10 жанров кино, о существовании которых вы и не подозревали

Что такое мамблкор и чикфлик, чем истерн отличается от тямбара и где зародилось кино белых телефонов? Разбираемся в малоизвестных жанровых определениях и, разумеется, умничаем в комментариях.

10 жанров кино, о существовании которых вы и не подозревали

Благодаря недавно вышедшему «Бэтмену» Мэтта Ривза, «нуар» стало словом месяца по версии всех кинокритиков DTF. Одни благодаря Бэтмену это слово узнали в принципе, другие — в каждой статье, посвященной фильму, справедливо добавляли к определению «нуар» приставку «нео…».

Давайте разберемся, а какие еще редкие или просто любопытные поджанры кино, о которых мы с вами могли не подозревать, существуют.

Итак, пополняем свой кино-глоссарий десятком умных слов! Разумеется, поправляйте, дополняйте и еще любые другие –яйте меня в комментариях.

Только, пожалуйста, помните, если для вас какое-то понятие давным-давно известно, это не значит, что о нем знают все окружающие.

1. Пеплум

Происхождение термина: то ли от латинского, то ли от древнегреческого слова, означающего «верхняя одежда» (женская; потому если вздумаете гуглить слово «пеплум» без контекста — не удивляйтесь). Иногда на английском жанр называют «sword&sandal» («меч и сандалии», по аналогии с фэнтезийным «меч и магия»).

В чем особенность: пеплум – это историческое кино, в основе сюжета которого обязательно лежат библейские или античные истории, при этом пеплум необязательно должен быть исторически достоверным. Помимо этого, фильмы это всегда масштабные, с большим количеством массовки и эпичными батальными сценами, поэтому пеплумы обычно — весьма продолжительное кино.

Краткая история жанра: первыми представителями жанра являются снятые еще в 20-х годах прошлого века черно-белые немые фильмы: итальянская «Кабирия» (1914) и американский фильм «Нетерпимость» (1916). Расцвет же пеплумов пришелся на 50-е, когда итальянская киностудия Чинечитта, прозванная «Голливудом на Тибре», сняла полсотни «исторических» фильмов, где Геракл, например, успевал разгромить заговор Атлантиды против человечества, совершить путешествие к центру Земли и свергнуть тирана в Вавилоне.

По другую сторону океана тем временем снимали культовую картину «Бен-Гун» и «Клеопатру» с Элизабет Тейлор в главной роли, которые стали символом высокобюджетного кино на долгие десятилетия вперед. Стоившая в производстве безумные 44 миллиона долларов (напомню, дело было в 1963 году), «Клеопатра» собрала в прокате всего 33 миллиона, и, хотя и взяла 4 Оскара, стала основной причиной заката классической эпохи пеплумов.

Вторую жизнь жанр получил в 2000 году, когда Ридли Скотт выпустил своего сверхуспешного «Гладиатора». На волне успеха «Гладиатора» появились «Троя» и «Александр», а затем еще с дюжину фэнтези, в основном на тему древнегреческих мифов («Битва Титанов», «Война богов: Бессмертные» и прочие), однако почти все они в прокате провалились, и с середины прошлого десятилетия жанр снова канул в небытие.

Ктстати, к жанру пеплум при желании можно отнести и миллеровские «300 спартанцев», и «Страсти Христовы» Мэла Гибсона.

Самые знаменитые фильмы:

Бен-Гур (1959)

Клеопатра (1963)

Гладиатор (2000)

2. Тямбара

Происхождение термина: слово «тямбара» происходит от «тянтян-барабара» — таким словосочетанием описыватся звук мечей в бою. Собственно, тямбара можно перевести с японского как «бой на мечах».

В чем особенность: тямбара — японский жанр историко-приключенческого кино, рассказывающего о самураях. Это своего рода аналог американских вестернов в японской культуре.

Краткая история жанра: Первые тямбара были еще немыми и озвучивались специальным закадровым рассказчиком, бэнси, который в обязательном порядке присутствовал на каждом японском киносеансе и пояснял зрителям происходящее на экране.

На развитие жанра большое влияние оказала Вторая мировая война, а потому для тямбара характерны общая мрачность и сцены насилия, а героям свойственны глубокие душевные раны или физические увечья.

Жанр популяризовал знаменитый Акира Куросава. Большинство его фильмов — об одиноких ронинах, не желающих хвастаться своими боевыми заслугами, и озабоченных тем, чтобы свои таланты убийц скрыть. При этом они решают свои проблемы, в основном, с помощью насилия, а поскольку являются самураями без хозяина — вольны поступать так, как диктует их собственная совесть.

Своего пика популярности жанр достиг в 70-е годы.

Самые знаменитые фильмы:

Семь самураев (1954)

Бандиты против самураев (1978)

Затоiчи (2003)

3. Мамблкор

Происхождение термина: от анлийского «mumble» — «бормотание». Термин «мамблкор» был придуман звукорежиссером Эриком Масунагой в 2005 году, когда его попросили в общих чертах описать несколько фильмов, показанных на одном из кинофестивалей.

Позже был введен в употребление термин «mumblegore» — это мамблкор с элементами фильма ужасов.

В чем особенность: мамблкор — это поджанр независимого кино, для которого свойственны крайне маленький бюджет (при этом мамблкор часто намеренно выглядит дешево), участие, в основном, актёров-любителей, а также натурализм и естественность диалогов. В некоторых мамблкор-фильмах вообще отсутствует прописанный сценарий и значительную роль играет импровизация.

Для мамблкора также характерен «натуральный» звук, не обработанный никакими редакторами, что, собственно, во многом и послужило поводом для названия.

Поскольку все вышеперечисленное относится, скорее, к технике кинопроизводства, чем к самому жанру, то проще всего описать мамблкор-фильм как «разговорная драма».

Краткая история жанра: корни жанра можно отследить до французской новой волны 60-х годов и фильмов Эрика Ромера. Фильм «Манхэттен» Вуди Аллена 1979 года многие называют «крупнобюджетным голливудским предшественником мамблкора», а первым классическим мамблкор-фильмом — картину 2002 года «Смешно, ха ха» режиссера Эндрю Буджальски, который считается «крёстным отцом мамблкора». Помимо Буджальски, сегодня к признанным мастерам жанра относят, например, Линн Шелтон, братьев Дюпласс или Ри Руссо-Янг.

Самые знаменитые фильмы:

Манхэттен (1979)

Смешно, ха ха (2002)

И смех, и грех (2009)

4. Истерн

Происхождение термина: от английского «eastern» — «восточный», по аналогии с «western» — «западный».

В чем особенность: истерн — это советский приключенческий фильм, действие которого происходит на юге страны — в Средней Азии, на Кавказе (по аналогии с Диким Западом) или же в Сибири, и чаще всего — в период Гражданской войны начала XX века.

Иногда среди западных критиков для обозначения подобных фильмов, снятых в СССР, использовался термин «красный вестерн». Хотя более корректное использование такого определения — это обозначение фильмов, снятых в странах социалистического блока (СССР, Чехословакия, ГДР, Румыния и т.д.) и рассказывающих, наоборот, о приключениях на Диком западе. К таким картинам можно отнести, например, комедию «Лимонадный Джо», «Человек с бульвара Капуцинов» или практически всю фильмографию Гойко Митича.

Краткая история жанра:

Истерны (в отличие от «красных вестернов») — продукт исключительно советского кинематографа. Многие из этих фильмов имеют явный отпечаток влияния вестернов: погони и перестрелки, лошади, явное деление персонажей на «хороших» и «плохих».

Поскольку действие большинства истернов происходит во времена Гражданской войны, то, как и в вестернах, в советских приключениях практически всегда противопоставляются две воинствующие стороны: белые против красных (по аналогии с ковбоями и индейцами в вестернах) . Как вы понимаете, роль «хороших» в советском кино всегда отдавалась красным, а характерными чертами картин являлась пропаганда государственной идеологии и официальной линии партии: симпатия к трудящемуся классу, идеи, что светлое будущее вот-вот наступит, надо только «добить буржуев», отрицательные образы капиталистов и так далее.

С наступлением перестройки актуальность истернов естественным образом устремилась к нулю.

Самые знаменитые фильмы:

Неуловимые мстители (1966)

Белое солнце пустыни (1969)

Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)

5. Масала

Происхождение термина: масала — это индийская смесь специй.

Полагаю, любой, хоть раз побывавший на Гоа (или в любой другой, менее туристической части Индии), пробовал масала ти и чикен масала, май френьд.

В чем особенность: масала в контексте кинематографа — это самый популярный жанр индийского кино, в котором одновременно сочетаются боевик, комедия, драма и, разумеется, танцы, а сам фильм снимается в различных живописных и красочных местах.

Именно благодаря тому, что множество различных жанров и элементов в картине смешиваются в одну жгучую смесь, подобное кино и получило свое название.

Краткая история жанра:

По самой распространенной версии, первым масала-фильмом стала картина «Найти друг друга» режиссера Насира Хуссейна, снятая в 1973 году. После успеха фильма, Хуссейн поставил производство масала-кино на поток, и к нему, разумеется, моментально присоединились другие киноделы.

Знаковой для жанра стала картина «Амар, Акбар, Антони», а благодаря подобным фильмам в индийском кино 70-80-х годов появилось несколько суперзвезд: Дхармендра, Амитабх Баччан (это мужчины) и Шридеви (это красавица-женщина).

По некоторым оценкам, сегодня до 80% болливудских фильмов снимаются в жанре масала, а, например, знаменитый «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла многими критиками также считается представителем именно масала-кино.

Самые знаменитые фильмы:

Амар, Акбар, Антони (1977)

Непохищенная невеста (1995)

Миллионер из трущоб (2008)*

*по мнению некоторых критиков

6. Комедия о возобновлении брака

Происхождение термина: буквальный перевод английского «comedy of remarriage», никакой лингвистической загадки тут нет, так что перейдем сразу к пояснению термина.

В чем особенность: уникальная для кинематографа история, родившая отдельный поджанр кинокомедий. Все дело в том, что в 1930 году в Америке был принят так называемый кодекс Хейса (Кодекс Американской ассоциации кинокомпаний, если официально), в котором были прописаны этические нормы производства фильмов в Голливуде. Кодекс с середины 30-х годов стал неофициальным, но вполне действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США. То есть снимать кино, не соответствующее кодексу Хейса, конечно, было можно, но у таких фильмов не было шансов выйти в прокат в кинотеатрах, которые принадлежали членам ассоциации кинокомпаний.

В кодексе, в частности, был прямой запрет на любую обсценную лексику (мат, по-простому) и даже использование таких слов как «Бог«, «Иисус» и «ад«, если только они не произносятся в контексте каких-либо религиозных обрядов.

Разумеется, под запрет попадало все, что связано с наркотиками, сексуальными извращениями и оскорблением религии. Помимо прямых запретов, в кодексе был целый свод того, что в фильмах можно, но крайне не рекомендуется демонстрировать. И именно из одного из таких пунктов и вырос поджанр комедий о возобновлении брака.

Кодекс Хейса крайне не приветствовал любые темы сексуальных взаимоотношений в фильмах, особенно вне брака. Ни о каких любовных треугольниках и прочих супружеских изменах, весьма распространенных для кинематографа сюжетах, как вы понимаете, не могло быть и речи. И тогда сценаристы придумали хитрых ход: главные герои подобных фильмов разводились в начале картины, а затем уже флиртовали с незнакомцами, водили романы, не рискуя навлечь на себя гнев цензуры, и в конце фильма вновь возвращались друг к другу.

Краткая история жанра: название жанру дал публицист Стив Кавелл, который написал цикл статей, исследующих тему, а затем выпустил книгу «Стремление к счастью. Голливудская комедия о возобновлении брака».

Многие критики Кавелла при этом отмечают, что все приведенные им в качестве примера фильмы можно отнести просто к жанру эксцентрической комедии, а основной элемент, определяющий поджанр «комедий о возобновлении брака» — взаимодействие персонажей друг с другом именно как мужа и женой — встречается лишь в 2 из 7 картин, которые подробно разбирает в своей книге Кавелл.

Как бы то ни было, во времена активного действия кодекса Хейса (30-40 годы XX века) ход с временным разрывом отношений действительно имел место во многих картинах. А совсем недавно ведущий кинокритик The New York Times Энтони Скотт и вовсе заявил, что знаменитый фильм «Вечное сияние чистого разума» — это пример жанра «комедии о возобновлении брака» в XXI веке.

Любопытно, что киностудии стали отказываться от устаревшего кодекса Хейса лишь в 60-е, а официально он был отменен только в 1967 году.

Самые знаменитые фильмы:

Это случилось однажды ночью (1934)

Филадельфийская история (1940)

Вечное сияние чистого разума (2004)*

*есть мнение

7. Чикфлик

Происхождение термина: «chick» («цыпленок» или «цыпочка» по-английски) в переносном значении используется так же, как и в русском языке — для обозначения молодой девушки. «Chickflick» — разговорный англицизм, в буквальном переводе — «кино для цыпочек». В широком смысле слова означает любое кино или телепрограмму «для девочек«, представляющую мало интереса для мужской аудитории.

По аналогии с чикфлик, существует понятие чиклит («chicklit») — для обозначения такого же рода литературы.

В чем особенность: чикфлик — жаргонный термин, который чаще всего употребляют в уничижительном значении, для характеристики фильма, ориентированного в первую очередь на женскую аудиторию.

Безусловно, к чикфликам относятся все фильмы, выпускаемые специально ко дню Святого Валентина. Однако, чикфлик — это не обязательно только романтическое кино, подобные фильмы могут быть сосредоточены на отношениях внутри семьи или между друзьями, но при этом практически неизменным атрибутом любого чикфлика является личная драма и эмоциональное повествование, а также наличие главного женского персонажа.

Разумееется, представители современного феминистского сообщества крайне негативно относятся к использованию подобного термина в «официальной» кинокритике, справедливо замечая, что чикфлик — это попытка объединить интересы всего женского пола в один-единственный жанр.

Краткая история жанра: термин «чикфлик» начал широко использоваться в конце XX века. При этом одним из первых представителей этого жанра считается классический фильм золотого века кино «Завтрак у Тиффани», которому свойственны многие признаки чикфлика: одиночество главной героини, навязчивый материализм и хэппи-энд.

Помимо этого, до эры «Завтрака у Тиффани» женский образ в американском кино был принципиально иным: женщин изображали сперва жертвами-домохозяйками (в период 20-30-х годов), затем как сексуальную угрозу (нуар 40-50-х годов), а после — как работящих матерей, переживающих последствия войны (50-е).

Эпоха 80-90-х стала золотым периодом для чикфликов, появилось множество фильмов, смоделированных по лекалам Золушки («Красотка», «История вечной любви») или навеянных шекспировскими произведениями («Она — мужчина» или «10 причин моей ненависти»). При этом нельзя сказать, что чикфлики — это только легковесное светлое кино. Экранизации многих серьезных романов также могут быть отнесены к категории чикфликов: «Рассказ служанки», «Маленькие женщины» или «Острые предметы».

Самые знаменитые фильмы:

Завтрак у Тиффани (1961)

Красотка (1990)

Дьявол носит Prada (2006)

Сумерки (2008)

8. Блексплотейшн

Происхождение термина: «blaxploitation» — термин, получившийся от объединения слов «black» (чёрный) и «exploitation» (эксплуатация).

Слово было придумано главой лос-анджелесского отделения Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения и бывшим киножурналистом Джуниусом Гриффином.

В чем особенность: blaxploitation — это этнический подвид более широкого жанрового понятия exploitation (эксплуатационное кино) — фильмов, эксплуатирующих какую-либо популярную тему в целях быстрого заработка. Эксплуатационное кино может быть любого жанра, от комедий до фильмов ужасов, главное — привлечь зрителей яркими постерами, сенсационной рекламой и, зачастую, значительным количеством секса и насилия в самом кино.

Соответственно, blaxploitation-кино — это фильмы, ориентированные на чернокожую аудиторию, действие которых почти всегда происходит в гетто, главными героями выступают черные наркоторговцы, убийцы или сутенеры, а противостоят им продажные белые копы и политики. Помимо этого, именно в blaxploitation-фильмах впервые стали звучать фанк и соул.

Краткая история жанра: blaxploitation появился в США в начале 70-х годов, но всю историю жанра я, с вашего позволения, приведу ссылкой, на DTF уже была подробная статья на эту тему от другого автора, там все рассказано:

Самые знаменитые фильмы:

Шафт (1971)

Сутенёр (1973)

Детектив Шафт (2000)

Джанго освобожденный (2012)

9. Скринлайф

Происхождение термина: от английского «screen life» — «жизнь на экране».

В чем особенность: скринлайф — это формат кино, где все события происходят полностью на экране компьютера или смартфона. И здесь мы, на удивление, впереди планеты всей, поскольку главным идейным вдохновителем и популяризатором скринлайфа не только в России, но и во всем мире, является Тимур Бекмамбетов.

При этом, скринлайф — это скорее не жанр, а форма подачи информации и способ повествования, сам по себе скринлйф-фильм может быть любого жанра, хоть комедией, хоть фильмом ужасов, хоть детективом.

Краткая история жанра: истоки скринлайфа как некой иммерсивной подачи сюжета стоит искать еще в псевдодокументалистике и фильмах в жанре «потерянная плёнка» (знаменитая «Ведьма из Блэр» как прородитель и самый яркий представитель жанра).

Первым скринлайф-фильмом считается французская мелодрама 2000 года «Влюблённый Тома», рассказывающая о последствиях компьютеризации общества. Зрители видят весь фильм глазами главного героя и лишь то, что происходит на экране его компьютера.

В 2015 году Бекмамбетов выступил идейным вдохновителем фильма ужасов Лео Габриадзе «Убрать из друзей», который при бюджете миллион долларов смог собрать в прокате 64 миллиона.

Три года спустя Бекмамбетову снова удалось сорвать банк с помощью еще одного, даже более успешного скринлайфа: триллер «Поиск» с Джоном Чо в главной роли при бюджете в 700 тысяч долларов (по некоторым источникам 1 миллион) собрал в прокате 75 миллионов.

После такого успеха Бекмамбетов всерьез взялся за формат и анонсировал какое-то немыслимое количество проектов в формате скринлайф, в приложении Snapchat успел выйти сериал о зомби-апокалипсисе Dead of Night (если хоть кто-то из вас его смотрел, отпишитесь, пожалуйста, в комментариях, как он вообще), а во время пандемии и локдауна в России было выпушено больше десятка различных скринлайф-сериалов.

Самые знаменитые фильмы:

Влюбленный Тома (2000)

Убрать из друзей (2015)

Зона комфорта (2020)

10. Кино белых телефонов

Происхождение термина: буквальный перевод с итальянского «cinema dei telefoni bianchi».

В чем особенность: кино белых телефонов — это период, длившийся в итальянском кинематографе с 1936 по 1943 годы. Своим названием период обязан присутствием в кадре белых телефонов, которые в те годы считались символом достатка и признаком высокого социального статуса, в отличие от гораздо более распространённых телефонов чёрного цвета.

Краткая история жанра: как и часть других приведенных в статье терминов — это не жанр в строгом смысле этого слова, однако почти всегда кино белых телефонов — это консервативная итальянская комедия конца тридцатых — начала сороковых годов, пропагандирующая семейные ценности.

Иногда такие фильмы еще называли «венгерскими комедиями», поскольку многие сценаристы были венгерского происхождения, или же «кино деко» — из-за дорогих, взятых в аренду декораций в стиле ар-деко.

Кино белых телефонов считается историками ни много, ни мало элементом пропаганды фашистского режима Муссолини — в те годы большинство граждан Италии жили бедно, и такие отвлечённые комедии о красивой жизни усыпляли недовольство мирного населения. Для воинствующей же части итальянцев пропаганда была более прямолинейной, вроде фильма «Кондотьеры».

Сюжет подобных картин чаще всего следует шаблону «Золушки», «Принца и нищего» или других сказок, демонстрирующих в конце повествования социальную идиллиию. Магнат, который женится на простой девушке из деревни, миллионер, который притворяется нищим и готов озолотить любого, кто проявит к нему в таком виде заботу и сострадание, и другие подобные истории были основной жанра.

Помимо прочего, кино белых телефонов лишний раз напоминало зрителям о существующей жесткой социальной иерархии в обществе, подчеркивая ее важность и «правильность» текущего распределения общественных благ. «Не раскачивайте лодку, товарищи», говорил с экрана зрителям каждый подобный фильм.

С 1936-го и до падения режима Муссолини было снято более 150 картин, которые можно отнести к «кино белых телефонов«. С учетом действующей на тот момент жесткой цензуры, жанр был явно любим режимом.

Разумеется, по окончании Второй мировой войны подобные фильмы резко перестали появляться на экранах итальянских кинотеатров.

В 1976 году вышла ироничная комедия «Белые телефоны» о симпатичной и доступной девушке Мачелле, которая, в погоне за счастьем и стремлении стать кинозвездой, готова стать любовницей самого Муссолини, но на пути к своей мечте ей придется переспать не с одним негодяем-продюсером и побывать в публичном доме.

Самые знаменитые фильмы:

Дам миллион (1935)

Бродячая свадьба (1936)

Но это несерьёзно (1937)

Делитесь в комментариях, какие еще интересные поджанры, термины и периоды в мировом кинематографе вы встречали; разумеется, это статья лишь малая часть того, что можно рассказать.

Спасибо, что прочитали.

#лонгрид #кино #подборка #жанры

 

Источник

Читайте также