В России не хватает игровых разработчиков! Почему так?

Игровая индустрия хоть и относительно молода, но уже занимает ощутимую долю рынка с оборотами свыше 97.5 млрд рублей (данные J’son & Partners по итогам 2016 года). Но спрос на игровых разработчиков в нашей стране превышает предложение в несколько раз. О том, почему в России сложилась такая ситуация и когда она изменится, рассказала Анна Григорьева, директор школы компьютерных технологий Scream School — одного из немногих учебных заведений в России, которое готовит специалистов по компьютерной графике, анимации, разработке компьютерных игр и программированию.

Неужели игровых разработчиков в России ТАК мало?

Да. Отрасль готова принимать сотни новых разработчиков… но их нет.

В России учебные заведения соответствующих направлений выпускают меньше ста человек в год. Большинство наших выпускников подписывают контракты с работодателями еще в процессе учебы. Растущий кадровый спрос будет стимулировать развитие образовательной экосистемы, но в ближайшее время закрывать его придется самоучками и небольшим числом выпускников частных школ.

А что мешает наладить подготовку кадров?

Этот вопрос стоит адресовать, скорее, российским властям. В России советник президента по интернету появился менее двух лет назад. До игровой индустрии у чиновников руки пока не доходят (а если доходят, то не с той стороны, с которой надо бы). Хоть какие-то подвижки сейчас происходят во многом за счет частных инициатив компаний на рынке. Mail.Ru, например, создают учебные подразделения или даже корпоративные университеты. Но покрыть запросы целой индустрии за счет появления подобных образовательных центров невозможно: бизнес решает свои внутренние проблемы. Создавать и обслуживать полноценную одно-двухгодовую программу подготовки кадров дорого и трудозатратно. 

А за более короткое время передать комплексные знания и практические навыки невозможно.

То есть государственным вузам сфера неинтересна?

И традиционные государственные образовательные учреждения, конечно же, обращают внимание на новую нишу. Профессиональные программы за последние полтора года появились в ВШЭ и ИТМО. В МГУ, на философском факультете, преподают курс «Философия видеоигр». Совместные программы есть у Mail.Ru с ВМК МГУ («Техносфера») и МГТУ («Технопарк»). Но в их рамках нет курсов по созданию игр, хотя и есть упоминания, например, о работе с высоконагруженными игровыми серверами.

Что же мешает вузам самостоятельно массово запускать программы по подготовке разработчиков?

Если высшее учебное заведение планирует выпускать специалистов в этой области, то их программа должна соответствовать образовательным стандартам. Но они не утверждены, а набор обязательных и дополнительных дисциплин не определен вообще. А пока будет идти подготовительная работа, все данные этих образовательных программ могут безнадежно устареть. Ведь именно на примере игровой разработки особенно сильно заметно отставание отечественной образовательной системы от мировой практики. 

Невозможно выпускать востребованных специалистов по одной и той же методике, которая не меняется 20 лет подряд.

Нельзя готовить профессиональные кадры без постоянного взаимодействия с реальными игроками рынка и отслеживания тенденций. В этом и заключается принципиальное отличие наших университетов от вузов США, Великобритании и Канады.

А насколько различается стоимость обучения в России и за границей?

В заграничных учебных заведениях курс обучения «на разработчика» стоит от двух миллионов рублей (около $32 000 в год). Любая из наших долгосрочных программ в области разработки игр стоит 320 000 рублей. В сравнении с зарубежными учебными заведениями, опытом которых мы руководствуемся, обучение обходится как минимум в семь раз дешевле. Притом выпускники получают практически гарантированное трудоустройство: представители ведущих студий и технологических компаний всегда присутствуют у нас на защите дипломов, где присматривают будущих сотрудников.

Все равно дорого!

Ну, не копейки, да. Оснащение одного учебного места обходится дорого и нам: стоимость компьютерной системы начинается от 120 тысяч рублей, плюс только лицензионное программное обеспечение, ведь другого варианта для образовательных учреждений нет и быть не может. Это около 150 разных программ и подписок для каждого компьютера, стоимость лицензий которых составляет от одной до пятидесяти тысяч рублей (от $30 до $1500). А еще не надо забывать про дорогие планшеты, без которых невозможен ни цифровой рисунок, ни игровая графика.

А как убедить родственников и родителей, что работа в игровой индустрии – не просто баловство?

К сожалению, молодая отрасль, которая уже сейчас в два раза больше киноиндустрии, среди родителей сегодняшних абитуриентов все еще считается несерьезной. Откровенного негатива к направлению нет, но и заинтересованности тоже. До сих пор сильно распространено мнение, что профессию надо выбирать не по своим склонностям или желаниям, а по представлениям старшего поколения об экономической востребованности: выучись на бухгалтера — всегда будет кусок хлеба.

В России в принципе нет культуры доверительного общения с подростком. 

Нет традиции понимать и принимать желания ребенка прежде, чем направить его в какой-либо ВУЗ. К нам в Scream School приходят переучиваться на игровых разработчиков молодые люди из совершенно разных сфер. Врачи, юристы, экономисты, полицейские… и только 15% наших студентов закончили высшее образование в сфере высоких технологий.

Так что способ тут только один: учиться, работать и показывать на реальном примере, что игровая индустрия — штука серьезная. А если сомневаетесь, что вне вузовской подготовки можно достойно выучиться, посмотрите на работу выпускницы Scream School

 
Источник

Индустрия

Читайте также