Вспоминаем «Хранителей» — легендарный комикс Алана Мура

Вспоминаем «Хранителей» — легендарный комикс Алана Мура

В честь старта нового амбициозного проекта издательства DC — Doomsday Clock — мы решили вспомнить оригинальный комикс Watchmen и рассказать вам о том, почему с ним обязательно стоит познакомиться, если вы этого не сделали ранее.

Watchmen (в России устоялся перевод «Хранители», поэтому будем использовать его) — знаменитый комикс Алана Мура, Дэйва Гиббонса и Джона Хиггинса, который удостоился множества престижных премий: Кирби, Харви, Айснера, Хьюго и других.

В оригинальном комиксе двенадцать выпусков. Изначально он издавался в виде ежемесячных синглов, но впоследствии был переиздан в различных форматах от стандартных сборников в мягкой обложке до абсолютных изданий увеличенного формата в твердом переплете. Помимо самого комикса, в «Хранителях» вы найдете не только основную историю, но и различные дополнительные материалы, расширяющие вселенную комикса: комикс «Легенды Черной шхуны», который на страницах «Хранителей» читает один из второстепенных персонажей, вырезки из газет, фрагменты из романа первого Ночного филина о расцвете супергероев в США и многое другое.

Кто такие «Хранители»?

Алан Мур изначально не хотел придумывать новых персонажей для этой истории. Он планировал использовать уже знакомых читателям персонажей, так как рассчитывал, что так комикс вызовет больший резонанс.

Нечто подобное он ранее уже делал со своим комиксом Miracleman.

Изначально Мур хотел использовать команду The Mighty Crusaders, комиксы о которой издавались импринтом Archie Comics — Dark Circle Comics (в которой уже входил владелец прав на персонажей MLJ Comics). Но не срослось, и Алан стал искать других героев для своего комикса. Тогда он обратил внимание на персонажей издательства Charlton Comics (к тому моменту уже импринт DС Comics). Но Дик Джиордано, в тот период занимавший должность главного редактора, попытался отговорить Мура от идеи использовать чужих персонажей, предложив ему взять своих. Так и родились Хранители.

История рассказывает об альтернативной реальности, в которой в период Холодной войны между США и СССР в Америке появились супергерои. Но это обычные люди в костюмах, зачастую полицейские, которые понимают, что некоторых преступников законными способами им не наказать. В этой версии истории у Ричарда Никсона третий президентский срок, а во всем мире существует только один человек с суперспособностями, но они, кажется, безграничны. Он может управлять материей на разных уровнях.

СССР воспринимает его как главное оружие США, при этом сам Доктор Манхэттен не заинтересован в войне, потому что с каждым днем своей новой жизни в нем все меньше и меньше остается от человека.

Несмотря на то, что в комиксе удивительно яркие и запоминающиеся персонажи, на самом деле они — лишь фон, а Алан Мур хотел обратить внимание читателей на различные актуальные до сих пор проблемы: угроза Третьей мировой войны, ядерное оружие, коррупция, поиск ложных богов, запрет оппозиционных сил и многое другое.

Почему комикс стал культовым

Доктор Манхэттен

Доктор Манхэттен

Сегодня «Хранители» считаются обязательной классикой, с которой непременно нужно познакомиться каждому, кто читает комиксы. А в особенности тем, кто устал от однообразной супергероики Marvel и DC.

«Хранители» — это комикс на стыке нескольких жанров. Это одновременно и детектив, и хроника Холодной войны глазами граждан, и фантастика, и деконструкция супергероики.

На примере Доктора Манхэттена нам показывают историю становления супергероя, который, осознав свою изменившуюся роль в этом мире, принимает максимально логичное решение — дистанцироваться.

Это взгляд на привычную схему с другой стороны. «Классические» супергеройские комиксы приучили нас к тому, что, получив «великую силу», герой обязан нести «великую ответственность». Но это не работает с Доктором Манхэттеном. Он понимает, что в буквальном смысле может все. Для него мир людей, их проблемы и даже войны теряют смысл. Он хочет большего, познать вселенную, добраться до тех знаний, которые недоступны людям из-за эмоций, подталкивающих их к войнам.

В комиксе Манхэттена прямо называют «богом», подразумевая, что когда он переродился, он стал чем-то иным.

Это больше не Джон Остерман, талантливый физик-ядерщик, который оказался не в том месте не в то время, — это настоящий сверхчеловек, который способен быть везде и нигде одновременно.

И параллельно нам показывают людей. Простых людей, которые, надев костюмы героев, притворяются другими. Они хотят спасти мир, найти того, кто объявил на них охоту, и понять, кто за этим стоит. И это при том, что супергерои стали вне закона. Их деятельность идет вразрез с политикой Никсона, поэтому он принял решение лишить мстителей в масках возможности сеять свое правосудие. Некоторые сняли маски, другие нашли новое дело в жизни, но нашлись и те, кто продолжил бороться, несмотря ни на что.

Мир «Хранителей» жесток, и его защитники ему соответствуют.

Так, например, Комедиант не воспринимает окружающую его действительность всерьез. Для него этот мир — одна большая и глупая шутка, а борьба с преступностью — возможность без осуждения выплеснуть свой гнев на тех, кто этого заслуживает.

Или Роршах — человек, не готовый идти на компромиссы, неспособный отступиться, идущий до конца в любой ситуации. Он очень жесток, и во время чтения, наблюдая за тем, как сурово обходится Роршах даже с мелкими преступниками, читатель приходит к мысли, что этого героя заботят вовсе не жертвы, ему нравится именно война с преступностью, ему по душе быть и судьей, и палачом в одном лице.

Таким образом, «Хранители» хоть формально и относятся к супергероике, на деле выступают совершенно обособленным произведением, которое стирает грани между жанрами, выступая достойным конкурентом как многим детективам, так и романам об альтернативной истории.

Алан Мур и Дэйв Гиббонс придумали несколько новаторских способов в повествовании, которые выделяли «Хранителей» на фоне других комиксов:

    Обложки каждого выпуска — это часть комикса. По сути, это увеличенный фрагмент первой панели комикса, который доработан и вынесен в качестве вступительного кадра. При этом персонажи комикса на обложках не появляются; Каждый выпуск дополняется «Легендами Черной шхуны» (вся эта пиратская история — аллюзия на «Хранителей») и дополнительными материалами. Все эти газетные вырезки и статьи расширяют вселенную комикса, позволяя авторам рассказать о том, что осталось за кадром; Структура страниц, разработанная Гиббонсом, рассчитана на использование девяти панелей, читать которые нужно не по странице, а по развороту. При этом меняются акценты чтения и общее восприятие комикса; Через весь комикс проходит ряд символов и ключевых цветов, которые несколько раз повторяются. Один из самых заметных — знаменитый значок со смайликом, на котором осталась капля крови Комедианта. Визуально он похож на те самые «Часы Судного дня», которые играют важную роль в сюжете.

Алан Мур против DC

Алан Мур

Алан Мур

Изначально Алан Мур был рад сотрудничеству с DC Comics, так как издательство высоко оценило его с Дэйвом Гиббонсом работу. Они и ранее сотрудничали, когда Алан писал Swamp Thing для импринта Vertigo и кроссовер Whatever Happened to the Man of Tomorrow?.

Руководители DC старались всеми силами показать, как для них важны «Хранители» (этот комикс помог им поднять продажи и ненадолго перегнать своего главного конкурента — Marvel).

Они устраивали различные промо-компании, выпускали атрибутику, чтобы привлечь к комиксу как можно больше читателей, старались поддерживать интерес к «Хранителям» даже во время задержек в выходе новых выпусков (Алан Мур тратил много времени на сценарий, из-за чего Дэйв Гиббонс не всегда успевал нарисовать страницы вовремя).

После окончания работы над «Хранителями» Мур начал работу над другим знаменитым комиксом — «V — значит вендетта», и вскоре у него возникло недопонимание с издательством из-за авторских прав. Контракт подразумевал, что если DC ничего не сделает с персонажами в течение года после выхода комикса, то права остаются у Мура. Но комикс стал хитом, о нем говорили даже за пределами комикс-индустрии. Из-за регулярных переизданий комикса Алан не мог ничего сделать, чтобы права на персонажей вернулись к нему. В конечном счете ему пришлось покинуть DC, так как издательство отказалось снять с печати его комиксы, а работать над приквелом «Хранителей» он не хотел (DC хотело выпустить его к пятнадцатилетию выхода комикса).

Спустя много лет DC предложило Муру права на персонажей, если он напишет приквел, но он отказался. Тогда издательство сделало приквел без Алана.

Франшиза

В 2009 году вышел довольно спорный фильм Зака Снайдера с рейтингом R, который оказался достаточно близкой к оригиналу экранизацией комикса.

Режиссерская версия фильма шла три с половиной часа, и даже при таком хронометраже не удалось полностью перенести комикс на большой экран. Так, Зак Снайдер изменил концовку, сохранив при этом ее основную идею. Вставка про «Черную шхуну» была выполнена в виде анимационного фильма и вырезана в театральной версии «Хранителей».

В экранизации сыграли такие актеры, как Джеффри Дин Морган, Билли Крудап, Патрик Уилсон, Джеки Эрл Хейли, Малин Акерман и другие. Алан Мур в производстве фильма не участвовал и вообще отказался его смотреть, потому что зарекся это делать после неудачной экранизации «Лиги выдающихся джентльменов». Он попросил, чтобы его имя не упоминалось в титрах, а все гонорары отдал Дэйву Гиббонсу и другим людям, работавшим над комиксом.

Затем вышла игра-приквел к фильму — Watchmen: The End is Nigh, в которой нужно было играть за Роршаха и Ночного филина, избивая преступников на улицах города.

В 2011 году издательство DC решило наконец выпустить комикс-приквел к «Хранителям», и так родилась идея Before Watchmen.

Каждый из главных героев получил свою предысторию, а издательство задействовало лучших сценаристов и художников для работы над сериями. Но, к сожалению, они не вызвали того же отклика, как в свое время «Хранители».

    Before Watchmen: Minutemen — шесть выпусков от художника и сценариста Дарвина Кука стоит прочитать как минимум из-за рисунка, а история рассказывает о первом составе Хранителей, которые в оригинальном романе упоминались эпизодически. Before Watchmen: Ozymandias — шесть выпусков от редактора Лена Уэйна и художника Джае Ли, которая рассказывает о становлении Эдриана Вейдта и его мировоззрения. Одна из лучших серий в этом направлении; Before Watchmen: Rorschach — шесть выпусков от сценариста Брайана Аззарелло и художника Ли Бермехо, которая не предложит интересной истории, зато нарисована в удивительно гиперреалистичном стиле; Before Watchmen: Dr. Manhattan — четыре выпуска от сценариста Дж. Майкла Стражински и художника Адама Хьюза, в которых рассказывается о попытке Доктора Манхэттена осознать идею Мультивселенной. Лучший комикс в этом направлении, читать нужно обязательно.

Есть и другие серии, но они ничего интересного вам не предложат: Before Watchmen: Silk Spectre (четыре номера), Before Watchmen: Comedian (шесть номеров), Before Watchmen: Nite Owl (четыре номера), Before Watchmen: Moloch (два номера) и ваншот Before Watchmen: Dollar Bill.

Doomsday Clock

И вот мы пришли к Doomsday Clock — самому амбициозному проекту DC последних лет. Это одновременно полноценный сиквел «Хранителей», продолжающий историю оригинального комикса, и в то же время кроссовер со вселенной DC и ее персонажами.

На протяжении года существования DC Rebirth нам показывали, как Доктор Манхэттен манипулирует временем и пространством, преследуя свои пока неизвестные цели, и на страницах Doomsday Clock мы узнаем, почему он так заинтересован в Супермене.

Я подробно рассказывал о том, почему Doomsday Clock не нужен, в отдельном материале, но у каждого свое мнение, поэтому, если вы найдете в комиксе что-то, чего там не увидел я, делитесь в комментариях.

А за что любите «Хранителей» вы? Больше о Doomsday Clock:

 
Источник

Итоги года 2017, комиксы

Читайте также