Вопросы и ответы: Первое знакомство с миром домашних кинотеатров

Мы продолжаем разбирать наиболее часто задаваемые вопросы и мифы из сферы аудиотехники. Наша отправная точка — отзывы и замечания слушателей аудиопередачи «Звук» относительно их собственного опыта подбора аудиосистем для дома и не только.

Сегодня мы поговорим о базовых элементах домашнего кинотеатра и разберемся с тем, на какие тонкости и нюансы стоит обратить внимание при выборе тех или иных компонентов.

Вопросы и ответы: Первое знакомство с миром домашних кинотеатров

С чего начать подбор аудиосистемы для домашнего кинотеатра

Важно подобрать качественные источники звука и аккуратно расположить их в помещении с учетом его площади и формы. По возможности стоит позаботиться о звукоизоляции, а еще лучше подойти к процессу создания собственного кинозала комплексно и учитывать не только звуковые особенности, но и удобство управления вместе с интерьером всего помещения.

Стандартный вариант домашнего кинотеатра в квартире — система 5.1 с одним сабвуфером, колонкой центрального канала, двумя фронтальными и двумя тыловыми колонками. Разумный минимум, позволяющий почувствовать объем, — система 4.0 (4 акустические системы без сабвуфера).

«Тот факт, что человеческое ухо плохо локализует низкие частоты, и является частой причиной наличия одного сабвуфера в домашних системах. Понять, откуда идет «буу», непросто: что-то взорвалось, кто-то прыгнул, или вертолет пролетел.

Локализацию, на самом деле, дают именно средние и высокие частоты», – объясняет Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в Аудиомании.

Некоторые домашние кинотеатры комплектуются саундбаром (звуковой панелью), совмещающим фронтальные колонки и центральный канал. В них все динамики размещаются в одном фронтальном блоке.

Есть и более интересные варианты, которые поддерживают такие технологии как Dolby Atmos. Ее задача — добиться глубокого погружения в происходящее на экране за счет того, что зритель ощущает наличие «бесконечного количества динамиков» в зале.

В больших коммерческих кинотеатрах, эта система поддерживает до 128 аудио дорожек и до 64 независимых сигналов для акустических систем. В домашних системах она автоматически адаптируется под конкретную конфигурацию комплекта колонок.

Полный комплект для создания домашнего кинотеатра Onkyo HT-S5805 позволяет воспроизводить звук в Dolby Atmos, в конфигурации 5.1.2. Ресивер, входящий в комплект, оснащен выходом с поддержкой 4K Ultra HD

Для того, чтобы создать полноценный домашний кинотеатр вам также понадобится AV ресивер. Аудио-видеоресивер оснащен усилителями для каналов окружающего звука и многочисленными дополнительными функциями, которые позволяют конвертировать видеосигнал из одного формата в другой, обеспечивать сетевые возможности и синхронизацию с гаджетами вроде iPod и iPhone.

Два комплекта оборудования, которые упоминались в этом видео

  • Медиаплеер Dune HD TV-102W
  • Полочная акустика DALI Zensor 3
  • Центральный громкоговоритель DALI Zensor Vokal
  • Напольная акустика DALI Zensor 5
  • Активный сабвуфер REL T Zero
  • AV ресивер Denon AVR-X520BT

  • Blu-ray проигрыватель Cambridge Audio CXU
  • Полочная акустика Arslab Classic 1
  • Центральный громкоговоритель Arslab Classic LCR
  • Напольная акустика Arslab Classic 2
  • Активный сабвуфер REL T5i
  • AV ресивер Cambridge Audio Azur 551R v2

Раз уж мы немного поговорили о звуке, остановимся подробнее на теме видео.

Что выбрать: телевизор или проектор?

Для воспроизведения видео можно использовать телевизор или проектор. У каждого из вариантов есть свои преимущества.

«Телевизоры — бескомпромиссный лидер, [если речь идет о] маленьких диагоналях: 40, 42, 47, 55 дюймов. Есть доступные модели, которые обеспечивают хорошую качественную картинку. Разрыв между телевизорами и проекторами появляется на диагоналях от 60 дюймов.

Если стоит задача приобрести большой телевизор дюймов от шестидесяти, тогда есть смысл приехать в магазин и поговорить о том, что приобрести: телевизор или проектор, учитывая определенные параметры помещения», — советует Алексей Шубин, один из ведущих специалистов Аудиомании.

Если с телевизорами всё более или менее понятно, то при выборе проектора возникает масса вопросов. Бытует мнение, что все проекторы одинаковые, а кинотеатральные проекторы — всего лишь продукт маркетинга. Это не так.

«Матрицы, которые стоят в проекторах, имеют физическое разрешение: количество точек по горизонтали и вертикали. Когда мы подаем на вход проектору отличное [от его физического] разрешение, начинается преобразование, чтобы вписать картинку в то разрешение, которое может показать проектор. Любое преобразование — это ухудшение качества. Об этом всегда нужно думать.

Это работает как в случае со звуком, так и с видео. Конечно, тут в работу включаются математические алгоритмы. Нужно помнить, что, покупая проектор для офиса, мы получаем проектор разрешения офисного компьютера, и для кино это не всегда подходит», — говорит Тимофей Шиколенков.

Таким образом, даже при очень привлекательной цене не следует покупать офисный проектор: он предназначен только для передачи статического изображения и не способен качественно воспроизвести «картинку» в динамике. Если ваш бюджет ограничен, то есть смысл поискать недорогие варианты под марками JVC или Sony, которые специализируются на производстве подобной техники, или рассмотреть варианты на вторичном рынке.

Проектор Sony VPL-HW45ES для домашнего кинотеатра с разрешением Full HD и поддержкой 3D

Чтобы техника прослужила вам долго, нужно правильно ее эксплуатировать. Любой проектор оснащён системой охлаждения, которая защищает лампу от перегрева.

Система охлаждения продолжает работать даже после выключения проектора до тех пор, пока нагретая лампа не остынет до безопасной температуры. Поэтому ни в коем случае нельзя отключать проектор от питания до полной остановки системы охлаждения. Это может привести к выводу лампы из строя.

Каким должен быть экран для домашнего кинотеатра

Независимо от уровня освещенности помещения просмотр телевизора в большинстве случаев комфортен. Однако проекционный экран очень чувствителен к внешнему освещению.

Для решения этой проблемы можно использовать как обычные плотные шторы, так и специальные шторы из ткани «блэкаут», которые обеспечивают полное затемнение. Светонепроницаемые конструкции могут управляться автоматически с пульта.

Полотна экранов чаще всего обладают белым матовым покрытием. Для улучшения контрастности можно использовать экран серого цвета. Формат экрана определяется его назначением — тем, что вы предпочитаете смотреть.

Ценовой диапазон экранов, представленных на рынке, достаточно широк.

«Экраны — это целый отдельный бизнес. Бывают как дешевые, так и дорогие экраны. Конечно, кто-то может вешать простыню вместо экрана, но достаточно один раз посмотреть на недешевый экран, чтобы понять, за что берут такие деньги. — говорит Тимофей Шиколенков. — Купив другой экран, можно получить совершенно другой результат с тем же самым проектором».

Альтернативой проекционному экрану служит специальная краска для стен, которая обладает нужными световозвращающими свойствами. Она ровно и гладко наносится, обеспечивая при этом качественное изображение.

Этот вариант может подойти и для кинозалов под открытым небом. К безусловным достоинствам этой технологии относятся возможность создания экрана любого размера и невысокая стоимость.

Экран для проектора Digis Velvet создан специально для домашних кинотеатров — полотно обеспечивает максимальную цветопередачу, не деформируется и не образует волн, потому и стоит дороже «офисных» аналогов

P.S. Наш 12-й выпуск Аудиодайджеста о том, как построить домашний кинотеатр, и немного о производстве акустики.


Источник

hi-fi, акустика, аудиомания, домашний кинотеатр

Читайте также