Южное гостеприимство или как создавали «Техасскую резню бензопилой»

«Техасская резня бензопилой» (1974) важный фильм для жанра хоррор. Это одна из первых лент, где главным героем был молчаливый маньяк, скрывающий своё лицо при помощи маски.

Южное гостеприимство или как создавали «Техасскую резню бензопилой»

«Техасская резня» стала первым серьёзным успехом Тоуба Хупера, который до этого успел снять только психоделический фильм Eggshells о коммуне хиппи. История маньяка в маске с бензопилой, а также его чокнутой семейки быстро стала культовой.

У Тоуба была интересная идея, связанная с техасской глубинкой. С ранних лет, ему, горожанину, было любопытно узнать, что происходит в отдалённых уголках этого штата. Воображение рисовало ему ужасные картины. Изоляция и сельская глубинка были отличным местом для страшного сценария.

На сюжет будущего хоррора повлияли истории маньяка Эда Гейна. Родственники Хупера много рассказывали ему о преступлениях Эда. Этот преступник не только убивал людей, но и похищал трупы, коллекционировал человеческие органы и употреблял их в качестве пищи.

Хупер стремился попасть в Голливуд и поэтому решился на рискованный эксперимент. Вместе с соавтором Кимом Хенкелем начал разработку будущего проекта. Финансировал «Техасскую резню» друг Хупера Билл Петерсли, который выделил 60 тысяч долларов. Придумали несколько названий для фильма: «Зельц», «Кожаное лицо» и другие, но остановились на «Техасской резне бензопилой»

Кастинг и персонажи

Имея небольшой бюджет и сценарий команда начала собирать актёров. Слухи о том, что Хупер снимает не совсем обычный фильм ужасов довольно быстро распространились по всему Техасу. Понятно, что на знаменитостей денег бы просто не хватило, поэтому ставку сделали на малоизвестных актёров. Например, исполнительница главной роли — Мэрилин Бёрнс имела небольшой опыт в съёмках полнометражных фильмов и была знакома с режиссёром Хупером.

Присутствовали актеры, которые работали с Тоубом ещё во времена съёмок Eggshells, а именно Аллен Данцигер, который в “Техасской резне” исполнит роль Джерри. Актриса Тери МакМинн попала в фильм благодаря статье в газете, где рассказывалось о ней. Создатели решил пригласить её на прослушивание и остались довольны ею.

Удачей для группы стало появление в фильме Пола Партейна, сыгравшего Франклина — брата главной героини Салли. Сначала ему предложили роль одного из злодеев киноленты — Попутчика. Его игра не понравилась Хуперу. Молодому человеку дали ещё один шанс, позволив пройти прослушивание на роль Франклина. Вскоре всем стало понятно, что Пол создан для этой роли.

Во время прослушиваний Хупер обратил внимание на молодого человека, который кривлялся и постоянно стремился передразнить режиссёра. У парня была очень странная мимика. Это был студент Техасского университета по имени Эдвин Нил. Необычное поведение для Нила было привычным делом. Он так вёл себя с детства. Эдвин обожал передразнивать учителей в школе. До учёбы в университете он участвовал в войне во Вьетнаме. Чтобы получить роль актёр решил взять за основу поведение своего племянника, страдающего шизофренией. Тоубу понравилась игра Нила и он получил роль Попутчика.

На роль дегенеративного главы семьи каннибалов пригласили театрального актёра и бывшего работника радио Джима Сидоу. Для Джима она стала одной из главных в его небольшой кинокарьере. С Хупером он познакомился во время съёмок киноленты «Ветролом» (1971), где оба сыграли небольшие роли.

Что касается самого главного злодея — Кожаного лица, то его роль первоначально получил другой человек, однако, в кастинге участвовал также Гуннар Хансен, но его отклонили. Через некоторое время Гуннар встретился с членом съёмочной группы. Он поведал ему о неприятностях с алкоголем связанных с актёром, которого взяли на роль. О не мог участвовать в съёмках, поэтому срочно нужен был другой исполнитель. Гуннар решил испытать шанс.

До участия в «Техасской резне» интеллигентный и начитанный Хансен учился в Техасском университете в Остине, где периодически участвовал в театральных постановках и снимался в любительских фильмах.

На роль главного злодея искали верзилу, который внушал бы страх. Огромный рост Гуннара впечатлил Тоуба Хупера. Хансен был куда более организован чем его предшественник. Он пытался найти любую информацию о том как должны вести себя ненормальные люди и даже несколько дней провёл в лечебнице для душевнобольных, где внимательно изучал поведение пациентов.

Последним в этой компании стал театральный актёр из Чикаго Джон Дуган. На съёмки он попал практически по знакомству.. Его сестра была женой сценариста Кима Хенкеля, которому потребовался человек на одну нестандартную роль. Они были едва знакомы, но Ким пригласил его участвовать в фильме. Ради этого Джон уволился из театра и приехал в Остин, где ему пришлось сыграть столетнего дедушку Сойера.

Начало съёмок

Съёмки начались 15 июля 1973 года и продолжались месяц. В качестве основной локации выбрали небольшой дом, расположенный в пригороде Остина. Производство киноленты было чрезвычайно сложным по многим причинам. Первая заключалась в невероятной жаркой погоде, которая осложнила задачу. Например, сцена где главные герои встречаются с Попутчиком. Тот эпизод снимался в маленьком фургончике, забитым людьми и техникой. Эдвин Нил едва не взорвал машину, когда переборщил с порохом.

Сцена с Попутчиком

Жара была не единственным врагом съёмочной группы. Катастрофически не хватало время. Джим Сидоу имел одну неделю для того, чтобы успеть отснять с ним все кадры. Его роль была значительной в сюжете. Несмотря на то, что срок для съёмок был небольшим, Ким Кенкель постоянно переписывал сюжет. В одной из сцен злодеи должны были сорвать блузку с главной героини. После долгих споров решено было не снимать это. Некоторые детали приходилось убирать из истории, чтобы получить приемлемый рейтинг.

Много пришлось возиться со сценами убийств. Несмотря на название, крови в фильме очень мало. Съёмочная группа решила сделать ставку на постепенное нагнетание атмосферы и внезапное появление Кожаного лица. К тому же с убийствами жертв было всё не просто. В знаменитой сцене, где маньяк подвешивает на крюк Пэм пришлось отказаться от прохождения его сквозь тело. Создатели ленты не смогли придумать как это реалистично снять.

Актёрам постоянно приходилось импровизировать. Иногда это приводило к неприятным последствиям. В сюжете есть сцена, где Повар (Джим Сидоу) избивает Попутчика палкой. Она получилась эффектной и Хупер одобрительно отозвался об игре Эдвина Нила. Мало кто знал, что дубинка была настоящая и Джим бил со всей силы. Позже Эдвин со смехом вспоминал, что у него от побоев шла кровь из уха.

Джиму было нелегко играть жестокого персонажа. В другом эпизоде он должен был избить героиню веником. Актёр на сей раз боялся бить актрису со всей силы, из-за чего долгое время не получалось снять сцену. Лишь после нескольких дублей он всё-таки смог нанести правильные удары.

Тоуб Хупер решился на ещё один интересный шаг. Ему пришла в голову идея не показывать остальным Гуннара в образе Кожаного лица. Тоуб подумал, что актёры сыграют намного лучше, когда они встретятся со злодеем лицом к лицу. Внезапная встреча с маньяком была неожиданна и они реально пугались, когда увидели страшного громилу в кожанной маске.

Кино создавалось при помощи 16 мм плёнки. Операторы использовали камеры Bolex и Eclair NPR. Это позволило создать эффект документальной съёмки. Такая находка стала одним из достоинств фильма.

Важным фактором для съёмок стало создание необходимой атмосферы. Одна из главных сцен в “Техасской резне” — семейный ужин, который стал визитной карточкой для этой серии фильмов. Нужно было добиться, чтобы жилище каннибалов выглядело жутким и отталкивающим. Решено было найти кости животных и использовать их в качестве “украшений” для комнат коттеджа. На местной бойне нашёлся необходимый материал. Никто тогда не подозревал какие проблемы они вызовут.

Время поджимало. Деньги выделенные на производство фильма стремительно таяли. У Джима Сидоу заканчивался контракт, а ещё необходимо было снять семейный ужин. Забавно, что в фильме эта сцена идёт несколько минут, а в реальности её снимали почти без перерыва два дня. Для актёров эта сцена стала настоящим кошмаром по многим причинам.

Стояла дикая жара, усиленная лапами освещения. Дом, где всё происходило, был старым и не имел вентиляции. Чтобы имитировать ночное время суток окна закрыли и закрыли шторами. Из-за экстремальной духоты и жары еда на тарелках и кости стали разлагаться с невероятной быстротой, что привело к зловонию на сьемочной площадке. Многие выбегали на улицу с рвотными судорогами.

Знаменитая сцена семейного ужина

Хуже всего пришлось Дугану. Он сыграл немощного старика, всё время сидящего в кресле и почти ничего не говорящего. Для него создали особый грим, который наносила гримёр Дороти Перл. Такая работа занимала 5-7 часов, а также требовалось несколько часов, чтобы он полностью застыл. Можно представить себе, что чувствовал Джон в таком гриме, когда снималась та знаменитая сцена.

Наиболее всего настрадалась Мерлин Бернс, которая едва не сошла с ума во время этих сцен. Антисанитария и тяжелый график вызывал большое напряжение. Наибольший шок Мерлин испытала, когда она узнала, что финальные сцены фильма не удались и необходимо всё снимать заново. Эдвин Нил с содроганием вспоминал как ему пришлось лежать на раскалённом асфальте в сцене, где Попутчика сбивает грузовик. Асфальт обжигал его лицо. Однако страдания актеров не сильно интересовали съёмочную группу. Вскоре их ждал весьма неприятный сюрприз.

Постпроизводственый кошмар

Малый бюджет был основной проблемой для Хупера. Для экономии средств пришлось уговаривать актёров на получение гонораров с будущих доходов от проката. Пол Партейн сумел выбить деньги сразу. Он поставил ультиматум: либо платят сейчас, либо он уходит с проекта. Остальные актёры не последовали его примеру и в итоге практически не получили своих гонораров.

Средств на монтаж не было. Чтобы найти их Тоубу пришлось продать часть акций компании Pie in the Sky на сумму 23 532 долларов. Это позволило закончить работу над кинолентой. Впереди ждала новая проблема. «Техасскую резню» никто не хотел брать в прокат, многие кинотеатры опасались связываться с этим фильмом. В то время цензура и прочая “борьба с непристойностями» были актуальны для кинематографа США.

На помощь Хуперу пришёл Уоррен Скаарен — глава Техасской кинокомиссии, который взялся за реализацию киноленты. Результат трудов, так скажем, был неоднозначным. Скаарен организовал показ для боссов Bryanston Pictures, которые заинтересовались фильмом. Они готовы были взять его в реализацию, но стоит сказать несколько слов о Bryanston. Фирма возглавлялась уважаемым человеком по имени Луис Перайно, членом мафиозной семьи Коломбо. Его отец Энтони также был участником банды. Больше всего это семейство прославилось тем, что они профинансировали и выпустили знаменитый порнофильм «Глубокая Глотка».

Однако выбора у Хупера не было. Пришлось иметь дело именно с ними. В итоге он остался в проигрыше. Никто тогда не мог представить, что такой неоднозначный фильм сумеет заработать в прокате почти 30 с лишним миллионов долларов.

Позже режиссёр судился с Bryanston. Создатели ленты считали, что фирма утаила значительный процент от кассовых сборов. Перайно думал, что его мрачная репутация отпугнёт Тоуба от судебных исков, однако, Хупер, Кенкель и Уоррен проявили железную волю и не дали себя запугать.

В итоге они сумели выиграть суд и получить 500 тысяч долларов. Эту сумму им выплачивала New Line Cinema, которая к тому времени приобрела права на распространение киноленты.

Смысл фильма

«Техасская резня бензопилой» получила неоднозначные отзывы от критиков. Художественные приёмы режиссёра были слишком непривычными для того времени. Критики считали, что история получилась слишком жестокой и кровавой.

Любители хорроров оценили актёрскую игру и творческие находки фильма. Таких слешеров было мало и «Резня» могла здорово удивить зрителей. Отдельные критики высказывали предположение, что, на самом деле, «Техасская резня» — сатирическая лента, которая в гротескной форме показывала проблемы США тех лет Например, жестокое обращение с женщинами и нищета жителей сельской глубинки.

Существует мнение, что фильм критиковал капиталистическую систему США. Главные жертвы сюжета не подростки, а одичавшее семейство Сойеров, которое из-за потери работы вынуждено заниматься каннибализмом, чтобы выжить. В сюжете есть отсылки на то, что злодеи раньше работали на местной скотобойне.

Другим казалось, что режиссёр иронично высмеял семейные ценности США и деревенщину. Сойеры типичные жители сельской местности, которые пытаются выжить в условиях кризиса и безработицы. Главное их убежище — это дом и, следовательно, семья. Кожаное лицо убивает жертв не из-за жестокости или кровожадности, а из-за страха перед чужаками, которые могут угрожать его семье.

Надо сказать, что маньяк — жертва обстоятельств. Он несчастный дегенерат, который родился в семье ненормальных каннибалов. Учитывая, что Попутчик и Повар выглядят вырожденцами, есть подозрение, что все они появились в результате кровосмешения. Возможно, Хупер хотел при помощи тонких намёков обратить внимание на этот момент.

Тоубу удалось перенести свои страхи, связанные с техасской глубинкой на экраны. Темы, которые он поднял в фильме, а именно изоляция и дегенеративность сельских жителей стали удачными для создания революционного слэшера, оказавшего большое влияние на формирования хоррора. Убийцы в масках станут типичными персонажами ужасов.

В следующей статье мы поговорим о создании сиквела и неудачной попытке сына Тоуба Хопера снять свой отдельный фильм по этой франшизе.

 

Источник

Читайте также