20 аркадных гонок, в которые стоит поиграть

От футуристических кораблей до тюнингованных спорткаров.

В январе, вдохновившись колонкой читателя Gamasutra, мы запустили цикл статей о лучших представителях разных жанров. После рассказов о хоррорах, стелс-экшенах, JRPG и визуальных новеллах пришло время поговорить про аркадные гонки.

Устаревшая классика

Destruction Derby

Следует отметить, что с жанром не всё так просто. На гонках возраст сказывается сильнее, чем на представителях других жанров. Ездить по угловатым, «мыльным» или корявым трассам неинтересно. Разве что физика в аркадах устаревает с годами не так сильно, как в симуляторах, потому что разработчики часто стараются сделать её уникальной.

Road Rash

Редкий случай, когда разработчикам удалось сделать мотогонку без занудства. Простую, брутальную и весёлую. Гонку не про лощёных железных коней, а про драки на байках, где в ход шли пинки, дубинки, цепи и монтировки. Агрессия добавляла азарта соревнованиям. Ну кто откажется дать обогнавшему сопернику по голове? Особенно если это твой друг в кооперативном режиме.

Road Rash устарела, да. Многих отпугнёт старая пиксельная графика и кондовый игровой процесс. Но таких игр сейчас не делают. Её названный наследник Road Redemption повторяет формулу серии и только.

Carmageddon

Переиздание Carmageddon для iPad

Фишка Carmageddon в жестокости и в чёрном циничном юморе — это гонка психов, не знающих, что такое мораль, которым ничего не стоит размазать по асфальту пешехода, переехать корову и уничтожить всех соперников ради победы. Это игровая адаптация «Смертельной гонки 2000», такая же беспощадная к правилам честных соревнований. Из-за чрезмерного насилия Carmageddon запрещали, оно же принесло ему успех. И именно насилие всё хуже реализовывали в каждом сиквеле. Но может, это просто мы поменялись и мир вокруг стал таким правильным, что в ремейке «Смертельной гонки» сбивать пешеходов ради дополнительных очков — уже чересчур.

FlatOut

Flatout — прямой наследник Destruction Derby. Старые ржавые маслкары, пикапы и прочие развалюхи бодались, таранили друг друга, разрушали сараи и теплицы под аккомпанемент гаражных рок-групп. При особо серьёзных столкновениях из авто вылетал водитель, и на этой особенности построили ряд мини-игр: от боулинга до дартса.

Особое веселье — разбивать машины в режиме «Дерби», вымещая злость на противниках, смотреть, как мнётся метал, отваливаются капоты и бамперы. При этом управление с помощью руля было реализовано немногим хуже, чем в симуляторах, — ведь машины по-разному цеплялись за асфальт, грунт и снег, скользили по льду.

Ни одно из последовавших продолжений, к сожалению, не передало дух сельских гонок по бездорожью: во второй части упростили физику машин, составили саундтрек из популярной альтернативы, а третья и четвёртая — просто отвратительные гонки от других разработчиков.

Радует, что авторы оригинальной серии не пропали с радаров и продолжают своё дело. Сейчас они работают над Wreckfest и их новая работа чертовски напоминает FlatOut.

The Need for Speed: Most Wanted

Глядя на Most Wanted спустя годы, понимаешь, насколько это прекрасный образец Need for Speed. В ней работали все основные идеи серии. Уличные гонки в Рокпорте проходили днём и это, вкупе с «ржавой» осенней палитрой игры, придавало им особый шарм. Из прокачки убрали лишние «понты» вроде неоновой подсветки и сабвуферов в багажнике, но оставили самые важные детали, чтобы все соревнования можно было пройти на одном из первых японских спорткаров.

Покатушки с полицией, где игрок обрушивал муляжные пончики с кофеен и строительные леса на стражей порядка, чтобы оторваться, оживляли пустой город.

Сюжет же был наполнен штампами с обязательными плохими полицейскими, настырным соперником, обидевшим героя так, что ему нельзя не отомстить и обаятельной красоткой, которая вдруг взялась помогать пострадавшему только из чувства справедливости.

Простенькие заретушированные ролики с персонажами лишь связывали состязания воедино; впрочем, отдельные моменты вспоминаются до сих пор: как сержант Кросс царапал твою машину, как нечестно у тебя отняли BMW M3 и как отчаянно хотелось её вернуть.

OutRun 2006: Coast 2 Coast

Ещё в 1986 году Out Run показала, как правильно делать дрифт. Стоило резко повернуть, ударить по тормозам, и Ferrari Testarossa уже легко уходила в занос. Машина сама держала положение, но её нужно было корректировать, чтобы уклоняться от трафика или смещаться со скольжением в другую сторону. Впоследствии на местный дрифт будут ориентироваться все.

Но только в серии Out Run резина горела не столько ради победы, сколько ради веселья и романтики. Это были поездки с ветерком в компании роскошной блондинки на переднем сидении, которую впечатляет только опасное вождение. Особенности оригинала и продолжений лучше всего переданы в OutRun 2006: Coast 2 Coast.

Test Drive: Unlimited

Test Drive: Unlimited — идеальный отпуск автолюбителя на тропическом курорте. Игра начиналась с полёта на остров Оаху и пробной поездки на новом авто. Потом жизнь разгонялась: вы переодевались в цветастые шорты с майкой, надевали солнечные очки, подвозили моделей. Гонки приносили деньги на новые машины и дома с огромными гаражами, где можно хранить свою коллекцию.

В отрыве от состязаний, езда по острову быстро надоедала — там было нечем заняться. А полиция преследовала за нарушения так неуклюже, что лучше бы её не было вообще.

Так серия, начавшаяся с тест-драйва дорогих машин и прямого соперничества с NFS на ниве аркад про дорогие машины и уличные гонки, обрела своё лицо. Она рассказывала о роскошной жизни и карьере гонщика в живописном уголке мира. Задолго до Forza Horizon появилась гонка о том, как классно кататься на кабриолете и любоваться пейзажами.

К сожалению, разработчикам не удалось развить идею в продолжении: они так и не решились изменить что-то кроме места действия и автопарка машин.

Midnight Club: Los Angeles

Перед выходом Midnight Club: Los Angeles уличные гонки в играх упёрлись в потолок. Need for Speed замучила концепцию Most Wanted так, что та уже не развлекала и приносила всё меньше дохода. Rockstar же встряхнули виртуальный стритрейсинг реалистичным подходом. С доработанной физикой из GTA IV машины проявляли характер, «поигрывали» подвеской в поворотах, у них чувствовался вес, а вид из салона создавал эффект присутствия.

Смоделированный на основе настоящего города, местный Лос-Анджелес поражал стройным построением улиц и дорог, по которым к тому же ходили пешеходы, каждый раз чудом уклоняющиеся от нагло вылетевшего на тротуар авто. Менялись погода и время суток: солнечное утро мог омрачить дождик и закончиться ближе к ночи. Заезды, как принято в Midnight Club и настоящих уличных гонках, не ограничивались глупыми искусственными стрелками, а проходили по контрольным точкам; зачастую маршрут от одной до другой можно было выбирать самостоятельно. Единственный способ избавиться от полиции — вилять по подворотням, исчезая из виду.

​Из реалистичного подхода выбивались разве что спецспособности вроде ударной волны, замедления времени и возможности одним махом встать на боковые колёса. Новый облик мешал и в сюжете, где пафосных персонажей из третьей части сменили суровые практичные гонщики и разговоры о бизнесе на манер GTA. Зато серия, зародившая уличные гонки в играх, показала, что тема не изжила себя и её можно подать иначе.

Wipeout HD

Гонки на сверхскоростных летающих авто будущего поражают своей концепцией. Возможность мчаться по замкнутым футуристическим трассам на скорости около тысячи км/ч, стреляя попутно из ракетниц и пулемётов — захватывает. Сами трассы мучают резкими поворотами, извиваются змеёй в разных плоскостях, внезапно обрываются или уходят вниз, заставляя игрока выруливать в воздухе к уходящей вдаль кривой дороге.

Основы серии заложили в конце 1990-х годов первые две части. Wipeout HD же воплотил их лучшие черты, на самых заковыристых трассах из Pure и Pulse (выпусков на PSP) с графикой PlayStation 3.

Burnout Paradise

Нет гонки понятнее Burnout Paradise. При запуске игры Guns N’ Roses напевают «Welcome to the Paradise City»; город, в который мы попадаем, действительно райский, — ведь в нём можно и нужно разбивать машины и устраивать массовые аварии.

Удивительно, но самый первый Burnout был непримечательной гонкой, в которой только демонстрировали красочные повторы столкновений c трафиком. Во второй части ввели шкалу нитро-ускорения, заполняемую при опасных действиях вроде езды по встречной полосе или дрифта. Эта система мгновенно разлетелась по всем аркадным гонкам.

Лишь в Burnout 3 аварии вышли на первый план, а Revenge закрепила формулу. На разбивании машин соперников и массовых столкновениях с трафиком строились все гонки и состязания. За эту фишку серию до сих пор любят даже далёкие от гонок люди.

Burnout Paradise же бережно сохранил и развил наследие своих предшественников в открытом мире. К тому же ни в одной другой гонке машины так смачно не сминались в гармошку. Разве что во Wreckfest.

Pure

Pure — больше, чем гонка на квадроциклах. Это в первую очередь гонка про трюки и свободу полёта. Иногда просто приятно хорошенько разогнаться откинуться на спинку сидения, наслаждаться высотой и открывающимся видом. Часто важнее набрать больше очков, выполняя сальто и опасные движения из мотофристайла — «супермена», «кордову», «гроб» и другие, — чем приехать первым.

Можно было пойти по пути MX vs. ATV — повторить дисциплину мотофристайла, её стадионные соревнования и академичные прыжки. Но Black Rock Studio, благодаря саундтреку с The Qemists, The Subways, We Are Scientists, The Subways, Pop Levi и Wolfmother, необычным машинам и захватывающим дух затяжным прыжкам, удалось сделать задорную гонку.

Motorstorm: Pacific Rift

Иные аркадные гонки выезжают на любопытной теме, весёлой физике — Motorstorm же захватывал сложностью и изобретательными трассами. Evolution перенесла соревнования экстремалов из калифорнийских каньонов первой части на тропический остров, проложила маршруты по пляжам, густым лесам, горам, пещерам и подножиям вулканов. Для разных дорог подходили разные машины бигфут разом перемахнёт через широкую реку, на мотоцикле проще промчаться по узенькому мосту рядом, спорткар лучше проедет по чаще, чем квадроцикл, на котором можно задеть ветку и разбиться.

Сложности добавляла агрессия оппонентов. Мотоциклист-соперник мог сбить вас с байка и погнать дальше, показывая неприличный жест. Наглецу на бигфуте ничего не стоило переехать другого гонщика в борьбе за лидирующую позицию, а водителю внедорожника — спихнуть противника в обрыв.

Особого драйва Motorstorm добавляли приятные мелочи. Задорный саундтрек, для которого звукорежиссеры игры записали свои ремиксы Nirvana, Aphex Twin и The Qemists (вдобавок к Queens of the Stone Age, David Bowie, Pendulum, Clutch и Slipknot). То, как на некоторых трассах участки с водой и лавой перегревали и охлаждали мотор машин, а в повторах красочно показывали разлетающиеся на мелкие детали авто. Как мультиплеер добавлял местным соревнованиям ещё больше веселья из-за непредсказуемости живых соперников.

Motorstorm до сих пор остаётся самой «адреналиновой» аркадой благодаря своим умным, но агрессивным соперникам и замысловатым трассам.

Split/Second: Velocity

Иногда гонкам просто не хватает хорошей постановки. Split/Second сама по себе неказистая, машинки в ней «дубовые» — почти брёвна на колёсах — которые и характера толком не проявляют, и в занос уходят с трудом.

Всё меняет подача. Мы участвуем в автошоу на выживание. Эффектные взрывы и аварии обеспечивают передаче зрелищность и рейтинги. Гонщики водят красиво, чтобы накопить очки на какой-нибудь впечатляющий «бабах». И тогда противников сносит огромный корабль в порту, на них обрушивается дамба, а перед вами открывается новая дорога и путь в лидеры.

Split/Second короткий, проходится часов за девять. Как и в конце сезона хорошего шоу вроде The Grand Tour, хочется ещё. Но, как бывает с недооцененными сериалами вроде «Светлячка», издатель (Disney) закрыл студию Black Rock из-за низких продаж игры и их оригинальных проектов мы больше не увидим.

Driver: San Francisco

В старых Driver форма брала верх над содержанием. Маслкары, с визгом жгущие резину в поворотах, атмосфера «Детектива Буллита», «Исчезающей точки» и британских детективных сериалов 1970-х годов — всё это завораживало сильнее рваного повествования, пустого города и кондовых перестрелок.

Driver: San Francisco — отличный пример того, что гонкам нужен хороший сюжет. Чаще всего история только слабо связывает набор соревнований, как в NFS: Run или The Crew.

Перенеся действие в солнечный Сан-Франциско, Reflections вспомнили главное — погони на авто они умеют делать лучше, чем симулятор бандита в духе GTA. За несколько сюжетных ходов разработчики отправили главного героя в кому и открыли простор для экспериментов в игре. Игрок мог вселяться в любого водителя в городе. Уже одна эта возможность захватывала — ведь вам были доступны все машины в округе!

Иногда это порождало смешные ситуации в побочных заданиях — когда, воплотившись в теле начинающего водителя, Таннер чертовски пугал сопровождавшего его инструктора искусным дрифтом. Но любопытнее было преследовать заклятого противника Джерико или его соратников в сюжетных заданиях, перескакивая из одной машины в другую или подстраивать аварии, вселившись в водителя грузовика.

Пускай всю историю игры можно описать в несколько предложений, это самый обоснованный случай добавления повествования в гонку.

Twisted Metal (2012)

В Twisted Metal стоит поиграть уже ради её уникальной концепции. Хороших гонок с оружием в принципе мало, а тут ещё и подходящий брутальный стиль.

Местные авто — безумные машины смерти. Фургончик мороженого, трансформирующийся в шагающего робота. Скорая помощь, запускающая в противников каталку с больным и бомбой. Два гигантских колеса с «запряжённым» между ними водителем, способные сливаться в одно шипастое. Все автомобили напичканы ракетницами и пулемётами, а управляют ими психи-священники, серийные убийцы-клоуны и сошедшие с ума байкеры.

Во времена первой и второй PlayStation перестрелки в любой из частей Twisted Metal были самым задорным развлечением для кооператива с друзьями. Выпуск 2012 года ничем не уступал в игровом процессе, кроме мультиплеера. Матчмейкинг переусложнили, сервера приходилось выбирать самостоятельно — это на консоли-то! Карты были слишком большие для шестнадцати человек, а противники — слишком живучие. В средней дуэли можно было несколько минут непрерывно вести огонь по неприятелю. Чтобы заинтересовать и увлечь игроков, проекту не хватало динамики.

И хотя с мультиплеером у Twisted Metal не задалось, он остаётся весёлой компанейской аркадой, и просто хорошей гонкой на выживание. При желании можно пойти дальше и проникнуться культовыми старыми частями — первой и Black, – Sony переиздавала их как на PlayStation 3, так и на PlayStation 4.

Trials Evolution

Серия Trials началась ещё в начале нулевых на мобильных устройствах под управлением Java. Наравне со многими она продолжала традиции игр по мотокроссу, заложенные в ExciteBike и Motocross Madness. Отличались маршруты: они были не искусственные, как в Elasto Mania и не простые и схематичные, как в Gravity Defied, а реалистичные. Со временем игра перебралась на консоли и ПК, обзавелась красивыми трёхмерными трассами с перспективой со стороны, но её суть осталась прежней.

В Trials, как и в настоящем мотокроссе, байкер едет по полосе препятствий и, управляя скоростью и весом мотоцикла, преодолевает расставленные на пути преграды из коробок, колёс и прочих объектов, въезжает на крутые склоны, перелетает с разгону пропасти.

В Evolution разработчики собрали по этой формуле самые изобретательные трассы в жанре. Искусственные препятствия из дров, металлолома или скал, разнообразили конструкциями с мёртвыми петлями, лифтами и качелями. Были и скоростные маршруты, на которых всё кругом взрывалось, а вы мчались и старались не разбиться на спусках, подъемах и в затяжных прыжках. В некоторых испытаниях нужно было проехать трассу внутри катящегося шара.

Во внутриигровом редакторе фанаты творили ещё более безумные вещи — у них получались треки на движущемся поезде, трассы, где мешал встречный ветер, они воссоздавали ExciteBike и пародировали Flappy Bird.

The Need for Speed: Rivals

Кошки-мышки с полицией — ключевую фишку NFS — переосмысливали два раза. Сначала ремейк Hot Pursuit 2010 года перенёс погони в онлайн. Затем NFS: Rivals, взяв все важные сетевые функции у предшественника, реализовала их в открытом мире — да так, что заслужила звание наследника самой первой Hot Pursuit. Как и в Most Wanted, сам по себе мир игры пуст и его наполняют не заданные, а случайные события — встречи с полицией. Только здесь это не обязательные для продвижения по сюжету испытания, а внешний раздражитель. Поймали — потерял все заработанные средства, не получится разжиться новой машиной или элементами тюнинга. У полицейских мотивация обратная — поймать гонщика и отнять куш.

Если в ремейк Hot Pursuit уже нет смысла играть из-за полупустых серверов, то Rivals хорош и без онлайна. Хотя всё же лучше успеть попробовать мультиплеер, пока он жив. В проекте осталась система Autolog с её социальными функциями осталась, но соревнования с друзьями за лучшие результаты в гонках отошли на второй план. После выезда из гаража, Rivals сразу загружала вас в сессию с другими игроками, а в гонках и свободной поездке постоянно попадались живые соперники и стражи порядка, что только добавляло непредсказуемости.

Серия Mario Kart

Любая Mario Kart важна не своими нововведениями, а потому, что это часть лучшей кооперативной серии гонок. Например, трассы в Mario Kart 8 стали чуть безумнее и порой извиваются не хуже, чем в TrackMania, а новая механика «боданий» с противниками, благодаря которой пострадавший от удара получал ускорение, меняла тактику ведения гонок. Но вы ничего не потеряете, если сыграете в прошлую часть на Wii или на 3DS. А в переиздании восьмого выпуска для Switch — только приобретёте (отточенный сетевой режим, героев из Splatoon и трассы, созданные специально созданные для режима сражений).

У каждой консоли Nintendo есть своя Mario Kart и основная суть не меняется от части к части. Персонажи игр компании гоняют на маленьких машинках и мотоциклах, таранят друг друга, кидают в противников черепах, разбрасывают по трассе бананы, собирают грибы-бонусы, чтобы ускориться.

Mario Kart не из тех гонок, в которую играют постоянно. Её покупают не для прохождения, а для того, чтобы состязаться в онлайне и на разделённом экране друзьями. Для этого нет аркады веселее.

Rocket League

Студия Psyonix ещё в Supersonic Acrobatic Rocket-Powered Battle Cars смешала в одной игре футбол и машины — два основных мужских хобби. Тогда проект затерялся из-за сложного названия и плохого продвижения.

Однако разработчики не сдались, отполировали механику, сменили название, рискнули в релизный месяц раздать игру бесплатно в PS Plus. В результате — более 10 миллионов проданных копий за два года и место в ряду киберспортивных дисциплин. Для индустрии Rocket League — идеальный пример работы над ошибками, прорыв проекта с простой, но выверенной концепцией в киберспорт.

Для нас с вами это задорная аркада с уникальной концепцией. Машинки не просто пинают мячик — они пулей носятся по полю, стенам и крышам местных стадионов, летают на реактивных двигателях, крутят в воздухе сальто и бочки. Это игра про то, как собрать свою команду (от двух до четырёх человек) по автофутболу и выступать с ней в сетевых матчах — веселья или победы ради.

Формально Rocket League не гонка, в ней не нужно приходить первым, показывать лучшее время, но от гонок в ней есть самое главное — машины и соревновательный дух.

TrackMania Turbo

Для фанатов серии TrackMania Turbo — повторение пройденного, выжимка лучшего из Nations, Sunrise и Stadium. Для всех остальных — стремительная гонка на время, бросающая вызов, и кооперативная забава. Заезды в TrackMania скоротечны, на один уходит от тридцати секунд до двух минут. Но каждый — это испытание из виртуозных виражей, которые уходят из одной плоскости в другую и закручиваются в мёртвые петли. Трассы игры по замысловатости напоминают американские горки, но на них не катаются, а соревнуются: изучают маршруты и оттачивают прохождение поворотов по идеальной траектории, чтобы домчаться по финиша ещё на одну сотую секунды быстрее.

Другая сторона TrackMania — кооператив. Он про веселье, про то, как управлять одной машинкой с двух геймпадов и синхронизировать действия, трюки и попытку остаться на экране, когда камера привязана к лидеру.

В мире, где кооператив всё больше уступает место сетевым соревнованиям, это, наравне с Mario Kart, лучшая гонка для вечеринки.

Forza Horizon 3

Игра-настроение, фестиваль музыки, гонок и просто большое автомобильное путешествие по Австралии. По местным лесам, полям, пустыне и побережью просто приятно ездить, любоваться пейзажами, смотреть, как восходит солнце, и мчаться навстречу закату. Но дело не только в красоте пейзажей открытого мира Forza Horizon — в нём кипит жизнь и есть море занятий.

По дороге от гонки до гонки не дадут заскучать полицейские радары, зоны скорости и дрифта, а где-то рядом, вне дорог, — трамплины. И результаты во всех испытаниях можно улучшать, пока не надоест или пока не пробьешься на вершину мирового рейтинга. Встречные гонщики рады посостязаться и в дуэлях: победив отдельных из них, можно сорвать хороший куш.

Forza Horizon 3 не заканчивается, когда пройдешь на золото всё гонки, чемпионаты и испытания, отыщешь все гаражи с раритетными автомобилями. Игрок — хозяин местного фестиваля и волен создавать свои соревнования, бросать вызов друзьям, чтобы те побили его результаты.

В любой момент игру можно продолжить проходить в сетевом кооперативе с товарищем и прогресс будет засчитываться обоим, а можно просто пойти в мультиплеер и состязаться с людьми. Можно заняться машинами: прокачивать их, создавать раскраски, участвовать в аукционах и постепенно формировать свою уникальную коллекцию.

В игре регулярно проходит событие Forzathon c заданиями — за их выполнение выдают редкие авто. С покупкой сезонного пропуска, откроется дорога к зимнему району Blizzard Mountain и трассам, похожим на Hot Wheels из одноимённых дополнений.

Словом, это бесконечное лето, которое не заканчивается, пока сам не поставишь в нём точку и не решишь двигаться дальше.

 
Источник: DTF

Читайте также