация страхов неуверенного в себе парня перед свиданиями, отношениями, ответственностью и всем тем, что приходится делать вместо того, чтобы просто залипать с другом в приставку.

То сестра сведёт Джоша с девушкой-троллем из-под моста, то у потенциальной подружки объявится бывший-осьминог из китайских порномультиков, то лучший друг подымет весь город для бойкота его новой девушки, то женщины просто начинают падать с неба и с ними приходится что-то делать, то выясняется, что «соулмейт» — это совсем не так круто, как казалось изначально… Не знаю ни одной потенциальной ситуации, которую бы этот сериал за три сезона не успел обозреть и возвести в абсурд! Я бы сравнил «Мужчина ищет женщину» с райтовским «Скоттом Пилигримом», они похожи по юмору, хипстерской атмосфере и тоннам гиковских отсылок.

11. The Knick / «Больница Никербокер»

Стивен Содерберг, один из первопроходцев сериалов в нынешнем, привычном нам, виде. И несколько лет назад он снова вернулся на ТВ, заделав два сезона ну очень стильного «Доктора Хауса про медицину начала XX века». Место действия — больница «Ник», в которой главенствует Клайв Оуэн, блестящий хирург, терапевт, диагностик и наркоман. Его доктор Тэкери — что-то вроде эксцентричного собирательного образа пионеров медицины, которые на шли порой на сумасшедшие поступки и риски, чтобы научиться проводить новые операции.

Между делом сериал очень успешно затрагивает темы финансирования и коррупции в государственных учреждениях, предрассудков о неумелых чернокожих врачах (даже безумно образованных), историю развития скорой помощи. А ещё мне по душе анахроничный синтезаторный саундтрек от Клинта Мартинеза. Он таинственным образом умудряется вязаться с детально воссозданным Нью-Йорком тех лет.

10. Fleabag / «Дрянь»

Вот вы говорите Дэдпул то, Дэдпул сё. А Флибэг ломает четвёртую стену чаще, чем дышит — и ничего. Идея Фиби Уоллер-Бридж сделать этот приём основной фишкой сериала и построить на нём большую часть юмора очень проста, но гениальна. Именно она превратила не то чтобы совсем заурядный, но просто хороший английский сериал, в блестящее и уникальное по подаче телешоу.

А дело тут даже не в эффектности приёма: к ней быстро привыкаешь и она с какого-то момента уже не воспринимается как что-то особенное. Дело в том, что первоисточник, одноимённая пьеса всё той же Фиби Уоллер-Бридж, по сути и есть полуторачасовой сеанс ломания четвёртой стены. Я ходил на постановку в кино, чтобы в этом убедиться, и да, так оно и есть. В общем, авторша нащупала чуть ли не единственный адекватный способ переноса спектакля одного актёра в киноформат.

9. Too Old to Die Young / «Слишком стар, чтобы умереть молодым»

Лучший сериал 2019-го года и лучшее, что делал Николас Виндинг Рефн за свою жизнь. 13 часов медленного неонового психодела, войн картелей и нуара про плохих копов, которые были слегка подпорчены недоснятым финалом, но всё ещё балдёжные.

При этом в кой-веки за безупречно вылизанным стилем в работе Рефна стоит что-то ещё, что-то умное и достойное размышлений. Рефн рассуждает о многом: о мифологии Запада и его культуре, о феминизме и современных мужчинах, о месте мистики в нашем мире, ну и о смысле жизни, конечно же. Как не задуматься о нём, пока смотришь такое неспешно движущееся полотно.

8. The Young Pope / «Молодой папа»

Ну вы знаете Пия 13-го, несуществующего Папу Римского, который вступил на пост и живо решил модернизировать аспекты церковной службы и поменять отношение мира к главе Ватикана. Превратить себя в рок-звезду от религии. Если на свете и есть (живой) режиссёр, способный стильно, технично и поэтично подать такой, на первый взгляд, трэшовый сюжет, то это Паоло Соррентино. Настоящий патриот города Рима, одновременно знающий всю его подноготную, он вложил в героя Джуда Лоу самые радикальные и при этом очень современные взгляды, сделав чуть ли не новым мессией. Не тем, которого мы хотим, а тем, которого мы заслуживаем. Довольно уникально в целом для создания персонажей в наше время, когда герои стереотипно придерживаются какой-то одной стороны.

В конце концов, никогда раньше служитель божий не был так сексуален.

7. BoJack Horseman / «Конь Боджек»

На первый взгляд «Конь Боджек» это большой такой стёб над всеми мультиками про говорящих животных вместе взятых. На второй — своеобразный мультяшный «Калифорникейшн» про пьющего телезвезду-неудачника. На третий это экзистенциальная драма катастрофического накала и красоты и вообще очень креативно созданный продукт, даром что со стилем анимации, к которому многим придётся долго привыкать.

«Конь Боджек» больше других шоу заставил меня напиваться, рыдать и задумываться о разном, ну там вроде моего места в мире, влияния современной культуры на моё поведение и прочего дерьма. И это я ещё шестой сезон не начал (жду его полного выхода)!

6. Mindhunter / «Охотник за разумом»

Только Дэвид Финчер мог сделать настолько увлекательный и при том документально дотошный сериал про маньяков и развитие методов их изучения и поимки. И он сделал. Бесконечно стильный сериал, кроме своей темы, впечатляет ещё тем, как аккуратно и в тему встроены арки главных героев-ФБР-овцев (каждому уделяется свой сезон). Их личная жизнь, оказывается столь же интересна, как и их работа, и она прекрасно дополняет суровые процедуральные будни.

Конечно, всё что угодно может произойти с сериалом, который распланирован на пять, но которого вышло всего два сезона. Вплоть до того, что Финчер покинет Netflix и его отдадут непонятно кого. Однако то, что сделано в этом десятилетии, получилось выше всяких похвал.

5. The Newsroom / «Служба новостей»

Написанный Аароном Соркиным сериал про телеканал, где правит балом Джефф Дениэлс в своей лучшей актёрской работе. Как водится, Соркин — гений сложносочинённых диалоговых дуэлей, и здесь у него целая орава сотрудников студии, каждый со специфическим характером. Они бесконечно то действую сообща, то кофликтуют, продвигая своё видение телеканала. А сюжетные перипетии удивляют тем, как сериал про такое глубокое закулисье телешоу может в принципе быть интересным.

И сериал мог бы быть не стол значительным, но у него есть интересная особенность: через эту призму рабочих будней студии он показывает всякие важные события из жизни США и мира. И зачастую удивляет откровениями о том, как в принципе работают СМИ и чем руководствуются продюсеры и директора при подборе и акцентировании новостей. Это сильно добавляет ему доброкачественного пафоса и весомости.

4. Nirvanna the Band the Show / «Шоу группы Нирванна»

Вы о нём ничего не слышали, но это потрясающая штука, страницу которой на кинопоиске мне пришлось заводить лично. «Шоу группы Нирванна» (именно с двумя «н») — мокьюментари о музыкальном дуэте из Торонто, который пытается заполучить приглашение на шоу в клубе, но выбирает для этого самые поехавшие способы, вроде подкопа, развешивания рекламных баннеров, взятия людей в заложники или участия в новогоднем параде в надежде быть замеченными владельцами клуба. Вместо того, чтобы просто пойти и встретиться с менеджером.

Он довольно скромно снят с микроскописческим бюджетом и всего на две ручные камеры, но фантазия авторов зашкаливает настолько, что это не проблема вообще. Они не перестают удивлять с каждым эпизодом. Зачастую думаешь, не о том, как они придумали данный сюжет, а как они сумели это совершить, не сев за это на бутылку в СИЗО — местами на экране творится настоящий криминал. На полном серьёзе, эта парочка канадских типов обыгрывает даже Сашу Барона Коэна на его поле.

3. Rick & Morty / «Рик и Морти»

Это не сериал, а настоящий культурный феномен. Вы его все знаете. Достаточно сложно как-то описать этот мультсериал тому, кто его не видел (что очень маловероятно), но это разухабисто нарисованные и иронично поданные приключения деда-учёного и его внука в мультивселенной, где происходит всё, что только в голову может придти. Сериал одновременно пофигистичен касательно реалистичности происходящего, и ну очень умно сложен и насыщен отсылками ко всему на свете. Очень видна серьёзность подхода к созданию несерьёзного, что я очень ценю.

Но главное, что он безумно смешной и не теряет ни капли в качестве юмора уже четыре сезона, при этом только обретая в многозначительности и глубине параллельных сюжетных линий от сезона к сезону.

2. Mr. Robot / «Мистер Робот»

Только что один из лучших сериалов в истории завершился крутейшим финалом. Что особенно приятно увидеть в год, когда другой известнейший сериал закончился, мягко говоря, отвратительно.

Потрясающий образчик авторского ТВ от перфекциониста Сэма Эсмейла. Безупречно снятый, с безупречным саундтреком, с выдающимися актёрскими работами каждого на площадке, безупречным вниманием к деталям, безупречной визуализацией хакинга, а главное — с безупречным твист-на-твисте-сценарием, в котором всё продумано было, походу, ещё с 2015 года. А теперь ещё и с безупречной концовкой, невероятно изящной и лучшей из возможных приходящих в голову.

Чего, увы, не скажешь о сериале, который находится у меня на первом месте, просто потому что он так и не завершился. И нельзя быть уверенным, что завершится когда-либо.

1. Patriot / «Патриот»

Мой самый любимый сериал последних лет, сочетающий в себе шпионский драматический сюжет, абсурдный юмор в духе Коэнов, операторскую работу в стиле Уэса Андерсона, фолк-музыку, политоту, экзистенциализм, короче, вообще всё, что я люблю в кино, на ТВ, и вообще по жизни. Ну, кроме фолк-музыки, к ней я равнодушен. Я просто не представляю, кем нужно быть, чтобы приключения наполовину неубиваемого Джеймса Бонда — наполовину укуренного «печального мсье в костюме» оставили равнодушным. А помимо этого располагающего несмотря на свою жестокость главгероя, Стивен Конрад навыдумывал для сериала за два сезона целую свору обаятельных личностей. И очень органично встроил их всех в историю о спонсировании спецслужбами иранской ядерной программы.

Выбирайте сами: бегающий в костюме Beastie Boys конгрессмен, начальник-героинщик с женским именем Лесли, решающая все споры игрой в камень-ножницы-бумагу люксембургская детективша, троица копов-сексистов с 2-сантиметровыми членами (их показывают), очтаянно пытающийся стать крутым (а в итоге только зарабатывающий герпес) коллега главгероя, плюс минимум два десятка второстепенных героев и злодеев, успевающих порой за несколько секунд времени впечатлить своей фактурностью.

После «Патриота» невозможно всерьёз воспринимать всех этих крутых ЦРУ-шников спецагентов, если они не брынчат на гитаре песни, основанные на секретных данных о своих миссиях. Надеюсь, что третий сезон когда-нибудь появится — двух катастрофически мало.

 

Источник

Читайте также