Starfield — новая большая игра от Bethesda и Microsoft, которая разделила игроков на два лагеря. Первый считает ее лучшей игрой студии и одним из самых мощных релизов для Xbox. Другая же осталась разочарована тем, насколько многие потенциально интересные идеи «Fallout в космосе» остались сырыми и недоделанными. Если вы из второй группы или просто хотите похожего со Starfield опыта, то для вас мы собрали восемь игр, в которые стоит поиграть. Какие-то просто похожи на Starfield, какие-то реализуют ее идеи куда лучше.
Не дотянули
Starfield — это RPG в открытом мире в жанре научной фантастики. Вы играете за шахтера, который в ходе ежедневной рутины находит загадочный артефакт и получает от него некие видения. Это событие вовлекает его в исследовательскую деятельность организации «Созвездие» (Constellation), что занимается изучением тайн вселенной. Теперь ваша задача — помогать им собирать другие артефакты в десятках миров, чтобы разгадать величайшую тайну мироздания.
Если вы играли хотя бы в одну из игр Bethesda (особенно в Fallout) — вы знаете, что вас ждет. Причем даже слишком хорошо. Открытый мир с кучей активностей, перестрелки с рейдерами (на этот раз не постапокалиптическими, а космическими), сбор лута до перегруза персонажа, крафт и строительство, развитие перков, взлом замков, очередная новая итерация механики красноречия. Есть набор больших фракций с отдельными сюжетными линиями, часть которых интереснее основного сюжета. Охранники городов подкидывают вам наводки на другие приключения: местная барменша жалуется на пропавший груз, где-то в галактике проходят жестокие забеги насмерть, местный шериф ищет помощников.
В общем, очередное приключение-песочница в большом открытом мире с возможностью прокачки всего на свете, улучшения оружия и брони, сбора сотен видов мусора (ручек, чашек, тарелок, еды, оберток от еды, игрушек, сувениров и так далее) и десятки, сотни подземелий (а точнее, шахт и лабораторий) с лутом, поделенным на цвета редкости.
Все, за исключением великолепного дизайна окружения, сделано в лучшем случае сносно. Бои в космосе уступают любому симулятору. Буквально в этом же году вышла великолепная Everspace 2, которая раскрывает тему космоса гораздо лучше, от сражений до различных поручений и перевозок грузов.
В плане размаха и бесконечности галактики Starfield уступает No Man’s Sky и Elite: Dangerous. Стрельба хуже любого проходного шутера и в плане интересных сценариев уступает Fallout 4: хоть ощущения от отдачи и попаданий стали приятнее, воевать вы будете преимущественно с людьми, роботами и очень иногда с пришельцами, выполняющими роль боевых собак.
Никаких разумных инопланетян, супермутантов, огромных боссов или чего-то, что меняло бы ваш привычный паттерн «наведи на врага и выстрели».
Космоса в Starfield, игре про исследование вселенной, практически нет: вы можете летать лишь по орбите планет и газовых гигантов, а перемещение между системами, планетами в рамках одной системы, с орбиты на поверхность и обратно реализовано через экраны загрузки. Зашли на корабль — загрузка. Вылетели на орбиту — загрузка. Совершили прыжок из одной системы в другую — загрузка.
Количество экранов загрузки можно сократить, использовав быстрое перемещение прямо в точку назначения (если вы уже там были), проигнорировав космос как сущность. Вручную нельзя даже долететь от одной планеты к другой в рамках одной системы: перемещение на поверхности миров осуществляется лишь через экраны загрузок и нажатие иконок на карте.
В итоге те же задания на перевозку грузов, через которые можно отыгрывать вселенского дальнобойщика и честным трудом зарабатывать деньги, превращаются в обмен кредитов на телепортацию. Вы берете задание, жмете «быстрое перемещение» в точку назначения, ждете 5−10 секунд загрузки, и… задание выполнено, вот ваши деньги.
Bethesda напирает на то, что вы космический исследователь. У вас есть звездолет, есть куча заданий по доставке и охоте за пиратскими кораблями, случайные встречи, грузовые караваны. Но чтобы исследовать этот пласт геймплея, вам нужно самостоятельно отказываться от быстрых перемещений, терпеть катсцены перелетов и экраны загрузок, задерживаться на орбите.
Еще серия «Корсаров» и «Космические рейнджеры», игры вышедшие за 20 лет до Starfield, решили эту проблему: сделать хотя бы схематичное перемещение по какой-то карте, чтобы весь «космический» контент находил вас по пути. Да даже в самих играх Bethesda эта идея уже была.
Сражения на звездолетах скучны. Это битвы летающих в невесомости мешков с картошкой, где большую часть ситуаций решают цифры брони и урона. Из интересных тактических маневров вам доступен лишь рывок для ухода от ракет и распределение энергии на снаряжение. Нельзя запустить какой-нибудь ядерный заряд, вызвать дронов или поставить на метеор турель, как в Galaxy on Fire или Everspace 2. Лети, стреляй, лениво уворачивайся, периодически выпускай ракеты.
Bethesda давно критикуют за то, что от ролевой игры в их релизах — лишь прокачка цифр снаряжения. Опции выборов и отыгрыша еще с Oblivion достаточно примитивные: ты либо добрый самаритянин, либо вселенское зло. В Skyrim убрали взаимоисключающие фракции — можно стать главой каждой гильдии и сообщества, причем вне зависимости от навыков героя. Также в ней и Fallout 4 выборы в диалогах свелись к «да», «да, конечно» и «да, если заплатят». Последняя еще и отличилась четвертым вариантом «сарказм».
На изменение этого в Starfield не было особых надежд, и чуда не произошло. Отыгрыш нулевой, выборов от силы два в любой ситуации, а сценарий, диалоги и общее качество текста оставляют желать лучшего. Не сказать чтобы Bethesda не сделала вообще ничего: в начале игры вы можете выбрать специальность персонажа, которая определяет его стартовые навыки (которые открывают уникальные опции в диалогах), а также перки, определяющие предысторию и особенности. Вы или опять спасающий всех герой, или мерзавец, или просто отказываетесь от всех заданий. Максимально доступный отыгрыш — работать на какую-то фракцию и притворяться ее членом.
Игра заявляет себя, как RPG, хотя от этого жанра здесь только прокачка и цветовая градация брони.
А что с геймплеем? Игра попросту не уважает ваше время и растягивает геймплей мартышкиным трудом. Да, Starfield — необъятная игра на сотни часов (и десяток перепрохождений, но это уже спойлеры). Вот только половина контента, если не больше, сделана алгоритмом процедурной генерации, а большая часть вашего времени в игре — неудобные интерфейсы, экраны загрузки и «работа по дому»: ходьба по 800 метров по пустым локациям, сбор мусора, убийство одинаковых врагов, крафт вещей для крафта для дальнейшего крафта.
Впрочем, у каждого геймера есть возможность сформировать собственное мнение об игре. Обязательно делитесь в комметариях!
Mass Effect
Издатель: Electronic Arts
Жанр: RPG, шутер от третьего лица
Платформы: PlayStation 4, Xbox One, Xbox Series X|S, Windows, Xbox Cloud Gaming
В чем превосходит Starfield: ролевой отыгрыш, персонажи, лор вселенной, сценарий
Самое очевидное предложение касательно космической ролевой игры — серия Mass Effect от Bioware. Уже культовая классика видеоигровых космоопер рассказывает о капитане Шепарде и его героическом пути к спасению галактики.
Mass Effect задала стандарты дорогостоящей ролевой игры, смешанной с элементами шутера от третьего лица: разнообразие оружия и способностей, помогающих в бою. Живые и проработанные напарники со своими характерами, историями, уникальными миссиями и возможными романами. Разделение на хороший и плохой путь (Парагон и Ренегат), вдохновленная аналогичной механикой из Fable. И невероятный лор вселенной, написанной в духе лучших представителей научной фантастики.
Большинство фанатов считает лучшей вторую часть, но в плане накала страстей и эпичности многие отмечают финал трилогии Шепарда, Mass Effect 3. В целом, интересна каждая часть серии: что-то сделано лучше в первой, а чем-то удивить может даже Andromeda, которую игроки массово раскритиковали на релизе за технические проблемы и несоответствие высоким стандартам Bioware. Но со временем фанаты полюбили и ее — хоть и не все.
Prey
Издатель: Bethesda Softworks
Жанр: immersive sim
Платформы: PlayStation 4, Xbox One, Windows
В чем превосходит Starfield: исследование локаций, сбор ресурсов и бои в научно-фантастическом\космическом сеттинге
Prey — это immersive sim, разработанный Arkane и изданный Bethesda, создателями Starfield. Игра рассказывает о космической станции на орбите Земли, где произошел инцидент с инопланетянами-мимиками. Станция в руинах, большая часть экипажа мертва, а игроку в роли ученого Моргана Ю придется искать способ все исправить или хотя бы спастись самому.
Prey 2017 года куда лучше справляется с темой космической станции: реалистичные полеты в безвоздушном пространстве, разнообразные отсеки и залы, единая эстетика без вкраплений модных стереотипных тропов вроде космических ковбоев и киберпанк-неона. Также у нее куда лучше подход к механикам лутинга и обработки ресурсов, чем в Starfield: собранный мусор можно перерабатывать в первичные элементы, которые проще хранить и можно применять при создании полезного снаряжения. Все делается через удобные интерфейсы в несколько нажатий, отчего «симулятор сборщика мусора» в Prey куда приятнее и веселее. А прокачка способностей не только существенно меняет игру и открывает совершенно новые способы для прохождения, но даже влияет на концовку.
Даже без сравнений со Starfield Prey 2017 года великолепная игра благодаря отличному нарративу, эталонному левелдизайну, полной свободе прохождения и мимикам: инопланетянам, способным маскироваться под любой физический объект в игре, от кружки до пачки патронов.
No Man’s Sky
Издатель: Hello Games
Жанр: космический симулятор, выживание
Платформы: PlayStation 4, Windows, Xbox One, Xbox Series X/S, PlayStation 5, Nintendo Switch, macOS
В чем превосходит Starfield: все, что связано с космосом и его исследованием
Играя в Starfield, невозможно не заметить элементы No Man’s Sky. Почти такая же система добычи ресурсов (бурение минералов лазером) и исследования планет явно намекает, что про существование игры Hello Games в Bethesda как минимум знают. К сожалению, это знание не помогло сделать более впечатляющую и инновационную игру про космос, чем игра 2016 года.
No Man’s Sky всего на год младше Fallout 4 (игры, предшествовавшей Starfield), до сих пор впечатляет и оставляет далеко позади как Starfield, так и все игры в открытом мире, кичащиеся своим размером. Галактика из бесчисленного множества звездных систем, на исследование которой не хватит жизни всего реального человечества. Гигантские планеты, созданные алгоритмом процедурной генерации, полны уникальных биомов, локаций для исследования, невиданной флоры и фауны, заброшенных баз и разбитых кораблей. И все это можно исследовать как на своих двоих, так и на различном транспорте, верхом на инопланетных зверях или даже в кабине боевого робота — тогда как в Starfield придется преодолевать целые километры исключительно пешком или с помощью прыжкового ранца.
При этом перемещение по всей этой необъятной вселенной в No Man’s Sky происходит без пауз, как в Starfield. Вот вы стоите на почве какой-то планеты — а уже через минуту, без переходов в меню или чтений советов с очередного экрана загрузки, уже летите на орбитальную станцию. Просто садитесь в верный звездолет, зажимайте клавишу взлета и неситесь в небо, к звездам.
Весь геймплей No Man’s Sky бесшовный, что великолепно работает на погружение и чего очень не хватает в новой игре Bethesda. Также куда лучше сделаны все механики гринда и крафта: больше наград за полное исследование флоры и фауны планеты. Более простой и приятный, хоть и не лишенный репитативности процесс сбора ресурсов и постройки баз, улучшения корабля или оружия. Более интересная система торговли, грузоперевозок, репутаций у фракции, личного флота, исследования заброшенных космических крейсеров.
No Man’s Sky пережила чудовищно плохой релиз и за то время, пока Bethesda разрабатывала Starfield, благодаря бесплатным патчам и поддержке расцвела и превратилась в уникальную видеоигру, подобных которой практически нет.
Spore
Издатель: EA
Жанр: симулятор эволюции
Платформы: macOS, Windows
В чем превосходит Starfield: более интересная для исследования галактика и экономическая система
Spore — еще одна неповторимая игра про космос. Созданная Уиллом Райтом, отцом серии Sims, она предлагает пережить эволюционный путь существа, созданного игроком: от микроскопической клетки до межпланетной империи. Космос в этом пути — лишь финальный пятый этап, часть комплексного симулятора. И тем не менее она впечатляет своим масштабом и проработкой даже спустя более чем десять лет.
В 2008 году игроки получили процедурно сгенерированную галактику, положение дел в которой динамически меняется: появляются и исчезают целые цивилизации, создаются союзы и альянсы. Вы можете преобразовывать терраформингом или полностью уничтожать целые планеты, а благодаря удобному и богатому на возможности редактору всего (существа, здания, техника) заселять мир Spore своими собственными идеями. Зашли в редактор, создали расу разумных пингвинов-торговцев — и вот они уже машут плавниками вашей космической империи из соседней звездной системы! И с ними можно не только воевать, но и общаться, помогать им развиваться, выполнять их задания, наладить торговлю ресурсами и заключить союз.
Конечно, все элементы Spore и конкретно ее космического этапа сделаны весьма аркадно. Кто-то даже скажет, что это чуть ли не худшая часть игры. Но при этом мультяшная галактика Уилла Райта куда приятнее для исследования и куда лучше передает атмосферу неизведанной космической тьмы. Тысячи разнообразных миров, планеты-аномалии, черные дыры, жуткий эмбиент в мертвых мирах и тайна центра вселенной — финальный фронтир в прохождении Spore, что сторожит воинственная раса киборгов-гроксов. Малыми средствами, детскими шутками и милой графикой Spore делает для духа космического приключения гораздо большее, чем Starfield.
Outer Wilds
Издатель: Annapurna Interactive
Жанр: адвенчура от первого лица
Платформы: Windows, Xbox One, PlayStation 4
В чем превосходит Starfield: полеты в космосе и его исследование
Outer Wilds — игра, про которую невозможно рассказывать дальше ее синопсиса. Потому что иначе придется раскрыть все ее достоинства и загадки, в исследовании которых и заключается весь шарм игры.
Вы — один из космонавтов смешной четырехглазой расы с маленькой планеты Камелек. Шарик земли едва вмещает небольшую деревеньку, пару равнин и лесов. Верхом на деревянном звездолете вы отправляетесь в свою первую космическую миссию, которая продлится 22 минуты — после этого солнце, вокруг которого крутятся все планеты, взорвется, уничтожит всю звездную систему, а вы… проснетесь в момент перед отлетом, как ни в чем не бывало. Пока через 22 минуты все не повторится вновь.
Outer Wilds — это игра-ребус, состоящая из двух идей: временной петли и максимально достоверного исследования космоса в формате мультяшной и миниатюрной звездной системы. С планеты на планету можно летать без подзагрузок в реальном времени. Звездолет не теряет скорость в космосе (ведь там нечему его тормозить). А для посадки на очередной шарик грязи его движение надо синхронизировать с планетой, чтобы корабль не разбился.
За счет того, что разработчики работали всего с одной звездной системой, они смогли сделать каждую планету уникальной, полной секретов и запоминающихся событий. Две планеты, которые силой притяжения воруют друг у друга песок. Аномалия из инопланетных корней, где, словно матрешка, сложены внутрь друг друга целые пространства-реальности. Планета, которую постепенно съедает черная дыра в самом ее центре. Или мир-океан, в котором бушуют ураганы столь мощные, что выбрасывают на орбиту целые материки.
Уже только сам маленький мир Outer Wilds и его причуды вроде квантовых камней достойны изучения. А ведь среди всех этих планет, станций и космических аномалий сокрыта тайна: почему вы из раза в раз оживаете после смерти, а вселенная возвращается в момент за 22 минуты до своей смерти? Именно поэтому в интернете тяжело найти обсуждение Outer Wilds: любой подробный рассказ про нее сразу приоткроет завесу тайны и отберет у вас возможность стать первооткрывателем и найти все самому. Самостоятельно распутать величайшую тайну вселенной.
Еще у игры есть великолепное дополнение Shadow of the Eye, попасть в локацию которого — отдельный ребус. По мнению многих, оно получилось чуть ли не лучше оригинала и прекрасно дополняет сюжет, расширяя его интересными деталями, элементами хоррора и тяжелой драмой.
The Outer Worlds
Издатель: Private Division
Жанр: ролевая игра, экшен от первого/третьего лица
Платформы: Windows, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch, PlayStation 5, Xbox Series X/S
В чем превосходит Starfield: ролевые элементы и сюжетные выборы в рамках геймдизайна Bethesda
The Outer Worlds, которую постоянно путают с Outer Wilds из-за названия (к тому же, обе игры вышли в один и тот же год) — это ролевая игра в космосе от Obsidian, разработчиков Fallout: New Vegas. Вся игра ощущается как «наш ответ» формуле Bethesda от другой студии. Похожий геймплейный цикл, ролевые элементы, прокачка, исследование полного интерактивных объектов мира. И все это — в сеттинге глуповатой и даже абсурдной капиталистической научной фантастики, где некомпетентные СЕО ведут космические колонии к упадку и гибели.
The Outer Worlds — небольшая игра в сравнении со Starfield. Всего одна звездная система, прохождение сюжета на которой займет у вас несколько десятков часов. Но за счет небольших размеров она вышла куда более сосредоточенной игрой, чем новый релиз Bethesda, с более высокой концентрацией интересного контента.
The Outer Worlds — это буквально игра Bethesda от «других родителей». Лучше нового и куда более дорогого релиза создателей TES она лишь в паре аспектов, поэтому этот вариант скорее для тех, кому хочется похожего на Starfield опыта, а не лучшего.
Everspace 2
Издатель: Rockfish Games
Жанр: космический симулятор, экшен
Платформы: Windows, PS5, Xbox Series X/S
В чем превосходит Starfield: геймплей на звездолетах в открытом космосе, сюжет, персонажи
Everspace 2 также вышла в этом году и реализовала тему звездолетов на порядки лучше новой игры Bethesda. Загрузки быстрее и их меньше. Бои интереснее за счет большей маневренности кораблей, разнообразия противников и средств по их уничтожению: разные типы оружия и снарядов, космические мины и турели, возможность запускать ядерный заряд и другие спецспособности отдельных типов кораблей.
К тому же, помимо отличного космического геймплея, есть вся остальная великолепная игра: десяток детально проработанных систем с минимумом процедурно сгенерированного контента. Отличная прогрессия в духе Diablo, где вы повышаете характеристики оборудования и постепенно продвигаетесь в более опасные системы, без автолевелинга и подгона врагов под ваши возможности. Отличный сюжет, интересные побочные миссии и большое разнообразие планет и точек интереса. Есть даже морские планеты (где можно погружаться под воду), исследование подземелий на звездолете, неоновый город-станция с пиратами и нелегальными казино и многое-многое другое.
Everspace 2 хоть и не тянет на ААА-блокбастер, но определенно претендует на звание одной из главных игр 2023 года. Это великолепная игра «старой школы», где каждый элемент сделан вручную и отточен до совершенства. Количеству контента и раздутому миру разработчики из Rockfish Games предпочли детальную проработку всего и ставку на уникальный контент, без повторов. Если, конечно, не считать случайных встреч и сгенерированных заданий по доставке грузов и охоте за пиратами.
Впрочем, такое качество не удивительно: студия состоит из бывших разработчиков Galaxy on Fire, самой известной серии аркадных симуляторов звездолетов для мобильных телефонов. И если вы играли в классику java-игр, то вы с первых часов узнаете почерк мастеров как в плане ощущений от космических боев, так и саркастичных острот главного героя.
Советуем также обратить внимание и на другие космосимы: Х4, Freelancer, Rebel Galaxy, Elite: Dangerous. Отличаются друг от друга они глубиной механик и количеством возможностей. Но могут не подойти, если хочется именно «чего-то как Starfield» из-за высокого порога вхождения в некоторых из перечисленных игр..
«Космические рейнджеры HD: Революция»
Издатель: 1C
Жанр: пошаговая стратегия, стратегия в реальном времени, космический симулятор, RPG, квест
Платформы: Windows
В чем превосходит Starfield: «песочница» в космосе, ролевые элементы и геймплейные системы
«Космических рейнджеров» знают почти все геймеры в СНГ — упоминаем их скорее по необходимости, как и Mass Effect, ведь без этих игр список был бы неполным. Если Starfield — это «Fallout в космосе», то «Рейнджеры» — это ««Корсары» в космосе». А еще текстовая RPG, аркадная «стрелялка» в безвоздушном пространстве, тактика в космосе с реалистичной симуляцией движения небесных тел, стратегия в реальном времени и чуть ли не каждый жанр, который вы можете себе представить. Не сказать что все элементы игры хороши (тот же RTS-режим даже разрешают отключить перед началом игры, настолько он не нравится игрокам), но само разнообразие возможностей впечатляет.
В «Космических рейнджерах» нельзя сесть на планету или базу, чтобы пострелять из дробовика в космических пиратов и пособирать лут и еду с их столов (если не считать пары текстовых квестов). Зато у нее живой космос из десятка разнообразных систем: динамические отношения фракций, дипломатия и глобальные войны, нашествия пиратов и боевых роботов-доминаторов с перманентным уничтожением целых миров, исследование планет, торговля, грузоперевозки, охота за преступниками, вложение средств и кредиты и многое-многое другое. Тогда как в Starfield едва ли можно вылететь за пределы орбиты той или иной планеты, в «Космических рейнджерах» вам на растерзание отдают целую вселенную: разнообразную, живую, полную тайн и сюрпризов. А благодаря системности и глубине механик каждое новое прохождение будет уникальным.