Викинги: исторические ляпы и ошибки

Или на какие грабли постоянно наступают создатели фильмов и сериалов

После недавнего анонса мы, наконец, узнали, что новая глава противостояния убийц в белом плаще и потомков рыцарей-тамплиеров будет именоваться «Вальгалла». Правда всё это не отменяет того, что с каждой новой частью серия Assassin’s Creed всё сильнее теряет свой антураж историчности, не стесняясь вбирать в себя элементы мифологии. И после индейцев, пиратов, меджаев и спартанцев, играть теперь мы будем за сурового викинга.

Викинги: исторические ляпы и ошибки

Можно сказать, что в последнее время данный сеттинг, и вообще сами викинги, испытывают своеобразный ренессанс. Образ могучих и брутальных воинов на драккарах, наводящих ужас на соседние народы, презирающие смерть и поклоняющихся Одину и Тору всегда был притягателен для писателей, киноделов, а теперь и геймдизайнеров. Из-за этого суровых и бородатых скандинавов не миновала участь пиратов, чья жизнь и деятельность была сильно романтизирована и обелена, что повлияло на их облик в массовом сознании. Первооткрыватели, авантюристы, отважные моряки, разбойники, и всё это в одном лице. Прямо не жизнь, а сказка.

Всё это привело к искажению их реального образа, а также к складыванию определённых стереотипов про их поведение, образ жизни, быт, внешний вид. К тому же, в зависимости от произведения и уровня его реализации, историчность и показанное можно описать знаменитой фразой «Как говорят в Одессе это две большие разницы».

Поэтому хотелось бы уделить внимание различным фильмам и сериалам, посвящённым этой эпохе, и тому какие же ошибки и ляпы в демонстрации образа суровых викингов обычно допускают их создатели.

Сериал «Викинги»

Самым популярным и известным произведением, «локомотивом», несущим паровоз данной эпохи на телевидении, является канадско-ирландский сериал «Викинги», созданный для телеканала с говорящим названием History. В этом году должны выйти последние десять серий, которые и поставят точку в приключениях бородатых воинов и воительниц на драккарах, с 2013 года радовавшего зрителей своей атмосферностью и брутальностью. И совсем неудивительно, что множество людей, посчитали это творение эталоном исторической достоверности. Я встречал многих, которые в спорах использовали один убойный аргумент: «Так показывали в «Викингах»».

Но не позволяйте названию канала ввести вас в заблуждение. Ведь на деле это конечно не так, поскольку перед нами, в первую очередь, художественное произведение, по сути, являющееся вольным пересказом известных мифов, сказаний, саг и различных летописей и хроник о древних скандинавах и вообще эпохи в целом. В творении Майкла Хёрста уверенно переплетаются как полулегендарные личности, чьё существование никак не доказано учёными, так и вполне реальные исторические деятели. Более того, создатели взяли и «ужали» множество знаковых событий, которые в реальности разделяли несколько сотен лет.

Центром повествование стал Рагнар Лодброк, члены его семьи, друзья и враги. В этом сценаристам немало помогло то обстоятельство, что об этих персоналиях известно не так много, благодаря чему киноделы смогли «наполнить» их множеством деталей, оставив только основные исторические вехи.

И тут важно отметить одну неприятную тенденцию: с каждым новым сезоном сериал все сильнее стал делать упор на масштабность и зрелищность, несколько подрастеряв свою самобытность, а его сюжет уже не стесняется делать самоповторы.

Но между тем, чего не отнять у «Викингов», так это отлично переданную политическую обстановку того времени, когда вчерашний союзник сегодня превращался в заклятого врага, и наоборот.

Первые сезоны наряду с интересной историей старались показывать повседневную жизнь и уклад местного быта. Некоторые серии даже посвящались демонстрации религиозных обрядов древних скандинавов. Да, показанное хоть и было далеко от реальности, но согласитесь – смотрелось очень атмосферно.

Так, одной из самых эффектных сцен являлся эпизод с демонстрацией «Кровавого орла», в которой Рагнар таким дивным способом казнил своего оппонента ярла Борга. Жестоко, кроваво, но реальность такого метода умерщвления крайне сомнительна, и вероятнее всего, своим появление обязана христианской пропаганде.

Обратим внимание на саму внешность этих брутальных воинов, которые спят и видят, кого бы пограбить в этот раз. В сериале, особенно в поздних сезонах, они больше стали походить на закоренелых хипстеров, нежели на тех, кто одним своим появлением внушал страх и ужас целым странам.

На форумах я часто сталкивался с тем, что люди обвиняли создателей в излишней «чистоте», что, мол, всё слишком вылизанное и красивое. Однако археологические находки и содержание некоторых исторических документов позволяют делать вывод о том, что суровые скандинавы на самом деле внимательно следили за своей внешностью. Многочисленные находки зубочисток, расчёсок, пинцетов, приспособлений для чистки ногтей являются главным аргументом учёных.

Как известно во времена Раннего Средневековья слово «гигиена» было сильно чуждым и явно не пользовалось популярностью. Неудивительно, что на их фоне грубые северные варвары выглядели действительно чистюлями. В некоторых англо-саксонских документах сохранились записи, в которых критиковали своих же дворян, за то, что те начали подражать в одежде и прическе заморским гостям. Что поделать, времена суровые, интернета нет, за модными трендами особо не проследишь.

Кстати о прическах. Дошедшие до нас источники говорят о том, что причёска а-ля Дуэйн «Скала» Джонсон была своеобразным клеймом, которым обозначали рабов (да, рабы были, живите с этим). А свободный и гордый викинг никогда бы позволил себе подобное издевательство над волосами. С этой точки довольно странно наблюдать главного героя сериала, который немного который щеголял лысой головой не хуже Джейсона Стэйтхема.

Другое историческое несоответствие проявляется в одеяниях, показываемых нам с телеэкрана. Речь идёт о повседневной одежде, как мужской, так и женской. Как уже было сказано выше, северяне знали толк в красоте, и ещё до появления инстаграма любили покрасоваться, и внимательно следили за своей внешностью. Они не стеснялись демонстрировать роскошь, ибо это являлось показателем высокого социального статуса. В ход шла ткань ярких цветов, различные украшения, безделушки. К тому же, всё это дополнительно украшалось различными узорами.

В сериале же все герои либо носят доспехи (опять же, особенно в последних сезонах), либо же всё какое-то серое и чересчур простое. Более того, сериальная повседневная одежда в большинстве своём сделана из кожи, хотя сами норманны отдавали предпочтение тканям, в основном льну и шерсти.

Также напрочь отсутствуют такие элементы женской одежды как пояса, по наличию которого легко можно было понять, что перед нами хозяйка дома или фермы, а ни одна из замужних скандинавок не ходит с покрытой головой (не считая редких сцен).

При всём этом, труд костюмеров и гримёров в целом можно похвалить, ибо отдельные детали костюмов получились действительно аутентичными.

Кстати о прекрасной половине человечества. Северяне действительно были прогрессивным народом, а их женщины обладали большими правами и влиянием в социуме, которая и не снилась в иных развитых странах XX века. Наряду с мужчинами они обладали правом владеть имуществом и наследовать его.

Но важно понимать, что такая высокая роль в обществе была обусловлена суровыми условиями, в которых проживали скандинавы, ибо с раннего возраста необходимо было становиться сильной и независимой. Замуж в те времена выходили очень рано. Что поделать, на дворе Раннее Средневековье, и часики тикали с ускорением.

К тому же, пока мужская половина долгое время незнамо где пропадала в своих походах, и незнамо чем они там занимались, именно хрупкие женские плечи переносили на себе всю заботу по хозяйству.

С каждым сезоном число сильных и независимых воительниц в первых рядах армии викингов только увеличивалось. Да, бесспорно, местные дамы с оружием в руках вполне управлялись, и даже могли сражаться плечом к плечу со своими мужьями. Но это скорее было исключением, а не правилом, и никогда не носило столь массового характера, как это было показано в сериале.

А вот доспехам и вооружению повезло сильно меньше. Если бы вы жили в те суровые времена и имели бы удовольствие общаться с людьми, приплывшими на драккарах, то вы должны были знать, что по одному внешнему виду доспех и вооружению легко можно было отличить бедных от богатых, и понять, кто какое место в иерархии занимал.

В сериале же на такие «мелочи» наплевали (высота колокольни неизвестна) и провели своеобразную «унификацию», облачив практически всех воинов или в кожу, или в кольчугу. На деле же бедные воины обходились тем, что на них было надето. Обычно это была безрукавка из шкур животных. Про них как раз можно сказать «абы чем и абы в чём».

Более состоятельные защищали своё тело обработанными кожаными рубашками, которые очень хорошо справлялись со своей основной задачей, да ещё сохраняли гибкость в передвижении.

Кольчуга же, ввиду трудоёмкости своего создания и соответственно дороговизны, была редкостью, позволить которую могла только местная политическая элита, да олигархия.

Что касается чешуйчатых доспехов, то и тут не всё так однозначно. Да, они использовались, вот только гораздо позже, демонстрируемой нам эпохи. В этот же период они были большой редкостью. А найденные во время раскопок торгового города останки нескольких подобных чешуек, вероятнее всего попали сюда именно как товар.

Тут, правда, создателям надо сказать большое спасибо за то, что в сериале нет ни одного рогатого шлема.

Конечно, в данном элементе не обошлось без исторических анахронизмов, когда доспехи из одной эпохи попадают в другое (видимо Док на DeLorean закинул из будущего). Но гораздо больше в этом плане не повезло не самим викингам, а их соперникам из Нортумбрии, Уэссекса, Мерсии и Франции. Так, некоторые англосаксонские воины были замечены в бригантине, которая стала обычным обмундированием пехотинца только в XV веке. Особенно забавно было наблюдать за тем, как наследник престола сражается в кожаной клепанной рубашке, в то время как рядовые воины в кольчужных доспехах (также из другой эпохи).

Что касается вооружения, тут наблюдается такая же «унификация». Топоры и мечи, согласно сериалу, являются повсеместным орудием убийства. В реальности же мечи были элитным оружием, доступным только самым состоятельным воинам, ярлам и конунгам. И в основной массе они были привозными, в основном франкского производства. Да, скандинавские мастера пытались делать их местные аналоги по образу и подобию, но ввиду объективных причин, их качество сильно хромало. Неудивительно, что мечи холили, любили, лелеяли и даже давали имена.

Топоры же являлись оружием для среднего сословия. Правда, в те времена это были простые, с короткой рукоятью. В то время как множество героев, включая Ролло, проливают кровь противников двуручными секирами. Подобный вид оружия (включая любые разновидности секир) были продуктом более позднего времени.

Самым простым оружием «для бедных» являлись копьё и лук. Интересно, что в международном произведении нам показывают степные вариации этого стрелкового оружия, хотя скандинавы пользовались простыми длинными луками. Что касается копий, то местные суровые викинги ими почти не пользуются. Видимо негоже крутому пацану палкой тыкать, пока остальные мечами и топорами машут.

А вот показанное построение «стена щитов» и его использование в бою (особенно небольшой группой в ранних сезонах), продемонстрировано с большим уровнем достоверности, да так, что сам Станиславский крикнул бы «Верю!».

Также, я часто встречался с комментариями по типу «почему они не воюют на лошадях, это же удобнее». Возможно и удобнее. Но не достоверно, ибо викинги с лошадьми хоть и были знакомы, но на поле боя их не использовали. Правда, этим они не отличались от остальных, которые также предпочитали сражаться в пешем строе, а лошадь считали исключительно средством передвижения.

Серии со штурмом Парижа по уровню зрелищности затыкает за пояс множество аналогичных эпизодов из других сериалов и даже фильмов. Но и тут историческая достоверность была принесена в жертву Одину. Сама будущая столица романтики и пролетающей над ней фанеры, в те далёкие времена уже представляла собой крупный город, который раскинулся по обоим берегам Сены, а не ютился на одном островке.

К тому же, сражение за город состоялось только во время второго набега северян, когда руководство местной обороной взял на себя сериальный граф Одо. А во время своего первого пришествия, викинги предпочли пограбить ближайшие окрестности. За это время, местное население решило просто оставить город на растерзание незваным гостям. Так и остались бы они без добычи, если бы не король, что решил просто откупиться. Кроме того, говориться, что во время этого самого похода, суровые бородачи жутко сильно страдали от дизентерии, даже больше чем от вооружённых столкновений. Про плавучие осадные башни, производства мастера на все руки Флоки, говорить думаю не нужно, что это чудо явно не из этого времени.

Много ошибок было допущено при демонстрации повседневной жизни северян. Для начала, скажем, что никакого города Каттегат в реальности не существовало. Так именуется пролив между Данией и Швецией. Что касается исторических хроник, то они молчат о каком-либо одноименном поселении или деревушке.

Или же взять эпизод, когда мужчины дома ушли на тинг, а женщины, подобно Маколею Калкину, остались одни дома и подверглись нападению любителей лёгкой наживы, решивших воспользоваться удалённым местоположением. Но здесь проблема кроется в том, что викинги так не жили. Они проживали большими группами, в основном родственниками, а также включая зависимых людей, работников и рабов. А на тинг отправлялся только главный мужчина, вместе с некоторыми приближёнными соратниками.

Также не совсем достоверно продемонстрированы сами дома. Так, в т.н. длинном доме ярла можно заметить окна, причем на всю длину, которые конструкция самого сооружения банально не предусматривала. Да, было темновато, но уж лучше в темноте да в тепле, учитывая суровый климат за дверью.

Или же в одном из эпизодов первого сезона, во время нападения на дом Рагнара, его семья спряталась в подполье. Но знаете в чём тут подвох? А в том, что этого самого подполья не было, ибо дома обычно утапливались в землю. А все, потому что зима близко…

Также сериал пострадал от переноса христианских и современных реалий в мир викингов. Так, в одной сцене вторая жена Рагнара Аслауг говорит сыновьям о том, что дети конунга могут иметь сколько женщин, сколько пожелают, но для продолжения рода нужна только одна — единственная.

И это тогда, когда даже крещёные вожди северян и в более позднюю эпоху, спокойно позволяли себе иметь двух жён, и моральными муками от этого они явно не страдали. Всё-таки в те времена норманны были язычниками, а у них с многожёнством был разговор простой, нежели у тех же христиан. Да и сыном считался тот, кого признавал сам отец, и не имело значения, от кого он был рождён.

Ну и конечно нельзя пройти мимо того, что местный мастер на все руки, у которого эти самые руки росли из правильного места, Флоки взял и в одного построил драккар, словно это не сложное морское средство передвижения, а конструктор Lego. Одного взгляда на конструкцию судна будет достаточно, чтобы понять, насколько эта работа была трудоёмкой, сложной, требовавшей большого числа материалов и рабочих рук. Просто посмотрите на то, как делались современные реконструкции, и станет понятно, что тут мастерство народного умельца явно переоценили.

Логично, что после переделки, многие известные исторические личности, имеют мало общего со своими сериальными аналогами. С ними поступили, так же как и с самим сериалом: оставили основные вехи, заполнив остальное собственным творением и домыслом. Иногда один герой является собирательным образом сразу нескольких исторических личностей.

Так, например, матерью сына Рагнара Бьёрн Железнобокий являлась Аслауг, а не Лагерта. Или же тот же Ивар Бескостный. Он, конечно, не был паинькой и не ратовал за мир во всём мире, но и своего брата Сигурда никогда не убивал.

А из-за того, что авторы так и не потрудились показать нам устройство местного общества абсолютно непонятно, на чём держится власть этих самых ярлов и конунгов.

В целом же, про сериал можно сказать, что сам антураж той эпохи и самих викингов передан очень неплохо. При этом с точки зрения исторической достоверности произведение представляет собой дикий коктейль из анахронизмов, осовремененных деталей, предметов материальной культуры, порядков, обрядов, так и действительно правильно показанных вещей.

Другие произведения

К российскому фильму «Викинг» у меня был ровно один вопрос: почему этот кинопродукт называется именно так? И после просмотра я так и не нашёл ответа на этот волнующий меня вопрос. Это особо иронично, учитывая то, что в Древней Руси и слово то такого не знали.

Что касается его достоверности, то тут и так сказано-написано много чего. Нас же интересуют варяги (выходцы из Скандинавии), наёмники на службе местных князей. Учитывая общее отношение фильмоделов к историчности, понятно, что и местные норманны настолько же далеки от достоверности, как и Дмитрий Нагиев от Оскара. Множество исторических анахронизмов в доспехах, оружии, архитектуре зданий, поведении этих воинов. Это всё не считая большое число ляпов в мелких и не очень деталях.

О многом здесь говорит то, что местные «викинги» ничем не отличаются от каких-то уголовников, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да и Данила Козловский здесь какой-то грустный, в отличие от канадско-ирландского сериала, где он ведёт себя подобно Джокеру Джареда Лето из «Отряда самоубийц» и явно кайфует на съёмках.

Что касается сериала «Последнее королевство», то его можно сравнить с ранними сезонами тех же «Викингов». При небольшом бюджете и не большой масштабности, создатели выкручиваются за счёт сюжета и персонажей. Правда вместе с плюсами, они нахватались и их недостатков, вместе с одеждой, боевым обмундированием и оружием из другой эпохи.

Хотя надо отдать должное — ошибки здесь встречаются всё же в более меньшем количестве. Этому способствуют два фактора. Во-первых, сериал повествует о временах более поздних, а значит лучше изученных. А во-вторых, благодаря внушительному литературному первоисточнику, где художественные допущения приправлялись изрядной порцией фактологии. К тому же, викинги здесь на вторых ролях. Напомним, что сериал является экранизацией цикла романов Бернарда Корнуэлла «Саксонские хроники».

«Тринадцатый воин» стал одним их крупнейших кассовых провалов своего времени. Не помогли ни красавец Бандерас, ни брутальные викинги, ни литературный первоисточник Майкла Крайтона, известного по «Парку Юрского периода».

И хоть фильм так и хочется больше отнести к жанру «фэнтэзи», нельзя не отметить то, что некоторые детали воспроизведены весьма и весьма достоверно. Так, для северян, особенно ранней эпохи, щиты хоть и были важной частью обмундирования, выдающейся прочностью не обладали. А удары принимались именно металлической полусферой, именуемой умбон. И поединки двух воинов с заранее обговорённым числом щитов действительно имело достаточную практику.

Отдельно хотелось бы отметить и фаталистическое мировоззрение норманнов, что было отлично передано в фильме. Они не боялись смерти, и смело шли на любой риск, что во многом было результатом суровых условий, в которых они проживали, а также постоянных участий в войнах.

Но всё же, по части доспехов и вооружения здесь также существуют Большие (именно с большой буквы) проблемы. Особенно остро стоит проблема засилья их из другой эпохи. Местные скандинавы защищают своё тело, чем попало: есть что-то от римских гладиаторов, что-то от конкистадоров. И только доспех героя Бандераса более или менее соответствует представленной эпохе.

Вышедшая в 2008 г. очередная интерпретация сюжета о Беовульфе, в этот раз под соусом фантастики, стала одним из примеров корявой российской локализации. Фильм, что в оригинале назывался «Чужестранец», на великий и могучий перевели как «Викинги против пришельцев». Зато теперь наглядно понятно, как тут обстоят дела с историчностью.

Местные костюмы, доспехи и дома имеют мало общего с историческими реалиями. Каждый второй воин вооружён двусторонней секирой, которая, как уже было сказано выше, являлась продуктом более позднего времени. Кстати, интересное наблюдение – в фильме удивительно мало бородатых викингов.

Так, тут есть эпизод, когда из китового жира изготавливают глицерин. И действительно, есть сведения о китобойном промысле норвежцев, которые занимались этим сложным делом. Да вот только самые ранние документы датированы X веком, в то время как события в фильме происходят в 709 г. н.э.

И даже хорошо, что Карл Урбан не стал сниматься вот в этом. Вместо этого, за год до выхода «Чужестранца» он успел сыграть в фильме «Следопыт». Там есть всё: гротескные викинги верхом на лошадях в Северной Америке за 600 лет до Христофора Колумба, в рогатых шлемах стилизованных под черепа, вооружённые огромными двуручными секирами, которые больше похожи на бердыши. В общем, ради историчности фильм смотреть совершенно точно не нужно.

В «Мече короля Артура» от маститого Гая Ричи, викинги появляются лишь на парочку минут на заднем фоне и никакой важной роли в сюжете не играют. И мы можем заценить лишь их внешний вид, который смотрится близко к канону. И можно даже закрыть глаза на то, скандинавы появились на острове спустя несколько веков, после того, как там жил и воевал реальный лорд Вортигерн, отлично сыгранный Джудом Лоу.

Большая часть материала посвящена сериалу «Викинги». Сделано это было ввиду того, что на данный момент произведение канала History является одним из самых качественных, касающихся тематики викингов. Несмотря на высокий уровень достоверности, он сочетает в себе практически все ошибки, которые встречаются в современных (и не только) произведениях. Остальные проекты же либо в той или иной степени наступают на те же грабли, либо же с головой окунаются в треш, эксплуатируя всем известные стереотипы.

Серия игр Assassin’s Creed с самого начала сочетала в себе историчность и фантастику, а последние части добавили ещё и мифологию. Вальгалла вероятнее всего продолжит данный курс. Что же, посмотри на то, как разработчики обойдутся с достоверностью. А пока, если вы желаете максимально правдоподобного образа викингов, то посмотрите советско-норвежский фильм «И на камнях растут деревья», которая и по сей день остается одной из самых достоверных переносов на экран этих суровых северян.

 

Источник

Читайте также