Все франшизы оказываются в рай — фильм «Блэйд» (Blade 1998-2004)

Приветствую самых привлекательных джентльменов-геймеров и самых обаятельных леди-геймеров. На связи Денис Большаков, он же Джин Grey, он же главный специалист по очень вампирским делам по эту сторону DTF.

Все франшизы оказываются в рай — фильм «Блэйд» (Blade 1998-2004)

«Блэйд» — не только легендарный фильм детства для всех относительно молодых людей старше двадцати пяти лет, но и редкий пример франшизы, чей последний крупный всплеск популярности пришёлся на 2004-ый год, однако с радаров пропадать насовсем она упорно отказывается. Новости о перезапуске «Блэйда» от Marvel вот-вот исполнится 12 лет, а фанаты чернокожего охотника на вампиров до сих пор с большим энтузиазмом отслеживают любые изменения статуса проекта и всё ждут его запуска в работу.

Лично я никогда не был большим любителем серии фильмов «Блэйд», отдавая предпочтение гораздо более легковесному и развлекательному «Другому миру». Тем не менее, многие сцены из похождений Дневного Странника застряли в памяти навсегда, Уэсли Снайпс запомнился невероятной мускулистой горой харизмы, а тот самый трек будет преследовать меня до самой смерти.

Это ли не повод освежить в памяти приключения главного чёрного супергероя Marvel до тотальной доминации «Чёрной пантеры»? Ещё какой повод! Потому встречайте:

Обзор культовой серии фильмов про первого чернокожего супергероя, заложившей основу для всех современных экранизаций комиксов и спасшей Marvel от краха

Все франшизы попадают в рай — Блэйд (Blade 1998 — 2004)

Кто такой, откуда взялся и как попал на большие экраны «Блэйд»

Блэйд, он же Дневной Бродяга, он же Эрик Брукс — комиксовое дитя бурных семидесятых. А если точнее, дитя быстро набирающего в те времена поджанра кино, с говорящим названием «блэксплотейшн».

Blaxploitation (Блэксплотейшн) — этнический поджанр эксплуатационного кино, появившийся в США в начале 1970-х годов, ориентированный на чернокожую городскую аудиторию. Само слово «blaxploitation» произошло от слияния слов «black» (чёрный) и «exploitation» (эксплуатация) и было придумано бывшим киножурналистом Джуниусом Гриффином. Блэксплотейшн-фильмы могли быть на самые разные темы, а белые противопоставлялись чёрным героям и в основном были отрицательными персонажами. Если проще, это «фильмы о черных для черных и от чёрных».

Ещё в семидесятые Marvel отличались завидным умением подмечать популярные в обществе тренды и интегрировать их в свои комиксы, потому чёрный супергерой был лишь вопросом времени. Время это наступило в 1973-ем году, силами сценариста Марва Вольфмана («Молодые Титаны») и художника Джина Колана («Сорвиголова», «Утка Говард»). Ввести новоиспечённого супергероя было решено в десятый выпуск комикса «Гробница Дракулы», рассказывающего об охотниках на вампиров, неистово воюющих с самим Дракулой.

Сын женщины уважаемой профессии, рождённый в борделе и превращённый по роковой случайности в полувампира, Блэйд полюбился читателям, но развернуться в полную силу создатели ему не давали. Вольфман и Колан понимали, что придумали уж больно харизматичного персонажа, способного затмить своих более светлокожих братьев по охоте за нечистью, а так было не принято по всем понятным причинам. Потому Блэйд долгое время был второстепенным, если не третьестепенным персонажем. Из-за чего, логично, со временем ушёл в небытие, изредка появляясь в «Гробнице Дракулы», да таки засветившись в паре не особо популярных среди читателей сольников.

Меняться ситуация начала в начале девяностых. Marvel не могла похвастать большим количеством чернокожих героев, потому Блэйд всё ещё оставался ценным активом. А тут как раз пошла новая волна любви к этническому разнообразию, чем комиксоделы не могли не воспользоваться. Блэйд восстал из пепла, получив собственную полноценную серию комиксов и стабильно заглядывая на огонёк к более именитым супергероям, постепенно вновь набирая популярность у фанатов комиксов.

Что никак не помогло самой Marvel. Забавно, но в 1990-ые будущая многомиллиардная корпорация переживала далеко не лучшие времена. Продажи комиксов падали всё сильнее, прибыль уменьшалась, а немногочисленные попытки вытащить своих культовых персонажей за пределы книжек с картинками приносили многомиллионные убытки. Страшно сказать, в 1996-ому году Marvel объявила о своём банкротстве, что ставило именитую компанию под угрозу исчезновения.

И вот где-то в этом временном промежутке держателями компании было принято судьбоносное решение не только более плотно взяться за экранизацию своих комиксов, но и подойти к этому делу со всей возможной ответственностью. И первой ласточкой нового видения Marvel должен был стать именно «Блэйд».

Кому-то может показаться странным, что именно чернокожий охотник на вампиров должен был стать дебютной серьёзной попыткой Marvel в большое кино, однако своя логика в этом была. Даже не столько логика, сколько трезвый подход к ситуации. Кинокомпания New Line Cinema, согласившаяся курировать фильм, была в принципе не против поучаствовать в создании супергеройского кино, всё-таки успешные попытки экранизаций комиксов уже имели место быть («Супермен», «Бэтмен»), однако выделять на это предприятие баснословные бюджеты желания у них не было. А Блэйд не требовал больших расходов, так как был героем достаточно приземлённым, да и как будущий фильм «Блэйд» выглядел очень привлекательно. Вампиры были на пике популярности, чернокожие протагонисты тоже — сам Бог велел брать быка за рога.

Что не означало, что «Блэйд» пошёл в работу немедленно. Проект очень много времени провёл в попытках нащупать свою индивидуальность. New Line Cinema хотели видеть в «Блэйде» сплав комедийного и героического кино, что-то в стиле рвавшей бокс-офис «Маски» с Джимом Керри. Комиксовый Блэйд был не дурак пошутить и кинуть острое словцо, что логично было перенести на киноэкраны в виде без пяти минут пародийного экшен-фильма. Однако съёмки всё не стартовали. Сценарий постоянно переписывался, приписанные к картине люди приходили и уходили, конца-края этому производственному аду не было видно. Пока своё веское слово не высказал Дэвид С. Гойер.

Сейчас Дэвид С Гойер известен как один из главных сценаристов комикс-фильмов в индустрии, участвовавший в разработке таких хитов, как «Тёмный рыцарь», «Человек из стали» и «Песочный человек». В девяностые Дэвид был никем. Начинающий сценарист, в чьём портфолио были неоднозначные «Ворон 2», «Кикбоксёр 2» и несколько малоизвестных хорроров и боевиков невнятных категорий. Однако уже тогда Дэвид был огромным фанатом комиксов и горел возможностью реализовать на большом экране историю Блэйда, чем подкупил продюсеров картины. Они дали возможность Гойеру показать студии своё видение проекта, чем тот не преминул воспользоваться, в кратчайшие сроки свой вариант «Блэйда».

Другим словом, кроме как «кардинальные», идеи Гойера было не описать. Сценарист целиком и полностью отказался от комедийного тона для «Блэйда», представив продюсерам максимально мрачную и приземлённую историю, в которой от разудалых приключений комиксового прародителя остались лишь общие черты. По сути Гойер представил свою вампирскую версию «Бэтмена», сдобренную реализмом в рамках заданной вселенной. Блэйд Гойера имел все плюсы вампиров, но не имел их недостатков, не считая ослабленной жажды крови, а в качестве мотивации ему была прописана пусть и банальная, но внятная цель в виде мести за смерть матери. Действие же было решено перенести в современность, полностью отказавшись от элементов присущих блэксплотейшену.

Продюсеры были ошарашены столь кардинальными изменениями, но по достоинству оценили удачную задумку и энтузиазм сценариста, благодаря чему «Блэйд» ударными темпами отправился в работу, а приятным бонусом стало увеличение бюджет до солидных 40-ка миллионов долларов. Дело было за малым — собрать команду и снять фильм.

К счастью, студия не стала тянуть и команда была собрана достаточно быстро. В режиссёрское кресло посадили Стивена Норрингтона, известного специалиста по спецэффектам, сделавшего себе имя на «Чужом». Продюсеров мало интересовали спецэффектные достижения постановщика, а вот его дебютный фильм «Машина смерти» впечатлил их мрачностью, жестокостью и стильным визуалом. «Блэйд» должен был быть похожим по духу фильмом, потому неудивительно, что именно Норрингтону доверили ставить картину.

Титульную роль примерил на себя Уэсли Снайпс, причём далеко не сразу. Студия перебрала множество актёров, среди которых были такие известные лицедеи, как Лоуренс Фишборн и Дензел Вашингтон. Но именно Снайпс стал финальным выбором, не в последнюю очередь из-за своего спортивного прошлого, связанного с боевыми искусствами. Фильм подразумевал большое количество экшена, что требовало не только внешних данных, но и физической подготовки от задействованных актёров. Сам Снайпс с большим энтузиазмом принялся за дело, дополнительно взяв на себя продюсерские функции, помощь в работе над сценарием и частичную работу над хореографией боевых сцен.

Добив актёрский состав могучей харизматичной кучкой в лице Стивена Доррфа, Криса Кристофферсон и ещё десятка актёров рангом поменьше, но не меньшей харизмы, студия начала съёмки. Официально съёмки «Блэйда» начались в феврале 1997-го года. Основной фронт работ вёлся в Лос-Анджелесе, с короткой паузой для поездки в Москву (да, в фильме настоящая Москва). Сами съёмки прошли без каких-либо проблем, в атмосфере всеобщего энтузиазма и желания сделать что-то уникальное и запоминающееся. Продюсерам даже приходилось время от времени одёргивать Норрингтона, слишком увлёкшегося процессом съёмок, и не давать воплощать постановщику уж слишком шокирующие для того времени идеи в жизнь. Всё-таки кино подразумевалось в первую очередь развлекательным и не должно было отпугнуть потенциального зрителя излишним шок-контентом.

Очень важной частью «Блэйда» была музыка и к саундтреку картины подошли со всей возможной серьёзностью. От изначальной идеи привлечь к написанию музыкальное сопровождение ребят из «Prodigy» было решено отказаться в силу занятости группы, потому саундтрек заполнили разномастными хип-хоп треками и электронной музыкой других уважемых музыкантов. Главной задачей было не столько ублажить слух зрителя, сколько отразить дух того времени.

Выходил в прокат «Блэйд» не в атмосфере предстоящего успеха, а в нервном ожидании возможного провала. За год постпродакшна многое успело поменяться, и студия уже не верила в фильм настолько же сильно, насколько верила момент начала работы над ним. Виной тому стал фильм «Мистер Сталь», выпущенный за некоторое время до «Блэйда». Супергеройский фарс с Шакилом О’Нилом сокрушительно провалился в прокате, сильно охладив воодушевление киностудий от чернокожих супергероев на больших экранах. Чтобы минимизировать возможные финансовые потери New Line Cinema сильно сократила рекламные бюджеты «Блэйда», а продюсеры морально готовились зализывать предстоящие денежные раны.

И вот здесь, прямо перед выходом «Блэйда» на большие экраны, мы немного отвлечёмся от исторического экскурса. Фильм вышел, фильм не провалился, это не секрет. А вот как он смотрится в 2023-ем году, это уже чуть более таинственные материи. О которых пришло время поговорить.

Блэйд (Blade — 1998)

О чём:

Получеловек-полувампир Блэйд намерен уничтожить виновника своей судьбы — Дьякона Фроста. Когда-то в кровь Блэйда попало совсем немного вампирского яда, но с течением времени он стал ощущать неизбежность своего превращения.

Желая избавить людей от тайной и могущественной армии вампиров, заполонившей общество, он отправляется на решающий бой…

И как оно смотрится:

Ну что же. Думаю мало кого удивлю информацией, что «Блэйд» — круто. Даже сейчас, когда, казалось бы, ничем уже удивить экранизации комиксов не в состоянии. Более того, похождения Уэсли Снайпса во имя вампирской справедливости смотрятся во многом гораздо более бодро, чем современные товарки по жанру. И строится данное мироощущение из десятка и десятка мелочей, кои выделяют детище Стивена Норрингтона до сих пор.

Как минимум, «Блэйд» — бесконечно стильное кино, причём стильное в стиле девяностых. А в девяностые было принято, чтобы было круто. Всё здесь веет приятными вайбами фильмов далёкого прошлого, когда создатели не стеснялись будить в зрителе внутреннего ребёнка, обожающего крутые штуки. Фильм при любом удобном случае флексит длинными чёрными плащами и вообще чёрным цветом (а в девяностые это было ОЧЕНЬ КРУТО); все герои строго на пафосе и ходят в стильных нарядах; экшен вычурный, в слоу-мо, проходит под самый настоящий чумовой музон; крутость Блэйда настолько неоспорима во вселенной фильма, что от одного звука его шагов злодеи подпускают фекального дождя авансом, что оценят по достоинству фанаты одного киллера-белоруса. Уэсли Снайпс вообще здесь золото. Он вроде и весь из себя такой холодный и молчаливый, а харизма прёт вёдрами, одним движением брови может заставить интенсивно помокреть штанишки. От каких жидкостей, тут уж сами решайте.

И тем забавнее, что несмотря на нарочито комиксовую мега-крутость Блэйда и его разборок с нечистой силой, фильм очень серьёзно относится к проработке собственной вселенной и как раз-таки её подаёт с максимально возможной приземлённостью и реалистичностью. Мир Блэйда по сути своей очень похож на вселенную Мира Тьмы, на основе которого была сделана легендарная «Vampire: The Masquerade — Bloodlines». Для обычного человека вампиры в «Блэйде» — такие же страшилки из сказок и фильмов, как и для всех нас. Однако в мире «Блэйда» они успешно интегрировались в людское общество, не только внедрившись во все существующие органы управления, но и имея помощников-людей, успешно помогающих кровососунам жить свою мёртвую жизнь в комфорте. Подаёт данный поток информации фильм максимально ненавязчиво, практически мимоходом, не отвлекая от основного сюжета, а дополняя его, насыщая приключения Блэйда интересными деталями, без которых магистральный сюжет представлял бы собой ну уж совсем простецкую историю про страшную мстиную месть.

Всё вместе это производит достаточно интересное впечатление. С одной стороны — комикс-вакханалия присутствует, во всём своём великолепии. С другой — мир фильма достаточно реалистичный, чтобы уравновешивать фантастические корни оригинального комикса. У Стивена Норрингтона успешно получается то, что не вышло сильно позже у Зака Снайдера и у многих, многих режиссёров, пытавшихся сделать реалистичную супергероику. Он смог удержать баланс между развлечением и мрачностью. Да, мир «Блэйда» мрачен и жесток. Но это не означает, что мрачность должна затмевать собой всё, в том числе и веселье от просмотра.

А веселья этого в «Блэйде» хватает. Да, возможно в детстве фильм казался мне гораздо более укомплектованным стрельбой и драками, но и сейчас он способен предоставить компетентное развлечение. Картина грамотно задаёт тон всему будущему действу той самой сценой, чтобы хитро размазывать небольшие эффектные экшен-сцены по хронометражу и закончить классической мега-зарубой в финале. Работает данный приём отлично и сообща с проработанным миром фильма не даёт заскучать от простенького сюжета.

И вот тут-то бы и закончить, гордо заявив, что «Блэйд» хорош собой ровно так же, как и на момент моего жития малым ребятёнком, поддавшись порыву уйти в утёночный синдром. Но это бы означало, что я бессовестно соврал. «Блэйд» состарился далеко не так хорошо, как мне бы хотелось. В первую очередь это касается технической части картины, а если конкретнее — компьютерной графики.

Есть вопросы и к сюжету. Страшная мстиная месть работает здраво и по сей день, героем и его проблемами проникаешься, злодей обладает мотивацией и прочими прелестями здравой сценаристики добротного экшен-фильма. А вот зачем в фильм вставили любовный интерес для Блэйда, это тайна за семью печатями. Н’Буш Райт просто не тянет роль, являя собой апофеоз выпускника Школы Каменного Лица. При этом она играет не второстепенного персонажа, её Карен — по сути проводник для зрителя во вселенную «Блэйда», именно через её взаимодействие с миром вампиров будут раскрываться все его тайны и правила. И от того больнее смотреть как актриса практически пассивно на этот мир реагирует, что опять же бьёт по атмосфере.

Ну и само собой, важно понимать, что «Блэйд» — всё-таки чистокровный боевик небольшого ума. Современные экранизации комиксов из кожи вон лезут, чтобы их сюжеты выглядели серьёзнее и глубже, чем они есть на самом деле, пытаясь встать в один ряд с «серьёзными» жанровыми фильмами. «Блэйд», несмотря на мрачную атмосферу, всё-таки больше про веселье.

Итого:

«Блэйд» хорош. Даже без всяких синдромов утёнка. Это с большим умом сделанный развлекательный фильм, страдающий только если от ужасающей компьютерной графики, которую прошедшее с выхода время картины делает ещё хуже. В остальном же — весело, динамично, интересно.

За что стоит похвалить: За всё что не графон и не Н’Буш Райт.

За что стоит поругать: За всё что связано с графоном и Н’Буш Райт.

Стоит ли смотреть: Е-С-Т-Е-С-Т-В-Е-Н-Н-О. Сейчас вы такого зрелища нигде не найдёте.

Продюсерские страхи были напрасны — «Блэйд» не потерпел фиаско и не стал посмешищем уровня «Мистер Сталь». Более того, картина стала пусть и не легендарно громким, но внушительным успехом, полностью отбив свой бюджет и даже заработав приличные деньги сверху. 131 миллион долларов кассовых сборов, это вам не шутки. Но главное достижение «Блэйда» заключалось вовсе не в кассовом успехе. «Блэйд» показал Marvel, что при должном подходе к экранизациям своих детищ они могут получить неиссякаемую золотую жилу. По сути своей именно «Блэйд» стал предтечей того, что сейчас мы знаем как «Киновселенная Marvel».

Даже в массе своей прохладно принявшие фильм кинокритики признавали, что пускай лента Стивена Норрингтона и не лишена недостатков, она являет собой пример того, что при серьёзном и бережном отношении переноса комиксовых приключений на большие экраны может выйти что-то толковое. Что уж говорить про обычных зрителей, которые с большим удовольствием ходили смотреть на крошащего в CGI-ошмётки вампиров Уэсли Снайпса, а потом с не меньшим энтузиазмом скупали комиксы, заботливо подготовленные Marvel к выходу фильма. В данном случае выиграли, что делало продолжение делом само собой разумеющимся. Хоть и вновь не поражающим воображение скоростью реализации.

Дэвид С. Гойер был одним из немногих, кто ни секунды не сомневался в успехе «Блэйда», потому идеи для сиквела он вынашивал ещё задолго до завершения съёмок оригинальной картины. Идей было множество: от полноценного кроссовера с «Гробницей Дракулы», до постапокалиптического сюжета про окончательную победу вампиров над человечеством и последующим формированием Блэйдом сопротивления вампирскому игу из немногочисленных выживших людей. Все эти варианты постепенно отметались студией, пока Гойеру не пришла в голову забавная идея: а почему бы не сделать союзниками Блэйда вампиров? Почему бы не сплотить бывших врагов перед лицом гораздо большей угрозы — супервампиров-паразитов, заставив работать сообща, в атмосфере недоверия и боязни получить нож в спину?

New Line Cinema понравилась задумка Гойера и пока сценарист корпел над сценарием, студия начала набирать съёмочную группу. Продюсеры хотели вновь посадить в кресло постановщика Стивена Норрингтона, но режиссёр отказался, сославшись на желание заняться гораздо более перспективной «Лигой Выдающихся Джентльменов» (ОН НЕ ЗНАЛ). В будущем Норрингтон не раз признавался, что жалеет об отказе работать над сиквелом «Блэйда», а «Лига» и вовсе стала для него настолько неприятным опытом, что постановщик решил оставить режиссуру навсегда, вернувшись в лоно специалиста по практическим эффектам. Поиск режиссёра затягивался. На выручку New Line Cinema вновь пришёл Гойер, предложивший в качестве возможного кандидата своего давнего друга, мексиканского постановщика Гильермо дель Торо. На тот момент известный широкой публике лишь финансово и критически неудачным хоррором «Мутанты» (ходят слухи, что виноват в этом был сам Харви Вайнштейн, выпустивший в прокат сильно обрезанную версию оригинальной картины), дель Торо, тем не менее, имел в активе фильм «Хронос», обласканный немногочисленными посмотревшими его критиками и зрителями. Продюсеры из New Line Cinema «Хронос» тоже видели и были впечатлены умением дель Торо делать очень красиво за не очень большие бюджеты, а потому прислушались к Гойеру, пригласив мексиканца возглавить «Блэйд 2».

Но… Гильермо дель Торо отказался! Объяснил он свой отказ травмирующим опытом работы над «Мутантами» и банальным нежеланием работать над сиквелом чужого фильма, да ещё и по чужому сценарию. И вновь у Гойера нашёлся железный аргумент — «Хеллбой». Да-да, тот самый, который парень из пекла. Дель Торо долгие годы грезил экранизацией «Хеллбоя», о чём Гойер знал, и предложил простейшую и взаимовыгодную сделку: дель Торо снимает «Блэйда 2» — дель Торо получает деньги на съёмки «Хеллбоя». То самое «предложение от которого невозможно отказаться». И Гильермо дель Торо не стал отказываться.

На радостях от появившейся возможности реализовать «Хеллбоя», за дело дель Торо принялся с рвением и всей возможной серьёзностью. Старательно изучив всё что только можно по оригинальной картине, мексиканский режиссёр поставил себе две задачи: сохранить дух и особенности оригинального фильма, и вместе с тем исправить те моменты, которые показались ему неудачными. И по итогу сделать бескомпромиссно крутое кино, способное дать прикурить всем возможным конкурентам.

Работа спорилась, режиссёру активно помогали как Гойер, так и сам Уэсли Снайпс, горевшие сиквелом не меньше дель Торо, пусть и по другим причинам. Студия просто довольно потирала руки от вида столь рьяного желания сделать крутое кино. При этом было бы глупо утверждать, что перед создателями стояла простая задача. За, по сути своей, всё те же деньги (учитывая выросшие гонорары, 50 миллионов долларов не сильно отличались от 40 миллионов оригинала), им предстояло снять сиквел, который должен был стать если не лучше, то хотя бы быть на уровне с полюбившимся фанатам оригиналом. Получилось ли? Самое время выяснить.

Блэйд 2 (Blade 2 — 2002)

О чём:

Мир вампиров в ужасе от появления новой расы суперкровососов. Именно благодаря этому легендарный Блэйд и его учитель Уистлер вынуждены объединиться со своими кровными врагами — Кровавой Стаей, элитным отрядом вампиров-воинов.

И как оно смотрится:

Ну что же. Думаю мало кого удивлю информацией, что «Блэйд 2» — круто. Но круто немного не в том же смысле, в каком был крут «Блэйд». Гильермо дель Торо умудрился снять эталонный сиквел с точки зрения фанатских хотелок любого уважающего себя любителя чернокожего вампирского правосудия, привнеся при этом достаточно нового, чтобы сиквел не воспринимался как просто «те же щи, да погуще».

Первое, что бросается в глаза при просмотре сиквела, это невероятно возросшая динамика происходящего. Фильм Стивена Норрингтона тратил изрядное количество времени на разного рода введения в курс дела и объяснения. Сиквелу ничего особо зрителю объяснять не надо, потому после сюжетного зачина он горящим бензовозом несётся давать зрителю самое настоящее guilty pleasure, или просто двухчасовое бессмысленное и беспощадное вампирское крошилово нон-стоп.

Плохо ли это? В данном случае — нет, вообще ни разу. Если оригинальный «Блэйд» смотрелся идеальным воплощением всего крутого, что было в девяностые, то сиквел уже смотрится как витрина достижений экшен-фильмов начала двухтысячных: нон-стоп-экшен; на смену плащам пришли кожаные стильные прикиды; герои цедят сквозь стиснутые зубы потешные ванлайнеры; сюжет стал ещё более простецким, чем в оригинальном «Блэйде». Если заранее не держать всё это в уме, то «Блэйд 2» может вызвать отторжение у современного зрителя, привыкшего к экшенам намного более осмысленного и менее китчевого действа. Здесь же сюжет ровно в начале, чуть-чуть в середине и ближе к концу. Всё остальное время происходят резня, ужасы и красивые бессмысленности. Отлично поставленные, но всё же.

Тем не менее, невооружённым взглядом видно, что выводы из предыдущего фильма дель Торо сделал. Оригинальный «Блэйд», вроде бы принадлежащий к гордому племени вампирского кино, не мог похвастаться и граммом хоррор-составляющей, одного из обязательных атрибутов подобных фильмов. И вот здесь режиссёр сиквела оторвался по полной. «Блэйд 2» серьёзно прибавил в пугающих элементах, став полноценным экшен-хоррором. В фильм завезли скримеры, экшен приятно оттеняется напряжёнными и жуткими сценами, а самое главное, те самые «супервампиры» получились на загляденье мерзкими и пугающими тварями. Уже за одно это дель Торо хочется рукоплескать, мало какой экшен-хоррор может похвастаться настолько харизматичными монстрами.

Но и без творческих неудач у «Блэйда 2» не обошлось. По сути своей, наболее ярковыраженные недостатки оригинала успешно перекочевали и в сиквел, с классическим сиквельным «больше». Компьютерная графика выглядит всё ещё максимально непрезентабельно, но и тут опять выручают практические эффекты, вновь способные приятно удивить зрителя. Любовный интерес Блэйда всё ещё вообще не нужен, но дель Торо хватило здравого смысла не выталкивать героиню Леонор Варнеллы на передний план, сделав её многозначительно сверкающим прелестями второплановым персонажем.

Ну и ещё раз: далеко не всем может прийтись по вкусу двухсотпроцентная экшен-направленность сиквела и полный отказ от корней реализма оригинала. Фильм окончательно превратился в супергеройский боевик, где нет места проблемам реального мира. Мне такое нравится, у меня с этим проблем нет, но если вы хотели увидеть в «Блэйде 2» какого-то развития вселенной или самого Блэйда как персонажа, то спешу разочаровать, всего этого здесь нет. Только экшен, только хардкор.

Итого:

«Блэйд 2» хорош. Даже без всяких синдромов утёнка. Добротно сделанный сиквел, успешно воспроизводящий формулу оригинала и разбавляющий её новыми приятными фишками, типа резко возросшей пугательности происходящего.

За что стоит похвалить: Крутой экшен, красивая картинка, хоррор фильму очень к лицу.

За что стоит поругать: Графика отвратительная. Сюжета по ощущениям будто ещё меньше, чем в оригинале. Вселенная картины укатилась в сторону фантастики целиком и полностью.

Стоит ли смотреть: Конечно. До сих пор молодцом. Если любите бодрые боевики, то будете повизгивать.

Сиквел публика приняла ещё более благосклонно, чем оригинальный фильм. Зрители пребывали в иступлённом восторге от новой порции вампирского вкуснючева, критики встретили фильм неожиданно тепло, похвалив Гильермо дель Торо за бережное отношение к оригиналу и изобретательность в постановке сиквела. Сборы «Блэйда 2», как и в случае с оригиналом, не были заоблачными, но всё же 155 миллионов долларов были отличным кассовым достижением, позволившим фильму окупиться даже при увеличенном бюджете. Триквел, как это водится в таких случаях, был делом решённым. Только вот тут что-то очень резко пошло не так. Настолько не так, что третий фильм стал гвоздём, вбитым в крышку гроба успешной киносерии.

Дэвид С. Гойер очень хотел сделать «Блэйд» трилогией, закончив историю Дневного Бродяги на высокой ноте, причём с собой в роли не только сценариста, но и режиссёра. В качестве основной идеи для триквела из пыльного угла был вытащен концепт таки случившегося вампирского апокалипсиса и последующего мега-противостояния Блэйда и горстки выживших сопротивленцев всему мировому сообществу кровососов. Сам Блэйд должен был терзаться в сомнениях по поводу своей человечности, чтобы в итоге познать дзен и пожертвовать собой во имя спасения остатков человечества. Звучит прекрасно? Звучит.

Но не для студии New Line Cinema. Руководители студии хотели превратить «Блэйд 3» в настоящую кассовую бомбу и вывести франшизу на новый уровень окупаемости, в связи с чем отправили сценарий Гойера на многочисленные правки и переправки. Требования были простыми: больше юмора, меньше мрачности, больше зрелища, ещё меньше мозгов. Именно по этой причине безысходный постапокалипсис со временем превратился в историю борьбы Блэйда с Дракулой, а в сюжете начали фигурировать юморески и два сайдкика — юморной парень с острым языком и фигуристая девушка с талантами иметь красивую фигуру. Постапокалипсис также был выкинут на свалку по соображениям экономии. New Line Cinema не хотела давать солидные деньги, требующиеся для столь масштабного проекта, потому действо вновь перенеслось в «когда-то сейчас». По сути студия продавила Гойера, поставив его в ситуацию «либо ты снимаешь то что хотим мы, либо ты не снимаешь ничего». Гойер выбрал первый вариант, о чём в последствие не единожды жалел.

История съёмок «Блэйда 3» уже давно стала без пяти минут легендарной. Уэсли Снайпс, не шибко довольный сценарием, саботировал съёмки триквела при любой удобной возможности, виня в происходящем Гойера, а сам процесс создания картины получился очень нервным и связанным с постоянными скандалами на съёмочной площадке. В какой-то момент всё дошло до того, что большую часть сцен со Снайпсом снимали при помощи дублёров, так как актёр отказывался сниматься хоть где-то, кроме крупных планов.

Выкручивались как могли. Из-за саботажа Снайпса было сильно увеличено экранное время Райана Рейнольдса и Джессики Билл, играющих помощников главного героя, а сам Блэйд по максимуму заталкивался на второй план, чтобы Снайпс лишний раз не устраивал бучу на съёмочной площадке. У съёмочной команды появилась дежурная шутка о том, что если вы не можете найти Снайпса, то он скорее всего курит всякое в своём трейлере. Единственный человек, который искренне наслаждался происходящим, был Райан Рейнольдс. Выходки Снайпса позволили ему продемонстрировать недюжие таланты в импровизации и присутствовать на экране даже больше, чем, собственно, титульному персонажу фильма, что могло в будущем очень помочь карьере ещё молодого на тот момент актёра.

Стоит ли говорить, что в подобной обстановке о создании хорошего продукта не могло идти и речи? Постоянная ругань, изменение сценария прямо на ходу, чтобы компенсировать отсутствие главной звезды, давление студии. Съёмки «Блэйда 3» превратились в тягомотное мучение для всех участвовавших, и главной задачей для них стало просто довести проект до конца так, чтобы Гойер со Снайпсом не убили друг друга в процессе. Они не убили, хоть и разругались так сильно, что не общаются и по сей день. Фильм успешно вышел на экраны. Но что из этого бардака получилось?

Блэйд 3: Троица (Blade: Trinity — 2004)

О чём:

Ужасные события могут привести к захвату власти в мире вампирами. Блэйд — единственный, кто может предотвратить страшные перемены и воспрепятствовать превращению мира в планету вампиров. Стремясь помешать Блэйду, группа могущественных вампиров во главе с Даникой Талос натравливают на него людей. Полиция начинает охоту на того, кого теперь все считают чудовищем.

И как оно смотрится:

Ну что же. Думаю мало кого удивлю информацией, что «Блэйд 3» — не круто. Странно было бы ожидать, что из легендарно мучительных съёмок получится что-то хотя бы равное предыдущим фильмам. Однако, мне бы хотелось побывать в данном случае адвокатом дьявола, громогласно заявив, что сейчас «Блэйд 3» выглядит не таким хтоническим ужасом, которым он виделся фанатам франшизы, побежавшим штурмовать кинотеатры в далёком 2004-ом. «Блэйд 3» просто:

Главная беда картины — Дэвид С. Гойер (ах, ирония!). Без всяких сомнений, очень талантливый сценарист и большой выдумщик. И столь же никудышный режиссёр. Бог с ним, с сюжетом, «Блэйд» никогда не был про сюжет. Из триквела ушло всё то, что заставляет по сей день добрым словом вспоминать предыдущие фильмы франшизы. Пропал стиль — картинка максимально скучная, никаких заигрываний с гаммой дель Торо, никакого мрачного и серого реализма Норрингтона. Пропала атмосфера — фильм укатился куда-то в сторону бадди-муви, с постными шутками-ванлайнерами и незримой атмосферой треш-фильмов невнятных категорий. Пропала харизма — на окончательно окаменевшего Снайпса просто грустно смотреть, главные злодеи не стоят и милилитра проклятой крови Дьякона Фроста и супервамира Номака. Джессика Билл просто аморфная, а Райан Рейнольдс…ну, это Райан Рейнольдс, ещё один Дэдпул без костюма в его копилке ролей Дэдпула без костюма, все вы этот перворманс прекрасно знаете и не единожды видели. Пропала динамика — фильм, не имея под собой хоть сколько-нибудь сложносочинённого сюжета, тратит уйму времени, чтобы тщательно разжевать и положить в рот зрителю однострочную историю уровня боевиков позднего Дольфа Лундгрена. Вот экшен никуда не пропал — он сильно отстаёт по зрелищности от предыдущих фильмов, его будто меньше, чем даже в оригинальном фильме, но стрельба-драки-взрывы худо-бедно компенсируют заунывное действо и даже способны ненадолго вывести зрителя из состояния анабиоза.

Это не самый плохой фильм на свете, это можно смотреть. Но это плохой «Блэйд». Из картины пропало вообще всё, что делало (и делает!) столь привлекательными для просмотра предыдущие части. Я не получил удовольствие от просмотра, явного неудовольствия тоже не получил. Это какое-то эталонное 5\10, ругать которое хочется в первую очередь потому, что называется фильм «Блэйд 3: Троица». Возможно стоило быть честными друг с другом и назвать картину «Райан Рейнольдс и Джессика Билл охотятся на Дракулу: Двоица». И совесть бы не давила, и зрителя бы не вводили в заблуждение.

Итого:

«Блэйд 3: Троица» плох. Но не так плох, как принято считать. Но и даже на десятую долю не так хорош, чтобы давать этому фильму шанс. Это смотрибельный одноразовый боевик, чью одноразовость ставит под сомнение вопрос, который вы в любом случае зададите себе после просмотра: «А зачем я вообще это посмотрел?». Даже среди смотрибельных одноразовых боевиков есть представители гораздо более заслуживающие вашего времени. Как часть франшизы «Блэйд», это и вовсе позорище и тихий ужас.

За что стоит похвалить: Парочка шуток Райана Рейнольдса была смешной. Экшен не так уж и плох. Доминик Перселл совершенно уморительный в роли Дракулы. Графику в этот раз ругать не хочется, она просто не отсвечивает.

За что стоит поругать: New Line Cinema, то есть для вас вот это супер-пупер-зрительский фильм, а постапокалиптические мрачные похождения Блэйда вы не хотели? Ясно. Понимаю.

Стоит ли смотреть: Если вы каким-то странным образом наткнётесь на этот фильм в три часа ночи на ноунейм-телеканале, который вы включили с целью побороть бессонницу — почему бы и нет.

Фанаты оригинальных фильмов далеко не сразу раскусили подвох, а потому с большой радостью пошли в кинотеатры за очередной порцией снайпсовкуснятины, что вылилось в относительно просевшие, но всё ещё гордые 130 миллионов долларов кассовых сборов. Нюанс тут, как водится, в мелочах: бюджет у фильма был уже 65 миллионов, а с такими тратами сборы выглядели уже не столь впечатляюще. Кинокритики фильм раскусили гораздо быстрее и разнесли его в лохмотья, не в пример гораздо более тепло принятым предыдущим частям.

В New Line Cinema тоже сидят не дурачки, хотя после триквела вам может показаться обратное, и с запуском четвёртой части продюсеры решили повременить, держа его в списке «когда-нибудь потом, может быть, посмотрим».

А что было дальше?

Вы удивитесь, но «Блэйд» не собирался просто так уходить на покой. Да, о четвёртой части ничего не было слышно, однако Дэвид С. Гойер, даже несмотря на печальный режиссёрский опыт, «Блэйда» искренне любил и таки попытался ещё пару раз вернуть его к жизнивне комиксов, пускай и без участия Уэсли Снайпса.

В 2006-ом году Гойер попытался реанимировать «Блэйда» в виде сериала на кабельном канале Spike. Играть Блэйда должен бы рэпер со звучным псевдонимом Sticky Fingaz, а сам сериал являлся прямым продолжением фильмов. В России «Блэйд: Сериал» не особо известен, в США прослыл в меру смотрибельным шоу, не позорящим наследие оригинала, но и не являющимся обазательным к просмотру фанатам. Соответственно, бесславно потонул и был закрыт на первом сезоне. И даже не по причине низких рейтингов, а по причине отсутствия у канала Spike денег на второй сезон дорогостоящего шоу. Ныне забыт, да и поделом.

Из интересного, не считая многочисленных комиксов — в 2011-ом году, только не падайте, из «Блэйда» попытались сделать АНИМЕ. Да, это не опечатка, самое настоящее аниме. Вышло так себе, дальше первого сезона тоже не продвинулось, хотя идея сама по себе презабавнейшая. Да и опенинг какой вышел, всем Титанам на зависть!

В 2008 году Уэсли Снайпс был уличён за неуплату налогов и благополучно попал за решётку на три года. Как вы понимаете, после такого о возвращении актёра к каноничной для него роли было делом решённым. «Блэйд 4» окончательно ушёл в небытие, хотя Снайпс время от времени и говорит, что был бы рад вернуться на большие экраны в роли Дневного Странника. Что не означает, что «Блэйд» ушёл на покой.

В далёком уже 2013-ом году права на Блэйда вернулись обратно в руки Marvel, чем студия не приминула немедленно воспользоваться, анонсировав возвращение знаменитого супергероя в рамках «Вселенной Marvel». Есть ли в семейном аттракционе Disney место персонажу, который творит 18+ при любой удобной возможности, это вопрос отдельный, но факт остаётся фактом — фильму быть. И вот уже 10 лет как пора бы быть, да всё нет.

Перезагрузка «Блэйда» вообще максимально невезучий фильм. Года идут, работа идёт, а через фильм уже прошла могучая кучка сценаристов и режиссёров всех мастей. И только ситуация сдвинулась с мёртвой точки в этом году, когда режиссёр и сценарист были найдены, как грянула забастовка сценаристов, в очередной раз поставившая проект на паузу. Неизменным в этом уравнении остайтся только Махершал Али, которому предстоит исполнить роль Блэйда. А вот исполнит ли — это уже совсем другая история…

Итоги

«Блэйд» — классический пример франшизы, которую погубила студия в погоне за деньгами. «Блэйд» имел все шансы стать самобытной трилогией, по сей день удивляющей зрителей стильной картинкой, интересным сеттингом и задорным экшеном, но по итогу стал скорее дилогией чуть состарившихся фильмов и третьей картины, которой по признаниям фанатов не существует. Жаль? Жаль. Скрестим пальцы и будем надеяться, что Махершал Али восстановит репутацию уважаемого борца с кровосисями.

Вот и всё. Смотрите хорошие фильмы, плохие фильмы тоже смотрите, но с умом.

Если ты прочитал до конца — спасибо тебе за это. Если же у тебя появилось желание поддержать автора, то ты всегда можешь поставить данному блогу сочный плюсец, репостнуть и подписаться.

За финансовую поддержку вашего скромного слуги спасибо:

Уважаемому Мужчине Честной Судьбы Дерьмаку. Настоящий меценат, легенда DTF и всемирно известный охотник за чудовищами и женскими сердцами. Огромное спасибо за поддержку, твои деньги идут на благое дело.

Особая благодарность за поддержку:

Жан Люк Пикар

Платиновый Бусти-богач

Человек, который продолжает поддерживать меня всеми возможными способами, как финансово, так и морально на просторах комментариев. Большое тебе за это спасибо, любимый подписчик. С таким капитаном Звёздного Флота галактика точно в безопасности.

HiddenTroll

Уважаемый таинственный господин (зажиточный)

Загадочный незнакомец, загадочно кинувший в меня уважаемую сумму денег. Я загадочно восхитился данным благим намерением и без всяких загадок выражаю благодарность за столь щедрую поддержку меня и моего блога.

MarieGold

Уважаемая зажиточный госпожа. Хранительница Якоря

Безумные вещи творятся на просторах DTF — мои свершения на ниве статейкописательства поддерживает не абы кто, а MarieGold, сама хранительница огня подсайта Якорь, делающая всё возможное, чтобы лонги на DTF всегда могли получить свои пять минут славы. Спасибо тебе огромное за поддержку. Это чудо какое-то, честное слово.

Jesus Saint

Уважаемый зажиточный Иисус

Не просто Иисус, а человек, благодаря которому я упорно продолжаю штурмовать вершины DTF. Спасибо тебе, огромное и человеческое. Твой вклад в развитие моего блога воистину неоценим. Надеюсь, что и ты доволен нашим взаимовыгодным союзом. Я же просто ещё раз порадуюсь такой щедрой поддержке.

Если и вы хотите быть увековеченным на просторах моих статей (как видите, отношусь я к этому делу очень серьёзно) — ссылка на Бусти прям вот тут.

Если же ты воодушевился прочитанным максимально сильно, но не настолько сильно, чтобы кидаться в меня деньгами, то ты можешь сделать ещё более крутой финт ушами:

  • Добавиться ко мне в друзья в стимаре. Я люблю смотреть красивые скриншоты и в принципе следить за чужой игровой жизнью. Ведь своей у меня особо нет
  • А ещё у меня есть бусти, как ты мог видеть выше, где ты можешь поддержать меня финансово. Есть прикольные тиры и всё, чтобы твоя деньга не просто улетела на дошик какому-то ноунейм-дармоеду, а подарила тебе приятные профиты

Собственно, сегодня на этом всё. Спасибо за уделённое время, до скорых встреч, работяги.

#киноисериалы #джинgrey #денисбольшаков #блэйд #blade #лонг #лонгриды #обзор

 

Источник

Читайте также