Официально считается, что столетие 14-го короткометражного фильма Китона должно быть 21-го июля 1922 года — но на самом деле, вроде бы впервые, «Кузнеца» показали 11 июля в кинотеатре «Либерти» в Питтсбурге, штат Пенсильвания.
Вдохновением для «Кузнеца» Китону явно послужил его хит времен водевиля — стихотворение «Деревенский кузнец» Генри Уодсворта Лонгфелло, которое Бастер с огромным успехом декламировал, когда ему было 12.
«Над сельской кузницей каштан
Раскинул полог свой.
Кузнец — могучий великан
С железною рукой.»
Весной 1922 года, Китон вернулся к неудачной работе и в апреле завершил вторую версию — вместо сцены пачкотни лошади он вставил погоню с изобретательными гэгами, сделал внезапную романтическую линию чуть более логичной и слегка обновил подводку к финалу, в общей сложности заменив около 5 минут готового фильма. В результате получилась легкая и динамичная короткометражка с мультяшными гэгами и необычайно умной лошадью-модницей, с которой Бастер волшебным образом находит общий язык. Погоня, которую Китон вставил в новой версии, может похвастаться довольно смелым по тем временам гэгом о примиряющей силе красоты — Бастер, как и преследующий его с явно нехорошими намерениями кузнец, оказываются так захвачены зрелищем силуэта раздевающейся в окне девушки, что на время забывают о разногласиях и даже заботятся о том, чтобы соседу было удобнее смотреть.
Во время той же погони появляется картонный рекламный автомобиль “Бессмысленная шестерка” — в противовес популярной на тот момент рекламе автомобилей Оакленд с шестилитровым двигателем под названием “Разумная шестерка”. Заканчивается «Кузнец» автобиографичной шуткой про брак и крушением поезда, почти идентичным “самой дорогой сцене немого кино” из грядущего “Генерала” — правда, поезд пока игрушечный.
Обновленный “Кузнец” вышел на экраны в июле 1922 года и на сей раз получил теплый прием у прессы и публики, но его приключения на этом не закончились. Когда в 1950-х Китон вместе с коллекционером Реймондом Рохауэром начал поиски своих фильмов по всему свету, копия “Кузнеца” отыскалась в потайном хранилище бывшей монтажной когда-то построенной Китоном Итальянской Виллы — только это оказалась первая, дорелизная версия, забракованная критикой. Именно в таком виде “Кузнец” обрел повторную известность, привычно считаясь одной из самых слабых работ Китона. Однако, в 2013 году везучий аргентинский коллекционер Фернандо Пена, за пару лет до этого подаривший миру полную версию “Метрополиса” Фрица Ланга, отыскал среди купленных на аукционе катушек 8-мм копию второй, итоговой версии “Кузнеца”. Узнав об этом, Серж Бромберг, основатель и руководитель Lobster Films (французской компании, занимающейся сохранением и реставрацией немого кино) наконец-то решил проверить, какие же варианты фильма хранятся у него — и выяснил, что многие годы был обладателем полноценной 35-мм копии его финальной версии. Впервые “Кузнец” в его законченном виде попал к широкой аудитории только в 2016 году.
____________________
*Из биографии Китона Марион Мид родился миф, что эта машина — подаренный Китонам на свадьбу родней Натали Роллс-Ройс; на самом деле это довольно старый Пирс-Эрроу, который купили специально для фильма, чтобы сломать
P.S. Наша версия совершенно уникальна и собрана из «новой» версии 2016 года, в которой пропало вступление, и версии, известной ранее — именно в таком виде, насколько мы можем судить, фильм и шел в кинотеатрах.
P.P.S.Первую версию фильма с отличиями примерно в 6 минут и замечательной музыкой от нашей подписчицы Angelin Fonda можно посмотреть здесь.
#БастерКитон #BusterKeaton #Бастерология #1922_Кузнец #БастерРеставрации