Мультфильмы и мультсериалы по мотивам мифов Древней Греции

Эпоха Античности считается колыбелью Человечества. Все достижения данной цивилизации используются всем миром по сей день. Скульптура, театр, архитектура и, что самое главное – мифология Древней Греции – остаются по-прежнему актуальными. Античная культура нашла своё отражение не только в литературе, скульптурах и театральных представлениях, но и в живописи, и в мультипликации, которую мы сейчас подробнейшим образом рассмотрим.

На знаменитой российской студии «Союзмультфильм» вышло, как минимум, одиннадцать мультфильмов на древнегреческую тематику – это и героический эпос цикла Снежко-Блоцкой«Возвращение с Олимпа» (1969), «Лабиринт. Подвиги Тесея» (1971), «Аргонавты» (1972 год), «Персей» (1973), «Прометей» (1974), воспевающий подвиг героев во имя людей, и чувственно-эротический цикл Анатолия Петрова«Рождение Эрота» (1989), «Дафна» (1990), «Нимфа Салмака» (1992), «Полифем, Акид и Галатея» (1995 года).

Поскольку подробный обзор данных мультфильмов уже был на сайте, да и не мной произведён, то я не буду повторяться и просто покажу Вам данные видео, а затем приступлю к разбору других известных и не очень мультфильмов и мультсериалов на древнегреческую тематику:

Самым популярным персонажем в мультфильмах на древнегреческую тематику стал именно Геракл или Геркулес на древнеримский манер. Обратимся же к первоначальной истории данного героя. По мифам, изложенным Николаем Куном, мы знаем, что Геракл был внебрачным сыном любвеобильного Зевса Громовержца и смертной женщины Алкмены, которая была жестоко обманута самим божеством, явившимся ей в облике её же супруга Амфитриона. Зевс принял облик мужа Алкмены, чтобы не прибегать к насилию, а в дальнейшем уже не делал земных женщин своими любовницами.

При этом источники подчёркивают, что на сей раз богом двигало не вожделение, как это было неоднократно со всеми остальными смертными женщинами; целью Зевса было зачать величайшего героя, который стал бы для людей «отвратителем бедствий». Богатырская сила будущего героя копилась в течение двенадцати поколений – до его появления на свет у Зевса был роман с превращённой в корову девушкой Ио, затем – с Данаей, матерью Персея, которому было суждено убить Медузу Горгону, которой когда-то овладел брат Зевса – Посейдон, а воинственная дочь Зевса – Афина Паллада – в отместку за осквернение её святилища превратила девушку в чудовище со змеями вместо волос.

Перенеся собственное горе, Медуза решила причинять зло всем людям, а потому стала нести лишь страдания и смерть человечеству. Тогда Афина призвала на помощь Персея, который должен был уничтожить чудовище. Богиня знала о смертоносном её взгляде, а потому дала герою щит, который был отполирован до зеркального блеска. Глядя в него, Персей видел лишь отражение Горгоны, а потому смог победить монстра. Но вернёмся к истории Геракла.

Отец мальчика – Амфитрион, – вернувшийся домой спустя день или два, понял, что произошло. Он больше не делил ложе с женой, чтобы не вызвать у Зевса ревность, но большинство источников говорит, что Алкмена забеременела сразу от двоих — от Бога и от смертного человека.

Ревнивая жена и одновременно – родная СЕСТРА Зевса – Геравозненавидела Геракла. Она сначала пыталась предотвратить рождение мальчика, а затем послала в колыбель ему двух ядовитых змей, но младенец Геракл, наделённый необычайной силой, задушил рептилий.

Жизнь Геракла была полна одними страданиями – Гера преследовала Геракла всю жизнь и искала пути уничтожения героя, поскольку её муж обмолвился, что родившийся ребёнок сможет стать царём мира. Однажды, сама Гера, поддавшись либо уговорам богини охоты Артемиды, либо обману Зевса, согласилась покормить маленького Геракла –Алкида грудью. Однако, ребёнок слишком сильно сжал сосок, и богиня его отбросила. Брызги молока образовали на небе Млечный Путь.

О детстве и ранней юности Геракла сообщают главным образом, разные источники, относящиеся к поздней античности. По одним данным, приёмный отец Геракла – Амфитрион – рано погиб, и близнецов воспитывал второй муж их матери – Радаманф. Согласно другим, – Геракл-Алкид воспитывался на горе Пелион под присмотром мудрого кентавра Хирона.

Как-то раз пред юношей предстали порок и добродетель, принявшие облик двух молодых и красивых женщин, и предложили ему выбрать своё будущее — либо лёгкую дорогу наслаждений, либо тернистый путь трудов и подвигов. Геракл выбрал второе. Когда Алкиду исполнилось восемнадцать лет, он отправился в город Феспии, чтобы сразиться со львом, который нападал на стада. Местный царь Феспий с большим радушием принимал героя пятьдесят дней и каждую ночь он посылал к гостю одну из пятидесяти своих дочерей, и каждая из них впоследствии родила по сыну. Геракл убил киферонского льва, и именно его шкура, а не немейского аналога, стала постоянной частью одежды Алкида, а голова — шлемом.

Возвращаясь с охоты, герой встретил послов Эргина, царя миниев, которые шли в Фивы за данью. Алкид жестоко с ними расправился: отрубил руки, уши и носы, повесил всё это послам на шею и объявил, что это – единственная дань, которую получит Эргин. Последний тут же двинулся на Фивы войной. Алкид во главе войска разбил врага и убил Эргина, а царь Фив – Креонт – в благодарность отдал ему в жены свою дочь Мегару.

Брак Геракла с Мегарой нельзя было назвать счастливым. По разным источникам, девушка родила ему от трёх до восьми сыновей. История сохранила их имена – Creontiade, Medebrontes, Therimachus, Deicoon, Leipephilene, Acinetus, Aristodemus, Chersibius, Deion и Democoon, соответственно. Но и здесь не обошлось без вмешательства Геры – богиня наслала на героя безумие, в припадке которого он убил всех своих детей, а также двух детей своего брата-близнеца Ификла. Лишь младшему из них – Иолаю – удалось избежать страшной участи. Согласно одной из версий, 33-летняя Мегара осталась жива после вспышки ярости Геракла и была спасена его братом, а также выдана замуж за 16-летнего сподвижника героя – тоже Иолая, согласно другой – по Еврипиду – Геракл убил её вместе с детьми. Позже Геракл испытывал угрызения совести по этому поводу всю жизнь.

Жрица – прорицательница пилия в храме Аполлона в Дельфах, куда направился Геракл после совершённого им зверского убийства, посоветовала ему служить внуку Персея – кузену Еврисфею – и совершить знаменитые двенадцать подвигов. Зевс же уточнил, что после этого его сын обретёт бессмертие. Так, Геракл задушил Немейского Льва, которого Боги потом сделали созвездием, не без помощи Иолая одолел Лернейскую Гидру, поймал посвящённую Артемиде Керинейскую лань, принёс Еврисфею живыми Эриманфского вепря и стража подземного царства Аида Цербера/Кербера, очистил Авгиевы конюшни, одержал победу над стимфалийскими птицами, привел живым в Микены критского быка, нашёл в поле и обуздал неистовых, пожирающих человеческую плоть коней Диомеда и также привёл их в Микены.

Согласно Еврипиду, по пути во Фракию Геракл совершил ещё одно достопамятное деяние – в фессалийском городе Феры он узнал, что жена местного царя Адмета по имени Алкестида только что умерла, отдав свою жизнь, чтобы спасти супруга. На могиле умершей герой дождался демона смерти – Танатоса – и победил его в схватке (по другой версии, он спустился в царство мёртвых, подобно Орфею). После этого Геракл вернул живую Алкестиду в дом её мужа.

Чтобы совершить следующий подвиг, Гераклу пришлось отправиться на Понт Эвксинский. Еврисфей приказал ему привезти в Микены золотой пояс Ареса, принадлежавший царице амазонок – Ипполите. В этом походе Геракла сопровождали Иолай, братья-Эакиды – Пелей и Теламон, а по одной из версий ещё и Тесей.

Ипполита, влюбившись в Геракла, предложила пояс ему в дар, но Гера внушила остальным амазонкам уверенность, что пришельцы хотят похитить их царицу. Амазонки напали на корабль Геракла. Он, заподозрив предательство, убил Ипполиту, а потом отбил нападение. По другим версиям, герой победил Ипполиту в единоборстве, либо Тесей взял царицу в плен и передал её пояс Гераклу. Затем Геракл пригнал в Микены коров исполина Гериона и воздвиг так называемые Геракловы столпы на двух берегах пролива, отделявшего Европу от Ливии.

Потом Еврисфей решил завладеть золотыми яблоками Гесперид, которые росли на яблоне неподалёку от титана Атланта, держащего на плечах небесный свод, а Геспериды же были его возлюбленные дочери. Геракл выведал у мудрого старца Нерея убежище Атланта и хитростью убедил его сорвать золотые яблоки, после чего посмеялся над наивностью титана и на обратном пути одолел сына богини земли Геи – великана Антея. Далее он достиг Кавказа, к одной из вершин которого был прикован Прометей, наказанный богами за то, что дал людям огонь. Геракл застрелил из лука орла, клевавшего печень Прометея, и освободил титана. После совершения этих трёх подвигов яблоки Гесперид были отданы Еврисфеем богине Афине и возвращены на своё законное место.

После совершения двенадцати подвигов Геракл стал знаменит ещё и тем, что принял участие в плавании аргонавтов в Колхиду за золотым руном вместе с братом-близнецом Ификлом и племянником Иолаем. Однако, добраться до самой Колхиды Гераклу не было суждено. Согласно самому древнему варианту мифа, изложенному у Гесиода и Геродота, он сошёл на берег у Афетских скал, так как корабль не мог выносить его нечеловеческую тяжесть. Согласно иной версии, сделать это герою помешала Гера, покровительствовавшая другому герою – Ясону. Наконец, существует версия Демарата, восходящая к несохранившейся трагедии, согласно которой Геракл весь путь до Колхиды и обратно проделал на борту «Арго».

Дальнейшая мифологическая биография Геракла была богата событиями, связанными с военными походами и зачатием многочисленных сыновей, становившихся правителями в разных частях Греции. Но и тогда Гера не отстала от героя, насылала на него безумие, и он в припадке ярости убил других эпизодических персонажей и даже осквернил храм Аполлона. Знаменателен был также поход Геракла на Трою, где он убил царя Лаомедонта, а его дочь Гесиону отдал в жёны Теламону.

Также с пребыванием Геракла в Элиде античные авторы связывают начало истории Олимпийских игр. Герой Эллады учредил эти состязания и установил приз — привезённый из страны гипербореев венок из дикой маслины, основал храм Зевса Олимпийского и установил шесть двойных алтарей, посвящённых двенадцати богам.

Но самым примечательным эпизодом в мифах становится именно гибель Геракла. По пути из Этолии со своей новой женой – дочерью калидонского царя Деянирой/Дейанирой оказались на берегу реки Эвен, где путников переправлял за плату кентавр Нессус/Несс. Геракл перешёл реку сам, а перенести свою супругу поручил Нессу.

Тот внезапно воспылал страстью к Деянире и либо попытался изнасиловать её прямо в воде, когда Геракл был уже на другом берегу, либо переправился первым и попытался ускакать с Деянирой. Геракл ранил кентавра своей стрелой. Умирая, Несс рассказал Деянире, будто его кровь, смешанная со спермой (или только кровь), — мощное приворотное зелье, которое обеспечит любовь мужа, если хранить его в темноте и в нужный момент пропитать им гераклову одежду. Именно так Деянира и поступила.

Как-то раз Геракл собрал армию из аркадян, локров и мелийцев и двинулся на Эхалию, взял город штурмом, убил её правителя Еврита и его сыновей, а дочь Иолу взял в плен. Деянира, узнав о молодости и красоте пленницы (по одной из версий мифа, Геракл отправил Иолу к жене), решила вернуть любовь супруга с помощью крови Несса. Она отправила Гераклу хитон, смоченный в этой крови.

Когда Геракл начал приносить жертвы богам на Ликейском мысу, солнечные лучи растопили яд гидры, и герой почувствовал жжение и невыносимую боль. Хитон прилип к телу; Геракл пытался сорвать с себя одежду, но вместе с тканью отрывал куски плоти. Он бросился в холодную реку, но от этого жжение и боль только усилились. Потеряв контроль над собой, Геракл опрокинул алтари, а вестника Лихаса забросил далеко в море. Обессилевшего от страданий героя привезли на корабле в Трахин, а затем сожгли на костре. Деянира, узнав, что произошло, покончила с собой — закололась либо повесилась.

В момент гибели Геракла появилась грозовая туча, которая унесла героя на Олимп. Там многострадальный герой Эллады был принят в сонм бессмертных богов. Ревнивая богиня Гера с ним НАКОНЕЦ-ТО примирилась и даже выдала за него свою дочь Гебу, богиню вечной юности, родившую двух сыновей – Алексиара и Аникета. С этих пор, согласно античным авторам, Геракл счастливо жил на Олимпе, пируя с Богами и выполняя роль небесного привратника. В то же время его призрак, согласно Гомеру, находился в Аиде, где блуждал с вечно натянутым луком. Согласно Псевдо-Гигину, Зевс за мужество поместил своего сына среди созвездий — как Змееносца, либо как часть одного из созвездия Близнецов. После гибели Геракла его детей – Гераклидов – начал преследовать Еврисфей, так что Гераклиды нашли убежище сначала в Трахине, потом в Афинах. А затем они захватили весь мир. И на этом история одного из величайших героев Эллады закончилась.

Культ Геракла был распространён и в Древнем Риме, где персонажа уже величали Геркулесом. Вообще, в мифах Геракл предстаёт как фигура неоднозначная – с одной стороны, соединение физической силы с силой духа делает Геракла архетипическим спасителем и освободителем, борцом против бесправия и варварства, защитником цивилизации, символом самоконтроля и умения направлять свои способности на благое дело, с другой – полнейшее отсутствие чувства меры: обладая неограниченной силой, герой творил зло так же легко, как и добро, казался неадекватным в глазах других персонажей.

По мере распространения греческой культуры Геракла начали отождествлять с Богами и героями других народов, в чьих мифологических биографиях или внешности видели сходство с греческим образцом. Так, Геракла сравнивали с Гильгамешем, финикийским Мелькартом, филистимским Дагоном, египетским Хонсу, римским Марсом и даже некоторыми индийскими божествами. Известно, что римляне часто клялись именем Геракла/Геркулеса, тогда как для женщин такие клятвы были под запретом. В I веке до н. э. начался новый этап в формировании римской легенды о Геракле-Геркулесе. Для него характерны, с одной стороны, влияние стоицизма с представлениями об этом персонаже как олицетворении ряда добродетелей (exemplum virtutis), а с другой — использование мифа в политической пропаганде. Так, в одной из легенд Геракл/Геркулес пребывал в Италии, убил разбойника Кака, попытавшегося украсть у него коров, воспользовался гостеприимством царя Эвандра и получил от него божественные почести, стал отцом Палланта, матерью которого была дочь Эвандра Лавиния, воздвиг алтарь Зевса Эврисейского (в римской традиции — Юпитера Создателя), установил новые границы между общинами. У Вергилия в “Энеиде” и вовсе противостоял «получеловеку-полузверю» Какосу.

В Средние Века в Геракле видели аллегорию многочисленных трудностей, с которыми сталкивается добродетель. Рабство у Омфалы показывает, что доблесть слабее, чем позывы плоти, а борьба с Антеем — противостояние интеллекта грубой силе. Отцы церкви часто порицали героя Эллады за убийства, временные союзы со множеством женщин, за подчинение одной из них (Омфале).

По словам ритора Лактанция, Геркулес всю землю «осквернил бесчестьями, сладострастием и прелюбодеянием»; он побеждал только людей и животных, но не смог одержать главную победу — над своими страстями, и это доказывает, что в нём не было ничего божественного. Из-за его физической силы Геркулеса/Геракла ставили в один ряд с библейскими персонажами – Навуходоносором и Самсоном. И сторонники, и противники христианства часто проводили параллели между Геркулесом и Иисусом Христом в связи с сюжетами о мучительной смерти и дальнейшим вознесении на небо.

В честь Геракла/Геркулеса позже были названы каша, созвездие северного полушария неба, кратер на Луне и двойной астероид. Также известно, что род растений семейства зонтичных, который мы знаем как БОРЩЕВИК, был назван по-латыни в честь Геракла – Herácléum, “гераклова трава” за крепкие стебли и быстрый рост:

До нас дошло несколько легенд, связанных с этим ядовитым растением. Первая из них гласит, мол, Борщевик Сосновского появился из огня, спрятанного Прометеем втайне от Богов в тростинку. За проступок Прометея растение было незаслуженно проклято Зевсом и помещено им в горы Кавказа, где борщевиком питалась Гидра, отчего ее кровь становилась токсичной для человека. Именно от этого яда и пострадал впоследствии Геракл, чью одежду пропитала соком борщевика его жена.

Борщевик Сосновского – любимое травяное дерево вампиров, которое запечатлено на их родовых гербах. Только им оно не причиняет вреда, так как вампиры ведут ночной образ жизни. Они безбоязненно натираются соком борщевика, чтобы отпугивать людей. Однако стоит вампиру очутиться под лучами солнца, как из-за магических свойств сока на коже он вспыхивает алым пламенем, превращаясь в горстку пепла.

3. Борщевик Сосновского – это месть Сталина. По его задумке, если враги народа захотят развалить Советский Союз, то борщевик выйдет из-под контроля и завоюет свободные посевные площади, нападая на предателей социалистической родины, обжигая ноги и руки отдыхающих на брошенных колхозных угодьях. Так впоследствии и случилось.

Но вернёмся к теме мультфильмов на греческую тематику. В рамках итальянской компании МОНДО ТВ, известной нам по своей версии мультсериала про диснеевских персонажей – львёнка Симбу и оленёнка Бемби, переименованного в Бакшота, а также короткометражке “Легенда Титаника“, я нашла мультфильм 1997 года под названием “Геркулес“:

Данный мультфильм практически в точности следует сюжету древнегреческого мифа о Геракле. Верховный владыка Богов и людей, Зевс Громовержец влюбился в мать Геракла – смертную женщину – и, приняв облик её супруга, овладел ею. Позже она забеременела дважды – от мужа и от Зевса, а затем родила двух мальчиков близнецов. Ревнивая богиня Гера пыталась убить детей, наслав на них двух змей, но потерпела неудачу. Далее нам показывают эпизоды, где юные братья учатся единоборству, стрельбе из лука, фехтованию…Геракл также работал пастухом и по приказу царя Феспия сразился со свирепым львом.

Далее уже начинается рассказ о двенадцати подвигах Геракла – сражении с Гидрой, принесение в Микены живого вепря, лани, битва со стимфалийскими птицами и др. Совершенно был пропущен эпизод женитьбы Геракла на Мегаре и убийства его сыновей в припадке насланного Герой безумия. В мультфильме не говорится, для чего именно Геракл совершил все эти подвиги. Зато было показано, как Боги-Олимпийцы взирали на него с Олимпа и помогали в достижении заветной цели героя. А закончилось всё на похищении Гераклом яблок Гесперид.

В данном мультфильме Геракл предстаёт перед нами не как защитник людей, богоборец, подобно Прометею из версии “Союзмультфильма”, а как типичный эпический герой, который только и делает, что побеждает различных чудовищ на собственном пути.

Второй мультфильм, на который хотелось бы обратить внимание – это «Геракл у Адмета» 1986 года Анатолия Петрова. В данной версии знаменитый персонаж предстаёт перед нами как энергичный и добродушный силач-весельчак. Он – скорее посредник и помощник между Адметом и его женой Алкестидой, которую Геракл в буквальном смысле вырывает из лап смерти, а в финале исполняет совершенно неуместный танец:

Третий мультфильм, пожалуй, известен каждому дошкольнику. Это – диснеевская версия Геракла, названная на древнеримский манер «Геркулес», тоже 1997 года. В данном мультфильме Геракл/Геркулес – уже не тот брутальный мускулистый мужчина солидных лет, а глуповатый и неуклюжий паренёк, про которого обычно говорят “сила есть – ума не надо“. В попытке сдержать свою неконтролируемую мощь он, как и персонаж из советского мультфильма – Валидуб, – устраивает повсюду неистовый хаос и разрушает целый город.

Теперь уже не Гера, а Бог подземного царства Аид становится злейшим врагом Геркулеса. Узнав от Мойр, которых в данной интерпретации смешали с Грайями, лишёнными глаз, что родившийся Зевсов сын помешает ему свергнуть с Олимпа родного брата, Аид просто посылает своих помощников-демонов Боль и Панику сделать Геркулеса смертным, но его план проваливается. Приёмные родители мальчика также присутствуют, однако они выступают скорее фоном, чем основными персонажами повествования – всё-таки мультфильм рассчитан на детей, и показывать в нём ревность, инцест и измену – неэтично.

Вскоре Геркулес отправляется в храм Зевса, чтобы спросить Богов о своём истинном предназначении. К своему великому удивлению, он узнаёт о том, что он — сын Зевса и сможет вновь стать Богом и вернуться на Олимп, если станет настоящим героем. Исполнить мечту юноши помогает его наставник и тренер, сатир по имени Фил – Филоктет, а верным спутником Геркулеса является Пегас, тогда как по сюжетам мифов крылатый конь служил другому герою – Беллерофону.

К сожалению, он также не был приятным добродушным мифическим конем. История его происхождения довольно кровавая. Исходя из мифа, он, произошел из шеи убитой Медузы Горгоны, его грива была залита кровью».

Одолев всех чудовищ, Геркулес стал великим героем Эллады и даже влюбился в девушку Мегару, которую называл Мег, как в Гриффинах. Но и тут создатели добавили отсебятину – оказывается, Мегара продала душу Аиду, как доктор Фауст Мефистофелю, и теперь волей-неволей вынуждена помогать ему в попытках покончить с Геркулесом.

Но, в лучших традициях Диснея грустная и жуткая история Геракла закончилась хэппи-эндом – свадьбой с Мегарой, а Аид за захват власти с помощью титанов был низвержен в своё же царство и утонул в реке Стикс. Как по мне, Аид здесь получился весьма колоритнее главного героя, и многие читатели со мною в этом согласятся. Также забавлял диалог Муз с рассказчиком, которых из девяти классических оставили пятерых Каллиопу, музу эпической поэзии, Клио, музу истории, Мельпомену, музу трагедии, Терпсихору, музу танца и Талию, музу комедии.

Также по мотивам данной полнометражки был создан мультсериал 1998 — 1999 года, где “в друзья” к Геркулесу добавились Икар и прорицательница Кассандра, а сами они учились в Академии Прометея, названной в честь титана. Также Геркулес противостоит своему коварному дяде, богу подземного мира, Аиду. Всего было снято 65 эпизодов. Также есть серии, где Геркулес встречает скандинавских и египетских Богов (“Геркулес и сумерки богов”, “Геркулес и римляне”).

Второй частый герой мифов, который появляется как в кино, так и в мультфильмах – это Одиссей, царь Итаки из поэмы Гомера. В оригинальной версии он – один из участников Троянской Войны, длившейся десять лет, известен своим интеллектуальным блеском, хитростью и универсальностью.

В книге 19-й “Одиссея”, где рассказывается о раннем детстве Одиссея, Эвриклея просит дедушку мальчика Аутолика назвать его. Эвриклея, кажется, предлагает такое имя, как Полярет,потому что за него много молились“(πολυάρητος), но Автолик “явно в сардоническом настроении” решил дать ребенку другое имя в память о “своем собственном жизненном опыте“: “Поскольку я был разгневан (ὀδυσσάμενος одиссаменос) многими, как мужчинами, так и женщинами, пусть имя ребенка будет Одиссей“. Одиссей же получил отчество Лаэртиад/Лаэртид (λαερτιάδης), “сын Лаэрта“. Процесс наречения ребёнка Одиссеем чем-то напоминает легенду о Тристане и Изольде, где мать-королева назвала сына Тристаном, ибо перенесла много горя. Существует версия, что Одиссей был правнуком олимпийского Бога Гермеса.

По значению древние греки связывали имя Одиссей с глаголом odyssao — «гневаться», «ненавидеть». Согласно Гомеру, именно это значение имел в виду Автолик, когда давал имя своему новорождённому внуку. В первом случае это ненависть Одиссея к женихам Пенелопы, во втором — ненависть некоторых Олимпийских богов к самому Одиссею. В поэме в ряде мест имеется в виду второй вариант, из-за чего некоторые исследователи говорят об Одиссее как о «ненавистном богам».

Согласно “Илиаде” и “Одиссее”, его отцом является Лаэрт, а матерьюАнтиклея, хотя существовала негомеровская версия, согласно которой сам Сизиф был его истинным отцом. Ходили слухи, что Лаэрт купил Одиссея у коварного короля. У Одиссея есть также младшая сестра, Ктимена, которая отправилась в ту же страну, чтобы выйти замуж, и упоминается свинопасом Эвмеем, с которым она выросла вместе, в книге 15-й “Одиссеи”.

“Илиада” и “Одиссея” Гомера изображают Одиссея как культурного героя, но римляне, считавшие себя наследниками принца Энея Троянского, считали его злодейским фальсификатором. В Энеиде вышеупомянутого Вергилия, написанной между 29 и 19 годами до н. э., его постоянно называют “жестоким Одиссеем” (лат. dirus Ulixes) или “лживым Одиссеем” (пеллакис).В то время как греки восхищались его хитростью и коварством, эти качества не нравились римлянам, которые обладали жестким чувством чести.

После избиения Одиссеем наглых и назойливых женихов Пенелопы народ взбунтовался, т.к. некоторые «женихи» занимали достаточно высокое положение в обществе. Одиссей с Телемахом снова собрались вступить в схватку, однако бой остановила богиня Афина. Согласно одной версии, она установила мир между Одиссеем и родственниками убитых, и данный финал истории оказался весьма нелогичным, на мой взгляд.

Согласно другой – судьбу Одиссея решил царь соседнего Эпира. Согласно его решению, герой должен был на 10 лет отправиться в изгнание, а родственники убитых – возместить ущерб царскому дому. Во время изгнания Одиссею удалось выпросить прощение у Посейдона, о чем он узнал в Аиде. Также он получил предсказание, согласно которому, он должен был умереть от руки собственного сына, поэтому по возвращению в Итаку, он сослал в изгнание уже самого Телемаха.

Думаю, нет смысла напоминать Вам и излагать те эпизоды, связанные с участием Одиссея в Троянской Войне или с возвращением его на Итаку. Мы их давно изучали в школе. Скажу только, что, согласно классической версии истории Одиссея, у него, помимо Телемаха, было множество других сыновей: Полипорт, позже рождённый от Пенелопы, Телегонус, Ардей, Латинус, Авзонус и Казифон от волшебницы Кирки/Цирцеи, а также Ромос, Антеас и Ардеас, которые разошлись по миру и назвали города в свою честь. Город, сооруженный Ромосом, был не что иное, как столица ИталииРим. Также были дети и от нимфы Каллипсо, которая много лет удерживала тоскующего по своей семье и потерпевшего крушение Одиссея. Сыновьями Калипсо считались Навсифой, Навсиной, Телегон, Латин и Авзон.

Предполагаемая последняя поэма в эпическом называется Телегония“, которая рассказывает историю последнего путешествия Одиссея и его смерти от руки Телегона, его общего сына с Цирцеей. Стихотворение, как и другие части цикла, было “утеряно” в том смысле, что подлинная версия не была обнаружена.

Версия гласит, что много лет спустя после описанных Гомером событий сын Одиссея от Цирцеи, Телегонус, пришел с моря и разграбил остров, думая, что это Коркира. Одиссей и Телемах защищали свой город, а Телегонус случайно убил своего отца позвоночником ската. Он привез тело обратно в Эею и взял с собой Пенелопу и Телемаха. Цирцея сделала их бессмертными и вышла замуж за Телемаха, в то время как Телегон сделал Пенелопу своей женой, и на этом история великого путешественника подошла к концу.

Согласно одной из версий мифа, в Эпире Одиссей сделал своей возлюбленной царицу Эвиппу, которая родила от него сына Эвриала. Последний, став взрослым, отправился на поиски отца. Он прибыл на Итаку в отсутствие Одиссея; Пенелопа поняла, кто он такой, и решила его погубить. Когда Одиссей вернулся, она сказала ему, будто юный чужестранец подослан, чтобы умертвить его, и Лаэртид убил Эвриала.

Существует также версия, что верная Пенелопа не дождалась своего мужа, а после долгих увещеваний женихов сдалась и вступила с ними в интимную связь. Или с одним из них, которого звали Антиноем или Амфиномом (в результате чего родился сатир Пан). Лаэртид, перебив женихов, неверную жену тоже убил. Согласно третьей версии, он оставил Пенелопу в живых и сам покинул Итаку.

Вот такая удивительная и длинная история о человеке, которому волею судьбы пришлось воевать на чужой войне, а потом долгие годы искать дорогу домой, проходя через множество испытаний. Неудивительно, что имя персонажа гомеровской поэмы вскоре стало нарицательным, и по сей день долгую дорогу называют Одиссеей.

Со временем были проведены сравнения между Одиссеем и другими героями различных мифологий и религий. Так, в индуистской мифологии история воссоединения мужа с женой существует в истории Налы и Дамаянти. Эпизод натягивания лука похожа на описание Рамы, натягивающего лук, чтобы завоевать руку Ситы в браке.

Для поэмы Гомера характерно использование ряда фольклорных и сказочных мотивов, общих для многих культур. В частности, это истории о дальних странах, в которых путешественники переживают удивительные приключения, сталкиваются с людоедами, великанами, всевозможными чудовищами. Рассказ об этом Гомер вкладывает в уста своего героя, отказываясь, таким образом, судить о его правдоподобии.

Ещё один сказочный мотив — непосредственное участие богов в судьбе героя. Афина постоянно опекает Одиссея, играя роль «какой-то суетливой заботливой тётушки»; она не только убеждает Зевса ускорить возвращение героя на родину, но и регулярно заботится о внешности Лаэртида, скрывает его мраком в случае необходимости, освещает ему путь, отклоняет от него копья врагов. Ещё одна богиня – Левкофея, дарит Одиссею волшебное покрывало с условием, что он позже бросит это покрывало в море и не будет оглядываться (это типичный сказочный запрет).

Сам же образ Одиссея сложен и многогранен. Герой «велик душой и сердцем», безупречен и мудр, является вторым отцом для своих подданных, нежно любит жену и сына, питает глубокий пиетет по отношению к родителям, любит свой родной остров, проявляет в критических ситуациях мудрость, которая спасает его самого и его спутников, но в то же время он, вопреки этике «героического века», в ряде эпизодов выдаёт себя за другого, демонстрирует эгоизм, глупость, бессмысленную жестокость.

Одиссей тоскует по дому и семье, но в пути задерживается на Ээе на целый год, забыв об Итаке, и спутникам приходится долго уговаривать его продолжить путь. Он очень сентиментален и часто плачет, но при этом никогда не забывает о собственной выгоде. Герой проявляет крайнюю жестокость по отношению к женихам Пенелопы, безжалостно казнит служанок и грозит суровой карой своей няньке Эвриклее, узнавшей его по шраму, но в то же время готов рискнуть жизнью, чтобы выручить своих спутников, ставших жертвами Кирки или Скиллы.

Очень противоречиво ведёт себя Одиссей в истории с Полифемом. Вопреки разумным советам спутников, он задерживается в пещере киклопа, в которую и вошёл без спроса, с целью ограбить великана и насытиться самому и его команде, что приводит к гибели шести итакийцев. Выбравшись оттуда, он дразнит Полифема и называет ему своё имя, навлекая на весь экипаж корабля гнев самого Бога морей Посейдона.

При этом именно отвага, хитрость и необыкновенная предусмотрительность Одиссея помогают ему выбраться из пещеры и спасти товарищей: он называет себя при знакомстве с киклопом Никто, благодаря чему другие киклопы не понимают, что произошло; он придумывает способ обезвредить Полифема, лишив его зрения обожжённым колом, однако не лишив возможности открыть выход из пещеры. И в других ситуациях Лаэртид демонстрирует высокий интеллект, так что эпитет «хитроумный» получает в поэме реальное наполнение.

Ещё один важный эпитет, который Гомер употребляет по отношению к Одиссею, — «многострадальный». Это определение появилось ещё в «Илиаде», но только во второй поэме получило обоснование (и встречается в тексте 37 раз). Лаэртиду приходится пережить множество драматичных событий: потерю всех спутников, встречу с мёртвыми (в том числе с собственной матерью), кораблекрушения, схватки с чудовищами, фактическую неволю на далёком острове, унижения со стороны женихов Пенелопы. Соответственно одним из важнейших качеств Одиссея становится его душевная стойкость: он достойно прошёл через все испытания.

По мотивам истории Одиссея было снято два полнометражных мультфильма – это “Разрушение Трои и приключения Одиссея” 1998 года и “Одиссей” 1987 года, соответственно:

Также я нашла ещё одну полнометражку на английском языке:

Что их все объединяет? Во-первых, показан эпизод с Троянским конём, когда Данайцы обманули и перехитрили троянцев, а затем учинили геноцид в городе, что привело к десятилетней войне, в которой, помимо людей, принимали живое участие и Олимпийские Боги. Во-вторых, все эти короткометражки воспевают героизм Одиссея, когда он, подобно Гераклу, противостоит всяким чудовищам, встреченным ему по пути в родную Итаку. И, разумеется, никакого избиения женихов, как в оригинале гомеровской поэмы, в финале мультфильмов нет – все они просто заканчиваются на долгожданном воссоединении с возлюбленной Одиссея – Пенелопой.

Хочу обратить Ваше особое внимание на германо- французский мультсериал “Миссия Одиссея” 2002 года, снятый по мотивам поэмы Гомера “Одиссея”. Всего было снято 26 эпизодов.

Честно скажу, на данный мультсериал я наткнулась совершенно случайно. Здесь, в отличие от других интерпретаций истории Одиссея, гомеровскую поэму полностью переиначили. Из бесчисленного количества неназванных по именам спутников в “Миссии Одиссея” оставили шестерых, да ещё к ним в компанию затесалась троянская тринадцатилетняя девочка по имени Низа/Нисса с талантом вещей Кассандры, которым её по ошибке наделила Сова Афины Паллады. Однако, в отличие от видений Кассандры, многие видения Низы/Ниссы предотвращаются. После того, как она видит или прикасается к чему-либо, включая предметы или картины, своими руками, в ее глазах появляется вспышка, и она переживает видения одноразовых и других персонажей с Одиссеем и его спутниками. Остальных персонажей зовут (слева-направо): Зефир, Фило, Титан, Диомед и Датус, соответственно. Одиссей – тот, что посередине.

Разберём каждого персонажа по отдельности:

1. Зефир

Зефир-член команды Одиссея, который отправляется в величайшее приключение на Итаку, потому что он первым прекращает конфронтации и ставит перед собой сложные задачи. Кроме того, он делал все, что было в его силах, чтобы доказать свою состоятельность с участием банды для выполнения этой захватывающей задачи, и он не менее важен, чем любой другой член группы. Это – стройный человек, со светлой кожей, каштановыми волосами, маленькими густыми каштановыми бровями и голубыми глазами.

2. Фило

На нем белая рубашка цвета слоновой кости с V-образным вырезом и коричневой сумочкой, лилово-голубые брюки до колен, терракотовая шляпа на голове и терракотовые сандалии на ногах. С опасными столкновениями, которых Фило всегда хочет избежать и не ввязываться в них, он является одним из товарищей Одиссея по команде, который отправляется в путешествие, чтобы вернуться домой на Итаку. Он рассеян, робок, забавен, труслив, а также, он невольно руководствуется безразличием, которое характеризуется подверженностью опасности.

3. Титан

Титан – мускулистый босоногий мутант, похожий на минотавра, похожий на сланцево-голубого цвета, с бычьими рогами на лысой голове, густыми сланцево-голубыми бровями с черными глазами, светлыми сланцево-голубыми волосами на спине, светлой сланцево-голубой татуировкой в виде стрелы на груди и кусочками сланцево-голубых волос на руках и ногах. Кроме того, он носит базарно-красную ткань, колье в форме круга на шее и браслеты на ногах.

Титан – один из ближайших друзей Одиссея и самый могущественный из всех членов команды, которые разделяют приключение, чтобы вернуться домой в Итаку. Он родом с территории Кроноса, ледяного острова, королем которого он должен был стать, но после его отъезда в Трою он стал его братом, взошедшим на трон.

4. Диомед

Диомед – тучный человек, со светлой кожей, мускулистыми руками и ногами, красно-оранжевыми вьющимися волосами, густыми красно-оранжевыми бровями, усами и бородой и голубыми глазами. Кроме того, он является старейшим товарищем группы, с которым он выполняет свою миссию по защите их от опасности во время захватывающего путешествия, и всегда направляет свои советы членам команды, благодаря своему отличительному боевому опыту.

5. Датус

Родом с Крита, Датус является владельцем лодки, на которой Одиссей плывет за приключениями по пути домой в Итаку. Это – стройный человек со светлой кожей, темно-коричневыми волосами песочного цвета с треугольной козлиной бородкой и бровями и темно-синими глазами. Больше всего на свете Датус любит собирать деньги и получать их любым способом, которым он хочет достичь этой задачи. Кроме того, у него есть постоянный источник юмора, которым он был забавен, и он не пользуется доверием остальных членов команды; где на него нельзя положиться в противостояниях.

Данный мультсериал по присутствующему в нём приключенческому духу и юмору, который напрочь отсутствовал в других короткометражках по древнегреческим мифам и поэме Гомера, можно сравнить разве что с полнометражным анимационным фильмом “Синдбад: пираты семи штормов” 2016 года:

В обоих мультфильмах герои путешествуют по морю, противостоят сверхъестественным существам, и всё это подаётся для детской аудитории с юмором, песнями и свистоплясками. Также есть ещё одно отличие от других версий истории Одиссея – в них обычно герой всецело отдавался воле Богов и своим чувствам, не было чётко выраженного антагониста, каким в “Миссии Одиссея” предстаёт пред нами Владыка Морей Посейдон, мой любимый персонаж этой саги, которого создатели мультсериала изобразили каким-то Дреугомполучеловеком – полуосьминогом:

В данной версии морской бог Посейдон после разрушения Трои заключил пари с дочерью Зевса – Афиной Палладой, что Одиссей и его команда, никогда не доберутся домой самостоятельно. Для достижения этой цели Посейдон буквально вмешивается практически в каждый эпизод сериала, при этом Афина постоянно напоминает ему, что прямое вмешательство Олимпийского Бога нарушает их правила ставок.

Так что, морским владыкой двигала не только ненависть за ослепление его родного сына, киклопа Полифема, которому в мультфильме не выжгли глаз заострённым колом, а просто выстрелили из лука. Да и глаз Полифема ночью напоминал какой-то маяк. Тогда как в оригинале поэмы Гомера Посейдон просто насылал шторм на корабль Одиссея, а все другие персонажи вроде великанов Лестригонов или Сирен действовали отдельно от него.

Посейдон выступал в качестве главного антагониста, как правило, не из-за прямой злобы, а скорее в результате эгоизма и неконтролируемых приступов гнева. Помимо этого Олимпийского Бога и самой Афины Паллады в одном из эпизодов можно было встретить также владыку подземного царства Аида, которого родной божественный брат также пытался настроить против команды Одиссея.

В мультсериале полномочия Посейдона несколько расширены, чем в оригинале поэмы – помимо насылания штормов Бог обладал такими способностями, как:

Гидрокинез – Посейдон мог управлять водой, появляться из фонтана, оборачиваться водоворотом

Заклинание землетрясений

Сверхпрочность

Метаморфозы (Изменение формы) – в данном мультсериале Посейдон “перенял” от другого морского божества древнегреческих мифов – Протея – способность превращаться в кого угодно

Аэрокинез – данный дар “достался” Посейдону от повелителя ветров Эола

Сверхскорость

Полу-всеведение

Бессмертие

Всякий раз, когда заканчивался определённый эпизод мультсериала, Посейдон, спрятавшись за скалами или под водой, говорил, мол, “Как бы ты ни старался, Одиссей, тебе вовек не добраться домой!

Больше всего мне не понравилось то, как обошлись с персонажами оригинальной поэмы Гомера: так, например, Сирен, которые по описанию были полуптицами-полуженщинами, создатели “Миссии Одиссея” превратили в аналог Морских Дев с рыбьими хвостами. Вот царица Сирен, Аглаофа/Аглаопа, которая не просто пела песню Одиссею, но и пыталась даже соблазнить его, приняв облик Пенелопы:

А эпизод про Сциллу и Харибду в данной интерпретации оказался историей про двух возлюбленных, которых ревнивая богиня превратила в чудовищ – девушку – в трехглавое чудовище Сциллу, а парня – в пещеру и водоворот Харибду. Также были добавлены эпизоды, которых вообще не было в оригинальной поэме “Одиссея” – например, противостояние команды главного героя с Химерой или сёстрами Горгонами, которых из трёх оставили двух – Стено и саму Медузу. Или путешествие в затерянную Атлантиду и неудачное похищение Одиссея Гарпиями.

Но нас в данном мультсериале интересует образ самого Одиссея. Если в других короткометражках он изображался как бородатый мужчина солидных лет, то в “Миссии Одиссея” он предстаёт пред нами статным юношей, подобно диснеевскому Геркулесу:

В “Миссии Одиссея” его попросту смешали с другими известными героями Эллады – Гераклом, Ясоном и Персеем, и получилось так, что Одиссей не только проплывает живым мимо Сирен, вторым после Аргонавтов, но ещё и противостоит сёстрам Горгонам, похищает из Колхиды Золотое Руно, которое охраняет странное чудовище – наполовину змея, наполовину дракон. А царя Колхиды зовут не Ээт, а Аэтес. Медеи здесь и вовсе нет.

Также в мультсериале “Миссия Одиссея” герой встречается с Грайями, которые дают ему свиток с изображением карты Итаки, Мойрами, заманившими его в ловушку в виде огромной паутины Судьбы, снимает проклятие с обитателей острова Цирцеи/Кирки, превращённых в зверей и с Лестригонов, боящихся воды, катается на Пегасе, подобно диснеевскому Геркулесу, вступает в дуэль с кентавром Хироном, противостоит королеве Амазонок Тайре

Никакого удержания и соблазнения нимфой Калипсо Одиссеем мы не увидим, при путешествии в царствие Аида пророку Тиресию и вовсе не дают сказать ни слова, полностью отсутствует эпизод пожирания спутниками Одиссея священных быков Бога солнца Гелиоса, за что те и поплатились лютой смертью, а также пребывание Одиссея у феаков, превращение в нищего, узнавания служанкой Эвриклеей, которую из истории попросту вырезали.

Вместо жестокого избиения 112-ти женихов Пенелопы, которые домогались до верной жены Одиссея, в мультсериале “Миссия Одиссея” мы видим только одного отрицательного персонажа, красивого, но глупого и ленивого принца Пеллоса, который объявляет себя новым королем Итаки, не без помощи Посейдона похищает Телемаха, принуждает Пенелопу выйти за него замуж.

Бог морей Посейдон обманул Пенелопу, волшебным образом закончив ее гобелен, который женщина распускала всякий раз, а это означало, что ей придется выйти замуж за Пеллоса против своей воли. Лишь в последнюю секунду Одиссей врывается в родной дом, спасает из рабства Телемаха и останавливает свадьбу Пенелопы. Заканчивается последний, 26-й эпизод, ликованием Афины Паллады, которая заявляет о своей победе в заключенном пари, но поверженный во прах Посейдон все еще отказывается это признать.

Вот как выглядит жена Одиссея – Пенелопа – в данном мультсериале:

Героиня носит многослойное длинное платье без рукавов на одно плечо с оранжевой пуговицей и розовыми слоями, похожими на ленты. Он состоит из двух слоев: первый-с нижним пограничным слоем лавандово-фиолетового цвета и вторым слоем кремово-белого цвета. Кроме того, на ней светло-розовые рукава, длинный прозрачный шарф и коричневые сандалии.

Почти в каждом эпизоде она показана то как воспоминание Одиссея, то как заботливая и любящая матушка, которая постоянно ткёт гобелены и вышивает картины, связанные с путешествиями Одиссея.

В оригинале же поэмы Гомера Пенелопа досталась своему мужу либо в качестве выигрыша в состязании по бегу, либо в результате сделки с её дядей Тиндареем, связанной с замужеством Елены Прекрасной. Пенелопа стала символом верной жены, которая до последнего ждала своего супруга, хотя большинство итакийцев не верило в его возвращение.

Руки Пенелопы настойчиво добивались больше сотни молодых аристократов с Итаки и соседних островов. Чтобы выиграть время, она пошла на уловку — добилась отсрочки до тех пор, пока не соткёт погребальный саван для свёкра Лаэрта, а сама по ночам распускала сделанное за день. Вскоре после того, как эта хитрость была раскрыта, на Итаку вернулся Одиссей и перебил всех женихов.

Некоторые античные авторы полагают, что имя Пенелопа дочь Икария получила не сразу после рождения. До описанных Гомером событий девушку на самом деле звали Амирака, Арнакия или Арнайя. Согласно одной версии, имя Пенелопа героиня получила за то, что Икарий и его жена выбросили маленькую дочь в море, но птицы вынесли её обратно на берег; по другой, будущую Пенелопу выбросил в море уже взрослой герой Навплий, чтобы отомстить её мужу за своего сына.

Антиковеды отмечают явную нелогичность истории с саваном: Пенелопа могла бы его соткать и после замужества. Поэтому возникло предположение, что изначально имелось в виду подвенечное платье, которое Гомер заменил на погребальное убранство, вероятно, для того, чтобы подчеркнуть дряхлость Лаэрта.

В мультсериале “Миссия Одиссея” сын героя – Телемах показан как веселый, игривый и обладающий богатым воображением 11-летний мальчик, который любит проводить время в играх с другими детьми и любимой собакой и не растёт до самого момента воссоединения с отцом. Он также очень предприимчив и любопытен ко всему, включая гобелены, которые сделала его мать Пенелопа, а также проводит с ней некоторое время.

В оригинальной истории же Телемах предстаёт юношей на момент участия Одиссея в боевых действиях под Троей, который по совету богини Афины Паллады отправляется сначала к Нестору, а затем и к Менелаю, чтобы разузнать о судьбе своего отца. Женихи Пенелопы, не желая возвращения Телемаха домой, сговорились и устроили ему засаду на обратном пути.

Но, опять же, благодаря совету Афины, Телемаху удалось избежать смертельной опасности. Вернувшись домой, Телемах, уже ставший взрослым мужчиной, встретил своего отца у свинопаса Евмея в образе нищего; Одиссей открылся ему, и Телемах помогал ему при убийстве женихов, а затем сопровождал его к старцу Лаэрту. Источники о дальнейшей судьбе данного персонажа разнятся.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1333513/pub_5c234e3738ad6b00a9ecd341_5c23515bb8997d00a95fb985/scale_1200

Следующий герой, который чаще всего упоминается в мифах Древней Греции и показан в кино и мультфильмах – это, конечно же, Ясон. По уже упомянутому мной мультфильму “Аргонавты” мы знаем, что этот персонаж был одним из тех, кто отправился в Колхиду за Золотым Руном. Но какой была его дальнейшая судьба? Давайте разбираться.

Детство Ясона прошло на горе Пелион, и в двадцатилетнем возрасте возвратился в родной город, чтобы вернуть отцу царскую власть, похищенную братом своего отца – Эсона. А родной брат – Пелий – отправил племянника в далёкое плавание, чтобы от него избавиться, подобно отцу другого героя – Персея.

Античные авторы причисляют Ясона к потомству самого титана Прометея. А брат отца Ясона – Пелий – был сыном бога Посейдона. Но это известие не помешало племяннику после возвращения на Родину в Иолк расправиться со своим дядей в отместку за собственное изгнание на верную смерть. В классическом варианте мифа Ясон провёл на Пелионе, под опекой кентавра Хирона, подобно Асклепию, Ахиллу, а по одной из версий мифа — и Одиссею. Помимо всего прочего, он освоил искусство врачевания.

Когда Ясон возвращался домой, ему по пути на переправе показалась дряхлая старуха, которая просила прохожих перенести её на другой берег, но получала отказ. Только Ясон не смог отказать ей и перенёс старуху на спине, хотя она оказалась очень тяжёлой. Этой старухой была принявшая человеческий облик царица Богов. родная сестра и супруга Зевса Гера, которую Пелий когда-то тяжко оскорбил; с этого момента богиня покровительствовала Ясону.

Первая остановка корабля «Арго» произошла на острове Лемнос, где Ясон разделил ложе с царицей Гипсипилой, родившей двух сыновей-близнецов – Деипила и Евнея. Тем не менее позже «Арго» продолжил путь: по одним данным, на этом настоял Геракл, по другим — Орфей заманил своих товарищей на корабль игрой и пением. На берегу Боспора аргонавты помогли слепому старцу Финею, пищу которого оскверняли Гарпии. Бореады Зет и Калаид прогнали гарпий; в благодарность Финей рассказал, как лучше преодолеть Симплегады — сдвигавшиеся скалы, грозящие смертью героям.

По его совету Ясон сначала выпустил голубя. Тот успел пролететь между скалами, так что они, сдвигаясь, повредили ему только хвостовое оперение. Когда Симплегады снова раздвинулись, аргонавты смогли провести свой корабль между ними. После этого скалы навсегда остались неподвижными, а герои вышли в Понт Эвксинский.

Колхидой в это время правил царь Ээт, сын Бога Гелиоса. Ясон с шестью спутниками прибыл в царский дворец и открыто объявил Ээту о цели своего приезда. Тот не захотел отдавать золотое руно (по одной из версий, царю было предсказано, что, потеряв руно, он погибнет), но не решился отказать аргонавтам. Вместо этого Ээт назначил Ясону заведомо невыполнимую задачу: запрячь в плуг огромных свирепых быков Ареса, изрыгавших пламя, вспахать поле и засеять его зубами дракона – то, что мы уже видели в советском мультфильме.

В мультфильме “Аргонавты” дочь царя Ээта – дева Медея, САМА тайно влюбляется в Ясона и помогает ему похитить Золотое Руно. В оригинале мифов же всё не так – в жизнь героев вмешиваются Олимпийские Богини – Гера, Афродита и Афина, и по их сговору и происходит тайная встреча Медеи и Ясона.

Перед испытанием Ясон натёрся полученной от Медеи волшебной мазью, которая сделала его неуязвимым для огня и железа. Благодаря этому он смог укротить быков и надеть на них ярмо. Потом Ясон в присутствии Ээта и колхов вспахал поле и засеял его зубами дракона. Семена тут же проросли: по словам Псевдо-Аполлодора, «из земли поднялись мужи в полном вооружении». Следуя совету Медеи, Ясон бросил в середину поля огромный камень, и эти воины начали сражаться друг с другом; тех, кто остался в живых после этой схватки, герой перебил сам. В мультфильме же Медея окатила героя дымом – “дыханием Гекаты“.

Исследователи видят здесь большое сходство с мифом об основателе Фив Кадме, который тоже засеял поле драконьими зубами. По альтернативной версии, изложенной у Пиндара, Ээт дал Ясону сразу два задания: сначала вспахать поле, а потом убить дракона, охранявшего золотое руно. Герой оба выполнил с честью. В мультфильме же Ясону помогла Медея – она не убила, а усыпила дракона сонной травой:

Встреча Аргонавтов с Сиренами произошла не раньше описанных в мифе событий, как это нам показали в советском мультфильме, а намного позже – после погони царя Ээта Медею преследовал её брат по имени Апсирт. Герои очень жестоко расправились с этим персонажем – по одной из версий мифа, когда жители Колхиды преградили путь «Арго» в Тринакрийском море, где потребовали выдать Медею, а взамен согласились смириться с потерей Золотого Руна, Ясон не хотел терять возлюбленную и по её совету под предлогом переговоров заманил на свой корабль Апсирта и убил его.

По другой версии, в которой за «Арго» гнался сам Ээт, Медея и Ясон убили плывшего с ними Апсирта, расчленили его тело и начали по частям бросать в море. Царь Колхиды, собирая эти фрагменты тела, отстал, а потом вообще прекратил погоню, чтобы похоронить сына. В мультфильме же корабль Ээта потопил морской бог Посейдон, а брата Медеи вырезали из истории.

Также, как и Одиссей, Аргонавты на обратном пути остановились у волшебницы Кирки/Цирцеи, которая помогла Ясону и Медее очиститься от убийства Апсирта, затем Орфей своим пением заглушил голоса сирен и спас таким образом спутников, потом они прошли между Сциллой и Харибдой и также остались в живых.

Далее аргонавты прибыли в страну феаков, где правил царь Алкиной. Там, по данным Аполлония Родосского, их снова настигли колхи, потребовавшие выдать им Медею. Алкиной ответил, что, если царевна успела стать женой Ясона, она останется с мужем навсегда. Предводитель аргонавтов, узнав о таком ответе, в ту же ночь тайно женился на Медее. После этого колхам пришлось отказаться от своих требований, и «Арго» продолжил путь. По данным Псевдо-Аполлодора, на всё плавание ушло четыре месяца.

В мультфильме Ясон предстаёт пред нами седовласым старцем, который после описанных событий погибает под обломками корабля на глазах у местной детворы, мечтавшей стать мореплавателями. Он успевает рассказать, что Золотое Руно было повешено в храме Афины Паллады, а судно досталось в дар Посейдону. О дальнейшей же судьбе Медеи мы ничего не знаем – предполагается, что Ясон жил с ней долго и счастливо.

Однако, в оригинале мифа всё складывается гораздо драматичнее. Как пишут Диодор Сицилийский и Псевдо-Аполлодор, пока Ясон был в дальних странах, в Иолк пришла ложная весть, будто и он, и остальные герои погибли. Пелий, узнав об этом, решил уничтожить всю семью Ясона: Эсон по его приказу покончил с собой, выпив бычьей крови, а вдова Эсона Амфинома бросилась на меч или повесилась.

Предводитель аргонавтов, узнав об этом по возвращении, решил отомстить и использовал для этого волшебство жены. Медея, выдавшая себя за жрицу, рассказала дочерям Пелия, будто знает, как вернуть ему молодость: по её словам, для этого нужно было разрубить тело царя на куски и сварить в котле. Чтобы убедить царевен, Медея проделала это с бараном, который превратился в ягнёнка. Тогда Пелиады убили отца, разрубили и сварили, но он, вопреки их ожиданиям, не ожил.

Наиболее популярной стала коринфская версия. В ней изначально Медея была царицей Коринфа по праву рождения. Супруги счастливо прожили вместе десять лет, но потом Ясон оказался неверен Медее и задумал жениться на дочери царя Креонта по имени Главка. Волшебница изощрённо и жестоко отомстила мужу – подобно Деянире, погубившей Геракла, она отправила в дар невесте венец, который сжимал ей голову, как тугой обруч. и отравленное подвенечное платье. Одежда прилипала к телу девушки, а при попытке её отодрать у отца царевны и самой Главки отрывались куски плоти. Люди погибли в страшных мучениях, но неумолимой Медее этого было мало – она убила также и всех нажитых совместно с Ясоном собственных семерых детей и, совершив преступление, осталась безнаказанной и просто покинула Коринф в колеснице, запряжённой драконами или крылатыми конями. Согласно иной версии – лишь двое детей – Мермер и Ферет – пали жертвой мстительной, обуреваемой ревностью матери.

По другой версии мифа, детей убили рассерженные коринфяне, возмущённые гибелью царя и его дочери: ведь именно дети передали царевне отравленное платье. Их имена также сохранились в истории – Медей, Мермер, Алкимен, Ферет, Тисандер, Фессал и Эйропис, соответственно.

Этот сюжет был популяризирован Еврипидом: драматург внёс психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. (Современные писателю злые языки утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города).

Сбежав от Ясона, Медея направилась в Фивы, где она исцелила самого Геракла (также бывшего аргонавта) от безумия после убийства им детей. В благодарность герой разрешил ей остаться в городе, но разъярённые фиване против его воли изгнали волшебницу и убийцу из своих стен. Затем Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея, того самого, чей сын Тесей сразился с Минотавром на Крите. От него женщина родила сына Меда/Медея.

Вернувшись на родину, она обнаружила, что её отец свергнут своим братом Персом, захватившим власть. Волшебница Медея быстро устраняет эту несправедливость, убив родного дядю-убийцу руками своего сына и восстанавливает царство своего отца. Затем её сын Мед завоёвывает значительную часть Азии. (Вариант: Мед погиб в походе против индов, Медея убивает Перса сама и возвращает на престол своего отца Ээта).

По другому рассказу, уличённая в злоумышлении против Тесея, она бежала из Афин и с сыном Медом явилась в страну Ария, дав название её жителям — меды. Некоторые легенды рассказывают о том, что на Островах Блаженных Медея вышла замуж за Ахилла, другие повествуют о том, что богиня Гера наделила Медею даром бессмертия за то, что она сопротивлялась ухаживаниям её супруга, Зевса Громовержца.

О том, как закончил свои дни Ясон, античные авторы рассказывают по-разному. Согласно одной версии, он погиб вместе с невестой (подаренное Медеей платье вспыхнуло, и в огне сгорели Главка/Креуса, Ясон и Креонт) либо покончил с собой, понимая, что его неверность стала единственной причиной несчастья (в одном из источников напился бычьей крови). По третьей версии он дожил до старости. Однажды, когда Ясон спал в тени «Арго», старый корабль рассыпался из-за сильного ветра, и герой погиб под его обломками.

Помимо упомянутого мультфильма “Аргонавты”, есть американско-французский мультсериал 2001-2002 года под названием “Jason and the Heroes of Mount Olympus” (“Ясон и Герои Олимпа”), на который я также наткнулась совершенно случайно:

Всего было снято 26 эпизодов. В данной интерпретации Ясон предстаёт перед нами не взрослым мужчиной, а двенадцатилетним мальчиком, желающим стать известным героем. Как-то раз случайно он забретает на гору Олимп, где Олимпийские Боги, изображённые почему-то в виде животных и названные на римский манер, участвуют в битве против Гарпий и их предводителя Драккуса/Дракхуса.

Также не обошлось и без заезженной тематики с пророчеством и Избранным – поскольку Ясон был единственным из смертных, кто оказался на Олимпе, Боги подарили ему волшебный Пояс Ориона, делавшего его в бою непобедимым, а на ковре Судьбы Мойр было сказано, что мальчику суждено стать великим героем Эллады.

Верховный владыка Богов Юпитер, изображённый в виде обезьяны, взирает на земной мир через воду в гигантской чаше, что является отсылкой к фильмам про Гарри Поттера. В отличие от своего мифического аналога, Бог принимает мудрые решения и предпочитает не вмешиваться лишний раз в дела смертных.

Итак, что здесь есть? Как и диснеевский Геркулес, двенадцатилетний Ясон храбро противостоит не только антагонисту Драккусу, но и другим чудовищам. Так, мальчик убеждает королеву Сирен, изображённых опять же с рыбьими хвостами, вернуть народу украденный чудо-изумруд. Всегда удивляло меня то, как эти хвостатые девы вообще передвигаются по острову Скелетов.

Как и Одиссей из мультсериала “Миссия Одиссея”, Ясон сражается с Горгонами, которых здесь также две из трёх канонических, спускается в кузницу Гефеста/Вулкана, добывает Золотое Руно, сталкивается с Циклопом и даже общается со Сфинксом:

Медея также появляется в одном из эпизодов, но она упомянута только как обычная принцесса, лишенная волшебной силы.

На сей раз мой обзор мультфильмов и мультсериалов на античную тематику подошёл к концу.

 

Источник

Читайте также