В течение декабря мы рассказывали вам о главных фильмах и играх, основных трендах 2017 года и его самых заметных провалах и открытиях. Но теперь пришло время поговорить о лучшем, что было в ушедшем году, о том, из-за чего этот год приятно вспоминать, тех достижениях в мире технологий, игр, кино, сериалов и комиксов, которые выделяют 2017-й на фоне других календарных дат, о тех событиях и явлениях, за счет которых год останется в истории и массовой культуре. Мы решили провести этот разговор в формате классических «десяток», ранжированных от худшего (в рамках этого топа!) примера к лучшему. В этом материале речь пойдет о десятке лучших сериалов по мнению ведущего раздела «Кино и сериалы» Александра Башкирова и редактора раздела «Комиксы» Дениса Варкова (с которым мы совместно освещаем большую часть телевизионных новинок).
10. «Очень странные дела 2» (Stranger Things 2)
Александр Башкиров
Братья Даффер пишут и снимают свой сериал с огромным профессионализмом. Это действительно скорее очень длинный полнометражный фильм — не подкачавший сиквел вашего любимого подросткового сайфая 80-х, — чем второй сезон сериала. Что именно во втором сезоне сделано настолько круто, Саша Трофимов рассказывал и в рецензии, и в рекомендациях подарков на Новый год.
От себя добавлю, что меня и в первом, и во втором сезонах Stranger Things не устраивает только одно: неторопливость развития действия. Дафферы всякий раз умудряются отложить все самые важные события на последнюю пару-тройку серий. То есть и первый, и второй фильмы на самом деле двухчасовые — с дико затянутыми прологами к основному действию.
В результате получился далеко не такой хороший сериал, какой мог бы быть — но возможно, что эта подчеркнутая неторопливость действительно облегчает вхождение в мир среднему зрителю, и именно из-за нее Stranger Things пользуется такой дикой популярностью.
Денис Варков
Второй сезон сериала «Очень странные дела» получился таким же качественным, как и первый. Если вы остались в восторге от группы подростков-гиков, атмосферы небольшого американского городка в 80-х и Одиннадцатой с ее суперспособностями, то второй сезон предлагает ровно все то же самое с минимальными нововведениями.
Новые герои гармонично вписываются в историю, пасхалок и отсылок стало в несколько раз больше, а сюжет развивается неспешно, не предлагая практически ничего кардинально нового. Самой интересной серией стала та, которая меньше всех понравилась фанатам – седьмая. Это сольная история Одиннадцатой, пытающейся узнать больше о своем прошлом. Эта серия выносит действие за пределы города Хокинса, показывая другой город и нового персонажа, которого мы еще увидим в будущих сезонах.
«Очень странные дела» – это очень милый сериал о дружбе, соперничестве и первой любви. А еще это смешной и живой сериал, а дети, безусловно, отлично справляются со своими ролями. И если за это сериал нужно похвалить, то вот его мистическая сторона за два сезона была достаточно слабо раскрыта, поэтому все самое интересное только впереди.
Хочется верить, что Netflix нас не обманет, и мы действительно получим еще два сезона, с которыми эта история и закончится. И точно также хочется, чтобы создатели сериала братья Мэтт и Росс Дафферы не боялись экспериментов в следующих сезонах «Очень странных дел».
9. «Каратель» (The Punisher)
Александр Башкиров
Отличный сериал от Netflix — уже и не думал, что у меня когда-нибудь будет повод написать эти слова. Тем более супергеройский! Тем более по комиксам Marvel!
Сам по себе The Punisher не представляет ничего оригинального — просто весьма неплохо написанный, снятый и сыгранный сериал про личную войну крутого бывшего спецназовца со спецслужбами, на которые он раньше работал. Таких произведений много — и в книгах, и в кино, и в других сериалах. Но сам факт, что перед нами сериал по комиксам (да еще на фоне «Защитников» и «Железного кулака»), придает «Карателю» определенный ореол в духе:
Не каждый год такое снимают!
Более конкретно я хвалил «Карателя» в открытиях года, Александр Трофимов — в рецензии.
8. «Легион» (Legion)
Александр Башкиров
В «Открытиях года» я уже объяснял, почему «Легион» — лучший сериал по комиксам в год, когда большинство супергеройских проектов вышли откровенными фэйлами. То, что Ной Хоули смог написать и снять такой пилот к супергеройской мыльной опере само по себе повод включить «Легион» в наш топ — пусть даже весь остальной сезон, на мой взгляд, не дотягивает до этого сверхвысокого уровня.
Денис Варков
Сериал «Легион» – это весьма неожиданный эксперимент от Fox, доказывающий, что даже из комиксов про Людей Икс можно сделать необычный и стильный сериал. История Дэвида Хеллера в сериале была заметно изменена, подробнее об этом мы рассказывали здесь.).
Самый необычный мутант в комиксах Marvel (внутри бедного Дэвида уживается несколько сотен личностей, каждая из которых обладает своими суперспособностями) стал звездой самого странного сериала о мутантах. Уважая первоисточник (в сериале очень много пасхалок и отсылок), «Легион» многие вещи рассказывает по-своему, решаясь на радикальные эксперименты. Например, здесь полностью изменили биографию Хеллера (в комиксах он сын Профессора Икс), дали ему в антагонисты главного врага его отца (Король теней) и окружили местным аналогом Людей Икс, придуманными специально для сериала.
При этом, «Легион» – это, конечно, в первую очередь история Дэвида Хеллера, и актер Дэн Стивенс прекрасно справился с ролью, передавая своей игрой замешательство, сомнение в реальности происходящего и местами откровенное безумие персонажа. При этом, нельзя не отметить замечательную Обри Плаза в образе Ленни Баскер и очаровательную Рэйчел Келлер в роли Синди Баррет.
Этот сериал стоит посмотреть даже если вы не любите мутантов, потому что он удивительно красиво снят (отдельная благодарность Ною Хоули), в нем потрясающая стилизация и саундтрэк, который вкупе с весьма запутанным сюжетом не заставит вас заскучать.
7. «Американская история ужасов: Культ» (American Horror Story: Cult)
Александр Башкиров
Седьмой сезон «Американской истории ужасов» — отличный пример сериала, который начался очень слабо (даже по меркам «Истории»), но постепенно набирал обороты и закончился лучшим финалом года.
Тут случай противоположный «Рику и Морти»: положительное впечатление весь сезон (который можно считать отдельной мини-серией) оставляет именно из-за концовки. Из-за последней пары серии «Культа» забываешь, каким неровным был весь сезон с его прыжками между героями и вихлянием из политической сатиры в сплаттерпанк в духе романов Брета Истона Эллиса.
Более подробные мысли о финале и сериале в целом читайте в моей рецензии.
6. «Рассказ служанки» (The Handmaid’s Tale)
Александр Башкиров
Про свирепую антиутопию Брюса Миллера я уже подробно рассказывал в главных открытиях в мире сериалов за 2017 год. Не буду повторяться: это высший класс, высший сценарный и режиссерский пилотаж, изумительные актерские работы Элизабет Мосс, Джозефа Файнса и, особенно, Алексис Бледел в роли девушки из Сопротивления.
На шестом месте сериал только потому, что это работа в одном жанре — очень мрачной драме, — без каких-либо экспериментов по смешению эмоций, юмора и трагедии, отличающих вышестоящие работы. Но в целом — обязательно посмотрите.
5. «Охотник за разумом» (Mindhunter)
Александр Башкиров
Сериал Дэвида Финчера про охоту на главных маньяков конца 70-х обосновался ровно на середине этого топа потому, что его главные достоинства — его же основные недостатки. Все написано и снято просто невероятно круто — профессионально, компетентно, с вниманием к мельчайшим деталям. Но это же внимание к бытовым мелочам не дает нормально развиваться действию, сезон увязает в технических деталях организации нового отдела ФБР, блуждает по темным уголкам психики главных героев, с которыми, собственно говоря, еще не успело произойти ничего особо интересного.
Все дело в том, что Mindhunter — предельно точная адаптация документальной книги Джона Дугласа, основателя отдела бихевиористики современного ФБР и протипа героя Джонатана Гроффа (а также Джека Кроуфорда в «Молчании ягнят»). Из книги берутся отдельные абзацы и раздуваются на целую серию — а то и на две-три. Но при этом профессия у героев Гроффа и Холта Маккэллэни просто безумно интересная, они — американские ведьмаки, разъежающие по маленьким городам и помогающие местной полиции искоренять монстров.
Вот как описывает свою работу в книге сам Дуглас:
Через какое-то время начинаешь чувствовать себя Шэйном или Одиноким Рейнджером — приезжаешь в город, помогаешь местным, потом молча уезжаешь, выполнив работу. Иногда мне хотелось оставить ребятам серебряную пулю — чтобы было что вспомнить.
Ну и, как я уже писал, реализм в Mindhunter беспрецедентный: впервые в истории телевидения и кино показано, как приезжие агенты ФБР ничем не могут помочь с одним из преступлений.
4. «Вражда» (Feud: Bette and Joan)
Александр Башкиров
Я уже рассказывал о новом проекте Райана Мерфи, создателя «Американской истории ужасов», каждый сезон которого посвящен какому-то реальному конфликту известных людей. Второй сезон будет посвящен принцу Чарльзу и принцессе Диане. Первый рассказывает о Джоан Кроуфорд и Бетт Дэйвис на съемках хоррора Роберта Олдрича «Что случилось с Бэби Джейн?».
Весь сериал безумно качественный, но на столь высокую позицию в топе его поднимает серия And the Winner is…, рассказывающая о вручении «Оскара» в категории «Лучшая актриса» в 1963 году. Все дело в том, что Дэйвис за «Бэби Джейн» на премию американской киноакадеми выдвинули, тогда как Кроуфорд — нет. Но «Оскара» в ту судьбоносную ночь получила вовсе не та актриса, что вы думаете.
Вся серия — колоссальный пример психологической манипуляции, личного конфликта, перешедшего все разумные границы и ставшего причиной одного из самых мерзких событий в истории мирового кино. С первой до последней секунды режиссер, сценаристы и актеры эпизода безжалостно вытаптывают в зрителе веру в человечество, искусство, личные и профессиональные отношения.
Те серии «Вражды», что нам показали раньше, нужны для того, чтобы оправдать эту тактику выженной земли под светом оскаровских софитов. Те, что нам покажут позже, — чтобы у вас совсем не пропало желание когда-либо еще смотреть «Оскары», фильмы или сериалы.
3. «Мистер Робот» (Mr. Robot)
Александр Башкиров
В 3 сезоне «Мистера Робота» американский сценарист и режиссер Сэм Эсмейл написал и снял пару серий, затмивших все, что я видел в этом году в сериалах с живыми актерами. Беда лишь в том, что Эсмейл совершенно не умеет делать сериалы.
«Мистер Робот» — типичная работа телевизионного сценариста-дебютанта, который учится писать и снимать качественное телевидение прямо на наших глазах. Это, конечно, хорошо, но почему мы три года должны ходить на сценарные и режиссерские курсы вместе с мистером Эсмейлом вместо хорошего сериала?
Первый сезон «Робота» — сосредоточенный на третьестепенных персонажах провал, который вытащил только ряд потрясающих сюжетных поворотов. Второй — гораздо более качественный сезон, где, к сожалению, есть всего полтора не очень убедительных твиста. В третьем сезоне общее качество серий выше, чем у первого, а внезапность и жесткость твистов более высокие, чем у второго. Это уже почти можно смотреть целиком — и я не исключаю, что к 4 сезону у Эсмейла получится действительно качественная и цельная работа.
Но пока что «Мистер Робот» проигрывает сериалам не менее талантивых людей, которые уже десятки лет занимаются американским телевидением на профессиональной основе.
2. «Молодой Шелдон» (Young Sheldon)
Александр Башкиров
Я уже рассказывал о «Детстве Шелдона» в главных открытиях года среди сериалов. Из всех представленных в этом топе шоу новый «Шелдон» — самое профессиональное, на 2 позицию сериал попал чисто по коэффициенту полезного действия сценаристов.
Да, мы видели еще не весь сезон (он продолжится в январе 2018-го), но в тех 9 сериях, что нам показали, не было ни одной провальной или слабой — не было серии, к которой можно выдвинуть какие-то серьезные претензии. Из 20 минут экранного времени Чак Лорри и Стивен Моларо каждый раз выжимают немыслимые вещи. То, насколько это приятный и свежий сериал («Шелдона» не хочется называть ситкомом), особенно заметно на фоне «Теории большого взрыва», еще одного шоу, созданного этими же писателями.
«Теория» и «Шелдон» выходят в один день, эпизоды идут одинаковое время. Но к 11 сезону «Теория» успела исчерпать все возможные варианты шуток и комбинации героев, серии скатываются в самоцитирование, самоповторы и цитирование самоповторов. В «Шелдоне» сценаристы взяли любимого персонажа «Теории» и распахнули перед ним огромный, удивительный мир Техаса 80-х — с космической программой, комиксами, первыми компьютерами. Шелдону снова есть чем заняться помимо подготовки к свадьбе.
Вполне возможно, что к 11 сезону «Шелдон» будет куда худшим сериалом, чем «Теория». Не исключаю, что в оставшихся эпизодах сценаристы найдут способ слить концовку. Но пока я не вижу, как можно испортить столько великолепно задуманный и поданный сезон.
1. «Рик и Морти» (Rick and Morty)
Александр Башкиров
Я думаю, Рик Санчез бы одобрил тот факт, что сериал с его участием у нас отметился как в провалах, так и в топе лучших 2017 года. Причем на первом месте, Морти, на первом, Морти, на первом!
«Рик и Морти» — сериал, вызывающий экстремальные эмоции, чего в 2017 году я не могу сказать ни об одном другом шоу. Если кайф, то такой, какой не доставлял ни один другой сериал — да и вовсе ничего в массовой культуре. Если гнев — то такой, что он затмевает даже отвращение от концовок South Park и «Игры престолов». И успехи, и провалы у Джастина Ройланда и Дэна Хэрмона совершенно эпические — как и у персонажей сериала. А ведь как легко было сделать из 3 сезона цепочку ни на что не претендующих «20-минутных приключений» (in and out, Morty).
За смелость, за порыв, за стремление искать, найти и не сдаваться мы ставим «Рика и Морти» на 1 место в топе — и желаем еще больших успехов в 4 сезоне!
Денис Варков
Третий сезон «Рика и Морти» фанаты ждали два года, и он разделил аудиторию. Кто-то считает, что мультсериал скатился, а другие (в их числе и редакция «Канобу»)— что третий сезон смог выдать лучшие эпизоды за всю историю. И дело даже не в сатире и сотнях отсылок к самым разным произведениям поп-культуры.
В первую очередь это, конечно же, невероятная 7 серия третьего сезона, потому что она лучшая в массовой культуре. Об этой серии без преувеличения можно говорить часами, потому что она максимально эффективно использует все, накопленное за предыдущие сезоны, а сценарий учитывает буквально каждую секунду экранного времени, благодаря чему мы за одну серию видим четыре параллельно развивающихся истории, где абсолютно все персонажи – вариации Рика и Морти. Это потрясающе.
Третий сезон целиком и полностью сконцентрирован вокруг развода Джерри и Бет. Нам показывают, как на это реагируют они сами, каково приходится детям, и только Рику, кажется, плевать на то, что происходит в семье. Он продолжает жить своей жизнью, будто и не было никакой межгалактической тюрьмы.
«Рик и Морти» все такой же безумный, смешной сериал, ломающий стереотипы о том, как должен развиваться сюжет в мультсериалах (и сериалах вообще). Но его стоит смотреть только в том случае, если вы морально готовы ждать новых сезонов несколько лет, а потом получать совершенно не то, что вы ожидали. Впрочем, скоротать ожидание можно и за комиксами по «Рику и Морти».
А какие сериалы 2017 считаете лучшими вы?
Источник