Ducks: Two Years in the Oil Sands – это автобиографический комикс канадской карикатуристки Кейт Битон (Kate Beaton). В 2022 году он одержал две победы на Премии Айснера – как “Лучший графический мемуар” и “Лучший художник”. Премия Айснера – это как “Оскар”, только в индустрии комиксов. Премия престижная и если вы ищете какие-нибудь годные графические романы, то имеет смысл присмотреться к номинантам. Что касательно “Уток” – его называют главным альтернативным комиксом 2022 года. Альтернативная сцена – это комиксы, которые не относятся к Marvel или DC. Это толстенный роман на 430 страниц, который рассказывает о молодой девушке, уехавшей на заработки на суровые канадские нефтяные пески.
Описание обещало глубокий автобиографичный роман в жанре “слайс-оф-лайф”, да еще и необычная для комиксов тема тяжелой индустрии. Меня “Утки” привлек, как только я услышал о нем. Однако, пыл как можно скорее прочитать его быстро остудили: на русский язык он не переведен, а купить электронку или стянуть пиратский скан не представлялось возможным. И какое чудо! В прошлом году книга появилась на прилавках магазина “Лабиринт” и благодаря щедрому мои близких (Спасибо вам!) книженция оказалась у меня в руках.
Я прочитал его и готов поделиться впечатлениями. Если кратко – роман несет просто громадный гуманистический посыл и имеет силу сопоставимую с серьезным документальным фильмом. Но я это не понял. Дальше будет не кратко.
Какую-то историческую справку о комиксе или его создании до знакомства с ним я не читал. Да и имя Кейт Битон в моем инфополе всплывало всего раз или два. Поэтому комикс я оценивал исключительно по тому, что содержалось на её страницах.
На дворе середина нулевых. Интернет только начинает проникать в общественную жизнь. А Кейт Битон заканчивает обучение в маленьком городе Мабу, Новая Шотландия, и вынуждена работать, чтобы выплатить студенческий долг. Как и многие жители Атлантической Канады, она вынуждена искать работу в других местах. Родственник советует ей попробовать поработать в выдаче инструментов на одном из месторождений нефтяного песка на материковой канаде. Так начинается путь юной Кейт по предприятиям, названия которых вам ничегошеньки не скажут.
Если говорить коротко, то это история о том, как девушка попадает в исключительно мужскую среду, где соотношение мужского и женского примерно 50\1. Из этого вытекают ожидаемые последствия: мужики буянят и бесчинствуют, молодые работницы вынуждены мириться с прозвищами по типу “уточка” и “сладенькая”, а за невинными словами приходят ни разу не смешные домогательства и изнасилования.
Большую, часть времени история воспринималась мной как личные переживания главной героини. Она подверглась изнасилованию, но из-за необходимости погасить свой долг, она не сообщает о них и продолжает работать. В таких предприятиях присутствует большая текучка: добрые коллеги сменяются доставучими, им на смену приходят хамы, иногда заскакивают милашки. И с каждым погружением в новый коллектив или с переходом на новое место работы Кейт все больше тонула в своем страхе и психологической травме.
Стыдно признаться, но я подумал, что все заслуги произведение получило благодаря своей фем-повестке. Посудите сами, главная героиня женщина подверглась изнасилованию мужчиной, после весь роман автор показывает невежество и откровенное свинство мужиков. Предыдущие работы Битон – это набор феминистических скетчей. И получается, что все сходится. Но как же я был неправ.
Да, в романе, проскакивают слова об ужасном вреде экологии, который несут такие предприятие, о притеснении приезжих рабочих, о несчастных случаях на производстве и о депрессии мужчин. Но все они были восприняты мной лишь как дополнительный фон.
У меня не получалось проникнуться главной героиней. Я сам с 14 до 18 лет каждое лето работал газовым слесарем в бригаде ЖКХ своего города в исключительно мужицком коллективе. И там, естественно, проскакивали сальные шуточки в адрес женщин и звучала всякая объективация. Я был лишь слушателем и не отождествлял себя с ними. Но этот опыт помогает мне чуть лучше понять коллег Кейт, но не главную героиню.
Не подумайте, я ни в коем случае не оправдываю насилие и любой вид харассмента – это ужасно. Я и в реальной жизни знаю примеры, когда девушки уезжали на вахту и становились объектом преследователей. И то, что случилось с главной героиней правда ужасно. Но проникнуться сценарной стороной произведения у меня не получилось до самого конца.
Поэтому я попутно оценивал визуальный стиль. Ведь рисунок в графическом романе также важен, как и сюжет. Знаете, есть такие комиксы, которые только одной рисовкой создают прецедент и заставляют ими восхищаться. Например, “Монстры” Барри Виндзора Смита или “Рыцарь-вампир Реквием”. По началу кажется, что Ducks вообще не про визуальный восторг и полагается всецело на сценарий.
Рисовка похожа на простенькие скетчи, которыми известна Кейт Битон. Она начала их рисовать еще во время работы на битумных песках. Персонажи нарисованы без какого либо реализма, а красочные шоты или развороты – большая редкость. Но не все так просто. Если сделать паузу и попытаться поразмышлять над рисунком, то откроется, что Битон уделила огромное внимание масштабу как способу изобразить малость и уязвимость на фоне великолепия северного сияния или грандиозности огромных промышленных объектов в нефтеносных песках и транспортных средств, таких как самосвалы. После этого каждый подробный рисунок воспринимается как нечто значимое, а не просто как “красивая картинка”.
Но вот роман закончился. Я остался с чувством неудовлетворенности. Мне казалось, что я что-то упустил (возможно из-за английского языка и обилия сленга). Поэтому полез в интернет, чтобы почитать рецензии западных СМИ и изучить контекст, с которым создавалось произведение. И у меня открылись глаза. В этом произведении чудовищных масштабов подтекст и сильнейший посыл. К сожалению, оба они теряются и не работают из-за незнания контекста. Но с ними все награды и восторженные отзывы становятся очевидными.
Это произведение не только про женщин, но и про мужчин. Несмотря на то, что на героиню часто пялятся, она сталкивается с сексистскими комментариями и растущим нежелательным сексуальным вниманием, Битон сохраняет симпатию ко многим мужчинам, работающим с ней. Они не лишены своих травм. Мужчины страдают от одиночества, физического истощения, болезней и тоски по дому, связанных с их разъездной работой.
Кейт начинает публиковать скетчи о работе женщин на нефтяных песках и от тех трудностях, с которыми они сталкиваются. В одном эпизоде ей звонит журналистка, которая хочет поподробнее узнать о случаях насилия. Для нее мужчины — прямая угроза, которая не появляется в результате психических травм и других обстоятельств, а является константой. В ответ Битон начинает защищать мужчин, полагая, что они были сломлены окружающей средой и культурой, в которую они были погружены.
В книге описывается опасный тип мужицкости, который проявляется в контексте мужчин, которым скучно, они изолированы, находятся в ограниченном пространстве, в изобилии употребляют алкоголь и кокаин, а также работают в индустрии, разрушающей физическое состояние и окружающую среду. Битон осуждает журналистку за то, что та думает, что подобная участь не могла коснуться кого-то из ее близких.
Не обходят стороной и проблему экологии. В романе это напрямую не описывается, но раскопки нефтяных месторождений в Канаде – стали огромной проблемой для населения. Уничтожались гектары земли, а вся экология вокруг таких предприятий представляла из себя прямой путь на тот свет. От тяжелого и грязного воздуха страдают работники и жители близлежащих городов.
Страдают и коренные народы. Их выгоняют с привычного места жительства, а если не выгоняют, то их дом становится пристанищем огромного количества приезжих рабочих. В романе случается разговор с таксистом, который отвозит Битон на стройплощадку, где много временных работников, и говорит: «Будь осторожна, девочка. Ты живешь здесь, а они — нет. Знаешь ли ты, как люди относятся к месту, где они не живут?» Приезжие – не плохие люди. Но среди них есть достаточное количества беспредельщиков, которые иногда доводят свое безумие до преступлений.
Хотя Битон считает нефтеносные пески временным местом для проживания, она понимает, что промышленность вытесняет людей из близлежащих коренных народов и уничтожает их земли и питьевую воду.
Вдогонку затрагивают и уничтожительную политику корпораций, которая всеми силами стремиться скрыть несчастные случаи на производстве, пренебрегает всем чем только можно и нельзя и стремиться лишь наварить деньги. Сколько бы Кейт не приходила к начальству со своими проблемами, каждый раз они либо говорили, что она знала, на что идет при устройстве на работу, либо давали пустые обещания.
Кейт Битон вечно находится в состоянии моральной дилеммы: найти добродетельную, жизнеутверждающую работу, которая не оплачивает счета, или устроиться на хорошо оплачиваемую работу в одиозной отрасли на самых худших условиях — в любом случае, оставив дом и семью со всеми вытекающими отсюда последствиями.
И ВСЕ ЭТО скрывается в тонне подтекста.
Как пишет Роб Салковиц из Forbes: Битон достаточно искусна, чтобы позволить всему этому подтексту так естественно впитаться в осадок, что вы даже не подозреваете о его наличии, пока не отложите книгу.В Ducks на первый план выходит человечность персонажей и сложные эмоции главного героя. Она поддерживает эту энергию на протяжении тысяч рисунков, которые сохраняют ее легкое прикосновение, несмотря на тяжесть темы. Вспоминая роман я понимаю, насколько четко и чутко изображен характер каждого персонажа. И ужасаюсь от того, что пережила Кейт Битон за два тяжелых года на нефтяных песках Канады. Но, благодаря тому опыту, которые она поборола и переварила у нас есть один из главных и смелых социальных графических романов современности.
Да, я не выкупил сразу весь посыл комикса и первичное впечатление больше негативно и мало походит на восторг. Контекст исправляет восприятия комикса, но не меняет общую картину. Вас, как и меня, может не тронуть личная история Кейт Битон, но для такого произведения это не важно. Графический роман создает прецедент и рассказывает о значимых проблемах общества, которые, к удивлению, до его выхода были слабо освещены. Возможно, перед нами один из важнейших социальных автобиографических комиксов со времен “Маус”. И я правда рад, что мне удалось с ней познакомиться и теперь она есть в моей скромной коллекции.