Две великие вселенные вновь объединились в 2019-м году и представили поклонникам саги Джорджа Лукаса новую и драматичную версию событий, происходивших в промежутке двух фильмов — «Месть ситхов» и «Новая надежда», последний из которых стал дебютным проектом в 1977 году. Хотя, в этот список можно добавить и фильм «Возвращение джедая» 1983 года, где Тёмный Лорд Вейдер неожиданно для всех переходит на светлую сторону Силы, убивает Дарта Сидиуса/Императора Палпатина, а также жертвует собой ради Люка Скайуокера, который только в рамках сюжета фильма «Империя наносит ответный удар» раскрывается зрителям, как его родной сын.
До этого момента в «Новой Надежде» Дарт Вейдер ещё не был связан никакими кровными узами с главным героем саги и не являлся «мальчиком на побегушках» у более могущественного ситха. Скорее, это был местный аналог фюрера, внушающий страх всей Галактике, со своими штурмовиками убивающий буквально всех, кто под руку ни попадётся. Ну, а принцесса Лея Органа поцеловала Люка Скайуокера.
По первоначальному замыслу Джорджа Лукаса Люк и Лея должны были стать супружеской парой, однако в последующих фильмах их показали братом и сестрой, к тому же ещё и близнецами. Отсюда и возникло негодование поклонников вселенной. Но вернёмся к Дарту Вейдеру. Мало кто знает, но дизайн персонажа ещё до выхода фильма 1977 года выглядел несколько иначе. Когда местному художнику студии — Ральфу МакКуорри — впервые было поручено разработать культовый доспех и шлем Дарта Вейдера, Джордж Лукас выразил заинтересованность в том, чтобы придать злодею вид воина-самурая с преувеличенными и устрашающими формами. В итоге мы наблюдаем нечто подобное:
Шлем Вейдера был создан из «смеси» не противогаза и каски солдат Вермахта 1940-х годов, как показалось некоторым зрителям и каким Вейдера таки представили в кино, а дыхательной маски с самурайским шлемом. В итоге образ Вейдера был несколько экстремальным и устрашающим, ибо при взгляде на Тёмного Лорда издалека его шлем напоминал злобный череп. Также стоит обратить внимание и на то, что помимо светового меча, из оружия у Дарт Вейдера был и бластер в кобуре на правом бедре, как у американского стереотипного ковбоя из вестернов. Но в рамках фильма «Новая надежда» бластерами вооружили буквально всех, кроме самого Вейдера.
Также, изначально противником Вейдера по замыслу режиссёра был Дик Старкиллер (англ. Deak Starkiller) вместе со своим братом Аннакином/Энакином, однако эти персонажи в трилогии фильмов так и не появились, их вытеснил собой Люк Скайуокер, а основной период «деятельности», развитие персонажей и их генеалогическое древо были придуманы только в рамках комиксов. Ну, а имя Энакин в конечном итоге досталось…сами знаете кому!
К тому же, ещё одной отсылкой на нацистскую Германию по замыслу сценаристов стало использование Вейдером полностью черной униформы, наряду с его преданностью императору Палпатину, что должно было стать в итоге неким аналогом реальной организации Третьего Рейха — Шуцстаффель (или СС/Вермахт). Но по этическим причинам от этого замысла лишь частично отказались, а название вымышленного войска Вейдера — «штурмовики» — не вызывало уже у зрителя конца 1970-х и начала 1980-х никаких прочных ассоциаций со Второй Мировой войной.
Также Дарт Вейдер никогда не задумывался по сюжету, как киборг по аналогии с Генералом Гривусом! То, что Вейдер тяжело дышал, вовсе не означает, что он был совершенно беспомощен без своего снаряжения и выглядел со стороны каким-то калекой! Наоборот, Вейдер прекрасно владел боевыми искусствами, мог не только махать световым мечом, но и даже стрелять, давал фору любому из своих врагов! Кстати, согласно первоначальному дизайну персонажа, любезно предоставленному нам Ральфом МакКуорри, войдя в коридор Тантива IV, массивное тело Дарта Вейдера вырисовывалось на фоне клубов дыма от последней попытки отбиться от его армии повстанческих войск, он был поистине внушающим трепет злодеем. В раннем наброске зловещий и опасный персонаж эффектно и пафосно вышагивает по коридору захваченного им же космического корабля, а окружают его всё те же штурмовики, но с лазерными мечами и щитами вместо бластеров:
Понятно, что такой дизайн Вейдера Джорджу Лукасу в итоге не понравился, был изменён на более привычный, да и образы штурмовиков были переосмыслены. Вернее, сначала они были показаны как фашисты без «синдрома штурмовика», которые вторгались на чужие планеты и космические корабли, убивали невинных, даже исполнили приказ Вейдера взорвать планету Альдераан, фактически родную для принцессы Леи, но та отреагировала на страшную гибель всех обитателей и её родных с вопиющим цинизмом и безразличием, заявив по прибытии на базу, что «нет времени на скорбь!». А затем, начиная с «Войн клонов», им дали разные личности и показали с другой стороны, как безвольных рабов своих сразу двух господ — ситхов, чьи бесчеловечные приказы они должны были беспрекословно выполнять. К тому же, люди были клонированы, что в большинстве стран в реальном мире является явно незаконным способом.
Ну, а дальше вы уже знаете историю развития персонажа Дарт Вейдера в следующей трилогии Лукаса уже в лихие 90-е. С лёгкой руки режиссёра брутальный самурай — гитлеровец превращается в фигуру, которую зрителям хочется пожалеть. Добавили в научно-фантастический фильм и отсылки к библейскому Иисусу Христу, искупителю человеческих грехов — как и израильский Мессия, Вейдер оказался рождён без семени и остался без отца — его мать Шми Скайуокер — была оплодотворена Силой, той самой таинственной субстанцией, которая, по факту, является обычным телекинезом и даже неким философским аспектом жизни обитателей «далёкой — далёкой галактики».
Часть этой Силы составляли мидихлорианы, которые в «Скрытой угрозе» были сведены до уровня обычных бактерий в человеческом организме, тем самым вызвав новую волну критики в адрес режиссёра. Помимо непорочного зачатия Вейдера, добавили и элемент пророчества, благодаря которому юный падаван Оби — Вана Кеноби должен был установить баланс между ситхами и джедаями. Ни Магистр Йода, ни другие члены Совета Джедаев поначалу не хотели принимать мальчика, которого в трилогии официально окрестили Энакином Скайуокером, в свои ряды. Они всячески подавляли его чувства и в итоге стали одной из основных причин перехода несчастного героя на тёмную сторону.
Двумя другими причинами было пожизненное рабство и смерть матери Энакина — Шми, которую за столько времени так никто и не удосужился освободить и спасти, что повлекло за собой массовое убийство тускенских рейдеров. Ну, а затем — неудачная попытка предотвратить смерть возлюбленной Падме Амидалы, бывшего сенатора и королевы планеты Набу, при родах. Император Палпатин запудрил мозги вспыльчивому и неопытному юноше техникой воскрешения из мёртвых, якобы практикуемой у ситхов. И именно поэтому Энакин легко повёлся на легенду о Дарте Плэгасе, которому этот дар был по силам, и присягнул Императору, а выражение «Дарт Вейдер» из обозначения единственного и жестокого злодея во всей Галактике без роду и племени — в обычный псевдоним, в точности как Суини Тодд — в истории про цирюльника Бенджамина Баркера — в бродвейском мюзикле 1970-х годах и фильме Тима Бёртона!
Последний фильм из трилогии Джорджа Лукаса — «Месть ситхов» — представил публике новую концепцию Дарт Вейдера: вместо внушающей ужас «машины для убийств», разящей врагов направо и налево своим мечом мы видим настоящего калеку, который удивительно как вообще остался жив после той ужасной ситуации на планете Мустафар, когда во время ожесточенной схватки со своим учеником Оби-Ван Кеноби лишил его левой руки (правую отрубил Энакину ещё Граф Дуку) и обеих ног. К тому же, персонаж едва не сгорел заживо в лаве, получив ожоги 4 степени, в реале несовместимые с жизнью. Ну, в общем, кто-то смотрел или играл в «Сайлент Хилл» и нагло скопировал и украл идею оттуда!
Однако, если верить канону сюжета «Звёздных войн», в предыдущей трилогии Вейдер был показан как вполне живой, здоровый, энергичный и практически непобедимый воин — ситх, способный не только держать оружие, но и ловко уклоняться от атаки противников. К тому же, к дракам лично Вейдер прибегал лишь в крайних случаях, зачастую не упуская шанс прибегнуть к асфиксии своих жертв. Поэтому трудно представить себе, как изувеченный киборг, заточённый дроидами в свой бронированный костюм, превратившийся из обычного облачения злодея в систему жизнеобеспечения и сильно ограничивающий движения Вейдера, не дающий ему ни поесть, ни даже принять ванну, вообще способен был атаковать и круто сражаться со своими врагами?!
Та же сожженная заживо религиозным культом Алесса Гиллеспи фактически умерла после такого, став призраком и населив Сайлент Хилл чудовищами, олицетворявшими ее детские страхи! А тут едва живого Вейдера вместо процедуры эвтаназии из жалости или курса обезболивающих заставили выйти на бой с джедаями и другими врагами, как на боксёрском ринге! К тому же, в сюжет ввели ещё и Камеру для медитаций — единственное место, где Дарт Вейдер мог исцелять себя с помощью Силы, находясь при этом без костюма или без шлема, в своем истинном обличии и уязвлённом состоянии, как это видно из дизайна персонажа для фильма «Изгой — один» (при виде на эту иллюстрацию мне что-то вспомнилась песня «Mutter» группы Rammstein — наверное, из-за сходства Вейдера с лирическим героем):
Но история Дарт Вейдера на этом не закончилась. Злодей стал культовой фигурой вселенной, и просто так списывать его со счетов и убивать, как в фильме «Возвращение джедая» из оригинальной трилогии Джорджа Лукаса, разумеется, никому в голову не приходило. Гораздо большим спросом современной публики пользуется образ персонажа, сыгранного Хейденом Кристенсеном в «Атаке клонов» и «Мести ситхов». В сюжет была добавлена также Асока Тано, которой в оригинале саги Джорджа Лукаса не было вовсе, однако похожий на неё персонаж таки засветился в одном из вырезанных эпизодов «Мести ситхов» в качестве пленницы Генерала Гривуса.
Присутствие Асоки в качестве падавана Энакина Скайуокера было необходимо, чтобы показать зрителю изменение личности персонажа в лучшую сторону. Однако, даже Асока не смогла уберечь Энакина от влияния тёмной стороны. В финале «Войн клонов» Дарт Вейдер находит световой меч Асоки среди обломков корабля и молча уходит с ним. В другом мультфильме Энакин и Асока уже сражаются между собой, но при этом никто из них не умирает, тогда как по первоначальному замыслу режиссёра во время исполнения Приказа 66 Асока погибла вместе со всеми, а не ушла в изгнание: она попыталась раскромсать шлем Вейдера световым мечом, увидела, каким он стал, а сам Тёмный Лорд ее безжалостно зарубил. Но героиню таки пожалели, развили ее личность и даже посвятили ей целый сериал.
В 1980-х годах права на вселенную «Звёздные войны» приобрела компания Marvel, которая начала свою деятельность в 1939 году как Timely Comics , публикуя популярные комиксы о супергероях. Знаменитая американская студия, подарившая нам Человека — Паука, Дэтпула, Блэйда, Венома и других культовых персонажей, до сих пор выпускает серии комиксов про такого притягательного и брутального злодея, как Дарт Вейдер. Зачастую действие сюжета комиксов разворачивается до событий роковой встречи Вейдера с Люком Скайуокером и его тяжёлого морального выбора в «Возвращении Джедая», после которого он умирает на стороне добра и становится Призраком Силы наравне с Квай Гонном, Оби Ваном Кеноби и Магистром Йодой.
Один из самых популярных аспектов роли Дарта Вейдера в комиксах — это расширение его ранних «подвигов», таких как поддержание господства своего Учителя -Императора Палпатина — во всей галактике. В первой сюжетной арке читатели комиксов становятся свидетелями того, как Лорд ситхов пытается сохранить лицо после того, как повстанцы уничтожили первую Звезду Смерти в « Новой надежде» . Это чрезвычайно приятное дополнение к непрерывности Вейдера и всей вселенной в целом. Также можно обнаружить, что Дарт Вейдер становится более агрессивным в своем отчаянии, чтобы вернуть утраченную уверенность в своем хозяине. А когда в серии комиксов «Империя наносит ответный удар» по мотивам одноимённого фильма Вейдер предложил Люку Скайуокеру объединить усилия по свержению Императора Палпатина, тот жестоко покарал Тёмного Лорда.
Когда фанаты подумали, что Дарт Вейдер не может стать более садистским персонажем, вызывающая разногласия история Marvel 2019 года превратила его в еще большего монстра. Как бы фанаты ни испытывали сочувствие к павшему джедаю, трудно игнорировать то, что он сделал, когда перешел на Темную сторону. Энакин Скайуокер стал неумолимым силовиком ситхов Императора Палпатина, он убил много невинных. В их число входили женщины и дети, начиная с племени, держащего его мать Шми в плену, и заканчивая убийством юнлингов в Храме джедаев на Корусанте, Войнами Клонов и даже покушением на жизнь его возлюбленной Падме, которая всё-таки умерла при родах, несмотря на тщетные попытки избежать этой трагедии.
Приказ 66 (связанный с тотальным геноцидом джедаев) имел под собой как мифический, так и два реальных источника вдохновения Джорджа Лукаса. Во-первых, он происходит от номера «666», так называемого библейского «Числа зверя», знака Апокалипсиса. Это соответствует мнению Джорджа Лукаса, что Палпатин — воплощение Сатаны, о чем говорилось в многочисленных интервью. Во-вторых, 66 — это последние цифры знаменитого Указа 9066, изданного президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, по которому во время Второй мировой войны из США были интернированы японцы. В отместку за нападение на Перл-Харбор их массово сослали в концлагеря.
В — третьих, была отсылка и на реальную историю уничтожения воинов-монахов Ордена тамплиеров. Как и Приказ 66, указание о нападении на тамплиеров было распространено тайно и приведено в исполнение неожиданно. Почти все тамплиеры Франции были одновременно арестованы 13 октября (некоторые считают, что именно отсюда и пошло суеверие о Пятнице 13-е) 1307 года. Многих из них подвергли пыткам и приговорили к смерти. Немногие тамплиеры спаслись и нашли прибежище, в основном в Шотландии. Король Франции Филипп IV также присвоил богатства тамплиеров, положив конец монашеской банковской системе. Эти события рассматриваются как интриги Филипа с целью усиления своей власти. Как и в «Звёздных войнах», после описанных событий установилась военная диктатура.
В 2019 году в свет вышла целая трилогия комиксов «Звёздные войны: Тёмные видения» (англ. «STAR WARS: DARK VISIONS»), в которой представили любимого персонажа в совершенно ином свете, как нарицательное обозначение вселенского зла, как Гитлер и Чикатило вместе взятые, коим Вейдер изначально и задумывался. «ДАРТ ВЕЙДЕР , имя, которое вселяет страх в сердца бесчисленного множества людей по всей галактике … но есть одно одинокое сердце, которое бьется только для него. Каково это — влюбиться в ЛОРДА ВЕЙДЕРА ? И какая судьба постигнет того, кто увлечен высокой, темной тайной, скрывающейся за маской?» — такими словами авторы комиксов «Марвел» предваряют один интересный рассказ, который, к счастью, не вошёл в официальный канон истории.
В далёкой-далёкой Галактике, где миром правит футуризм, политика ведётся как со стороны людей, так и представителей внеземных цивилизаций, а некоторые сферы жизни общества осуществляются роботами и дроидами, в штабе Дарт Вейдера, в отличие от Генерала Гривуса, вместо медицинских дроидов задействованы вполне обычные люди, как у нас. Видимо, даже Тёмный Лорд опасался восстания и неисправности запрограммированных машин, решил сэкономить или попросту не доверял дроидам работу людей. Немногие доктора решили работать на Вейдера, прекрасно зная, что это всё равно, что играть с огнём: в случае некомпетентности врача Тёмный Лорд мог легко его устранить! Но даже здесь бывают исключения из правил.
Среди двух неназванных по имени сотрудников космического корабля была одна неизвестная имперская медсестра, которую допускали в качестве ассистента главного врача, оперировавшего и лечащего Дарт Вейдера после его военных походов, а затем Лорд ситхов направлялся в свою Комнату для медитаций после процедур. Так вот, медсестра рассматривала процесс лечения Дарт Вейдера как нечто большее, чем просто профессиональный долг. Женщина оказалась влюблена в Лорда Ситхов и часто мечтала о романтических поездках с ним, танцах и замужестве в своих глупых иллюзиях и фантазиях.
Доктор понимал, что она незрелая, и часто упрекал ее за поведение. Он знал, что если Дарт Вейдер прознает о том и сочтёт их обоих ненужными, то медработникам грозила лютая смерть — не от удушающего приёма самого Вейдера, так от пуль штурмовиков. Женщина уже не осознавала всей серьезности ситуации. Ей казалось, что она знает Вейдера больше, чем доктор, больше, чем кто-либо другой. Но ей невдомёк, что Тёмный Лорд давно перешёл моральный горизонт событий, и что время, когда он мог бы кого искренне полюбить, давно прошло. После дачи присяги Императору Палпатину в «Мести ситхов» обезумевший от злобы Вейдер даже не побрезговал прикончить и свою возлюбленную Падме Амидалу, обвинив ее в предательстве, а когда та умерла при родах, был опустошён и скорбел о ней всего-то пять минут, а потом и вовсе предал забвению.
Даже когда доктор, надевший шлем Вейдера, приказал медсестре уйти ради ее же безопасности из кабинета и был пойман с поличным за кражу чужого имущества, и Тёмный Лорд отшвырнул бедолагу в сторону со всей силы, сама имперская медсестра истолковала это в свою пользу — якобы Вейдер защитил ее от занудного и надоедливого докторишки. Тогда как на самом деле зловещий персонаж часто проходил мимо неё, посылал за доктором и вообще избегал прямых и близких контактов с посторонними. Ситуация усугубилась тем, что из процедурного кабинета во время уборки куда-то начали пропадать разрозненные части бронированного костюма Вейдера и пузырьки с его кровью.
Как-то раз, отправляясь на очередное задание, Тёмный Лорд забыл надеть свой плащ и по своей оплошности оставил реликвию в кабинете врача. Медсестра, конечно же, интерпретирует это как знак привязанности Вейдера к ней и берет плащ с собой. Слепая влюбленность медсестры в такого террориста говорила о жутком проявлении гибристофилии. В реальном мире было немало случаев, когда женщины и молодые девушки отправляли любовные письма и хотели выйти замуж за серийных убийц и других преступников. На ум приходят такие личности как: Тед Банди, Чарльз Мэнсон, Александр Пичушкин и Ильназ Галявиев (первый и последний «снискали» расположения дам благодаря красивой внешности, два других — брутальности и недоступности) как и многие другие, кого можно найти в документальных фильмах о таких стримерах, как Netflix и Max.
Но безумие несчастной женщины на краже не закончилось. Она осмелела и уже не уважала личных границ Тёмного Лорда и как-то раз забрела даже в Комнату медитации. Дверь в свои покои Вейдер никогда не запирал (не от кого было скрываться на родном то шаттле!), и на входе не ставил пару штурмовиков с огнестрелом в качестве охраны, за что и поплатился. Медсестра была единственной, кому удалось увидеть Тёмного Лорда в процессе медитации без шлема, и это стало роковой ошибкой для девушки.
Кроме того, она стала изливать Вейдеру свои чувства, говорила о преданности и обожании, пыталась затронуть то, что он тщательно от других скрывал, и Вейдер почувствовал себя оскорбленным. Финал, безусловно, стал трагичным, но вполне предсказуемым, в духе песни «Короля и Шута»: «лицо под маской вам покажу сейчас, и вы умрёте, как все, кто был до вас». Неожиданно для медсестры ее тело насквозь пронзил красный световой меч, и девушка рухнула на пол замертво. Вейдер отреагировал на смерть медсестры с привычным ему безразличием и презрением, а также связался по рации со своими войсками, чтобы они убрали «мусор». Это было довольно иронично, потому что врач выбрасывал коллекцию медсестры в мусоропровод, когда узнал, насколько она одержима личностью Вейдера и уже вовсю бредит.
Конечно, можно было вовсе не убивать медсестру, а попытаться изгнать ее с шаттла, оставить на необитаемой планете выживать в одиночку или, наконец, отправить ее во вневременное измерение, откуда возврата всё равно нет, но такой сценарий явно не в духе «Марвел», которые видели в персонаже Дарт Вейдере исключительно женоненавистника и наёмного убийцу, чьё сердце не ведает жалости. Люди были для него лишь инструменты и пешки в достижении как его личных, так и Императора Палпатина, целей. Впрочем, в другом комиксе под названием «Тень Империи», в которых действие разворачивается между событиями 5-го и 6-го фильмов «Звездных войн», появляется ещё один «романтический интерес» Вейдера — Сабе, служанка и двойник умершей бывшей королевы и сенатора Набу — Падме Амидалы.
Но любви в комиксах между этими персонажами как таковой здесь нет: девушка просто играет роль подсадной утки, пытаясь выяснить, кто стоял за гибелью ее госпожи, а Дарт Вейдер держал Сабе в заложниках, чтобы заново пережить дни со своей возлюбленной. Это привело к тому, что Тёмный Лорд в конечном итоге избавился от Сабе, когда он понял, что она не поддастся его власти и ненависти. Ему нужен был союзник, чтобы править всей галактикой. Медсестра, как и Сабе, на эту роль не подходила. Этот порывистый характер Вейдера восходит к тому эпизоду из «Атаки клонов», где тускенские рейдеры поработили и довели до смерти его самого дорогого человека — маму Шми. В приступе ярости Энакин убил их всех, а затем начал свое темное падение, искренне думая, что убийство поможет защитить его близких. К сожалению, как Вейдер продолжал всем говорить, он совсем не заботился о чьей-то лести, похвалах или почтении, не нуждался в сочувствии и любви – ему просто необходимо, чтобы люди держались подальше от него, пока он прокладывал кровавый путь к стабилизации галактики во имя своей жены.
Дарт Вейдер до сих пор продолжает фигурировать в комиксах «Марвел», которых уже насчитывается около 90 серий! Он нередко оказывается в центре событий мести и насилия, пожиная плоды страха и отчаяния, которые он распространил по всей галактике. Подобно Фредди Крюгеру, его тьма проникает даже в сны других, поскольку он становится мифологической фигурой, само присутствие которой превращает сны в кошмары. Не один Джордж Лукас трудился над созданием и развитием образа Дарта Вейдера. Руку к этому приложило и коллективное творчество сценаристов комиксов, которые сделали Тёмного Лорда весьма противоречивой и неоднозначной фигурой повествования.
Одни истории из комиксов превращают этого таинственного человека в миф, а миф — в легенду. Другие по праву придают персонажу оттенок ужаса, показывая склонность Лорда ситхов к драматизму и смерти. Существует также несоответствие в том, как каждый создатель сюжета видит персонажа. В то время, как сценарист Аарон рисует его как безжалостного завоевателя, с помощью Силы отправляющего своих подчиненных в бой, Грюнбекк видит в нем способность понимать эмпатию, но не действовать в соответствии с ней. Акцент на персонажах в «Звёздных Войнах: Дарт Вейдер — Чёрный, Белый и Красный #1», хотя и не добавляет ничего нового к каноничному образу злодея в «Звездных войнах», зато демонстрирует неприятные черты, которыми в изобилии известен Вейдер.