Учимся рисовать комиксы: экспресс-курс и советы художников

Учимся рисовать комиксы: экспресс-курс и советы художников

Комиксы с каждым годом набирают популярность, и совершенно разные люди пробуют себя в этой сфере, пробуя самостоятельно нарисовать какие-то комиксы. Мы попросили отечественных художников комиксов рассказать о том, какие трудности ждут начинающих авторов при попытке создать свой комикс.

Работа над комиксом — это очень кропотливая работа, которая требует от человека подходить к комиксу комплексно, не зацикливаясь на мелочах, а стараясь воспринимать все этапы подготовки и работы одинаково, потому что комикс — это совокупность всех его частей, а не только рисунок или его сюжет.

Мы попросили двух отечественных художников на основе своего опыта рассказать о том, как создаются комиксы. Дмитрий Феоктистов и Евгений Францев — художники, которые работали над отечественным комиксом-вестерном «Фронтир» (кстати, вскоре у нас выйдет интервью с Дмитрием, посвященное этому комиксу).

Дмитрий Феоктистов

На что в первую очередь стоит обращать внимание перед работой над комиксом

Когда возникает желание создать комикс, то главная задача — помнить, что комикс это не набор рисунков, а история, которая должна быть рассказана.

Именно поэтому, крайне важно в начале работы иметь точное понимание развития истории, не важно — короткая она или длинная. На крайний случай — желательно иметь хотя бы раскадровку будущего комикса. Отдельный момент, который очень важно отметить — процесс создания комикса занимает большое количество времени, и психологическая готовность к такой работе тоже необходима.

Комикс — это история, и поэтому очень важно, чтобы она была интересной.

Таковой ее не сделают необычные локации или стильный рисунок. Главное — интересные и необычные персонажи. Мне кажется, что любые огрехи в технике и исполнении, читатели могут простить, если им было интересно наблюдать за развитием персонажей, их приключениями и действиями. В ином случае у вас получится либо набор красивых картинок, либо же сухая и скучная история.

Многие говорят, что художник лучше рисует то, что ему интереснее и ближе всего. С одной стороны — это абсолютная правда, с другой — каждая история имеет свою атмосферу и изюминку.

И вот как раз процесс «вхождения» — самый интересный в работе над комиксом. Прочувствовать атмосферу комикса, персонажей, сделать самую дикую фантазию реальностью — это задача каждого художника комиксов. И тут, как и в любой работе, в любом творческом процессе — новые и непонятные задачи дают гораздо больше пользы, чем забубенные и привычные сюжеты и декорации. В свое время я проводил безумное количество времени в поисках различных референсов — от выбора типажей бывалых проституток до номерных знаков штата Иллинойс… Так что не стоит смотреть историю браузера художников комиксов!

С чего начинается работа над комиксом

Каждый комикс начинается с идеи. Иногда у тебя в голове появляется какая-то сцена или событие, которое тянет за собой весь остальной материал. Иногда это образ главного героя.

Если говорить о работе над готовым, чужим сценарием, то практически одновременно идут процессы поиска дизайна персонажей и раскадровка будущего комикса.

Чаще всего, при работе над готовым сценарием художник и сценарист создают творческий дуэт. В своей работе я еще не сталкивался с жесткими ограничениями работы над сценарием. Ни с отечественными, ни с зарубежными авторами. Но очень важно не забывать, что главная задача художника — нарисовать, а не написать. И каждая правка, каждое изменение должно все же опираться на реальные основания, а не быть только «капризом» художника… Хотя и такое бывает!

Чтобы комикс было удобно читать — его панели нужно удобно расположить. Грубо говоря, еще на этапе раскадровки вы сами должны испытать каждую страницу. Идите глазами по панелям, по пузырям текста, прослеживая путь взгляда вашего читателя.

Есть огромное количество пособий от известных художников, но без большого опыта чтения комиксов вы не сможете решать подобную задачу на интуитивном уровне.

С появлением персональных компьютеров все немного изменилось — раньше текст в пузырях для комиксов писался вручную и приклеивался к готовым компасным страницам. Сейчас же, леттеринг стал практически поголовно цифровым процессом. Осталось очень немного авторов, которые берут текст в свои руки, в прямом и переносном смысле. Но это не меняет необходимости помнить о тексте при рисовании комикса. Я на первых комиксах периодически забывал об этом, и порой приходилось менять композицию сцены или даже перерисовать ту или иную панель.

Степень проработки рисунка и его, скажем так, академичности — вопрос сугубо технический.

Почти каждый художник комиксов рисует в уникальном стиле, даже если основывается на опыте других художников. Условно говоря — если вы рисуете стрип с мультяшными, плоскими персонажами, то полностью проработанные фоны с тенями и полутенями будут смотреться тяжеловесно. Если же вы, как и я, пытаетесь работать в более реалистичном стиле — тени будут являться обязательным фактором, придающим рисунку объем и живость. Опять-таки, есть большое количество мэтров, которые подчас рисуют тенями, а не линиями. Комиксы тем и прекрасны, что позволяют цвести тысяче цветов.

Как лучше работать новичкам

Я не сторонник жестких разделений на цифру и традишку. В идеале — несмотря на различия инструментария — нужно уметь работать любым способом.

Но, положа руку на сердце, при всей моей любви к олдскульным инструментам — цифра сейчас становится доступнее и проще для работы над комиксами и иллюстрацией. Хорошая бумага, профессиональный инструмент и необходимость пространства для работы и хранения — могут стать серьезной проблемой и строкой расходов для новичка. Опять-таки, надо понимать, что комиксы — это жесткие дедлайны, с цифровыми инструментами их выдерживать намного проще.

Вне зависимости от того, рисуете ли вы на бумаге, или на планшете — подготовка к печати будет производится цифровым способом.

Для своей работы я пользуюсь Adobe Photoshop. Его функционала мне вполне хватает для подготовки отсканированных страниц к печати. В свое время пробовал Sai — программа интересная и довольно удобная, поскольку именно рисовать в Photoshop для меня оказалось не очень удобно.

Важные этапы при создании комикса (редакция)

Для начала, как выше отметил Дмитрий, вам нужно выбрать тему комикса и придумать историю, в которой вы сможете рассказать все, что хотите. Не стоит бояться вставить в комикс что-то лишнее. При работе над комиксом вы сами уберете все ненужное, оставив только то, что соответствует вашему видению этой истории.

Дальше нужно составить план комикса. Это может быть как классический план, так и план в виде набросков будущего комикса. На этом этапе вам не нужно продумывать расположение панелей комикса, так как планирование расположения панелей на каждой из страниц будет позднее.

Решите — каким будет объем вашего комикса. Будет ли это веб-комикс, комикс-ваншот или начало большой серии. От размеров вашей истории зависит ее темп, количество панелей на странице и последовательность чтения.

Грубо говоря, в крупной серии сценаристы и художники могут позволить уделить целый разворот какому-то одному кадру. В ваншотах это сложнее, так как вы ограничены в объеме комикса.

Когда у вас есть история и ее примерный план, то вам нужно ответить на главный вопрос — способны ли вы сами реализовать его?

И здесь речь не о качестве вашего рисунка — некоторые комиксы притягивают своим минимализмом. Речь именно о соответствии ваших умений тематике вашего комикса. Уверены ли вы, что сможете нарисовать его таким, каким задумали?

Если вы определились со всем указанным выше и уже начали работу над страницами вашего будущего комикса, то самое время убедиться, что вы не забыли все важные элементы: главных героев, фоны, место под пузыри с текстом и звуки.

Очень важно место работы. Если вы традиционный художник, то вам нужно пространство с хорошим освещением и просторным столом, где вы сможете работать. Комиксы не рисуются за компьютером и на коленке.

Ваша задача создать себе максимально комфортные условия для работы, в которых вы сможете настроиться на правильную волну и творить.

Если же вы предпочитаете рисовать в электронном виде, то вам может помочь графический планшет и хороший монитор. Например, мониторы линейки Ultrawide LG (наш обзор). Почему именно они?

    Самое главное — у этой линейки отличная диагональ — от 29 дюймов (29UM59-P) до 38 (38UC99-W). Широкий угол обзора — до 178 градусов по вертикали и горизонтали — позволит вам держать на мониторе параллельно несколько открытых вкладок, которые помогут при работе над комиксом. Например, учебник по изобразительному искусству, ваш план-раскадровку, графический редактор — все это одновременно будет открыто на экране; Разрешение экрана до 3840×1600 позволит вам не только умещать все необходимые для работы над комиксами программы параллельно на рабочем столе, но и держать вашу работу в максимально большом формате, чтобы можно было прорисовать все мелкие детали и фоны на панелях комикса; Максимальная яркость экрана — 300 кд/м2, а контрастность — 1000:1, динамическая, и это вполне стандартные показатели, при которых вы получите отличные баланс белого и черного при отображении на экране, а также яркие насыщенные цвета, что, согласитесь, очень важно для художников. Кстати, все мониторы линейки Ultrawide LG с антибликовым покрытием, так что вы можете без проблем работать при любом освещении.

Евгений Францев

На что в первую очередь стоит обращать внимание перед работой над комиксом

Комиксы — вещь комплексная. Как часы — один винтик не вертится, и они стоят. Так и тут: если какой-то элемент сделан плохо или не производит нужного эффекта, то и комикс не работает. Как в кино — если в драматичной сцене будет играть веселая музыка, то зритель вряд ли заплачет или посочувствует героям фильма. Поэтому готовиться надо по-максимуму. Записать все идеи, заточить карандаши, запастись тушью. Хотя все учесть, конечно, невозможно.

Комиксы — это созерцательный вид искусства, поэтому визуал очень важен. Но если у комикса нет идеи, то не спасет и он.

Нужно понимать, что ты хочешь от своего комикса: вокруг чего будет крутиться сюжет, какие будут персонажи, какой будет история и как она будет выглядеть на бумаге. Даже если комикс делает ставку на картинку, это не значит, что все остальное отходит на второй план и можно меньше заморачиваться, например, с сюжетом.

Хороший художник хорошо рисует и то, что любит, и то, что не любит.

Потому что это его работа, и он должен относиться к ней ответственно. Конечно, приятно рисовать то, что «сердцу ближе», но у заказчика комикса идеи и пожелания могут быть самые разные — и нужно их учитывать. А еще чем больше рисуешь, особенно в разных стилях — тем сильнее прокачиваешься. Но это не значит, что художники соглашаются на любую работу.

С чего начинается работа над комиксом

Самая важная часть комикса — это идея. Ее основой может стать все что угодно — от просмотренного фильма до закорючки на бумажке.

Но работа должна быть последовательной. Нельзя спонтанно менять внешний вид, характер, цели героя. Сценарий должен быть прописан от и до. Дизайны должны быть законченными, а раскадровка — понятной. В процессе чистовой отрисовки все ещё может поменяться. Могут возникнуть новые идеи, которые повлияют на внешний вид комикса или на сюжет.

Забавно, что иногда крутые сцены рождаются из курьезов — например, невнимательности художника. В первой книге «Фронтира» в истории с доктором-злодеем Баффало должен был выбить дверь и закончить сцену в доме. Но я в процессе чтения сценария подумал, что дверь должен вышибать доктор — из помещения наружу. В итоге я сделал крутой разворот с этой сценой — и она вошла в финальную версию комикса.

Некоторые заказчики требуют беспрекословно следовать сценарию. А кто-то дает художнику свободу — главное, чтобы идеи не вредили повествованию.

Почти во все комиксы, над которыми я работал, я вносил какие-то изменения. В итоге они пошли только на пользу истории.

Художник — это и режиссер, и оператор. Он должен показывать то, что важно для продвижения сюжета, а не просто рисовать героя в эффектных позах. А если художник нарисовал крутой разворот, который никак не виляет на визуальное повествование — то это ошибка.

Как лучше работать новичкам

Сложно ответить однозначно. Многие известные художники — ветераны и молодые — работают на бумаге. А кто-то, наоборот, в цифре. Кто-то комбинирует одно с другим: рисует на компьютере раскадровку, а распечатывает и обводит уже «вживую».

Я всем советую начинать рисовать на бумаге: четче понимаешь формы предметов, объем, пропорции, перспективу. Это поможет рисовать в цифре в будущем. Но если кто-то принципиально хочет рисовать только в цифре — пусть делает.

Если работаешь над комиксом на бумаге — можно сразу рисовать пузыри от руки. А можно оставить для них место и добавить на компьютере в конце работы. Нельзя про них забывать.

Важно следить за пространством панели: там должна быть не только крутая картинка, но и место для текста. Иногда, конечно, хочется, чтобы пузырей не было. Чтобы все, что рисуешь, говорило само за себя или просто не нуждалось в словах.

Порядок панелей всегда ведёт взгляд читателя. Это могут быть движения героев в определённом направлении или геометрические направляющие в задниках. Умение ненавязчиво вести читателя— это большое мастерство. А если приходится рисовать стрелочки, значит, что-то пошло не так. Мне вообще сложно представить хороший комикс без теней. Без фонов ещё можно, но не без теней. Майк Миньола, Френк Миллер мастерски пользуются тенями и создают с их помощью нужную атмосферу.

Ничего лучше Photoshop для обработки изображений пока не придумали. Еще хорошие редакторы — Manga Studio и более современный Clip Studio: они заточены специально под художников комиксов и манги, а еще у них много инструментов для анимации. Художники пробуют разные редакторы и выбирают для себя самые удобные. Мне, например, нравится Photoshop.

Как донести ваш комикс до читателя (редакция)

Сегодня существует множество способов показать свою работу. Главное — это понять, насколько вы в ней уверены.

Если вы хотите издать свой комикс, чтобы он продавался в магазинах, то вам предварительно стоит дать его почитать не близким и друзьям, а совершенно посторонним людям, которые смогут максимально критично оценить ваш труд. Уже после, вам предстоит решить — будет ваш комикс платным или бесплатным

Для бесплатной публикации вы можете использовать:

    «ВКонтакте» — крупнейшая отечественная социальная сеть позволит вам как создать свое сообщество, посвященное вашему комиксу, так и использовать чужие, соответствующие тематике. Например, группу «Русские комиксы»; Сайт «Авторский комикс» — самый большой в России и СНГ сайт, посвященный веб-комиксам. Здесь есть как новички, так и матерые художники, написавшие уже не один десяток комиксов. Есть и другие сайты подобного типа. Например, «Комиксолет»; DeviantArt — самое крупное международное сообщество для художников. Вы можете публиковать там как фрагменты, так и полноценные страницы комиксов.

Для платной публикации вам стоит обратиться к издательствам комиксов:

    Bubble. У крупнейшего российского издателя отечественных комиксов есть импринт — Bubble Visions, который выпускает готовые работы. Чтобы заинтересовать их комиксом, вы должны полностью его нарисовать; Parallel Comics. Это издательство выпускает сборники отечественных комиксов, в которые у вас есть шанс попасть, если вы сможете заинтересовать составителей. Кстати, интервью с одним из них можно почитать вот тут. Другие издательства. «Комильфо», «Белый Единорог», «КомФедерация», «Live Bubbles», «SPB Comics», «Комикс Паблишер» и другие. С каждым из них индивидуальные условия, и у вас есть шанс заинтересовать издателей, но это будет нелегко. Рынок отечественных комиксов сейчас не в лучшем состоянии.
 
Источник

гайд, комиксы, Партнерский материал

Читайте также