Поговорили с Ярославом «Miposhka» Найденовым о драфтах во время матчей, организации турнира и любимых мемах команды.
17 октября российская команда Team Spirit победила на The International 10 — главном турнире Valve по Dota 2. Это первый за десять лет коллектив из СНГ, ставший мировым чемпионом по этой дисциплине: ранее главную награду получала только украинская Natus Vincere.
Мы поговорили с Ярославом «Miposhka» Найденовым — капитаном Team Spirit, занимающим роль саппорта на пятой позиции. Ярослав рассказал о драфтах команды, впечатлениях от турнира и своих любимых играх. Для удобства чтения некоторые фрагменты незначительно сокращены и отредактированы.
Добрый день, Ярослав! Во-первых, хочу поздравить тебя лично и команду Team Spirit с победой на The International.
Спасибо.
Ты, как капитан команды, определял драфт. Интересно, что Илья «Yatoro» (керри Team Spirit — DTF) стал рекордсменом этого турнира по количеству пикнутых героев. Была информация, что он сыграл двадцатью одним героем. С чем связана такая вариативность? Это было желание самого Ильи? Или в целом вы в команде натренировали такое большое количество героев-керри?
В первую очередь скажу, что не только я выбираю героев. У нас есть тренер, который отвечает за этот элемент подготовки. Я же просто нажимаю на кнопки выбора самих героев. Я тоже за это какую-то ответственность несу, но в основном мы занимается этим все вместе. Каждый имеет право на голос, главное — соблюдать баланс.
Насчёт Ильи: я сам не знаю, на скольких героях он сыграл, не считал их. Тоже несколько раз видел, что за весь «Интернешнл» он сыграл двадцатью одним персонажем, а за плей-офф — четырнадцатью, или что-то такое. В целом, просто так выходило. Так получалось, что на протяжении всей драфт-стадии зачастую именно ему предоставляли ласт-пик. То есть Илья уже видел у врага по четыре или пять выбранных героев. Потом он уже выбирал героя себе. Соответственно, можно было постоянно подстраиваться под ситуацию и выбирать идеального персонажа, учитывая наши и вражеские пики.
Ну а Илья просто очень много играет, он ведёт довольно активную жизнь в «Доте», и у него много практики на разных героях. Он сам был достаточно уверен в себе. Зачастую так получалось, что Илья мог сказать: «Давайте мне этого героя, я размотаю всех». Где-то мы ему что-то предлагали, и он такой: «Блин, ну давайте, вроде норм». То есть вот как-то так у нас было, и всё у нас плюс-минус складывалось.
Да, это очень интересная деталь, что такая вариативность у керри команды. На самом деле это очень круто, потому что многие дотеры запираются на сигнатурных героях. У меня самого пул состоит, наверное, из пяти персонажей, в то время как Илья сыграл двадцатью одним.
Не сказать, что все успешные были, но да.
Второй вопрос тоже касается драфта. Говорят, что драфт — это всегда половина успеха для матча. Я видел, что ты, например, часто брал Winter Wyvern, у «Collapse» (Магомед Халилов, оффлейнер Team Spirit — DTF) был Magnus — самый мемный герой этого турнира. Во время вашей последней карты с PSG.LGD создалось ощущение, что вы этих героев осознанно взяли первыми. Для чего это было сделано? Чтобы не дать соперникам их забанить, или у вас действительно была именно такая стратегия с самого начала? Был ли у вас план «Б» на случай, если бы не получилось пикнуть именно их?
Мы не раз задействовали именно такую комбинацию во время пика — Winter Wyvern и Magnus. Это было ещё в серии с OG, именно тогда мы начали брать их. Просто считаем, что они довольно сильны вместе. Winter Wyvern — персонаж, который хорош против Tiny: у неё есть периодический урон, способности, которые не дают быстро убивать дружеских героев, и очень много задач, которые она может выполнять.
А Magnus мы пикали, потому что решили, что он хорошо стоит против Tiny, а того обычно все брали в качестве керри. Нам просто понравилась эта комбинация, и всё сработало. Мы задействовали её против OG, Team Secret и LGD.
Также мы пикали Winter Wyvern именно в такой связке, чтобы враги не смогли её взять сразу: она хорошо стоит против Magnus. Так мы и у врагов их забирали, и себе против Tiny оставляли. Да и синергия между ними неплохая.
Согласен, синергия у них вообще отличная, и ты сам прекрасно играешь на Winter Wyvern.
Просто враги не очень хорошо пикали героев. Мы Winter Wyvern зачастую брали на первой стадии драфта, а враги редко пикали тех персонажей, которые могли нормально ей противостоять. У меня всегда была комфортная игра, так что я мог в нужный момент нажимать способности во время драки. Грубо говоря, не было в матчах героев, которые мешали мне играть.
А вас удивляло, что почти ни один ваш соперник не банил ни Magnus, ни Winter Wyvern? Хотя они наверняка знали, что это герои, на которых вы играли на турнире лучше всего.
Да кто-то банил, я уже не помню. По-моему «Puppey» (капитан Team Secret — DTF) так делал. […] У нас так часто выходило, что если мы отдаём Tiny, значит берём Winter Wyvern и Magnus.
Кстати, я недавно читал статью о том, что десять лет назад, во времена первого The International, из всей команды только ты знал о существовании «Доты». Остальные члены коллектива тогда об игре ничего не слышали: у них либо не было доступа к интернету, либо они увлекались чем-то другим. И за эти десять лет, пока вы осваивались в Dota 2, наверняка у вас появились кумиры. Вы не волновались, когда играли против таких опытных игроков, как «Puppey» и «Ame» (керри команды PSG.LGD — DTF), или команды OG, мировых чемпионов двух прошлых «Интернешнлов»?
Скажем так, волнение, наверное, присутствовало лишь в самый первый день группового этапа. Да и во второй тоже, потому что я и сам чувствовал какой-то дискомфорт, когда сидел и играл. Ощущал что-то неладное: мышка как-то неудачно лежала и так далее.
Ещё помню, что волновались во время плей-оффа, когда проходил первый матч против Invictus Gaming. Больше не могу вспомнить, когда ещё было волнение. Потом мы всегда фокусировались лишь на игре. Думали о том, как выиграть, что нам делать в текущий момент и всё такое.
Волнение присутствует лишь перед самими матчами. В процессе об этом как-то не задумываешься, все мысли только об игре. Мы в целом старались фокусироваться на том, что стоит сделать по ходу матча.
А есть ли у тебя и ребят кумиры среди тех, против кого вы играли?
Для Ильи — это «Ame», я думаю. Он часто его упоминал. Что у других — не знаю. Для Магомеда, наверное, «Faith_bian» (оффлейнер PSG.LGD — DTF). Он тоже про него говорил. Насчёт «Mira» (саппорт-«четвёрка» Team Spirit — DTF) не уверен. Для меня, наверное, кумиром был «Puppey». Да и сейчас он один из самых крутых капитанов по моему мнению. Сколько лет прошло, а он всё ещё собирает топовые составы и далеко их доводит.
Наверняка вы видели мемы со своим участием во время турнира и после. Расскажи, какие тебе и ребятам нравятся больше всего.
Да не знаю. Самый топовый — с Илюхой. Там, где он как убийца идёт. Мы все потом это ещё на аватарку ставили в Steam. А так я не знаю, что ещё.
Много мемов с Магомедом было, как он всех в аэропорт отправлял.
Да я видел. Не задумывался над этим. Я видел какие-то, в том числе и те, которые ты упомянул. Но они не особо запоминались.
Ярослав, можешь рассказать подробнее о ваших проблемах с практис-румом и не самой удачной организации турнира в этом году? Например, во время одной важной игры у вас отключился монитор.
Организация в целом была так себе. Можно было, конечно, и получше сделать. Я вообще был в шоке, когда услышал, что практис-румы выдавались командам в зависимости от набранных очков DPC-сезона. Это максимально странное правило. Приезжаешь на турнир за сорок миллионов, а у тебя комнаты хуже, потому что ты очков меньше набрал. Это бред.
Но всё было не так плохо. Мне всё понравилось за исключением практис-рума и его дебильных столов. Пришлось предпринимать определённые действия, чтобы нам было комфортнее.
Насчёт моника: ну вырубился, бывает. Его быстро исправили, ни на что особенно это не повлияло, к счастью. Замеса в тот момент не было, да и я не помню других подобных случаев. В общем, не знаю, просто об этом не задумываюсь. Я абстрагируюсь обычно от технических проблем и стараюсь адаптироваться к тому, что есть.
Во время последней карты с Team Secret вы не побоялись отдать сопернику Tiny и Lycan. В нынешней мете это сильная связка. План с комбинацией Magnus и Sven появился с самого начала, или это была такая импровизация по ходу драфта?
Со Sven не то что было заранее спланировано. Да и я не считаю Tiny и Lycan такой уж сильной связкой. Ладно вот [PSG.LGD] взяли в финале Tiny и Lycan против Magnus и Bane, мы же потом взяли в ответ Winter Wyvern. Они ещё потом пикнули Kunkka. У них было три силовика, которые никак до Wyvern не добирались. Опять же, эти герои не мешали мне играть, так как страдают от моей первой способности.
По мне это были довольно странные пики. Например, другие команды пикали Lycan против Winter Wyvern и Magnus. Эти два героя и так хорошо его контрят как минимум, и я не понимаю смысла брать Lycan против них двоих. Да, Tiny может потом бегать под его укусом, но это ещё надо нафармить Aghanim. Это в принципе будет единственная полезная способность Lycan в драке. Не знаю, в общем, это была неправильная комбинация против нас. Хоть эта связка и очень сильная, но не непобедимая.
Ваш путь часто сравнивают с успехом команды OG, которая тоже прошла через сетку лузеров в 2018 году. Кто-то даже вспоминает команду Wings, победившую в 2016 году. Что сами думаете о таких сравнениях?
Я себя вообще ни с кем не сравниваю. Но странно, что нас с OG сравнивают. У них чуть-чуть другая история. Им резко пришлось поменять состав, взять новых игроков и поехать на турнир. У нас всё было совсем не так. Мы постепенно накапливали мощность и добились такого резкого успеха.
Я больше думал о забавном совпадении с Team Liquid. Мы тоже проиграли IG со счётом 2:1, потом упали в нижнюю сетку, победили Virtus.Pro и выиграли турнир. По-моему, Virtus.Pro тогда тоже отлетели сначала от LGD, а потом от победителей The International. А так я ни с кем себя не сравнивал.
Есть, кстати, вопрос про Virtus.Pro. Вы победили эту команду на турнире и потом во всех интервью говорили, что это была самая волнительная победа из всех за исключением гранд-финала. Ребята из Virtus.Pro потом с вами связывались? Не желали удачи?
Нет, я точно такого не помню. Я знаю точно, что Саша (Александр «TORONTOTOKYO» Хертек, мидер Team Spirit — DTF) общался с Егором («Nightfall», керри Virtus.Pro — DTF), но они друзья и давно хорошо общаются. А так мы друг другу порой желали удачи ещё до нашей игры с ними, а после — нет. Даже не пересекались толком.
Ярослав, ты, можно сказать, — ветеран «Доты». Это был твой второй The International, плюс ты ещё и самый старший в команде. Как к этому относятся твои тиммейты? Может, подшучивают, называют «бумером», например, или наоборот уважают и стараются прислушиваться?
Да мы об этом не паримся вообще как-то. Скорее они прислушиваются ко мне. И я сам стараюсь достаточно аргументированно высказывать свою точку зрения, а не говорю «да я раньше уже участвовал на The International, слушайте меня». Всё обычно довольно аргументированно и логично. Пытаюсь донести до ребят свой опыт и всё такое.
Шутки… Бывают, но это всего лишь шутки. Если дело доходит до игры, то там всё серьёзно, и мы аргументированно друг другу всё доносим, без кумовства всякого. Скорее даже, без дедовщины.
Тебе, наверное, часто задавали вопрос про первые «обычные» дни после победы. Было ли у вас время после победы на турнире просто поиграть в «Доту» и потренироваться? Или вы всё это время раздавали интервью и проводили время с семьёй и друзьями?
Скорее второй вариант. Особо не было времени потренироваться. Я вот только недавно прилетел в Питер. Есть теперь время за компом проводить, потупить, чем-то позаниматься, чем хочется. А до этого у меня лично такой возможности не было.
Конечно, можно было найти время. После прилёта в Москву мы на следующий день поехали в компьютерный клуб и там пообщались с ребятами из нашей организации. Так как это был компьютерный клуб, мы могли и в «Доту» поиграть. Мы даже сыграли там шоу-матч, но не тренировались. Да и я пока не особо хочу играть. Илюха вон уже поиграл, «Mira» собирается играть.
На сайте Team Spirit указано, что у вас всех больше десяти тысяч MMR. Сколько лет понадобилось, чтобы достичь такого значения?
Даже не знаю. Когда я только калибровался с появлением рейтинговой системы, у меня было 5600 MMR. А когда её ввели, не помню. Можно с этого момента вести подсчёт.
На пресс-конференции вы упоминали, что у каждого из вас по 15-20 тысяч часов в «Доте». А сколько лично у тебя?
Это, конечно, не совсем чёткая цифра, там же много времени проводишь, пока «Дота» висит, и всё. Вот на моём аккаунте сейчас 22,200 часов.
А кроме «Доты» ты во что-нибудь ещё играешь?
Бывало, в osu! играл. Ну так, в основном в сингл-играх проводил время. Например, в NieR: Automata играл, помню, что она очень понравилась. В GTA, бывало, поигрывал. Ну так, это всё мелочи. Особо ни во что не играю.
Разве что помню, что захотелось в Diablo III поиграть, и я оттуда не вылезал четыре дня. Потом она всё-таки надоела. Ну ладно, мне ещё нравится играть в третьих «Героев». Бывали периоды, когда я проводил в этой игре очень много времени. King’s Bounty — тоже классная игруха, сейчас думаю в неё тоже поиграть. Но больше, конечно, за «Героями» сидел, там много карт прикольных. Прохожу только одиночный режим, по сети ещё ни с кем не играл.
Вот в osu! целый год провёл, нафармил там 4500 pp (performance points — DTF), если это кому-то что-то говорит.
Последний вопрос. После вашей победы на турнире очень много людей вдохновятся и захотят втянуться в «Доту». Что бы ты им посоветовал?
Я бы дал один совет новичку — в первую очередь желательно, чтобы была какая-то почва под ногами. Например, в моём случае я играл в «Доту» и попутно учился в школе и получал там четвёрки и пятёрки. Родители мне всегда говорили: «Главное, учись хорошо, и делай потом всё, что хочешь».
Я потом закончил школу, всё так же играл, поступил в университет. В университете тоже плюс-минус соблюдал программу. У меня не было такого, что я полностью забивал на что-то и уходил в игру. Всегда пытался иметь запасной план. Желательно такой план иметь, чтобы какой-то определённый период полностью уделить игре. Когда у меня появился первый контракт и мне предложили войти в хорошую команду и получать хорошие деньги, я полностью выпал из учёбы и пошёл в «Доту». В первую очередь нужно иметь план «Б».
В целом, наверное, нужно ещё понимать, что быстрых результатов в этой игре никогда не будет. У тех, кто играет профессионально, огромное количество проведённых часов в игре. Соответственно, если хочешь добиться каких-то высот, нужно будет проявлять терпение. Нужно будет очень много играть, изучать, стараться и так далее. Для того, чтобы это получалось без проблем, желательно любить, что ты делаешь. Если не будешь получать удовольствие от игры, она тебе быстро надоест.
Нужно заниматься тем, что нравится, чтобы добиться успеха. У меня бывали моменты, когда я уставал от игры, но я и играю в неё лет восемь, если не больше. А что будет с людьми, которые будут пытаться в первый год играть через силу? Они же вообще быстро сдадутся.