От экзистенциальной драмы Тарковского до современных блокбастеров.
В честь «месяца Древней Руси» собрали 7 очень разных картин, которые по-своему осмысляют средневековый период в истории страны. Какие-то из них — это политически ангажированные драмы, другие представляют Русь в более сказочных тонах, третьи и вовсе превращают исторический сеттинг в пространство для приключенческого блокбастера.
Александр Невский
Из-за поездки в США и Мексику у режиссёра Сергея Эйзенштейна, автора «Броненосца «Потёмкина»» и «Стачки», были весьма напряжённые отношения с властями. В какой-то момент великому постановщику даже слали письма с предосторежениями: грозились объявить невозвращенцем, если он тут же не полетит обратно в Советский Союз. А его первый фильм, снятый после приезда в СССР, так и не позволили закончить до конца — «Бежин луг» сохранился только в виде отдельных кадров и сценария.
Но позже Эйзенштейну всё же доверили снимать «Александра Невского» — масштабный (особенно по тем временам) исторический эпик о Ледовом побоище. Впрочем, «исторический» он только на бумаге. По факту Эйзенштейн снимал кино, осмыслявшее актуальную политическую повестку, а сеттинг Древней Руси был лишь поводом к началу разговора.
Рыцари ливонского ордена у него выступают прямой метафорой «немецкой угрозы», и за это фильм позже назовут пророческим (правда, по этой же причине после заключения пакта Молотова-Риббентропа его на время уберут из проката).
Даже тогда, в 30-е годы, многие критиковали режиссёра за упрощение и утрирование истории. Ледовое побоище в его руках превратилось в патриотическую сказку о русских, которые объединяются ради битвы с внешней угрозой, пытающейся насадить чуждые Отечеству ценности. Другой великий советский режиссёр тех лет, Александр Довженко, даже шутил, что Невский у Эйзенштейна легко мог бы стать «Псковским облкомом»: настолько его патетичные речи напоминали выступления советских управленцев.
Но если отвлечься от политического пафоса «Александра Невского», это всё ещё очень занятное кино. В нём Эйзенштейн вынужденно отходит от традиций советского авангарда, которому на смену пришла навязанная Сталиным эстетика «соцреализма»: больше никаких экспериментов с монтажом и невероятных ракурсов (ну, почти). Фильм снят сдержанно, но при этом не менее талантливо, чем ранние работы постановщика.
Визуальная часть «Александра Невского» поражает до сих пор — и масштабными батальными сценами, сделанными исключительно с помощью практических эффектов; и работой костюмеров, придумавших ливонским рыцарям настолько запоминающийся дизайн, что спустя 54 года его позаимствует режиссёр Джон Милиус для своего «Конана-Варвара».
Иван Грозный
Во время Великой Отечественной войны Эйзенштейна, как и других работников студии «Мосфильм», эвакуировали в Алма-Ату — и там они продолжали снимать кино. Как раз в это время режиссёр задумал ещё одну монументальную историческую драму: фильм об Иване Грозном в трёх частях.
И если в речах его Александра Невского угадывались интонации советских облкомов, то Грозный у Эйзенштейна, без всяких сомнений, — это жирный намёк на Иосифа Сталина. Фильм выступает апологией деспота и тирана, который тут превращается в болеющего за Отечество царя, желающего объединить разобщённую Русь и спасти её от посягательств Запада. А опричнина в глазах Эйзенштейна — это благородные крестьяне, вставшие в трудную минуту на защиту страны.
«Иван Грозный» весьма вольно интерпретирует историю. Сюжет о попытках царя сделать страну сильной, несмотря на мешающих ему бояр, выглядит как одно большое оправдание мысли, что России нужна крепкая рука государя — иначе её тут же захватят. Сильной тоталитарной власти тут противопоставляется власть аристократов, которые рвут страну на части ради своей выгоды.
Но, как это часто бывает у Эйзенштейна, за сомнительными политическими высказываниями скрывается филигранно сделанное кино. Из Николая Черкасова (который играл и Александра Невского) вышел потрясающий Иван Грозный: жуткий, страдающий и сильный персонаж. Каждый кадр можно легко представить в виде шедевра живописи — настолько выверены и подчас необычны эйзенштейновские мизансцены.
Советское руководство фильм оценило: Эйзенштейн удостоился Сталинской премии I степени, её же получил актёр Николай Черкасов (ранее уже получавший эту награду за «Александра Невского»).
Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор
И тем любопытнее, насколько иначе сложилась судьба второй части «Ивана Грозного» с подзаголовком «Боярский заговор». Если в первом фильме Эйзенштейн оправдывал жёсткую власть царя и показывал его исключительно положительным героем, в продолжении режиссёр уже не был столь снисходителен.
Иван Грозный здесь превратился в болезненного параноика, трагического персонажа, опьянённого собственной вседозволенностью и уже не понимающего, кто его друзья, а кто — враги. В фильме он, пытаясь распутать тот самый боярский заговор из названия, убивает сначала семью своего старого друга Филиппа, а затем хладнокровно обрекает на смерть ничего не понимающего родственника, малодушного паренька Владимира.
Вторая часть «Ивана Грозного» — это бескомпромиссное и жестокое высказывание о людоедской сути власти, которая может любого человека превратить в кровожадного монстра. Апофеоз всего фильма — сюрреалистичный танец опричников, который, в отличие от остальной картины, снят в цвете: Эйзенштейн во всех красках показывает безумие царя и его приближённых.
Вполне ожидаемо, «Боярский заговор» Сталину не понравился — настолько, что фильм даже со всеми предложенными Эйзенштейном правками так и не выпустили в прокат. Партия, которую абсолютно устраивали исторические неточности в первой части, взялась критиковать продолжение за недостоверность: мол, не был Грозный таким слабохарактерным, а «прогрессивное войско опричников» не могло стать «шайкой дегенератов».