Привет, Хабр! Исходя из набора предметов на фото, может показаться, что речь пойдёт просто об установке рельсового хамбакера в бриджевую позицию с попутным апгрейдом колковых механизмов, верхнего порожка и ретейнеров.
Однако мне хочется сделать нечто более интересное. Это будет мой авторский вариант нэшвилловской схемы с тремя звукоснимателями и пятипозиционным переключателем, причём оба добавочных промежуточных положения получатся бесшумными, а три стандартных телекастеровских звучания нисколько не пострадают.
▍ Электрогитары Aria Pro II
Платформой для модификации послужит одна из моих любимых электрогитар — Aria Pro II Jet TL. Это недорогой инструмент весьма достойного качества, который можно купить на торговой площадке «ОЗОН» и во многих гитарных магазинах.
Существует легенда, что Владимир Холстинин из группы «Ария» однажды решил сотрудничать с известным японским производителем гитар по причине названия фирмы, совпадающего с именем группы.
И что именно Владимир Петрович посоветовал японским лютиерам устанавливать гайку для регулировки натяжения анкерного стержня не в основании пера грифа, а в виде колёсика за последним ладом. И чтобы ладов было 24, а не меньше.
Как бы то ни было, группа «Ария» с фирмой «Ария» действительно сотрудничала, и десять лет назад в музыкальных магазинах можно было купить подписной страт Холстинина EGPN-VH VW с «глазастым» пикгардом, бас Виталия Дубинина EBPN VD с шахматными клетками и суперстрат Сергея Попова EGPN SP с машинкой тремоло типа «Флойд Роуз».
Гитары продавались в красочных картонных коробках, которые теперь представляют большую коллекционную ценность, в двух вариантах комплектации — с маленьким транзисторным комбиком, и без него. Каждый комплект содержал простой матерчатый чехол, шестигранные ключи, фонящий кабель и постер с автографом музыканта.
Это были недорогие инструменты начального уровня, поэтому неудивительно, что мало у кого сохранился полный комплект. Можно сказать, что их качество даже испортило впечатление о фирме и создало некоторое предубеждение против данного бренда.
Однако сегодня под маркой Aria Pro II можно приобрести широкий спектр достойных недорогих инструментов с полезными модерновыми опциями. Потому что станки с ЧПУ стали точнее, технологии ускоренной сушки древесины — совершеннее, а опыт лютиеров — богаче.
▍ Модельный ряд серии Jet
Например, линейка Jet включает в себя электрогитары с 24 ладами, колёсиком регулировки анкера за последним ладом и «гибсоновской» мензурой 24.75 дюйма (628 мм). Офсетный корпус прекрасно сбалансирован и имеет привлекательный внешний вид.
Модель J-1 снабжена винтажной машинкой тремоло на шести шурупах, хамбакером в бриджевой позиции и синглом в нековой. J-2 — хардтейл без машинки с двумя звукоснимателями P-90, имеющий фиксированный бридж с шестью независимыми сёдлами и боковинами, препятствующими сдвигу сёдел при игре.
И наконец, электрогитара J-TL оснащена звукоснимателями и бриджем телекастеровского типа. Мне очень нравится их звучание в каждом из трёх положений переключателя, к которым сегодня добавится ещё два.
▍ Что можно улучшить?
Чтобы точно попадать в ноту на каждом ладу, нужно учитывать изменение силы натяжения струны при её прижатии к ладу. У каждой из шести струн своя толщина, поэтому и длина должна быть индивидуальной.
Большинство электрогитар имеют компенсированные порожки с разной степенью свободы в регулировке длины струн и их высоты над грифом.
Гибсоновский «Тюн-о-матик» и фендеровская «синхронизированная» машинка предоставляют отдельное седло для каждой струны, но у первого радиус грифа задан изготовителем, а винтовые стойки позволяют только приподнять или опустить правую и левую сторону бриджа.
У тремоло Стратокастера и фиксированных порожков, повторяющих элементы его конструкции, можно отдельно регулировать не только длину, но и высоту каждой струны, что особенно полезно музыкантам, устанавливающим нестандартные комплекты струн для игры с альтернативной настройкой.
В отличие от вышеупомянутых конструкций, задний порожек Wilkinson GTB имеет жёстко заданную компенсацию толщины струн, прекрасно подходящую для большинства стандартных комплектов.
Кроме вертикальной и горизонтальной регулировки с правой и левой стороны, предусмотрена возможность горизонтального сдвига объединённого седла второй и третьей струн. Лично мне этого хватает.
Однако специфический «твэнг» Телекастера, который я очень люблю, становится особенно ярким только при применении порожка аутентичной конструкции — сдвоенных сёдел цилиндрической формы на длинных винтах с пружинами.
Здесь доступна индивидуальная настройка высоты каждой струны, так как регулировочный упорный винт имеется и с правой, и с левой стороны каждого седла. Однако раздельная регулировка длины струн не предусмотрена: мензура настраивается только попарно для первой и второй, третьей и четвёртой, пятой и шестой струн.
Поэтому «телекастеры плохо строят», включая и мой Aria Pro II Jet TL. Это, пожалуй, единственный недостаток данного инструмента, и его можно устранить.
Даже компания Fender всё чаще выпускает телекастеры с шестью раздельными сёдлами. Однако существуют компенсированные сёдла. Их часто изготавливают из латуни или титанового сплава. Мне захотелось установить именно второй вариант, по информации от продавца с Aliexpress, японского производства.
Не знаю, японские эти сёдла или нет, но сделаны они очень хорошо. Судя по массе, они правда титановые, а не стальные. На фото два штатных крайних седла, заменённых на новые. Среднее оставлено штатное, так как текущий комплект струн имеет такие свойства, что третья и четвёртая должны быть одинаковой длины.
▍ Как быть со струнами?
Что касается струн, то мне всегда нравилась американская марка Elixir с полимерным покрытием, делающим звучание более глубоким и продлевающим срок службы комплекта от нескольких месяцев вплоть до двух лет.
Однако в настоящее время эти прекрасные и никогда не отличавшиеся дешевизной струны стали труднодоступными и ещё более дорогими. К тому же, появилось множество подделок. Поэтому мне захотелось найти бюджетные долговечные струны хорошего качества, и нашлось два прекрасных варианта.
Для тех, кто может заказывать в немецком музыкальном интернет-гипермаркете Thomann, есть вот такие Harley-Benton HQS EL Coated с полимерным покрытием.
Продаются даже кастомные упаковки 9-46 с тремя тонкими струнами «от девятого комплекта» для лёгкости исполнения бендов (подтяжек) и тремя толстыми «от десятого» для мощного звучания риффов.
Вполне достойные струны без нареканий, которые не нравятся только тем, кому необходимо яркое звучание новых непокрытых струн. Такие гитаристы меняют струны очень часто.
Кроме Harley-Benton HQS от Thomann, существуют долговечные струны с покрытием AE536 от Alice, причём они доступны к заказу на Aliexpress, и упаковка снабжена наклейкой с QR-кодом для защиты от подделок.
Сегодня мы как раз услышим звучание струн Alice AE536 SL 09-42. А комплект XL 08-38 пригодится для будущих экспериментов по воссозданию звучания Билли Гиббонса на мензуре 648 мм (25.5 дюйма).
Кстати, демонстрационный комплект струн 9-42, с которыми была приобретена новая электрогитара Aria Pro II Jet TL, сначала показался мне очень тонким и ржавым. Однако после протирки влажной салфеткой он верно прослужил четыре месяца.
Более того, оказалось, что калибр 9-42 для «гибсоновской» мензуры не тонкий, а вполне подходящий. Рик Беато был прав, как и другие гитарные ютуберы, предпочитающие тонкие струны.
▍ Фурнитура пера грифа
Коль скоро меняем струны, можно проапгрейдить и фурнитуру. Я очень люблю продукцию канадской компании Graph Tech Guitar Labs Ltd. Она доступна на Aliexpress, поэтому я с удовольствием заменю стандартные жестяные ретейнеры электрогитары на PT-7004-00 String Tree.
Эти ретейнеры изготовлены из высокотехнологичного материала TUSQ XL, обладающего очень высоким модулем упругости, что проявляется как звон, если уронить деталь на стол с высоты нескольких сантиметров.
Высокий модуль упругости особенно полезен для верхнего порожка. Заготовка порожка Graph Tech PT-2002-00 (то же, что PT-5042-00, но без пропилов под струны) у меня есть, но меня полностью удовлетворяет штатный порожек Aria Pro II. Он сделан и установлен очень аккуратно, и его не хочется ни на что менять.
Зато для ретейнеров имеет значение второе уникальное свойство материала TUSQ XL. Он пропитан «жидким фторопластом» ПТФЭ (политетрафторэтиленом), за счёт чего является очень скользким и не нуждается в дополнительных смазках. Струны не будут застревать в порожках и ретейнерах, что благоприятно скажется на стабильности настройки.
И, наконец, запирающиеся («локовые») колки. Комплект PRL-8721-C0 из серии Graph Tech Ratio не только упростит процесс смены струн и улучшит стабильность строя, но и немного утяжелит перо грифа, что во многих случаях улучшает сустейн и даже нюансы звучания.
Колки можно устанавливать без шурупов, просверлив в пере грифа отверстия под штифты, либо использовать старое отверстие под шуруп и алюминиевую шайбу-проставку из комплекта. Чтобы не сверлить лишних отверстий и не заделывать старых, я выбираю второе. Набор колков укомплектован проставками нескольких вариантов.
Каждый колковый механизм Graph Tech Ratio имеет индивидуальное передаточное число, что делает процесс настройки проще, быстрее и приятнее.
Для гитаристов, любящих перенастраивать инструмент прямо во время исполнения на сцене, такие колки — просто мечта. Один оборот колка натягивает или ослабляет струну на полтона.
▍ Нэшвилловский Телекастер
Nashville Telecaster — это не Стратокастер с корпусом Телекастера, как может показаться на первый взгляд. У того и другого три датчика, но есть различия, главное из которых состоит в магнитной полярности звукоснимателей.
Для подавления синфазных электромагнитных помех задействуемые одновременно катушки звукоснимателей нужно подключить в противофазе. Чтобы при этом не подавлялся и полезный сигнал, полярность магнитов этих катушек должна быть противоположной.
Магнитной полярностью катушки звукоснимателя считается полюс магнита, обращённый к струнам. Крайние датчики стратокастера часто имеют южную полярность, а средний — северную, хотя бывает и наоборот. Главное, что полярность магнитов и направление намотки среднего датчика противоположны крайним.
У телекастера южную полярность имеет бриджевый звукосниматель, а северную — нековый. Это позволяет подавлять синфазную помеху в среднем положении переключателя, когда задействованы оба датчика.
Средний звукосниматель нэшвилловского телекастера обычно имеет северную полярность, как и нековый. Поэтому в сочетании с бриджевым он будет ослаблять синфазную помеху, а в сочетании с нековым — нет.
Если установить средний звукосниматель с южной полярностью, то мы получим бесшумную позицию только в сочетании с нековым датчиком.
▍ Моё фирменное решение
Наверняка это было уже неоднократно придумано и воплощено до меня, но какие-либо публикации о такой комплектации электрогитары мне пока не попадались.
Нужно просто установить один отдельный одинарный звукосниматель для работы в паре с нековым, и второй — в паре с бриджевым. То есть, взять просто обычный хамбакер, катушки которого имеют противоположные полярности и направления обмоток.
Точнее, не совсем обычный, а рельсовый хамбакер в форм-факторе сингла, который впишется и в эстетику нэшвилловского телекастера, и в ограниченное место под пикгардом.
Дополнительным преимуществом звукоснимателя рельсового типа является то, что с ним не гаснут подтяжки на высоких ладах, так как при смещении параллельно плоскости деки струны не отдаляются от стержневых магнитопроводов или магнитов.
Мной выбран очень «горячий» 14-килоомный хамбакер Saphue, так как он будет использоваться в качестве двух синглов. Во второй позиции ближайшая к бриджу катушка подключается параллельно бриджу, в четвёртой — ближайшая к неку параллельно неку, а в первой, третьей и пятой позициях средний датчик неактивен.
Штатные звукосниматели Aria Pro II Jet TL оснащены магнитами Alnico 5. Сопротивление некового датчика составляет 7.77 кОм, бриджевого — 7.70 кОм. Звукосниматель для средней позиции выбран с магнитом из того же сплава.
▍ Переключатель
Существует два типа распайки нэшвилловского телекастера. Изначально для активации среднего звукоснимателя использовался дополнительный тумблер, вместо которого позже стали применять потенциометр с подъёмной («push-pull», «тяни-толкай») осью.
Лично я не очень люблю усложнённые органы управления электрогитарой. Мне более по душе пятипозиционный переключатель: три положения остаются, как были у телекастера, и добавляются две промежуточных позиции с активацией среднего звукоснимателя.
В отличие от варианта с дополнительным переключателем, здесь не будет возможности включить все три датчика одновременно. Однако мало кто из гитаристов активирует все три датчика, даже если электрогитара предусматривает такую позицию. Больше — это не всегда лучше.
Так как мой «Нэшвилл» имеет с электрической точки зрения два разных средних звукоснимателя для подключения параллельно бриджу и неку, популярный «ибанезовский» переключатель Alpha 2502N не подойдёт для данной гитары.
Потребуется «Мегасвитч» типа E+ или M. Переключатели от Eyb Guitars нравятся мне больше всего, так как чётко защёлкиваются в выбранном положении, в отличие от мягкого переключения Schaller, имеющего склонность к застреванию между позициями.
Схема позволяет использовать в качестве среднего датчика как хамбакер, так и сингл. В зависимости от этого, используются выводы 5 и 7, либо 1. Северная катушка хамбакера должна располагаться ближе к бриджу, а южная — к неку.
▍ Наслаждаемся результатами
Теперь можно послушать, что у меня получилось. А получилось именно то, чего хотелось, поскольку электрогитара и гитарное усиление — это не мистика, а совокупность материальных объектов, взаимодействующих по физическим законам.
Видео на Youtube
Пишите в комментариях свои вопросы и предложения по гитарной электронике. Постараюсь на них ответить. Ещё интереснее будет прочитать о вашем опыте доработки и переделки электрогитар.
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻