9 июля Тому Хэнксу исполняется 60 лет. Он начинал с веселых комедий, затем легко переключился на серьезные драмы. Его дважды награждали «Оскаром», называли главным актером 90-х, а со временем и вовсе окрестили живой иконой. К сегодняшнему юбилею Тома Хэнкса oKino.ua вспоминает десятку его лучших актерских работ.
Всплеск (1984)
До того как появиться в этом фильме Рона Ховарда, Хэнкс успел отметиться ролями в незначительных сериалах и участием в хорроре «Он знает, что вы одни». «Всплеск» же был трогательным ромкомом, в котором речь шла о русалочке (Дэрил Ханна), оказавшейся в современном Нью-Йорке. Именно здесь она искала своего возлюбленного — бедолагу, которого до этого спасла. Его, собственно, и играл 28-летний Хэнкс, и именно эта роль стала его выигрышным билетом в большое кино.
Большой (1988)
Если Рон Ховард открыл миру Тома Хэнкса, то Пенни Маршалл практически сделала его любимцем Америки. «Большой» стал их первым совместным фильмом. Хэнкс играл здесь прообраз Форреста Гампа — 12-летнего мальчика, оказавшегося в теле 30-летнего мужчины. За подобное перевоплощение он был впервые номинирован на «Оскар», а Пенни Маршалл стала первой женщиной-режиссером, чей фильм собрал в прокате больше $100 миллионов.
Их собственная лига (1992)
В другой совместной работе с Маршалл Хэнксу досталась роль тренера женской команды по бейсболу. Сам фильм вновь был доброй комедией и очередной вариацией на тему «а что, если». В данном случае рассказывалось о временах Второй мировой войны, когда все мужчины оказались на фронте, а женщины под патронатом известного бизнесмена создали свою собственную бейсбольную лигу.
Неспящие в Сиэттле (1993)
С начала 90-х в актерской работе Хэнкса начал проявляться драматизм, совмещенный, правда, еще с комедийной составляющей. Сначала Том отметился в фильме Брайана Де Пальмы «Костер тщеславий», а затем появился в ленте Норы Эфрон «Неспящие в Сиэттле». В этом классическом ромкоме его герой тяжело переживал смерть жены, в одиночку воспитывал сына и стараниями последнего находил свою любовь — сначала по переписке, а затем и в реальной жизни.
Филадельфия (1993)
Параллельно с лентой Эфрон Хэнкс появился в драме Джонатана Демме — и эта роль, пожалуй, и сегодня остается одной из сильнейших в его актерской карьере. В фильме он играл молодого адвоката, умирающего от СПИДа. Доживая свои последние дни, он бросает все силы на борьбу за равные права — вне зависимости от социального положения, цвета кожи и сексуальной ориентации. Ради этой роли актер похудел на 12 килограммов и, в конечном счете, получил свой первый «Оскар».
Форрест Гамп (1994)
Второй «Оскар» достался актеру год спустя за роль в драме Роберта Земекиса. Фильм мгновенно стал всенародным хитом, получил шесть золотых статуэток, а Хэнкс за две подряд выдающиеся роли — статус лучшего актера своего поколения. В «Форресте Гампе» зритель буквально поочередно плакал и смеялся. Хэнкс же передавал весь драматизм своего героя и событий, в которых тот абсурдным образом оказывался, через трогательный образ неунывающего паренька с низким уровнем IQ. Удержаться от эмоций здесь было просто невозможно.
Спасти рядового Райана (1998)
Каждый значительный актер должен хоть раз в жизни сыграть в военном фильме. Хэнкс сделал это под предводительством самого Стивена Спилберга. Картину «Спасти рядового Райана» можно легко обвинить в излишней сентиментальности и даже пафосности, но это все равно не портит впечатления от фильма — как минимум, от его первого просмотра и от игры Хэнкса, закрепившего, таким образом, статус любимца Америки.
Зеленая миля (1999)
Последняя выдающаяся роль Хэнкса в действительно большом кино. В экранизации Стивена Кинга он сыграл Пола Эджкомба — начальника в блоке смертников тюрьмы «Холодная гора». Однажды сюда попадает странный гигант Джон Коффи, незаслуженно приговоренный к высшей мере наказания. Несмотря на всю симпатию к нему, Эджкомбу не остается ничего, как выполнять свою работу до конца. Странным образом, за эту роль Хэнкс не был удостоен никакой награды, а фильм, будучи номинированным на четыре «Оскара», так ничего и не получил.
Изгой (2000)
Второе сотрудничество Тома Хэнкса и режиссера Роберта Земекиса оказалось не настолько успешным как «Форрест Гамп», но успело принести неплохие сборы и весьма ожидаемую зрительскую любовь. Весь фильм держался исключительно на одном Хэнксе, который ради роли современного Робинзона Крузо сбросил 20 килограммов и отрастил внушительную бороду. За это он получил награду «Золотой глобус», но в битве за «Оскар» неожиданно уступил Расселу Кроу в «Гладиаторе».
Терминал (2004)
Странным образом, но все фильмы Спилберга с Томом Хэнксом основаны не реальных исторических фактах или домыслах вокруг них (включая недавний «Мост шпионов»). Даже в их единственном комедийном проекте в основу сюжета легла реальная история — об иранце Мерхане Кариме Нассери, который в 1988 году из-за утери документов буквально застрял в парижском аэропорту Шарля Де Голля. Первыми эту историю экранизировали сами французы, но версия Спилберга-Хэнкса подкупает, прежде всего, своей искренностью.