Анализ фильма ‘Экзорцист Ватикана’: погружение в психологию

Анализ фильма ‘Экзорцист Ватикана’: погружение в психологию

Осторожно спойлеры!

Это один из тех случаев, когда религиозная тема затрагивается в моих разборах или обзорах, но так или иначе, для меня это всего лишь способ передачи информации посредством метафоры и аллегорий, по крайней мере в контексте кино.

На сей раз, я хочу рассказать о том, как происходит взаимодействие сознательного с бессознательным когда между ними лежит пропасть в виде душевной раны, а главным триггером истории является гибель отца мальчика по имени Генри.

Главным героем является отец Габриель Аморт — папский экзорцист. Хотя правильней его будет называть протагонист так как его функция является немного иной, позже я поясню это.

Целью Габриеля как экзорциста является спасение человеческих душ и искоренения зла путем изгнания бесов и даже демонов из человеческого тела. Для религиозного мира такое событие было бы весьма историческим и памятным, так как изгонять приходится не абы кого, а одного из владык ада — Асмодея. Весьма символичное противостояние, ведь Габриель как олицетворение духа, является отсылкой на архангела Гавриила одного из четырех архангелов и второй по важности архистратиг после архангела Михаила, которого он периодически будет упоминать как друга. Обратите внимание на постер фильма, над аркой под которой стоит отец Аморт, в стене по бокам высечины два ангела смерти, олицетворяющих архангела Гавриила.

«Арха‌нгел Гаврии‌л — один из архангелов в иудаизме (Гавриил (ивр. ‏גבריאל‌‎)) и христианстве (др. -греч. Ἀρχάγγελος Γαβριήλ) , а также ангел-мукаррабун в исламе (где он известен под именем Джибриль (Джабраил)) . Это имя означает буквально «Муж силы (Гэвэр) — Всевышний (Эль)» или «Всевышний — сила моя»[1]. В православии только два ангела носят почётное звание Архистратиг: Архангел Михаил и Архангел Гавриил. Кроме того, согласно мидрашу Гавриил играет роль ангела смерти. Он приходит как посланник «верховного суда» за праведниками с идеально ровным ножом в руках и забирает им души праведников».

Асмодей является антагонистом архангела Гавриила не только в фильме, он так же противопоставляется ему и в религиозно-исторической парадигме, как Люцифер — Михаилу.

«Асмоде‌й (от ивр. ‏אשמדאי‌‎ Ашмедай — «искуситель») — злой, сластолюбивый демон, упоминаемый в позднейшей еврейской литературе. Его имя, вероятно, происходит от авестийского божества Аэшма-дэва[1]. В книге Товита (Ветхий Завет) Асмодей убивает из ревности одного за другим семерых мужей Сарры; в Талмуде он называется князем демонов, то есть Сатаной, изгнавшим царя Соломона из его царства. Когда Асмодей приходил за своей жертвой, его лицо было в маске какого-то животного».

Демоны в психологическом аспекте олицетворяют собой ту часть психики, которая лишена полного контакта с сознательным или по другому, та область бессознательного, куда разум человека не способен или не может проникнуть в связи с блоком в психике или замыканием в сознании человека. Тут может у некоторых возникнуть вопрос в связи абстрактностью и обобщением моих выражений, но я ничего не буду утверждать и оставлю это дело для самих читателей, во что верить — это дело каждого человека. Все же необходимо чуть больше конкретики, что бы не вводить никого в заблуждение. В контексте фильма архангелы не являются абстрактными сущностями, даже у ангелов есть свои имена, а имя — это уже конкретное определение сущности. Каждое имя отражает суть вещи или живого существа и его роль и функции во вселенной. Так как Гавриил является одним из архистратигов т. е., главнокомандующих небесных войск и после бога, главенствующего в условно говоря психике, он является одним из главных в сознательной части. На самом деле он, как и все остальные архангелы являются всего лишь отражением какой-то сознательной части психики главенствующего т. е., Бога. , каждый из которых исполняет свою функцию. Гавриил, к примеру вполне возможно исполняет функцию вестника, т. е., посредника между сознательным и бессознательным, как Меркурий-Гермес из греко-римской мифологии, который так же был проводником душ в мир мертвых. Но стоит отметить, что функции у них все же разные, так как Гермес хоть и является обитателем небес, понятие рая в греческой мифологии не существует в отличии от христианства, где архангел Гавриил является ангелом смерти забирающим души на небеса, но никак не в ад. Здесь нет никаких противоречий, лишь разная интерпретация, разных аспектов бытия.

Владыка ада начинает воплощение своего плана по захвату мира с маленького мальчика Генри, который становится жертвой по стечению обстоятельств, которые начались с гибели его отца, как я уже писал -это главный триггер всего сюжета ибо без этого, сей истории не было бы. Его отец погибает и они втроём: Мать, дочь и сын остаются ни с чем и им приходится ехать в заброшенное аббаство, которое досталось им в наследство от семьи мужа. Это аббатство таит в себе много темных таинств из прошлого, которые позже проявят себя, в их числе и запертый в глубинах под домом демон Асмодей. Мальчику не посчастливилось первым заглянуть в расщелину за которой было целое подземелье со времён инквизиции, запечатанное католической церковью, но давшая трещину через которую видимо демон и выбрался.

Речь конечно же идёт о генетическом наследии их предков, в котором кроются все беды мальчика. Первые симптомы не заставляют себя долго ждать, демон быстро овладевает мальчиком чье поведение начинает восприниматься как болезнь и его отвозят к врачу. На протяжении фильма нам несколько раз дают понять, что причиной «болезни» Генри является психологическая травма, которую он перенес от потери отца, тем более, что он видел это своими глазами. Об этом говорит и врач, об этом говорит и сам Габриель, а точнее он намекает на то, что такие серьезные психологические травмы становятся лазейками для демонов и бесов, которые пытаются овладеть человеком.

Но я бы сказал, что скорее эти травмы и есть причина появления этих демонов, с учётом сказанного мною ранее. Дело в том, что в коллективном бессознательном, на самом глубинном уровне лежит древняя незаживающая рана, передающаяся всем людям из поколения в поколение. И весьма актуально и даже символично будет упомянуть об этом в разборе такого фильма, ведь речь идёт о грехопадении человеческих первопредков – Адама и Евы. Вспомним некоторые строки из третьей главе книги бытия, «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей.

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей».

Звери и скот это естественно бессознательная часть психики, в которой змей обречён был скитаться. В алхимии змей соответствует Гермесу и мудрости и символизирует знание – поток мысли и энергии, которое изображается в виде кадуцея символизирующего восхождение человека к богу. Из библейской истории мы понимаем, что этот процесс был нарушен и человек пал на землю, т. е., человеческая психика утратила связь с богом-отцом, т. е., с сознательным, высшим разумом (смотрите фильм «Планета обезьян» 1968г) . Этот сюжет периодически воплощается и много раз воплощался в различных произведениях искусства и культуры, в том числе и в кино. Здесь мы наблюдаем схожую тему, а точнее даже последствия. Но целью демона являлся все же не мальчик, а Габриель Аморт чьими руками он хотел захватить Ватикан и творить его руками зло, дабы воплощать свои злые намерения на земле, как это по сюжету было в прошлом, во времена испанской инквизиции, чьи деяния и были делом рук злых сил.

Что бы спасти мальчика, экзорцисту приходится позволить вселится демону в себя – это значит, что бессознательное (тело) пытается овладеть сознательным (духом) , но Аморту все же удается одолеть дьявола с помощью своего помощника, местного священника – Томаса Эскибаля.

Габриель тоже был уязвим к демону из-за своей психологической травмы, причиной которой послужила смерть девушки, которую он не смог предотвратить и для Аморта это стало причиной его уязвимости, которую демон пытался всячески использовать, но безуспешно.

В итоге эта история разрешилась и связь между сознательным и бессознательным была восстановлена, что не может не радовать.

В фильме есть так же несколько не столь важных, но все же любопытных деталей о которых я предпочту рассказать в своей группе телеграмм, кому интересно https://t. me/alhimikino.

 

Источник

Читайте также