О «Войне и мире» написано столько статей и разборов, что врываться в интернет среду со своим аналитическим обзором было бы глупо. Поэтому просто обойдусь кратким мнением, а заодно отвечу на главный вопрос: стоит ли оно того?
И ведь вопрос трепещущий. Война и Мир по-праву считается одним из сложных монументальных произведении в истории литературы. Полторы тысячи страниц, десятки персонажей, разноплановый сюжет, многообразие тем и мыслей и тд. Больше всего, конечно, отпугивает объем, за которым наверняка прячутся слои размазанных по страницам мыслей, которые при желании можно уместить в два коротеньких предложения.
Но это не так. «ВиМ» можно охарактеризовать как угодно, но только не бездушной графоманией. За те самые полторы тысячи страниц Лев Николаевич рассказывает нам историю длинною в почти десять лет (1805-1812 гг), на протяжении которых и в жизни главных героев, и за кулисами происходит немало важных событий. Поэтому каждая из страниц, каждая из глав приглашает вас на экскурсию по этой удивительной эпохе, знакомит с нравами и обычаями того времени, несет в себе историческую справку и разбор того или иного события. Серьёзно, лично я не смог поймать себя на мысли, что там то можно было сократить, а то вообще выкинуть из сюжета. Нет.
«ВиМ» — это картина, полотно, полное многочисленных немаловажных деталей. Роман рисует перед нами непростые судьбы людей, которые, вне зависимости от своего социального статуса, так или иначе соприкасается с войной. Кто-то напрямую жертвует жизнью на поле битвы, кто-то сталкивается с её последствиями «в тылу»; но так или иначе их жизни меняются. Обычно, в таких романах герои сами двигают историю по своему пути — на то они и герои — но здесь, напротив, история влияет на персонажей. Настолько, что каждый из них проходит свой нравственный путь.
К ним, кстати, можно относится как угодно. Толстой хоть и критикует их или благоволит им, но дает читателю возможность самому сделать выводы. Например, мне очень понравился Пьер Безухов. Из робкого, никем не понятного, потерянного юноши он превращается в живого, внимательного человека, не лишенного благих и нравственных ценностей.
Роман состоит из четырех томов и эпилога, разделенного на две части. Давайте кратенько пробежимся по ним:
Том 1: Вводная часть. Все начинается со знакомства с героями (главными и второстепенными) и заканчивается войной под Аустерлицем. Пока одни живут себе и занимаются своими вопросами в Москве и Петербурге, Россия ведет войну с Наполеоном. В конце, два немаловажных персонажа — Андрей Болконский и Николай Ростов — впервые сталкиваются с ужасами войны, и каждый переживают их по своему: Николай бежит с поле боя, а Андрей то и дело обращается мыслями к дубу и небу Аустерлица.
Том 2: Война с Наполеоном временно закончилась, и Мир снова возвращается в Россию. По своему содержанию это больше нравственный, немного любовный роман. Именно здесь Наташа Ростова переживает свой первый бал и влюбляется в Болконского, но в силу обстоятельств не может выйти за него замуж. И пока Андрей лечится за границей, Наташа влюбляется в шалопая Анатоля Курагина и, тем самым, рушит едва не начавшиеся отношения с Болконским.
Том 3: как по мне, лучшая часть романа. Начинается 1811 год. Новая война с Наполеоном неизбежна. Более того, французские войска уже пересекли границы России и движутся к Москве. Том практически полностью посвящен подготовке и Бородинской битве, без прикрас показывая её пугающую хаотичность. Кровь, кишки, трупы, оторванные конечности — все здесь. Времени Лев Николаевич бросается в рассуждения, как могла история дойти до такого момента и что можно было бы изменить; изменения так или иначе касаются критики Кутузова и характера Наполеона. А ещё здесь звучит настоящий антивоенный памфлет (роман в принципе антивоенный). Все заканчивается сильным ранением Болконского и приходом Наполеона в Москву, которую в скором времени охватывают пожары. Пьер Безухов, впервые за весь роман, решается на подвиг и пытается организовать покушение на Наполеона, но попадает в плен.
Том 4: вопреки ожиданиям высшего руководства, Наполеону приходится покинуть Москву и спешно покинуть Россию. Войска Кутузова то и дело бросаются на них в бой, то и дело выручая пленников. Кровопролитная Отечественная война завершилась, но судьбы персонажей неизбежно сломлены. Ростовы теряют свое влияние; Наташа переживает смерть Андрея Болконского; а Николай разочаровывается в армии и сталкивается с финансовыми проблемами семьи. Один Пьер лишается душевного фатализма и через страдания находит в душе мир… Но ненадолго. Народ разочарован поведением Императора Александра 1 и тайно готовит реформы. Позже эти люди назовут себя Декабристами…
Эпилог: делится на две части. В первой Толстой подводит итог каждого персонажа, делает из веселой, бойкой и легкомысленной Наташи «идеальную самку для потомства», все мысли которой заняты детьми и мужем. А во второй Лев Николаевич бросается в долгие рассуждения на тему влияния человека на историю.
Собственно, всё. Я сильно ужал сюжет, ибо невозможно вот так просто пересказать его даже в рамках этого обзора. Главное, что он сложный, многоплановый, а главное — несет в себе дух. Две стороны одной жизни. На одной стороне — барыни и господа ходят по балам и рассуждают о политике; на другой — простые люди жертвуют своими жизнями на войне. И та и та сторона описана настолько филигранно, что не удержаться от сравнений невозможно. А как иначе? Двойственность судеб.
И самое главное — ничего не изменилось то! А сколько времени прошло!
Так вот, стоит ли читать роман? Да. И ещё раз, да. Мне плевать, что Толстой критически относился к нему; я получил удовольствие, наслаждаясь рвением автора во всех подробностях расписать бытие того времени, описать людей, дать нам возможность прочувствовать их судьбы и характеры.