Финчер создаёт новый образ наёмного убийцы, цинично рассуждающего о сочувствии, людях и «Макдональдсе» под музыку The Smiths.
Дэвида Финчера всегда интересовали убийцы: маньяки (реальные — как в «Зодиаке», или выдуманные — как в триллере «Семь») или те, кто убивали ради какой-то выгоды (как в «Исчезнувшей» или «Девушке с татуировкой дракона»). Поэтому неудивительно, что режиссёр вернулся в привычный для себя жанр и, на этот раз, создал кино про настоящего киллера. «Убийца» — это экранизация одноимённой серии комиксов Алексиса Нолана и Люка Жакамона.
Первые минут 20 фильма — одно большое посвящение «Самураю» Жана-Пьера Мельвиля 1967-го года. Главные герои обоих фильмов — в исполнении Алана Делона и Майкла Фассбендера, соответственно — молчаливые убийцы, которые предпочитают словам действия. У обоих фильмов схожий визуал, да и внешние облики героев очень похожи. Но если киллер из прошлого века отказывается говорить не только с другими персонажами, но и со зрителями, то главный герой фильма Финчера обретает свой внутренний голос. Именно им он охотно рассказывает зрителю не только сухую статистику и факты, но и свои мысли, мнения и принципы. Пусть «Убийца» напрямую и не связан с «Самураем», но два этих фильма очень интересно воспринимать в связке, как дополнение.
Но вернёмся к «Убийце», так как этот фильм всё же рассказывает совсем другую историю. Во время выполнения одного из заказов наш киллер ошибается, за что расплачивается его подруга. Большую часть фильма мы наблюдаем, как главный герой ищет всех, кто связан с заказом, а потом им мстит. И в этом, на самом деле, и есть слабость фильма. Самая интересная часть этого двухчасового рассказа это его начало — именно там мы раскрываем героя и обдумываем его действительно интересные мысли. После этого же фильм возвращается на тропу жанра: киллер бегает по разным местам, ищет людей, убивает их и так по кругу. Финчер не пытается добавить этому процессу интереса, он просто монотонно показывает работу наёмного убийцы. К этому времени образ главного героя уже разгадан, все его мысли уже услышаны, и фильму просто нечем удивить. А концовка и вовсе может разочаровать.
Фассбендер идеально попал в образ киллера (не то чтобы кто-то сомневался, что так будет). Он не показывает лишних эмоций, чётко, будто по плану, выполняет все действия, а его озвучка внутреннего голоса хоть и механическая, но при этом выразительная. Экранного времени у Тильды Суинтон (как и у всех остальных актёров) немного, но она необычно и интересно смотрится в роли другого киллера. В фильме буквально одна сцена-диалог с дуэтом Фассбендер-Суинтон, но она одна из самых запоминающихся (и смешных).
Это невероятно стильный фильм. Монтаж почти не оставил действительно длинных кадров: они сменяют друг друга в нужный момент, чтобы держать ритм картины. Основная часть саундтрека состоит из песен группы The Smiths. Их меланхоличные, но при этом имеющие долю иронии тексты, создают интересный контраст — киллер не любит чувства, считает их слабостью, но при этом слушает максимально чувственную музыку. Это забавно. Но в фильме вообще много моментов, которые вызывают смех, если правильно уловить пародию (в том числе и на фильмы самого Финчера).
***
Этот фильм отнюдь не вершина творчества Финчера — он мог сделать фильм куда более интересным и наполненным. Но это неплохое кино своего жанра, которое хотя бы один раз стоит посмотреть.
Если вам понравился этот пост, то вы можете зайти в мой телеграм канал «Молчащие ягнята», где я выкладываю краткие обзоры фильмов/сериалов и новости кино.