Загнанных зверей пристреливают: рецензия на фильм «Хищник»

Загнанных зверей пристреливают: рецензия на фильм «Хищник»

В российском прокате идёт новый «Хищник» — прямое продолжение фильма 1987 года с Арнольдом Шварценеггером. На наш взгляд, современная версия — непримиримый и остроумный боевик, которому удалось совместить ДНК вселенной «Хищника» с режиссёрским стилем Шейна Блэка, сценариста «Смертельного оружия» и автора «Славных парней» и «Железного человека 3».

После очередного боевого задания Куинна Маккену разжаловали из офицера в психопаты и отправили вместе с группой таких же в дом соответствующей окраски. Кто-то из его новых товарищей пристрелил командира, другой — подорвал целый вертолет с братьями по оружию. И всё же Маккена самый безумный — он будто бы видел в мексиканском лесу сбитый космический корабль и пришельца-охотника (а вовсе не хищника) и даже умудрился стащить у него пару занятных вещиц. Выдумал тоже, фантаст чёртов. А может, и не выдумал.

К новому «Хищнику» и его автору Шейну Блэку («Поцелуй навылет», «Славные парни», «Железный человек 3») изначально было много претензий. Слитый сценарий фанаты признали непригодным. Напряженность и пугающую атмосферу оригинальной дилогии критики в фильме не увидели. Даже старик Шварценеггер от камео отказался — хотя ему ли важничать после художественной, так сказать, картины «Терминатор: Генезис». В общем, все единогласно и по большей части заочно признали «Хищника» пустой чёрной комедией, которая, мол, через десяток лет не образует культа. Да что вы, девочки, какой кошмар.

Единственный, похоже, у кого претензии нет — сам «Хищник». Вместо попыток сделать страшное лицо 30-летней давности фильм Блэка показывает охоту абсурдную, жестокую и циничную. Не зря ведь её смысл — убийство ради забавы. Заметить это сразу не удастся — несколько сумбурным получился скорее первый акт, чем переснятый третий — но потом Маккену загоняют в автобус с психами — и дальше «Хищник» уже не сбавляет.

Сцена с автозаком служит не только точкой отсчёта, но и иллюстрацией одного из центральных мотивов. Со всеми напастями приходится сталкиваться в одиночку — будь ты отставной солдат, сообразительный ребёнок с синдромом Аспергера (таков сын Маккены) или сам Хищник. Разумеется, режиссёр Шейн Блэк продолжил бы этот ряд и своим именем. В мире, где за сказанные десяток лет назад неосторожные шутки могут изгнать отовсюду, Блэк — последний бойскаут и киногерой. Он всегда отпускал меткие и неудобные комментарии, и в «Хищнике» не сдерживается — достаётся гомосексуалам, женщинам, афроамериканцам и всем-всем-всем.

Хотя другие свои правила Блэк местами всё же нарушает. Экшен в фильме подаётся не точными ударами, а неразборчивым огневым валом — глядишь, что и попадёт в нужные рецепторы. Большинство драк и перестрелок всё же бьют навылет. Слабость оружия, впрочем, компенсируется характерами, которыми Блэк наделил персонажей. Они и держат фильм — на остроумии, достоинстве и непримиримости, какие бывают у загнанного в ловушку зверя — который, как известно, опаснее остальных.

Старомодные манеры привели Маккену и его знакомых в ряды сумасшедших (а затем и на гибель) и, возможно, отправят туда же и самого режиссёра — слишком сокрушительны рейтинги нового «Хищника», что дорогостоящим фильмам обходится соответственно. Но если Блэку и уготована дорога из киноиндустрии прямиком в психушку, то уж лучше отправиться вслед за ним, чем остаться там, где мы все сейчас оказались.


Источник

movies, review, The Predator

Читайте также