Канадцы принимали участие в съемке множества совместных картин с США, можно даже сказать, что делают они это регулярно, взять хотя бы относительно недавние «Джокер» и 1917. Фильмов снятых своими силами тоже хватает: «Убойные каникулы» — шикарная пародия на хорроры о живущих в глуши маньяках. Два первых «Куба» — пожалуй, лучшие представители жанра фильмов о группе людей, оказавшихся запертыми в странном месте. Отличный фильм с Бренданом Глисоном «Большая Афера«. Легендарный, в некоторых кругах, «Видеодром«.
Но большинство из этих фильмов во-первых, существуют для меня совершенно безотносительно страны, усилиями которой были произведены, а во-вторых, опять таки лично для меня, оказывались просто хорошими. Может быть даже замечательными и рекомендуемыми к просмотру. Но вот так, что бы зацепить какие-то более тонкие материи, оставить след в душе после просмотра — такого про них сказать не могу.
Но есть три фильма, которые существуют для меня именно как канадские и никакие другие, при упоминании кинематографа этой страны я сразу вспоминаю именно, и только их. Но что важнее — они оставили во мне какой-то отпечаток и всегда вспоминаются с особой теплотой. О них и хочу рассказать.
Моя жизнь без меня (2002)
Начну с этого фильма, что бы сразу разъяснить про 2,5 в названии. В моей памяти он был строго канадским, но оказалось что нет — канадо-испанский. Узнав об этом я даже хотел вычеркнуть его, но рука не поднялась. Три этих фильма существуют для меня будто бы вместе, этакий канадский след.
Раньше снимали множество фильмов о последних днях неизлечимо больных людей. Легендарные «Достучаться до небес«. «Пока не сыграл в ящик«, «Жизнь прекрасна«… И не смотря на то, что минимум два из вышеназванных трех фильмов просто отличные, и объективно, не зря заслужили большую популярность чем «Моя жизнь без меня», именно этот фильм на подобную тему стоит для меня особняком.
Главной героине 23 года, у нее есть две маленькие дочери, любимый и любящий муж и красивая история знакомства, когда на концерте группы Nirvana он отдал ее свою футболку, что бы она смогла вытереть почему-то полившиеся слезы. Она работает ночной уборщицей в университете, у него небольшой бизнес по постройке бассейнов, и даже не смотря на то, что живут они в трейлере стоящем на заднем дворе матери главной героини — они, кажется, по-настоящему счастливы.
После неожиданной потери сознания Энн оказывается в больнице, где единственное что ее беспокоит — передала ли медсестра ее матери, что нужно забрать дочерей. Диагноз сообщают в пустом коридоре: врач садится на соседний стул — за много лет практики он так и не научился сообщать пациенту, что жить ему осталось всего несколько месяцев, сидя напротив. На слова об опухоли обоих яичников, достигшей брюшной полости и затронувшей печень, Энн отвечает коротким но таким емким «вау», особенно сильно звучащим на фоне ее ответа на вопрос о возрасте, заданным парой минут раньше: она сказала не сколько ей, а сколько будет, должно бы было быть, в декабре.
О своем диагнозе она конечно же никому не говорит, а первым делом садится за банальное написание списка дел, которые нужно успеть сделать. И тут есть странный момент. В этот список входит такая вещь, как заняться сексом с кем-нибудь помимо мужа. Кроме него у нее никого не было и она хочет попробовать как это. Казалось бы всякая симпатия к ней должна напрочь пропасть — но как ни странно этого не происходит. Происходит изменение восприятия ее отношений с мужем: понимаешь, что если бы не диагноз, такая мысль ей в голову бы не пришла никогда, ну или как минимум ближайшие лет 10-15. Но не стану вдаваться в субъективные умозаключения.
Главной претензией же я бы назвал визуальное оформление записываемого Энн в дневник. Ничего нового — то, что она выводит ручкой на бумаге нам дублируют ванильным шрифтом на экране. И это очень сильно контрастирует с общим восприятием. Будто добавлено не авторами, а каким-то чудаком, решившим доработать прекрасную картину. Но это, понятное дело, придирка.
Реальное время (2007)
Зарисовка из жизни раздолбая по имени Энди, который задолжал всем вокруг, и однажды чаша терпения кредиторов переполнилась. Банальнейшая история. Из интересного обыгрывания такого сюжета мне вспоминается разве что «Ангел-А» Люка Бессона. Но там в качестве спасительного круга для заплутавшего героя выступает Ангел, в обличии красивой женщины, который пытается открыть герою глаза именно для того, что бы он смог разобраться со своими проблемами и начать вести нормальную жизнь. Здесь же, помочь понять всю никчемность своего существования вызывается тот, кому и предстоит пустить Энди пулю в лоб — Рубен. Чтобы он понял что-то, хоть в последний час. На то, что бы отправить зазнавшегося наглеца в могилу претендовали сразу несколько криминальных деятелей показанного нам городка. Но сильнее всех взять этот заказ желал именно Рубен.
Он знает Энди с малых лет, не как друг, а как… сторонний наблюдатель. То есть, вроде как, на протяжении своей жизни, изредка пересекаясь, видел как молодой парень спускает свою жизнь в унитаз, сливая все, в большинстве случаев занятые деньги, на азартные игры. Зачем ему же стараться открыть такому дураку глаза? Все очень просто. В том что из Энди вырос тот кто вырос он винит себя. Много лет назад, когда парень еще будучи школьником, только начинал влезать в долги, Рубен уже получал задание выбить из него нужную сумму и объяснить, что так поступать не стоит. Но тогда, по какой-то причине, он сжалился над ним и сам выплатил долг, что утвердило в молодом раздолбае чувство своей безнаказанности и правильности выбранного им образа жизни. Сломай он тогда ему пару костей, и возможно, жизнь сложилась бы совсем иначе.
И вот теперь, сидя в старом Линкольне, как бы милостиво давая еще один час жизни, который он мог бы потратить на совершенно что угодно, нам показывают, что этот час — Энди не в радость. Скорее наоборот — в наказание. И не потому что этот час предстоит провести в ожидании неминуемой расправы, а потому, что это просто еще один час с осознанием собственной никчемности. Только теперь в нее еще и тыкают пальцем.
К фильму можно выставить целый ряд претензий. Например встречаются ляпы, которые сложно не заметить. Логические нестыковки, которые так же, очень настойчиво пытаются обратить на себя внимание. Но сам фильм снят в такой манере, что создается ощущение, будто его авторы — твои знакомые, снимающие в первую очередь для себя. И на все, даже самые яркие минусы ты конечно пальцем укоризнено укажешь, но на общем впечатлении они не скажутся.
И да, настоятельно не рекомендую смотреть в озвучке. Она не отвратительная, но атомосферу рушить напрочь.
Спасение Бога (2008)
Главный герой — проповедник Армстронк Кейн, отсидевший пятнадцать лет за убийство. В тюрьме, как это водится — он обретает Бога и поле освобождения начинает проповедовать в церкви, в которой когда-то этим же занимался его отец. Район, где она находится не самый благоприятный, на каждом углу стоят барыги толкающие дурь, и с одним из таких, когда он спасает его от здоровенного парня с ножом — их пути пересекаются.
Эта сцена, можно сказать завязка, показывает зрителю, что за человек такой этот Кейн. Не еще больший здоровяк, который оказался в нужное время в нужном месте и просто не позволил случится убийству, а этакий голос разума прозвучавший не в голове, а вслух. Он хватает парня с ножом и на его «отпусти, сука», говорит
нож, после этого, конечно же, в ход не идет.
Мысль о том, что прежде чем сделать что-то, о чем в дальнейшем можешь пожалеть, нужно остыть и немного подумать, звучит в фильме не раз. Конечно же это банальная мысль, есть множество фильмов, в которых вокруг нее даже выстроен костяк сюжета. Но почему-то именно здесь она смотрится максимально гармонично, а персонаж из уст которого мы ее слышим — воспринимается именно как чувак повидавший некоторое дерьмо, а не актер играющий такого чувака.
Конечно же фильм о пасторе не мог не затронуть некоторые религиозные вопросы, хотя в данном случае скорее церковные. Один из персонажей, этакая звезда среди местных верующих, выступающий по телевизору, владелец самого большого местного храма, разъезжающий на новенькой «бэхе», при этом не знающий по именам даже десяти из своих прихожан.
Но суть сюжета, конечно, не в этом. Если совсем просто — это история о парне с района, который связался с продажей наркоты, и теперь, когда решил с этим завязать, выяснилось, что это не так и просто. Вроде банальнее некуда, но отчего-то воспринимается все это действо не так как обычно. Не так, как воспринимался бы подобный американский фильм.
Веру ни один из персонажей не навязывает. Более того, мало кто из персонажей здесь вообще верующий, а те, кто пытаются обрести Бога — по итогу этого так и не делают, хоть и посещают храм. Даже сам пастор, который, кажется всегда готов подставить другую щеку, достигнув своей точки кипения, позволяет себе взять возмездие в собственные руки. И именно этот момент, как мне кажется, был бы идеальным финалом. Но, увы, именно концовка фильма, является его слабой стороной. Там где уже можно было пустить титры, зачем-то была добавлена очень спорная сцена… Хотя для ярых любителей поспорить о правильности понимания концовки того или иного произведения, она, пожалуй, идеальна.