Monogatari Series («Цикл историй», 2009-2018)
Вряд ли Нисио Исин и иллюстратор Vofan могли предположить, во что в итоге превратится их серия ранобэ Monogatari Series. Начавшись как история о сверхъестественном, сюжет очень быстро охватил почти все возможные темы и тропы, обосновав самые безумные события великой странностью нашей жизнью. Но, как бы ни были хороши романы, именно аниме от студии Shaft и режиссера Акиюки Симбо вдохнуло в похождения полувампира Коеми Арараги настоящую жизнь.
Весенние каникулы обернулись для школьника встречей с вампиром, из-за чего он потерял ровно половину своей человечности. Он не сгорает на солнце, да и кровь ему пить не надо, зато все раны на нем заживают очень быстро. Свыкшись с новыми способностями, Коеми однажды в школе ловит свою спрыгнувшую с лестницы одноклассницу Хитаги Сэндзегахару. На удивление, она оказывается невероятно легкой, почти невесомой. И это лишь первая странность в череде невероятных событий и знакомств.
Monogatari Series — это анимационный авангард в чистом виде, который вот уже почти 10 лет радует фанатов необычными визуальными решениями и многообразием сюжетных линий. Скучать тут не приходится, ведь список тем варьируется от домашнего насилия до путешествий во времени прямо в зомби-апокалипсис. Все настолько по-хорошему хаотично, что один эпизод аниме способен поднять больше вопросов, чем иные полноценные сезоны других произведений.
Тем любопытнее, чем в основном повествование раскрывается через длинные, абстрактные диалоги, кажущиеся на первый взгляд бессмысленными, и необычные композиционные планы. Архитектуру и дизайн «Цикла историй» вполне можно заносить в учебник, настолько с ней все необычно и вычурно. Ракурсы усиливают удовольствие, выхватывая только самые нестандартные точки зрения на происходящее. А еще при просмотре можно проверить свои знания японской культуры, ведь отсылки тут появляются буквально каждую минуту.
Однако, что бы ни происходило на экране, почти любые события подкреплены темой любви и последствий, которые она несет за собой. Об этом я писал еще в материале «10 аниме-сериалов, которые лучше посмотреть вместо манги-первоисточника»:
А еще, конечно же, «Цикл историй» рассказывает нам о любви, однако делает это без лишних соплей и сантиментов. Любовь в Monogatari — нечто жестокое и почти безразличное, ранящее тебя сильнее любого монстра, а порой заставляющее и самого превратиться в чудовище. Однако она продолжается оставаться тем, за что стоит цепляться до конца.
Самое примечательное, что тема любви в аниме не подается исключительно со стороны пафосной романтики, которую так любят японцы. Встречается тут и анализ чувств состоявшихся личностей, затрагивается тема платонических отношений, иррациональных привязанностей и обычного привыкания к человеку. Учитывая местные мастерские диалоги, впечатления остаются незабываемые. Даже этти-элементы и «гаремник» главного героя гармонично вписываются в общую картину.
Хотя именно они могут кому-то испортить удовольствие от просмотра, да и режиссура Симбо не всем придется по душе. Для постоянного действия на экране лучше найдите другое шоу (хотя экшен-сцены Monogatari Series способны составить конкуренцию многим специализированным сериалам). Но если обилие диалогов вас не пугает, вы получите одно из самых трогательных и точно самое яркое и необычное аниме современности.
Toradora! («Торадора!», 2008-2009)
Типаж цундэрэ, то есть агрессивной и нелюдимой девушки, которая на самом деле оказывается очень ранимой, активно используется в японской анимации и обожаем многими фанатами. Чего стоит одна только Аска из «Евангелиона», ставшая воплощением подобного поведения. Однако в аниме хватает и более интересных примеров. Например, Тайга Айсака из романтической истории Toradora.
Старшеклассник Рюдзи Такасу на самом деле очень добрый, но судьба «наградила» его очень мрачным взглядом, из-за чего парня почти все сторонятся. В новом учебном году он к своему счастью обнаруживает, что оказался в одном классе с лучшим другом Юсаку Китамурой и давней возлюбленной Минори Кусиэдой (впрочем, и не подозревающей о чувствах героя). Ситуацию омрачает лишь присутствие в классе Тайги Айсаки, девушки, которая не переносит общества других людей. В ходе череды происшествий Рюдзи узнает, что Тайга влюблена в Юсаку. Тогда он объединяется с надменной девушкой, надеясь, что они сумеют помочь друг другу добиться взаимности от объектов интереса.
Так начинается новая глава в школьной жизни, полная забавных ситуаций, неловких моментов и драматических развязок. Авторы сумели показать на экране очень запутанные любовные отношения, в которых все не так очевидно, как кажется на первый взгляд. Рюдзи находится в самом центре запутанной паутины интриг, распознать настоящие чувства в которой не так просто.
Стоит оценить старания студии J.C. Staff и авторов ранобэ-первоисточника — сценаристки Ююко Такэмии и иллюстратора Яму — ведь они не погнались за трендами аниме и не стали разбавлять серьезную составляющую истории многочисленными неуместными шутками. В Toradora! все приземленно и обыденно, причем в данном контексте это комплимент. Попытки школьников разобраться в себе и своих чувствах не оттеняются странными побочными линиями или филлерами, как это иногда бывает.
При этом хватает в шоу и очень смешных эпизодов, но даже в них обошлось без вычурности и идиотского японского юмора. Полученная в результате история оказалась релевантной для каждого — кто в жизни не испытывал боль неразделенной любви? Наблюдая за раскрытием персонажей, узнавая их все лучше и лучше, ты постепенно проникаешься искренней симпатией и даже начинаешь видеть в некоторых самого себя.
Многие сюжетные ходы и финал «Торадоры» совсем не типичны для романтических аниме. То, как главные герои доберутся до концовки, и как много болезненной правды им придется услышать, чтобы добиться своего счастья, и представляет в аниме наибольший интерес. Да и не полюбить Тайгу после просмотра — почти преступление.
Kumo no Mukou, Yakusoku no Basho («За облаками», 2004)
Это полнометражное аниме снял Макото Синкай, гений визуальной мысли и мастер по созданию самых лучших планов неба, шлагбаумов и чайников в японской анимации. Каждая его работа наполнена тоской по счастливым дням детства, ушедшим безвозвратно. «За облаками» не только не исключение из этого правила, но еще и ярчайший пример основных идей произведений режиссера.
Сюжет разворачивается в альтернативной вселенной, в которой Японию оккупировали и поделили между собой Советский Союз и США. Школьники Хироки Фудзисава и Такуя Сиракава находят вблизи границы оккупированных зон разбитый самолет и решают починить его, чтобы добраться до загадочной башни Союза. Для получения необходимых на ремонт денег друзья работают на заводе по производству крылатых ракет США. Со временем парочка рассказывает о своей тайне еще и однокласснице Саюри Саватари. Втроем они беззаботно проводят время, ведомые одной целью, но загадочное исчезновение девушки ставит крест на дальнейших планах.
Как и во всех остальных своих работах, Синкай потратил достаточно времени на проработку основной концепции и сеттинга. Мир захваченной Японии получился достаточно живым, пускай на его раскрытие у режиссера была всего лишь одна полнометражка. Но мы все равно видим, как одни люди поддерживают идеи захватчиков, другие грезят о свободе и восстании, а третьи просто смирились со своей участью. Следить за местными откровениями и необычными научными трактовками достаточно любопытно, пускай времени они противоречат как законам физики, как и здравому смыслу.
Однако все это вторично, ведь Синкаю всегда важнее было рассказать личные истории об одиночестве и боли расставания. В «За облаками» он для этого использовал контраст между счастливыми школьными днями и последующими серыми буднями студенчества. Аниме взывает к теме, которая неуютно близка абсолютно каждому, — к нереализованным детским мечтам, навеки оставшимся в прошлом.
Только если иные произведения лишь рефлексируют на эту тему, Синкай прямолинейно показывает, с какими трудностями предстоит столкнуться, если ты все-таки захочешь возродить былые грезы. В полнометражке идеализированные желания трещат и рушатся под натиском объективной реальности. Потому мечту о полете к башне друзьям уже не исполнить просто так — им нужна более весомая цель. И она с легкостью находится на фоне приближающейся войны.
За антивоенным посылом можно было углядеть любовный треугольник главных героев, однако все немного сложнее. В лице главных героев режиссер обрисовал столкновение былого и настоящего, эскапизма и конформизма. И на этом фоне светлая, искренняя любовь кажется безгранично малой и хрупкой, чтобы вообще за нее цепляться. Однако герои все равно продолжают это делать, ведь ничего более значимого в их жизнях не осталось.
Все вышеперечисленные материи улавливаются даже не вдумываясь, ведь Синкай невероятным рисунком и музыкой от верного товарища Тэммона воздействует на подсознание и без веса смысловых нагрузок. Многие скриншоты из аниме можно с легкостью поставить себе на обои без сторонних обработок, настолько в «За облаками» все космически красиво. Искрящееся небо, почти физически уставшие панорамы городов, чайники и шлагбаумы, в конце концов, — тут все наполнено силой мечты и ностальгией по прошлым дням, как бы наивно это ни звучало. А музыка лишь довершает впечатление, наносит контрольный выстрел по броне скептицизма и заставляет окончательно отдаться течению сюжета. Тема музыки, кстати, развивается в аниме отдельно, а само звучание инструментов сопоставляется с чем-то далеким и волшебным.
Конечно же, как и во многих работах Синкая, можно посетовать, что фантастические элементы во многом тут лишние и никак не помогает донесению основной мысли. Но к «За облаками» эта претензия относится в наименьшей степени, если брать всю фильмографию режиссера. Просмотр аниме очень быстро становится до крайностей личным, ведь на его неудобные вопросы у вас вряд ли найдется ответ. А после финальных титров хочется вспомнить нечто, что ты якобы навеки оставил в своем детстве, и превратить свою мечту в реальность.
Shigatsu wa Kimi no Uso («Твоя апрельская ложь», 2014-2015)
К саундтреку создатели японской анимации относятся с особым трепетом. Композиторы стараются сделать фоновую музыку не просто достойным сопровождением — она часто играет на равных с визуальной частью, выделяется необычным звучанием, а иногда вообще становится настолько самостоятельной, что могла бы спокойно продаваться альбомом даже без существования аниме. И, когда музыка становится непосредственном участником действия сюжета, начинается настоящая магия. Именно это произошло в аниме «Твоя апрельская ложь».
Мама Косэя Аримы всегда мечтала сделать из него звезду фортепианной музыки. Однако методы были у нее очень жесткие — она часто кричала и била по рукам своего сына. В итоге он и правда стал играть очень хорошо, но страсти к делу у него не выработалось. После смерти матери у Косэя случается нервный срыв, из-за чего он потерял способность чувствовать музыку. Но спустя несколько лет он сталкивается со свободолюбивой скрипачкой Каори Миядзоно. Именно благодаря ее свободному духу он решает вернуться на сцену в качестве напарника девушки.
Несмотря на очень яркую картинку, аниме с первой серии настраивает на депрессивный лад и знакомит с человеком, вся жизнь которого была сформирована его матерью. Из-за этого Косэй больше напоминает тень, чем настоящую личность. Все, что он умеет, — это играть на фортепиано, к которому испытывает отвращение. А в итоге он и того оказался лишен, совсем опустив руки.
Но появление Каори заставило парня пересмотреть свои убеждения. Скрипачка на первый взгляд кажется полной противоположностью пианиста — она никогда не унывает и не думает о правилах, из-за чего ее виртуозную и импровизированную игру недолюбливают судьи, зато обожают слушатели. Она воплощает в себе энергию молодости и буйство творчества, которое стоит выше всех мирских забот. Неудивительно, что Косэя привлекла сначала эта буря свободолюбия, а затем — и сама девушка.
Только на деле, прямо как в жизни, оказывается, что у столь жизнерадостной особы могут быть проблемы куда посерьезнее, чем исчезновение музыкального слуха. Аниме регулярно использует контраст между по-весеннему прекрасной картинкой и мрачными, угнетающими темами. В «Твоей апрельской лжи» нет никого, искренне довольного жизнью — все персонажи просто мирятся с положением и скрывают свои настоящие чувства.
Потому и любовь тут в основном приносит лишь мимолетное, неуловимое наслаждение, да и то в итоге оборачивается огромным разочарованием. Потому готовьте ваши платочки, если вы особо чувствительны к печальным историям. Не забыли и про сложные любовные треугольники. Учитывая, что среди персонажей нет откровенно прорывных и готовых на все личностей, они все время скрывают свои настоящие мотивы, которые разъедают их изнутри.
И все эти печальные события разворачиваются под аккомпанемент классической музыки вроде «Лунной сонаты» или «Мук любви». Синергия между саундтреком и основной историй врывается прямо в душу, а когда достигает своего передела во время концертов главных героев, так и вовсе будто крушит что-то в твоем сознании. Не зря это аниме считают чуть ли не лучшей работой A-1 Pictures. В нем технические моменты обслуживают и дополняют историю, прямо как в настоящих шедеврах анимации.
Драма в аниме льется водопадами из каждого кадра, а немногочисленные счастливые моменты лишь усиливают последующие катарсисы. Возможно, постановке не хватает полутонов, потому что сплошная печаль, передаваемая яркими эпизодами, может ощутимо поднадоесть. С другой стороны, романтика и не обязана быть счастливой. И «Моя апрельская ложь» это отлично демонстрирует.
Koe no Katachi («Форма голоса», 2016)
Детская ненависть не знает никаких границ. Когда человек еще не обременен социальными институтами, знаниями поколений и прочими вещами, формирующими личность, то запросто готов поддержать большинство и порвать на куски любого, кто отличается от него хоть немного. Об этом рассказывал еще Уильям Голдинг в романе «Повелитель мух». Однако полнометражное аниме «Форма голоса» предлагает более светлый взгляд на знакомую концепцию.
Над глухой девочкой Сёкой Нисимией постоянно издевались в начальной школе, а главным зачинщиком всех обид был Сея Исида. Он довел одноклассницу до того, что ее перевели в другую школу, но тогда оказалось, что гнев толпы упал на самого хулигана. Оказавшись изгоем общества, парень оставил мысли о счастливом будущем и даже начал задумываться о самоубийстве. Однако перед смертью он решает извиниться перед Сеей за всю боль, которую он ей причинил.
Так начинается история искупления грехов былого и попыток принять себя таким, какой ты есть. Трансформация Сеи из хулигана, лишенного даже намеков на мораль и совесть, в искренне раскаявшегося человека показана очень убедительно. Казалось бы, ты должен ненавидеть его за все страдания, которые он причинил своей невинной однокласснице. Но его искреннее признание своих ошибок и желание хотя бы немного загладить вину заставляется сначала поубавить свой гнев, а потом и вовсе начать проникаться симпатией к герою.
Но главной звездой аниме все равно остается светлая Секо, готовая простить любую обиду и пойти на контакт даже после самых ужасных душевных ран. Невольно даже задаешься вопросом, почему столь приятную девочку беспощадно обижали в школе, ведь она с легкостью могла бы стать лучшим другом для каждого. Увы, столь беспощадны холодные сердца детей. Однако Нисимия не замкнулась в ответ, не обозлилась на весь мир, а наоборот — продолжает верить в лучшее, старается найти положительные качества во всех.
А это не так уж легко, потому комплексов, страхов и сомнений в ее душе накопилось предостаточно. И нужно совсем немного, чтобы они проявили в себя в полной мере. Тема психологических проблем становится центральной в аниме. Почти все персонажи, даже кажись они последними мерзавцами, скрывают внутри себя не прощенные обиды и ненависть, от которой избавиться совсем не легко. А некоторые и не думают о последнем, используя злобу и природную желчь для достижения своих целей.
В таком контексте романтические отношения главных героев выглядят уникальными. В них нет чрезмерной драмы, хотя, казалось бы, события к тому как раз подталкивают, но и слишком светлыми их не назовешь. И даже близкими к реальности они не выглядят, потому что обстоятельства, при которых сошлись Секо и Сея, несмотря на их объективность кажутся совсем фантастическими. Любовная линия получилась близкой к магическому реализму, чем-то потусторонним, к чему сердце так и тянется.
А еще студия Kyoto Animation вновь доказала, что ее аниматоры и художники — одни из лучших в индустрии. Просто смотреть на разворачивающиеся события очень приятно, глаз и внутренне чувство прекрасного радуются от каждого нового пейзажа и плана. От людей, создавших Violet Evergarden, ничего другого и не ожидаешь, но полнометражный формат позволил раскрыться талантам создателей аниме в полной мере.
Просмотр аниме вызывает смешанные чувства, но лишь потому, что ты не знаешь, как поступить с нахлынувшими на тебя эмоциями. В «Форме голоса» отвратительное смешивается с прекрасным, в физических увечьях находится путь к познанию сущности человека, и даже самые неприятные личности могут в итоге оказаться не такими уж плохими людьми. Из полнометражки получилось нечто неописуемое, находящееся за гранью оценочных суждений. Потому только личный просмотр способен проявить все ее достоинства в полной мере.
P. S. А если вам хочется больше, то обязательно почитайте одноименную мангу Еситоки Оимы, которая добавляет и без того неоднозначной истории еще больше полутонов.
Hyouka («Хека», 2012)
Если от обилия чистокровной любви и «соплей» в этом материале вас уже начинает подташнивать, то давайте отвлечемся на нечто менее концентрированное. Ведь японцы очень часто используют романтику лишь как сопутствующий жанр, а иногда и вовсе в последний миг открещиваются от него, к удивлению зрителей. Hyouka — как раз такой пример.
Главный герой Хотару Онэки — по большей мере апатичный парень, который считает, что свои силы не стоит растрачиваться зазря, а с делами расправляется как можно быстрее. По просьбе старшей сестры он вступает в школьный клуб классической литературы. Там он знакомится с вечно активной Эру Титандой, жаждущей раскрыть все тайны вокруг себя. Со временем к клубу присоединяется лучший друг Хотару Сатоси Фукубэ и влюбленная в последнего Маяка Ибара. Так начинается новая глава в жизни четверки, на головы которой вечно сваливается загадка за загадкой.
Они и стали ключевой особенностью аниме, в котором детективная составляющая всегда стоит на первом плане. Причем подана она несколько неординарно. В сюжете нет крови и убийств в закрытых комнатах. Зато герои способны даже из школьного объявления сделать заковыристую задачку для ума и тут же ее распутать. Видимо, именно так и развлекаются участники не самых популярных школьных клубов.
Говоря откровенно, фабула «герои спасают школьный клуб от закрытия» далеко не нова и обыграна уже сотни раз. В 2018 году ее довели до абсолюта в потрясающей комедии Asobi Asobase (обязательно посмотрите, если еще не). Но то, как она поставлена в «Хеке», не вызывает скуки и уныния. Аниме рассказывает о повседневности участников клуба без пафоса, который часто присущ восточным произведениям.
И в этом, кстати, как один из главных плюсов, так и для некоторых основной отталкивающий фактор. История развивается очень неспешно, в ней нет явных кульминаций или особого накала страстей. За одной тайной следует другая, персонажи попадают в различные ситуации и узнают больше друг о друге, но это особо никуда не ведет. То есть герои не изменяют себе до самого конца аниме, оставаясь верными идеалам и принципам. Для кого-то это станет большим недостатком, они с недовольством бросят просмотр. Но хватает в мире и уставших от «высокой» аниме-патетики, которым подход «Хеки» будет как раз идеальным.
Даже пресловутая романтика, ради которой мы тут и собрались, в аниме присутствует лишь на уровне намеков, подтекстов и ловких подмигиваний зрителю. А ведь на первый взгляд в истории есть две потенциальные пары, о дальнейшей судьбе которых не может быть никаких сомнений. Но на деле японцы решили всех хитро обыграть. Потому если вы не хотите увидеть в аниме любовную линию — ее и не будет, все для вас.
А еще это снова Kyoto Animation, так что графика на запредельно высоком уровне. И это учитывая тот факт, что особым разнообразием локаций аниме не блещет. Такой подход позволил досконально проработать анимации персонажей, который тут двигаются как живые люди. Иные аниме о подобном могут только мечтать.
В конечном счете фанаты историй о возвышенной любви вряд ли найдут в этом аниме то, чего так хотят. Однако если вы устали от бесконечной претенциозности японской анимации, то именно Hyouka может стать вашим лекарством.
Bakuman («Бакуман», 2010-2013)
Романтическая линия «Бакумана» — всего лишь формальность, дань традициями или, быть может, саркастический комментарий по поводу состояния японской индустрии манги и аниме. Школьник Моритака Масиро безнадежно влюблен в одноклассницу Михо Адзуки, но у той есть своя цель — стать сэйю (актрисой озвучки аниме). Тогда Моритака объединяется с товарищем Акито Такаги, чтобы создать мангу, по которой снимут аниме, а в его звучании сможет принять участие Михо.
На этом, в общем-то, любовные перипетии аниме заканчиваются. Никаких откровений, драм, скандалов и прочих романтических атрибутов больше не будет, не надейтесь. Отношения Моритаки и Миха — это всего лишь повод, сюжетный толчок для старта гораздо более крупной истории, обнажающей все неприятные стороны манга-индустрии. И ничего подобного вы точно в жизни не смотрели.
Однако стоит признать, что почти все заслуги аниме принадлежат манге-первоисточнику от Цугуми Обы и Такэси Обаты. Про нее подробно рассказывал Александр Башкиров в топе лучших комиксов и манги всех времен от «Канобу». Ниже приведен отрывок из этого текста:
Одной из лучших манг — и одним из лучших комиксов мира, — Bakuman делает все, что окружает это основную любовную линию, преломляя ее так, что сама формальность отношений Сайко и Михо становится комментарием о принципах построения японских комиксов… да и произведений искусства вообще. Все дело в тех мангах, которые рисует Сайко и пишет его лучший друг, Акито Такаги, в буднях издательства Weekly Shonen Jump, в которое они эту мангу приносят, и где она еженедельно участвует в жестоких гладиаторских боях за рейтинг популярности у читателей, составляемый на основе отправляемых в редакцию опросников.
Это реальная картина кузницы японской (да теперь уже и мировой) культуры, написанная и нарисованная людьми, насквозь знающими кухню индустрии, — Цугуми Обой и Такэси Обатой, ранее выступавшими в Jump с Death Note и на самом деле прошедшие через все то, через что проходят герои комикса. Такаги — очень расчетливый, холодный, интеллектуальный автор (в духе Обы), пишущий неформатные для «Джампа» триллеры с социопатичными протагонистами. Они становятся культовыми хитами у определенной (самой взрослой) части аудитории, но очень плохо «тащат» в рейтингах против вполне реальных «Наруто» и One Piece (а также ряда вымышленных комиксов), за которые постоянно голосует большая часть читателей-школьников. Каким бы качественным ни был сам комикс Сайко и Такаги, для его отмены достаточно, чтобы в опросниках он переместился с 3 на 4 позицию.
Компромисс между полетом вдохновения и требованиями рынка, поиск себя в заведомо несвоих жанрах и, наконец, мастерское и провокационное навязывание СВОЕГО жанра редакторам и читателям — вот настоящие темы «Бакумана», раскрытые так глубоко, как их не раскрывали ни в одном специализированном эссе или трактате «В помощь молодым авторам».
Оба вдоволь зубоскалит на тему Jump и рисует карикатуры на популярных авторов — скажем, гениальный Эйдзи Нидзума, который, совершенно не думая, потрясающе рисует свой тупейший батальный сенэн Crow, явно срисован с Тайто Кубо, автора Bleach.
Но в Bakuman поднимаются и болезненные, нелестные для Jump и неприятные для японской манги вопросы — там показывается безжалостный конвейер, принимающий молодых мангак, выжимающий из них один-два-три средних комикса без особых гонораров или авторских отчислений и отправляющий обратно в небытие. И это еще не самый худший вариант: один из выпусков посвящен проблеме возрастных профессионалов, пишущих отличную мангу… которую не ставят в номер только из-за того, что человек в этом возрасте чисто физически не способен раз в неделю писать, рисовать и сдавать в номер требуемое количество страниц.
Манга берет от главных героев все, что они способны дать, убивая и их здоровье, и психику. Нарочито наивная линия отношений главного героя с его верной, но недоступной девушкой (которая с таким же успехом могла быть воображаемой) становится тем единственным лучом света, по которому карабкаются и читатели, и герои из тьмы депрессии после очередного завернутого руководством Jump «пилота» или отмененной серии. Такое соседство ужаса реальной жизни и герметичной утопии манги для подростков — фирменная черта творчества Обы, которой повеяло еще в первом выпуске Death Note. В Bakuman она потрясает не меньше.
Потому, если вас сумело впечатлить аниме, которое слишком часто увлекается стилизацией и упускает основной посыл сюжета, то обязательно ознакомьтесь с мангой. После нее, глядя на очередные новинки Shounen Jump и финалы некогда великих серий, вы будете больше понимать, что привело их именно к такому исходу.
School Days («Школьные дни», 2007)
Во всех вышеприведенных произведениях любовь, несмотря на все муки, которые она приносила с собой, была чем-то светлым и безусловно хорошим. Именно она толкает многих на великие свершения, грандиозные победы, попытки стать лучше и прочие позитивные вещи. Но у столь мощного оружия есть и обратная сторона. Она сводит тебя с ума, отравляет разум и превращает в дикого зверя. Именно обратной стороне любви уделили внимание создатели аниме School Days.
Школьник Макото Ито влюбляется в Котоноху Кацуру, но из-за своей нерешительности не может начаться с ней сближаться. Это замечает его одноклассница Сэкай Саендзи, которая делает все, чтобы помочь другу добиться симпатии возлюбленной. Это у нее получается, но тогда девушка обнаруживает, что и сама ненароком влюбилась в Макото. А тот тем временем окруженный женским вниманием Ито становится все более холодным и жестоким.
Аниме основано на одноименной визуальной новелле, признанной одной из самых бесчеловечных в жанре. Потому если вы считаете себя слишком впечатлительным человеком, то лучше обойдите его стороной. Даже режиссер серий признавался, что испытывал отвращение, когда занимался раскадровкой, а сценарист заявил, что его детям лучше никогда не смотреть это аниме. И столь громкие фразы была сказаны заслуженно.
Начавшись как невинная история о подростковой любви, аниме быстро уходит в глухие дебри группового секса и полигамных отношений. Симпатия со стороны девушек развращает Макото, делает его эгоистичным и высокомерным. Ему постепенно становится наплевать, кто окажется с ним очередной раз в постели, ведь главное — получить удовольствие.
Женские персонажи тоже делают все, чтобы вызвать у зрителя отвращение. Они плетут интриги, впадают в истерики, постоянно лгут и в целом до боли напоминают не самых приятных ваших знакомых (а хотя бы один такой у вас точно есть). В аниме попросту не к кому привязываться, ведь один герой ужасней другого.
Однако интрига, к чему все это приведет, не отпускает до конца. Скажу сразу — финал впечатляет даже на фоне остальных событий аниме. Он неожиданный и резкий, по ощущением напоминает иглу, загнанную под ноготь. Не самые приятные, но точно уникальные эмоции.
Авторы School Days успешно справились с тем, чтобы запомниться зрителям, пускай и такими «черными» методами. Их взгляд на романтику быстро опошляется, соединяется со всеми пороками мира, из-за чего та самая «высокая любовь», о которой грезят писатели и поэты, в мире аниме остается недостижимым идеалом. Причем далеким настолько, что о нем даже никто и не думает.
Nisekoi («Притворная любовь», 2014-2015)
Однако оставим в стороне мрак с безысходностью и вернемся к более приятным вещам, не забывая про неординарность и полет фантазии. Созданием аниме Nisekoi занималась студия Shaft, а его режиссер — Акиюки Симбо. Было бы разумным ожидать безумия в стиле Monogatari — но в этот раз постановщик покорил зрителей иначе.
Раку Итидзе и Титогэ Кирисаки — полные противоположности, ненавидящие друг друга. Но они все равно должны делать вид, будто состоят в отношениях. Проблема в том, что их родители — лидеры враждующих кланов якудза. При помощи детей они хотят наладить отношения между собой. А если ничего не выйдет, то весь город пострадает из-за бандитских разборок.
Если вам показалось, что в воздухе повеяло Шекспиром, то у вас хорошее чутье. Nisekoi — очень вольный пересказ «Ромео и Джульетты». Но вместо драмы и трагедии зрителей ожидают неловкие и очень смешные ситуации, в которых все подталкивает к романтике, но ее вновь и вновь оттеняют несуразные случайности. Комедия тут типичная японская, однако все равно на смех пробивает.
Сценарную интригу выдержать удалось. Обычно с первых серий понятно, кто станет избранницей главного героя. «Притворная любовь» на этом фоне кажется настоящим откровением. Казалось бы, вот две самые очевидные кандидатуры, однако сюжет устроен таким образом, что постепенно однозначные варианты отбрасываются, а грани стираются, и ты не можешь предугадать, куда дальше завернет история.
А так как это все-таки работа Акиюки Симбо, то ожидайте необычных визуальных решений. В аниме все творческое безумие ушло в лица героев, которые порой корчат такие гримасы, что хочется то ли истерически смеяться, то ли поежиться от страха. Но скучать во время просмотра явно не выйдет.
Добавьте ко всем комедийным и романтическим моментам еще сюжетную линию с «тайной детства» — и получит очень достойное аниме, которое даже без лишних откровений умудряется радовать. Все-таки Shaft способна создавать нестандартную романтику, и Nisekoi лишний раз это доказывает.
Angel Beats! («Ангельские ритмы!», 2010)
«Что будет с человеком после смерти?». Вопрос, на который величайшие умы нашего мира пытаются найти ответ в течение веков, но так и не приблизились к истине. Потому все, что нам остается, — это рефлексировать о возможностях загробной жизни в произведениях искусства. Так почему бы и не при помощи аниме вроде Angel Beats?
Однажды парень Юдзуру Отонаси приходит в себя в незнакомом месте. Там он видит школьницу Юри Накамуру, заявляющую, что они все тут мертвы. Она приглашает его присоединиться к так называемому «Фронту загробного мира», чтобы бороться с ангелами и самим богом. Однако настоящая борьба героев никак не связана с воплощениями высших сил, ведь они попали в Чистилище далеко не просто так.
Таким образом начинаются новые будни погибших, наполненные как беззаботными моментами счастья, так и циклами трагедий. «Жизнь после смерти» в аниме оказалась не такой уж фантастической и необычной, ведь от прошлых себя никто из героев сбежать не смог. Потому в новом мире все стараются хоть как-то исправиться и исполнить все, что не получилось в реальности.
Конечно, любовь становится одной из основных целей для многих. Однако в мире мертвецов добиться ее не так-то просто, особенно учитывая, что школьники даже в Чистилище устроили полномасштабный конфликт и вечно ссорятся между собой. Персонажи, кстати, получились очень яркими и приятными, за химией между ними всегда интересно следить.
Наибольшей драмы аниме достигает в моменты, когда рассказывает о прошлой жизни и гибели героев. Эти сцены обставлены максимально трагично, из-за чего бедолаг становится искренне жалко. Учитывая, что симпатия к персонажам и так вырабатывается заметная, такие моменты лишь усиливают эмоциональную связь с ними.
Возможно, аниме получилась слишком предсказуемым и местами простым, но его все равно продолжают любить миллионы фанатов. Такую в хорошем смысле наивную веру в беззаботное завтра на фоне тематики реинкарнации мало где можно встретить. И Angel Beats вполне способно стать настоящей отдушиной после тяжелых жизненных потрясений.
Конечно, в одном материале невозможно вспомнить все достойные романтические аниме. Потому смело называйте любимые в комментариях!
Источник