11 хороших фильмов из Южной Кореи — глазами корейского зрителя

Что смотрят и особенно почитают в Южной Корее.

Бум южнокорейского кино стал неожиданностью для всех, кроме самих жителей полуострова. То, что сейчас наблюдает весь мир — это результат, к которому планомерно шла страна, развивая национальную киноиндсутрию.

Начиная с 1966 года в Южной Корее действуют экранные квоты, которые несколько раз количественно менялись, но работают до сих пор. Таким образом страна продвигает корейские фильмы, которые обязаны крутить в кинотеатрах не менее 73 дней в году. С одной стороны, эта мера защищает рынок от интервенции иностранных фильмов, с другой — убивает всякую конкуренцию.

Сами корейцы говорят, что в 1970-х годах они почти не видели необходимости снимать своё кино — в стране был бум фильмов из Гонконга, их актёры были эталоном для всей азиатской публики. В 1980-х годах на рынок пришло голливудское кино, а позже — японское. И только в начале 1990-х в корейскую киноиндустрию стали вкладывать деньги. А в 2000-х годах в неё пустили иностранный капитал. Поэтому для корейцев нет ничего удивительного в мировом успехе их современного кинематографа.

Составляя этот топ, мы привлекли жительницу Южной Кореи и преподавателя корейского языка Хиджин Пак (Heejin Park). Она рассказала нам, какое южнокорейское кино предпочитают сами корейцы.

Интересно, что список включает в себя относительно новые фильмы: самый старый — 1998 года. Хиджин не вспомнила ни одной раритетной картины — для большинства жителей страны кинематограф начался именно в конце 1990-х годов.

«Вторжение динозавра» (2006)

Страшное чудовище рождается в водах реки Ханган, куда было вылито большое количество формальдегида. Жители страны напуганы и пытаются спрятаться от монстра.

Среди пропавших без вести — 14-летняя девочка. Узнав, что она всё ещё может быть жива, её семья — хозяева обычной закусочной на берегу, — бросаются её спасать. Они не рассчитывают на помощь армии или полицейских: без специальной подготовки и оружия, рискую жизнью, семья сражается в одиночку.

Оригинальное корейское название фильма — «Чудовище», — для англоязычной публики было переведено как «Хозяин», а для русскоговорящих зрителей — «Вторжение динозавра». Это третий фильм Пон Чжун Хо (режиссёр фильма «Паразиты»), на съёмки которого, по корейским меркам, была выделена огромная сумма — 11 миллионов долларов. Картина собрала в восемь раз больше — 89 миллионов.

На момент выхода в прокат, «Вторжение динозавра» стал самым кассовым фильмом в Южной Корее, собрав более 13 миллионов зрителей. Публике понравилось яркое балансирование на грани, между хоррором и комедией. Удачно в сюжет вплели и традиционную корейскую тему — отношения нескольких поколений одной семьи.

Фильм частично основан на реальных событиях: в 2000 году американский военнослужащий на базе в Сеуле отдал приказ спустить в канализацию 120 литров формальдегида, который попал в воды реки Ханган. Для страны это был громкий политический процесс, потому что несмотря на вынесенный корейским судом приговор, американцу удалось избежать наказания.

Когда Пон Чжун Хо смотрел эти новости по телевидению, он сразу для себя решил, что это может быть отличной завязкой к его фильму о монстре. Впрочем, режиссёр в интервью всегда подчёркивал, что фильм не антиамериканский. В нём достаточно критики и собственного коррумпированного правительства, которое обманывает и преследует граждан, вместо того, чтобы защищать их от чудовища.

Несмотря на спецэффекты и монстра на экране, для Пон Чжун Хо было важным подчеркнуть, что внутри каждого человек дремлет своё собствённое чудовище, с которым тоже надо бороться.

Вопреки классическим фантастическим боевикам, во «Вторжении динозавра» нет супергероя, который спасает мир. Как всегда в своих фильмах, режиссёр ставит на первое место обычную корейскую семью, которая сражается в первую очередь за своего родного человека, и потом уже с монстром.

«Таксист» (2017)

В Корею приезжает немецкий журналист, который хочет осветить творящиеся беспорядки в Кванджу. За большую сумму денег его вызывается отвести в город сеульский таксист, который не догадывается об истинной цели визита гостя. Когда в Кванджу становится известно о прибывшем иностранном журналисте, военные отдают приказ любой ценой остановить его и отобрать всё, что ему удалось заснять.

Юрген Хинцпетер был единственным журналистом, кому удалось стать очевидцем событий. Его репортаж облетел весь мир. Спустя 23 года он был награждён правительством Южной Кореи за помощь в установлении демократии в стране. До конца своей жизни репортёр пытался разыскать помогшего ему сеульского таксиста, но так его и не нашёл.

Корейский «Таксист» основан на реальной истории, с которой хорошо знакомы жители страны. Он стал самым кассовым фильмом 2017 года и был выдвинут от страны на премию «Оскар», но не попал в шорт-лист.

Для понимания сюжета картины нужно окунуться в историю Южной Кореи. В 1979 году директор ЦРУ страны, как он позже признался, из-за патриотических чувств, застрелил президента Пак Чон Хи. Убитый глава государства имел репутацию выдающегося политического лидера, который поднял экономику на небывалую высоту. Именно ему приписывают авторство «экономического чуда» — когда из бедной, разрушенной войной сельскохозяйственной страны, Южная Корея превратилась в высокоразвитое, технологическое государство с высоким уровнем жизни.

Однако сами корейцы признавали, что Пак Чон Хи был диктатором, подавлявшим права граждан и допустившим чудовищную коррупцию с репрессиями в стране. После его смерти власть перешла к главе Комитета национальной безопасности, генералу Чон Ду Хван, который ввёл в стране военное положение.

1980 год был для Южной Кореи поворотным: от него зависело, по какому пути пойдёт дальнейшее развитие полуострова. В ответ на действия новой власти по стране прокатились акции протестов, в основном среди студентов, которые хотели отмены военного положения и требовали вернуть страну на путь демократии.

Один из таких митингов в городе Кванджу закончился трагедией — на подавление акции была направлена армия. В результате почти десятидневных столкновений, по официальным данным, было убито чуть более 200 человек, не неофициальным — в десять раз больше.

Во время правления Чон Ду Хвана было принято считать, что это было прокоммунистическое выступление антисоциальных элементов общества. Правительственные меры считались оправданными и единственно возможными. После его ухода с поста президента митинги в Кванджу стали называть народным восстанием против авторитарного режима правления.

Фильм имеет важное значение, так как основан на реальной истории. Но делает его особенным актёр Сон Кан Хо, который сыграл главную роль в картине. Во всех его работах ему хочется верить.

Хиджин Пак

«Экстремальная работа» (2019)

Пять не самых удачливых копов заваливают задание за заданием. Но вот, по наводке коллеги, они нападают на след наркоторговцев. В качестве основной зацепки есть ресторан, где банда всегда покупает еду на вынос. Неожиданно копы покупают заведение, чтобы разместить в нём штаб и наблюдать за преступниками. Для отвода глаз они начинают готовить курицу по рецепту родителей одного из полицейских.

Фастфуд оказывается настолько вкусным, что слава о нём гремит на весь город, и в ресторан стекаются толпы клиентов, которые только отвлекают полицейских от их основной работы.

«Экстремальная работа» сейчас — самая успешная и популярная комедия у корейской аудитории. При бюджете в 5,8 миллионов долларов фильму удалось заработать более 120 миллионов.

Несмотря на огромное количество комедийных картин про незадачливых полицейских, авторам удалось придумать оригинальную историю, в которую попадают местные стражи правопорядка. Забавна как сама ситуация, так и актёрская игра, которая весьма типична для азиатского кинематографа — актёры активно используют мимику, ужимки, жестикуляцию.

После релиза вокруг ленты начались споры об уникальности сюжета, ведь за год до этого в Китае вышел похожий фильм «Лобстер-коп». Однако никакой борьбы за авторские права не случилось — обе ленты были разработаны в рамках программы по развитию китайско-корейского кинематографа.

Американский актёр и комик Кевин Харт настолько вдохновился «Экспериментальной работой», что пообещал переснять корейскую комедию, чтобы её смогло увидеть ещё большее число людей.

«Контакт» (1997)

Он работает радиоведущим и до сих пор страдает по любимой девушке, с которой расстался шесть лет назад. Однажды кто-то передаёт ему пакет с записью группы The Velvet Undergound. Он надеется, что это посылка от его бывшей девушки, и ставит в эфире одну из их песен.

Она в сложный момент своей жизни слышит эту песню по радио и пишет письмо по электронной почте на радиостанцию с просьбой повторить этот трек ещё раз. Он уверен, что это его бывшая, и аккуратно включается в электронную переписку.

В реальности же каждый из героев — участник любовных треугольников: он крутит отношения с двумя дамами с работы, а она тайно влюблена в парня своей лучшей подруги. Им нечего терять и они с головой уходят в виртуальный роман.

Любовная мелодрама «Контакт» — типичный пример корейского кинематографа старой эры. Фильм достаточно статичен, события в нём развиваются медленно. Да и сама главная тема сейчас кажется безнадёжно устаревшей. Картина снята во времена, когда интернет ещё был по модему, поэтому для корейского зрителя она уже считается классикой.

По «Контакту» виден уровень кино, которое раньше снимали в Южной Корее. Тем не менее, эта трогательная, сентиментальная история задевает за живое, и её до сих пересматривают в стране.

Хиджин Пак

«Ода моему отцу» (2014)

Во время эвакуации в процессе Корейской войны семья главного героя разбивается. Молодому парню приходится взять на себя заботу родственниках, в то время как его отец и младшая сестра теряются. Осознав свалившуюся на него ответственность, юный герой проходит стандартный для того временить путь — от немецких шахт до Вьетнамских лесов. Все эти годы он не оставляет надежды найти своего отца.

Несмотря на то, что «Ода моему отцу» не основана на конкретной реальной истории, фильм базируется на настоящих событиях, случившихся в Корее. На примере одной обычной семьи показана судьба целых поколений.

Во время Корейской войны небольшой портовый северокорейский город Хыннам эвакуировали. В суете и суматохе многие семьи разделились, а добравшись до Южной Кореи, не смогли найти друг друга. Лишь спустя десятилетия, в 1980-х годах, телевидение запустило программу по поиску пропавших во время эвакуации родственников.

Но тогда, в 50-х, оказавшись в чужой стране без средств к существованию, беженцы брались за любую самую тяжелую работу, чтобы прокормиться. Корейская молодёжь бежала в Германию — работать в шахтах или больницах. Согласно только официальной статистике ассоциации корейских рабочих, на заработки в те годы уехали почти 8 тысяч шахтёров и более 11 тысяч медсестёр.

Кроме того, многие корейцы уходили наёмниками на Вьетнамскую войну. Военный контингент Южной Кореи был тогда самым большим иностранным присутствием после американского — 300 тысяч человек за все годы войны. Так что когда «Ода моему отцу» вышла на экраны, огромная часть населения узнала в киноистории свою семейную драму.

«С богами: Два мира» (2017)

Пожарный спасает ребёнка, но погибает сам. К нему являются три ангела смерти и объясняют, что теперь у него начнётся другая «жизнь». Мужчине даётся 49 дней, за которые он с помощью ангелов должен присутствовать на семи судах. В конце его ждёт приговор, который огласит — переродится его душа или нет. На первый взгляд, пожарный — идеальный кандидат для реинкарнации, но так ли это на самом деле, решат боги.

Фентези-фильмы «С богами: Два мира» и его продолжение «С богами: последние 49 дней» снимались друг за другом. Оба они созданы по веб-комиксу, который публикуется с 2010 года. Частично первый фильм был снят за счёт китайской стороны — продюсерская компания Alpha Pictures вложила в съёмки 2,2 миллиона долларов.

Кино очень удачно соединило в себе голливудские визуальные эффекты и сюжет из азиатской культуры. С одной стороны, это фильм для подростков и молодёжи — в нём много экшена, компьютерной графики, с другой — благодаря своему смыслу, он привлекателен и для более зрелого зрителя.

Критики писали, что в фильме слишком много персонажей и сюжетных линий — это чуть ли не единственный недостаток фильма. Видимо, авторы оставляют для себя возможность снять целый цикл на заданную тему, но зрителю с первого раза может быть тяжеловато разобраться в творящемся на экране.

«Убийство» (2015)

События фильма развиваются в 1930-х годах, когда Корея была японской колонией: кино показывает, разумеется, корейскую точку зрения на события тех лет. Главный герой руководит одной из группировок сопротивления и собирает наёмников для устранения некоторых японцев из верхушки правления.

Сложно описать сюжет без спойлиров, поэтому просто отметим, что в лучших традициях военных фильмов, в картине будет предатель, поэтому никому из персонажей ленты верить нельзя.

Как и у многих других наций, у корейцев есть важные темы, на которые надо говорить даже спустя много лет. Одна из таких болезненных тем — время, когда Корея была японской колонией, с 1910 по 1945 год. Страна обрела суверенитет только после капитуляции Японии во Второй Мировой войне.

Пришедшие к власти в Корее японцы в 1910 году реформировали страну — школьное образование стало доступным и обязательным для всего населения, появился первый университет. Но несмотря на огромный экономический прогресс и улучшение жизни в стране, корейцы подвергались постоянной дискриминации по национальному признаку.

С самого начала протектората корейское население пыталось сопротивляться: пиком протеста стал 1919 год, когда случилось антияпонское восстание, вовлекшее около двух миллионов человек. После поражения многие корейцы бежали в Китай, а Токио смягчился и направил руководить Кореей единственного невоенного губернатора.

Впрочем, японская сторона сделала много полезного для полуострова, например, заменила народную медицину, которая привела страну к чудовищной низкой средней продолжительности жизни — 22 года, на европейскую: в стране стали открываться поликлиники и госпитали. Для индустриализации Кореи были направлены тысячи японских специалистов, открыты сотни заводов и фабрик.

Но в начале 1930-х годов власть в Японии оказалась в руках военных, и Токио ужесточил политику в Корее, сменив губернатора. Во всех государственных учреждениях был запрещен корейский язык, в том числе в школах. Официальным языком стал японский.

Активно внедрялась японская религия синто. Любая корейская оппозиция жёстко подавлялась. Многочисленные заводы и фабрики были переориентированы на снабжение японской армии и флота. Корейское население безжалостно использовалось как дешёвая рабочая сила.

До сих пор корейцы и японцы не пришли к единому мнению, как относиться к тому периоду. Корейская сторона уверена, чтобы это была оккупация и геноцид, а японская считает свою роль неотъемлемой в развитии полуострова во всех областях жизни.

«Адвокат» (2013)

Предприимчивый юрист берётся только за дела, сулящие материальную выгоду. Для своей деятельности он выбрал наиболее простое направление — помогать богатым клиентам решать вопросы с налогами. По старой дружбе он соглашается навестить сына-студента своей знакомой в тюрьме.

Видя, в каком состоянии находится невиновный человек, юрист неожиданно берётся за безнадёжное дело. Отсутствие опыта в уголовных делах вместе с нестандартным мышлением могут стать его единственным оружием в продажном суде.

К слову, фильм основан на реальной истории о том, как адвокат стал президентом.

«Адвокат» — очередная драма по реальным событиям, и чтобы её понять, нужно знать предысторию. Президент Южной Кореи Чон Ду Хван не был самым авторитарным правителем в истории страны. Тем не менее, будучи бывшим руководителем местного ЦРУ, он беспрепятственно сажал любого, кто, как ему казалось, мог представлять опасность для его власти.

Забегая вперёд отметим, что в 1996 году он был обвинён в коррупции и взяточничестве и приговорён к смертной казни, которая позже была изменена на пожизненное заключение. Потом осуждённый экс-президент и вовсе был помилован. Однако долг стране в размере 370 миллионов долларов он и его потомки обязаны отдавать до того момента, пока он не будет окончательно выплачен.

А в 1979 году, придя к власти с помощью военного переворота, Чон Ду Хван безжалостно преследовал инакомыслие и отправлял подозреваемых в секретную тюрьму с пытками, без суда и следствия. В начале 1980-х годов в рамках очередной «охоты на ведьм» полиция арестовала 22 протестующих корейцев, среди которых были студенты, преподаватели, участники книжного клуба. Их обвинили в симпатиях к Северной Корее и готовили к каторге.

Несколько адвокатов взялись защищать обвиняемых. Дело стало одним из самых известных по борьбе за права человека. Группу юристов возглавил Но Му Хён (в 2003 году он стал 9-м президентом Южной Кореи), а в помощниках у него был Мун Джэин (нынешний глава страны). Фильм «Адвокат» частично основан на этой реальной истории, но с вкраплениями выдуманных деталей и событий.

«Шири» (1999)

Северокорейских разведчиков забрасывают в Южную Корею в качестве «спящих агентов» — самой лучшей в группе считается девушка-снайпер. Через несколько лет на поимку шпионки в Сеуле бросаются два лучших южнокорейских агента. Осложняет их работу то, что девушка сменила внешность и никто не знает, кого теперь надо искать.

«Маленькая рыбка потопила “Титаник”», — писали в корейской прессе после премьеры «Шири». Национальный боевик обошёл в прокате голливудский фильм-катастрофу.

Шири — это название рыбы, обитающей в корейских водах, которая не знает границ и заплывает как на северную, так и на южную части. Когда её вылавливают, рыбаки понятия не имеют, с какой стороны она приплыла. Ещё одна особенность шири — это то, что она живёт только в чистейшей воде и гибнет в замутнённой.

Фильм «Шири» — знаковый для корейского кинематографа. Картина обозначала новый для индустрии путь в сторону рыночной конкуренции. До этого кино снималось только для местного потребителя и полагалось на систему экранных квот в стране. Неудивительно, что в качестве первого фильма был выбран зрелищный боевик, снятый по всем канонам Голливуда.

Тема тоже была выбрана одна из самых выигрышных — холодная война между Северной и Южной Кореей. Режиссёр и сценарист «Шири» — Кан Джегю, — вписал в сюжет надежду, что страны, быть может, когда-то снова объединятся. Северокорейские спецагенты хоть и показаны негодяями, но, судя по некоторым репликам в фильме, им тоже не чуждо всё человеческое. Немыслимая храбрость для корейского кинематографиста, которая ещё за несколько лет до создания фильма не прошла бы жесточайшую цензуру.

«Шири» стал примером того, как надо снимать кино, чтобы оно могло соревноваться с иностранными картинами и было интересно не только азиатскому зрителю. В 2009 году на основе этого фильма был снят популярный корейский сериал «Айрис».

«Битва за Мёнрян» (2014)

Переломным моментом в ходе японско-корейской войны стала битва в проливе Мёнрян — ей фильм и посвящён. Бесспорное боевое превосходство было на стороне японской армии, но не зря гениальный адмирал Ли Сун Син там много времени посвятил изучению навигации, приливам, отливам, силе течения. Сами воды были на стороне корейцев.

Историческая военная драма «Битва за Мён Рян» основана на реальном событии, о котором знает каждый корейский школьник. Ли Сун Син — непобедимый адмирал и олицетворение храбрости и патриотизма в стране.

В конце 16 века японское правительство собрало сидевших без дела самураев, чтобы по морю вторгнуться и завоевать сначала Корею, а затем и Китай. Изначально японский император предложил Корее мирным путём пропустить их в Китай, но полуостров отказался, после чего японские войска в 1592 году за 20 дней продвинулись вглубь страны и захватили Сеул.

Последующие несколько лет японское и китайское руководство обсуждали мирный путь решения вопроса, при том, что война между ними велась на территории соседнего государства — Кореи. Талантливый полководец Ли Сун Син не верил в мирное завершение ситуации и всё это время продолжал строить и оснащать корабли, обучать и готовить солдат к войне.

Адмирал уже успел проявить себя в боях с Японией, за что получил огромную поддержку в стране от военных и народа. Такой сильный лидер мог стать конкурентоспособным политиком, так что с помощью провокации Ли Сун Сина арестовали и разжаловали до солдата. Пришедший на его место флотоводец был разгромлен японской армией, это при том, что под его командованием было около 170 кораблей. Из боя вернулось только 10.

Тогда корейская власть и вспомнила о Ли Сун Сине и мгновенно вернула его на позицию командующего. Именно ему удалось совершить «корейское чудо» — с трудом собрав 13 кораблей, он выступил против японского противника, у которого их было более 330.

Ли Сун Син — национальный корейский герой и гениальный военный стратег. Его до сих пор почитают в стране. Кроме того его сыграл очень уважаемый в Корее актёр — Чхве Мин Сик.

Хиджин Пак

«Паразиты» (2019)

Молодой бедняк приходит работать учителем английского языка в богатую семью. Обманным путём у него получается трудоустроить в дом всех своих родственников. Режиссер задаётся вопросом, кто на самом деле в этой ситуации паразиты — бедняки, устроившиеся на работу в роскошный особняк, или бездельники-богачи, которые и шагу ступить не могут без помощи своей прислуги.

«Паразиты» — это местами злая, местами комедийная сатира на чудовищное расслоение корейского общества. На данный момент — самый титулованный корейский фильм: проще перечислить награды, которых у него нет. Триумф начался с дебюта на Каннском кинофестивале, а потом впервые в истории премии «Оскар» в 2020 году награду получила корейская картина.

Кроме классической номинации за лучший фильм на иностранном языке, впервые иностранная лента взяла главный приз в самой престижной категории за лучший фильм. Также Пон Чжун Хо получил «Оскар» за режиссуру и лучший оригинальный сценарий.

Интересно, что на американскую кинопремию был номинирован монтажёр фильма Ян Джин Мо, который, по его собственному признанию, редактировал фильм в программе Final Cut Pro, которую компания Apple прекратила поддерживать ещё в 2011 году, на компьютере, где последнее обновление программного обеспечения было в 2014-м.

Вообще, в работе над фильмом было много парадоксов — например, дом главных героев сконструировали для картины полностью с нуля, а когда эскизы показали настоящему архитектору, он сказал, что ни один нормальный человек не будет себе строить такое жильё.

На съёмочную площадку принесли мусорный бак из очень богатого корейского дома, цена которого составляла 2300-2500 долларов. Мусорка беззвучно и очень мягко открывалась, и была сделана из высокотехнологичного материала. Легендарный Пон Чжун Хо чуть ли не больше всего переживал в фильме за этот бак, который предстояло вернуть хозяевам. В интервью он честно признавался, что не понимает, кто может платить такие деньги за мусорку, которая, в конечном итоге, воняет, как любая другая.

Парадоксы работы над фильмом обусловлены столь же противоречивой темой в основе сюжета. Очень богатая семья бездельников и нищие работяги, которые разными способами пытаются подняться по социальной лестнице. Кстати, лестница в фильме сыграла символическое значение — она показывает разрыв между двумя семьями.

#корейскоекино #топы #мнения

 

Источник

Читайте также

Меню