12 замечательных фильмов, чтобы влюбиться в немое кино

Если вы решили, что наступило время узнать с чего начинал свой путь кинематограф, этот список перенесет вас на целое столетие назад, в завораживающий мир немого кино, где вы получите массу удовольствия.

Цель списка – не рассказать о всех главных шедеврах того периода, но заинтересовать зрителей в дальнейшем исследовании немого (и не только) кино. Пристегните ремни, путешествие начинается…

Нетерпимость | Intolerance

1916 год. Режиссёр — Дэвид Уорк Гриффит, США

События этой грандиозной картины разворачиваются в 4-х разных эпохах: во времена древней иудеи и последних дней Христа, в эпоху падения Вавилона, в Варфоломеевскую ночь и в современность (для создателей фильма). Каждая из историй показывает природу и различные проявления нетерпимости.

«Нетерпимость» является одним из главных шедевров мирового кино, а ее режиссер Дэвид Уорк Гриффит одним из главных его новаторов. Этой и другими своими работами он внёс огромный вклад в то, что кино стали рассматривать не просто как развлечение, а как полноценный вид искусства, наравне с живописью, литературой, музыкой и т.д. Посредством нелинейного монтажа и других изобретённых или освоенных Гриффитом приёмов, ему удалось создать наполненное событиями и чувствами произведение.

Именно эта 3-х часовая эпопея наглядно показала мне, что немое кино по-прежнему заслуживает внимания всех, кому небезразлично искусство движущихся картинок.

Возница | Körkarlen

1921 год. Режиссёр — Виктор Шёстрём, Швеция

Согласно одной легенде, последний человек, умирающий в уходящем году, если он принёс много зла, весь следующий год будет прислуживать Смерти и перевозить в Призрачной Повозке души покойников в иной мир. И вот, в канун Нового года, один из повздоривших пьяниц умирает ровно в полночь…

Эту классическую картину не так давно мне посчастливилось посмотреть на большом экране. Основанный на произведении Сельмы Лагерлёф, фильм наследует повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе», являясь фэнтезийной философской притчей о переосмыслении жизни, о признании и искуплении своих ошибок. Грамотно используя визуальные и повествовательные приёмы, режиссер нагнетает волнующую атмосферу и создаёт наиболее благоприятные условия для погружения в эту отличную новогоднюю и рождественскую историю, актуальную для любого времени.

Носферату, симфония ужаса | Nosferatu – Eine Symphonie des Grauens

1922 год. Режиссёр — Фридрих Вильгельм Мурнау, Германия

Когда некий загадочный граф Орлок изъявляет желание приобрести себе дом в Бремене, живущего там Томаса Хуттера, который работает агентом по недвижимости, отправляют к нему в далёкую Трансильванию, чтобы уладить все вопросы. Встреча Томаса с графом положит начало череде ужасающих событий для него самого и для всего Бремена.

Настоящая классика жанра хоррор, один из главных фильмов немецкого экспрессионизма, обладающий жуткой и волнующей атмосферой, не потерявшейся с годами. Граф Орлок, он же Носферату, был просто идеально воплощён Максом Шреком, что сделало образ одним из каноничных воплощений вампира в мировом кино и за его пределами (стоит хотя-бы вспомнить роман Стивена Кинга «Жребий Салема» и телесериал «Штамм»). Как известно, картина является киноадаптацией «Дракулы» Брэма Стокера, но не официальной, т.к студии не удалось заполучить права на роман. Именно поэтому у основных персонажей, так же как и у самого Носферату, изменились имена. Чтобы получить максимум удовольствия от просмотра дома, советую смотреть в полной темноте.

Наконец в безопасности! | Safety Last!

1923 год. Режиссёры — Фред С. Ньюмейер, Сэм Тейлор, США

Молодой человек с большими амбициями переезжает в мегаполис, оставив дома родных и невесту. Мечтая сделать карьеру, ему удаётся устроиться лишь на низкооплачиваемую работу в универмаге тканей. Однако в переписке со своей возлюбленной, которой не терпится к нему переехать, он малость преувеличивает в рассказах о своих профессиональных достижениях.

У периода немого кино есть три величайших комика. И первым в этом хронологически выстроенном списке оказался Гарольд Ллойд, сыгравший в этой искрометной ленте, которая ни на минуту не даёт тебе заскучать, благодаря своей внутренней энергии и часто неожиданным гэгам. Многие из эпизодов прочно вошли в историю кино и десятилетиями обыгрывались разными режиссёрами. Наиболее известным примером является знаменитейшая сцена, когда герой повисает на стрелке часов высокой башни. Не нуждающийся в представлении Джеки Чан преобразил эту сцену в кульминационном моменте своего фильма «Проект А», подарив зрителям один из своих самых эффектных трюков.

Последний человек | Der Letzte Mann

1924 год. Режиссёр — Фридрих Вильгельм Мурнау, Германия

Главный герой зарабатывает на жизнь, занимая уважаемую должность портье в известном отеле. Но однажды его смещают и берут вместо него более молодого сотрудника. Из-за этого унижения он впадает в уныние и его жизнь стремительно меняется.

Ещё один фильм великого Фридриха Вильгельма Мурнау, попавший в этот перечень (хотя режиссёр достаточно рано ушёл из жизни, он подарил миру множество по-настоящему прекрасных картин). На этот раз не ужасы, а проникновенная драма, не нуждающаяся в интертитрах и поэтому почти полностью их лишённая. У «Последнего человека» потрясающая визуальная сторона, в первую очередь благодаря экспериментам в операторской работе. Карлу Фройду, как никому другому до него, удалось при помощи камеры отразить переживания и ощущения центрального персонажа, образ которого блистательно воплотил Эмиль Яннингс.

Бен-Гур | Ben-Hur: A Tale of the Christ

1925 год. Режиссёр — Фред Нибло, США

По нелепому стечению обстоятельств богатого еврейского юношу обвиняют в покушении на римского наместника, из-за чего он сам попадает в рабство, а его сестру и мать забирают в тюрьму.

Некоторые из вас сейчас подумали “Этот фильм же вышел намного позже, в цвете и со звуком” и вы, само собой, правы. «Бен-Гур» 1959 года, снятый Уильямом Уайлером, стал самой известной экранизацией одноимённого романа Лью Уолесса и одним из главных фильмов в жанре пеплум. Однако был у фильма и выдающийся предшественник, выпущенный за 34 года до этого. Именно его, так уж вышло, я увидел раньше. Должен сказать, эта эпичная история произвела тогда невероятно мощное впечатление, которое не смогла перебить картина Уайлера, несмотря на ряд улучшений и большую проработанность мира. Лента наполнена множеством эффектов того времени и масштабными декорациями, благодаря чему всё выглядит по-настоящему величественно. Однако во главе всего стоит личная история персонажа, за судьбой которого мы наблюдаем с неподдельным переживанием.

Генерал | The General

1926 год. Режиссёры — Бастер Китон, Клайд Брукман, США

Юного Джонни Грэя в армию Конфедерации не взяли, а его возлюбленная Аннабел Ли отвергает его, обозвав трусом. Тем не менее, он со своим «напарником» паровозом утирает всем нос, выигрывая сражение. Джонни воюет с угонщиками поезда, непослушной пушкой и непредсказуемой силой судьбы.

Бастер Китон и его полные зрелищных трюков фильмы стали для меня вероятно самым большим открытием немого кино. И моя любовь к его творчеству началась именно с этой эффектной военной комедии, настоящей классики вне времени. Большая часть событий разворачивается на железнодорожном пути, в постоянном движении, будь то стремящиеся вперёд поезда либо же энергичный главный герой и другие персонажи. Во время просмотра находишься в таком себе приятном волнении, следуя за героем, которому невозможно не сопереживать, проходя вместе с ним его яркие насыщенные приключения, сопровождаемые очень остроумными и в то же время крайне изобретательными сценами.

Без всяких снисхождений могу назвать «Паровоз Генерал» одним из своих любимых фильмов, а Бастера Китона (так же как и Чаплина, но о нём чуть позже) одним из своих любимейших актёров и кинорежиссёров.

Метрополис | Metropolis

1927 год. Режиссёр — Фриц Ланг, Германия

Метрополис – утопический город богатых людей, живущих в нём без горестей и забот. Однажды, развлекаясь в Вечных Садах, сын городского правителя Фредер замечает нескольких детей и девушку по имени Мария, в которую сразу влюбляется. Когда они внезапно исчезают, герой отправляется за ними и узнаёт пугающую правду, что утопичный город процветает за счёт рабского труда рабочих, живущих под землёй бедной и беспросветной жизнью.

Предполагаю, что почти каждый из вас наверняка слышал хоть раз об этой кинокартине. Классическая антиутопия одного из главнейших режиссёров немецкого экспрессионизма Фрица Ланга. Ещё один фильм, поражающий своим масштабом, сделанным без применения даже не маячившей на горизонте компьютерной графики, а с использованием лишь практических эффектов, сложных декораций и визуальных ухищрений. Лента опередила своё время, благодаря волнующей визуальной составляющей и важному гуманистическому посылу, по прежнему актуальному и для нашего времени.

Люди искусства | Show People

1928 год. Режиссёр — Кинг Видор, США

Молодая девушка приезжает в Голливуд в надежде стать известной драматической актрисой, но оказывается, что это не такая уж и простая задача. Однако встреча с комедийным актёром маленькой студии всё меняет.

Эта комедийная мелодрама одного из классиков голливудского кино Кинга Видора показывает, какое влияние может оказать на человека неожиданная слава, как изменить отношение к окружающим его людям. Истории, рассказанной простым универсальным языком, с легкостью удаётся погрузить зрителя в происходящее, а высмеивание разнообразных штампов тех лет добавляет картине остроты и хорошенько веселит. Всё это способствует приятному времяпрепровождению часа с небольшим, за которые пролетает фильм. Особенно если вам интересно, как было устроено кинопроизводство Голливуда в дозвуковую эпоху.

Человек с киноаппаратом

1929 год. Режиссёр — Дзига Вертов, СССР

Человек с киноаппаратом снимает людей, места, объекты. Кинокамера является действующим лицом самого процесса съёмки: в воздухе, под землёй, в самой гуще событий. Киноглаз, который наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию.

Изначальная идея для этой экспериментальной документальной картины Дзиги Вертова принадлежала его брату и оператору Михаилу Кауфману. Он хотел в красках показать, в чём заключается профессия кинооператора. Однако режиссёр задумал из этого сделать нечто совершенно иное. Он решил наглядно продемонстрировать, что кино — это удивительное изобретение конца XIX века — можно по праву называть новым видом искусства, со своим уникальным набором выразительных средств и приёмов, которые принципиально отличают его от всего прочего. Стоить заметить, у него это получилось сделать очень изящно. Больше расписывать не буду, ведь это именно тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Напоследок только дам совет смотреть ленту в сопровождении Alloy Orchestra. То, как они обогатили происходящее музыкой и звуковыми эффектами, заслуживает отдельных оваций.

Ящик пандоры | Die Büchse der Pandora

1929 год. Режиссёр — Георг Вильгельм Пабст, Германия

Лулу – легкомысленная и крайне привлекательная девушка. От её очарования не могут устоять ни мужчины ни женщины, чем она без стеснения пользуется, не задумываясь о возможных последствиях.

Этот фильм я посмотрел совсем недавно, в рамках исследования темы. И для меня стало полной неожиданностью то, насколько сильно он на меня подействовал, какой эмоциональный опыт подарил. Причины этого можно искать и в сюжете, вроде и простом, но ювелирно расставляющем акценты, что рождает неизгладимое впечатление во время и после просмотра. И в исполнительнице главной роли Луизе Брукс – прекрасной актрисы, обладающей магнетической красотой и обаянием, что было здесь крайне уместным. А также в музыке (существует несколько вариантов музыкального сопровождения), которую написал болгарский композитор Димитар Пенчев в 2002 году и которая, усиливая погружение в происходящее на экране, стала для меня важной частью этой невероятной картины.

Огни большого города | City Lights

1931 год. Режиссёр — Чарльз Чаплин, США

Скитаясь по улицам города, Маленький Бродяга встречает красивую девушку, торгующую цветами. За свои последние деньги он покупает у неё цветок, но вдруг замечает, что девушка слепа и что по ошибке приняла его за богатого герцога. Желая всячески помочь милой цветочнице, Бродяга пускается на поиски денег, впутываясь в разнообразные эксцентричные приключения.

Вот мы и подошли к вероятно величайшему комику мирового кино и самому известному герою представленного списка. И среди его полной настоящими бриллиантами фильмографии я выбрал одну из лучших романтических комедий всех времён. Трогательная история бродяги и слепой цветочницы, наполненная запоминающимися эмоциональными и весёлыми сценами, до сих пор вдохновляет и воодушевляет зрителей со всех уголков планеты. «Огни…» снимались тогда, когда в кино уже несколько лет как пришёл звук. Однако фильм по большей части все же является немым, но с уместными для сюжета звуковыми эффектами и музыкой, которую написал сам Чалпин, будучи также талантливым и в этом.

Рекомендуется к просмотру как взрослым, так и детям. А ещё лучше, для усиления эмоций, смотреть его в кругу семьи. Лучшей «вишенки на торте» для завершения этого списка и не придумаешь.

 

Источник

Читайте также