О том, что Elex мне сильно не нравится, я писал еще после Gamescom 2017. В 2016 году мне казалось, что игра просто недоработана — еще больше года разработки все-таки. Но практически релизная версия с немецкой выставки расставила все по своим местам. Я до последнего надеялся, что разработчики исправят хоть ЧТО-НИБУДЬ — паршивую анимацию, хреновый графон (простите, но он настолько плох) или кривую боевку — но чуда не произошло, и релизная версия игры получилась ровно такой же, какой я ее себе и представлял.
Осторожно, возможны спойлеры!
Мир игры
Давайте начнем с более-менее позитивных вещей. Мир у Elex неплохой — он достаточно самобытный, интересный, и, несмотря на отвратительный движок и лень художников, иногда все-таки бывает красив. Игра умеет рисовать пейзажи и очень неплохо миксует на небольшой карте четыре совершенно разные зоны (по факту даже пять).
Правда, после десятка часов беготни очарование немного спадает, все чаще начинаешь подмечать неприятные «швы» и нелепый левелдизайн некоторых зон. Да и слишком уж явно в глаза бросаются источники вдохновения разработчиков — это, в основном, серия Fallout и их же собственная «Готика». В этом нет ничего плохого, но Elex ходит по грани между вдохновением и заимствованием.
Впрочем, тут все же важнее, что мир Elex — это не карта, а именно небольшой мирок, весьма проработанный.
Если есть желание, о прошлом планеты Магалан, на которой разворачиваются действия игры, можно узнать многое. Что здесь творилось до падения кометы с веществом «элекс», что за сверхсекретный проект у корпорации «Бесконечные небеса», какому «богу» поклоняются некоторые здешние обитатели. В общем, лор действительно выписан толково. Раскрывается он и через персонажей, и через разбросанные по миру записки и аудиологи, и через задания.
Квесты
Их реально много — только в первом городе я выполнил уже сотню. Но количество вполне ожидаемо мешает качеству. Найти 50 грибов для стража, сходить выкопать 8 целебных корней, пробежаться буквально по всей карте чтобы отыскать двух NPC и поговорить с ними… короче, вы поняли. Более-менее оригинальных заданий в игре очень мало, но они все-таки есть. Например, квесты компаньонов.
Сюжетные задания пока что тоже не очень вдохновляют. Вот Джакс (знакомьтесь — главный герой) находит человека, который украл у него броню после падения. И что он с ним делает? Убивает? Заставляет рассказать кому была продана броня? Ага, как же — Джакс договаривается с парнем, что защитит его от наемных убийц, после чего преспокойно отпускает его на территорию фракции Изгоев.
Или квест, который меня натурально добил. Прихожу я на базу к Отступникам — альбам-ренегатам, которые сражаются против своих же, потому как не согласны с их мотивами и методами. Альбы в мире элекс — бездушные поборники порядка, использующие элекс, чтобы усиливать себя. От этих ребят Джакс получает задание — вырубить по всему миру игры преобразователи элекса. Окей, не вопрос. Так, открываем карту, смотрим с чего начать… и понимаем, что эти парни попросили вас отключить преобразователь, на котором расположена их база. И по коридором которого они ходят как по дому. Кто-нибудь, скажите мне, пожалуйста — где здесь логика? Их предводитель сам не мог подняться на лифте и нажать на кнопку на консоли? У него же были коды доступа, он мне их сам дал! Какого же хрена тут творится.
Гринд и крафт
Первые часов десять игры вы будете мальчиком для битья. Просто примите этот факт. Видите врага с черепом — пробуждайте в себя ежа Соника и сматывайтесь. Видите трех-четырех врагов — сматывайтесь. Видите недружелюбно настроенную хрень, которая выглядит примерно как коготь смерти из Fallout? Ну, вы поняли, что нужно делать.
Поэтому вам придется гриндить квесты. Много квестов. Квесты вообще по сути единственная ваша возможность получать нормальное количество опыта. За противников его дается какое-то совершенно смехотворное количество, причем иногда доходит до абсурда — за обычного бандита дают 100 опыта, а за вышеупомянутого когтя смерти, гораздо более серьезного противника, всего 90.
Еще гриндить приходится «по воле случая». Уж не знаю, баг это или нет, но враги в Elex очень даже возрождаются. Кстати, тушки монстров вполне себе неплохо потрошатся на детали для крафта — которым я за двадцать часов ни разу не воспользовался. Слишком мало ресурсов, слишком мало рецептов, слишком много требований — это бестолково и неудобно. Единственное, что я крафчу регулярно — жареное мясо.
Ролевая система
Ролевая система повторяет, вот сюрприз, серию Gothic — почти те же характеристики, почти те же навыки. Учить их, кстати, все так же нужно у учителей. Денег на обучение вечно не хватает. Характеристик не хватает. Постоянно встает вопрос о том, что лучше качать, но он быстро забывается, потому как бить чем-то надо, а чтобы бить, нужны сила и ловкость. Поэтому все остальное отъезжает на второй план. Долгое время приходится бегать вообще без перков, потому что у всех максимально завышены требования и цены. Да и потом берешь просто то, на что наскреб средств — ни о каком планировании и речи не идет.
Возможно, систему должен был уравновесить лут, но со шмотками в Elex натурально получается адок. Достать нормальную броню нереально, пока вы не присоединитесь к одной из трех фракций. На примере тех же берсерков могу сказать, что раньше выполненной сотни квестов вас не примут.
Нормальное оружие вы не можете экипировать, потому что не хватает статов. Статов не хватает, потому что уровень низкий. Уровень низкий, потому что большая часть квестов тащит вас в регионы, где вы никого не можете убить. Хардкорно, но совсем не круто. Больше похоже не на вызов, а на насмешку.
Еще одна очень странная особенность — создатели зачем-то впихнули в кучу квестовых диалогов, с вариантами ответов, завязанных на определенных навыках. Причем их куча даже в самых начальных заданиях — когда у Джакса в голове ветер, и для изучения нужных навыков нет ни денег, ни характеристик — ничего нет.
Неужели в Piranha Bytes думали, что игроки будут откладывать квесты «на потом», видя такие варианты ответа?
Боевая система
Это «лучшая часть игры. Складывается она из отвратительной анимации, дерьмового AI (как врагов, так и союзников) и общего непонимания того, что авторы вообще хотели сделать. Иногда складывается впечатление, что играешь в MMO с пошаговой боевкой в духе WoW. Вот например есть тут тролли, они кидаются камнями, и если камень уже полетел в вас — все, он на вас зафиксирован и может лететь хоть по дуге. Если увернуть от атаки врага уже после начала, то она по вам, скорее всего, пройдет, даже если ФАКТИЧЕСКИ вы увернулись. Читать тайминги совершенно невозможно — до того тут кривая и заторможенная анимации, и вы, и враги будто в желе завязли. Ну и хитбоксы просто смехотворны — можно словить урон в радиусе пары метров вокруг когтей монстра.
Самый действенный способ остановить противника — тупо закликивать его, не давая атаковать. Две простых атаки, две силовых, один спецприем — и отлетаете на джетпаке.
Но сражения в ближнем бою — не самая худшая часть Elex, ведь тут есть пушки! Помните Fallout 3? После Elex она кажется классным шутером. Более неудобной и кривой стрельбы я давненько не видел. Это сложно описать словами, но скажем так — брать систему стрельбы из лука, которая не менялась еще со времен третьей готики, и тупо менять луки на пушки — плохая идея. Если вы играли в Risen 2 и 3 — вы меня прекрасно поймете.
Все это великолепие накладывается на потрясающе безмозглый ИИ. Вот вы наткнулись на врагов. Что сделает ваш напарник? Ну, вероятно, будет стоять и смотреть, пока вы не нанесете первый удар. Тогда-то он скажет что-нибудь в духе «я помогу!» и радостно кинется к врагу, чтобы начать водить вокруг него хороводы, даже не пытаясь ударить. Враги тоже не отстают в развитии — увидев Джакса, они уже не слезут с него до самой смерти, даже если вы на джетпаке упрыгаете за ближайший холм. Бить ваших союзников они начнут только в том случае, если они каким-то образом ухитрятся показаться им на глаза до вашего появления. А когда вы взлетите на джетпаке, они не будут пытаться вас сбить или убить вашего компаньона — нет, они будут бегать у вас под ногами, выжидая удобного момента.
Я еще не готов вынести финальный вердикт, но игра за первые двадцать часов кажется очень грубой и неотшлифованной поделкой, собранной из кусков «Готики», Risen и других RPG, в которые «пираньи» поиграли за эти годы. Есть ощущение, что разработчики не очень понимают, за счет чего ролевые игры конкурентов работают, и что их делает интересными. Да чего уж там, у них даже формулу собственной «Готики» повторить больше не получается.
Да, Elex — это худшая готика, а я помню четвертую часть (хоть и не от «пираний»).
Да и зачем мне играть в «современную» кривую «Готику», скрещенную с Fallout, если на свете есть эталонная Gothic 2: Night of the Raven и Gothic 3 с комьюнити патчем?
Полная рецензия появится на сайте на следующей неделе.
Больше о Elex
Источник