Сурикаты — самые опасные млекопитающие на Земле. Уровень внутривидового насилия у сурикатов составляет 19,8%, то есть каждый пятая смерть происходит от лап сородичей
Споры о природе человеческого насилия не прекращаются со времён публикации Томасом Гоббсом трактата «Левиафан» в 1651 году, который в своё время был запрещён в Англии. По идее философа, война всех против всех была естественным состоянием общества до заключения общественного договора и образования государства. Его граждане наделили монополией на насилие и правом законно убивать людей (смертная казнь для преступников, ведение военных действий и т.д.). Согласно мрачным убеждениям Гоббса, каждый человек действует из сугубо эгоистических принципов. Отношения людей якобы характеризуются фразой «человек человеку волк».
По мнению одних учёных, убийства людьми друг друга — это сугубо культурный феномен. Другие считают, что это генетическая черта, которая передаётся по наследству и присутствует не только у людей, но и у других млекопитающих. В любом случае, похоже, что склонность к смертельному насилию возникла у людей в результате эволюции.
В этом смысле убийство сородичей может рассматриваться как адаптивная эволюционная стратегия, которая увеличивает репродуктивный успех у самцов в борьбе за самок, статус или ресурсы. Конечно же, это не означает, что такая стратегия подходит для всех ситуаций. Как показали многочисленные исследования, успех данной эволюционной стратегии во многом зависит от экологического и культурного контекста, так что уровень насилия сильно различается в разные эпохи развития человечества и в разных культурах.
Таким образом, убийство сородичей является довольно сложным феноменом, который сложился в результате сочетания экологических, социальных, культурных и генетических факторов.
Этот феномен не уникален для человека. Многие приматы демонстрируют высокий уровень межгрупповой агрессии, в том числе детоубийства (используются как способ выжить из группы одного из старших членов). Даже безобидные на первый взгляд млекопитающие, такие как лошади и хомяки, иногда убивают себе подобных.
В связи с широким распространением убийств сородичей среди разных млекопитающих возникает вопрос, какое место среди них занимает человек. Учёные из Гранадского университета (Испания) исследовали эту тему и составили филогенетическое дерево 1024 млекопитающих, принадлежащих 137 семействам, а также более 600 человеческих обществ, начиная с палеолита. Для каждого из элементов дерева была вычислен уровень смертельного насилия, который определяется как вероятность погибнуть от руки (лапы) сородича, по сравнению с вероятностью погибнуть от другой причины. Таким образом, уровень смертельного насилия определяется как относительная величина в процентах. Статистика по детоубийствам, каннибализму, межгрупповой агрессии и многим другим типам убийств внутри одного вида животных собрана из всех доступных источников. Для людей учитывалась статистика смертности в войнах, умышленных убийствах, казнях, детоубийствах и других видах намеренных убийств.
По результатам анализа выяснилось, что летальная агрессия присутствует в той или иной степени почти у 40% исследованных животных. Почти наверняка это заниженная оценка, потому что не для всех видов доступна исчерпывающая информация. В целом, учитывая виды без зарегистрированных убийств, уровень смертности от летального насилия сородичей составляет 0,30±0,19% от общего количества смертей. В целом насилие широко распространено среди млекопитающих, хотя встречается редко (то есть это редкая причина смерти).
Эволюция смертельного насилия у животных (кроме человека). Уровню агрессии соответствует интенсивность цвета от жёлтого к тёмно-красному. Светло-серый означает отсутствие летальной агрессии. Предки людей помечены красным цветом. Красный треугольник соответствует филогенетической позиции человека разумного
Чемпионами среди млекопитающих по убийству сородичей оказались сурикаты (уровень насилия 19,36%), краснохвостые мартышки (18,18%), голубые мартышки (17,7%) и краснолобые лемуры (16,67%).
Далее учёные попытались установить, действительно ли убийства сородичей являются эволюционной стратегией. Для этого они выдвинули гипотезу, что уровень насилия будет коррелировать с филогенетическим сигналом, то есть близостью животных друг к другу на древе эволюции. Так оно и вышло. Например, внутривидовые убийство почти отсутствуют в определённых ветвях эволюции млекопитающих, таких как летучие мыши, киты и зайцеобразные, но зато повсеместно встречается у приматов. Внутри отряда приматов уровень насилия сильно отличается у шимпанзе и бонобо, что указывает не определённую эволюционную гибкость стратегии. Вероятно, она зависит также от некоторых внешних факторов, таких как экология (среда обитания) и социальность.
Организованное убийство сородича группой шимпанзе
Учёные провели сортировку животных по среде обитания и социальности — и выяснили, что уровень смертельной агрессии у наземных животных выше, чем у остальных, а у социальных животных выше, чем у ведущих уединённый образ жизни.
Уровень насилия также сильно варьировался в эволюции предков человека. У дальних узлов на эволюционном дереве он крайне низок, но постепенно вырос до максимума 2,3±0,1% у двух узлов, непосредственно связанных с происхождением приматов. Затем снизился до 1,8±0,1% у человекообразных обезьян (гоминид). Всё это указывает на эволюционную природу феномена.
Рекордный уровень насилия Гомо Сапиенс продемонстрировал в Средневековье, а в современное время уровень насилия среди людей снизился почти до миролюбивой эпохи палеолита.
По расчётам учёных, в классическую и постклассическую эпоху количество убийств оказалось на 13-16% выше положенного, то есть выше филогенетически рассчитанного показателя.
Особенная жестокость проявляется в обществах типа кочевых групп (nomadic bands). Плотность населения является естественным экологическим драйвером для насилия, отмечают учёные, но не определяющим фактором. Так, в человеческом обществе уровень насилия был выше во времена, когда плотность населения была ниже, чем сейчас.
Учёные считают, что в силах человечества вообще устранить убийство сородичей как эволюционный фактор. Это архаизм, который нужно пережить. «С нашей точки зрения, основной посыл нашего исследования состоит в том, что неважно, насколько жестокими были наши предки, мы можем снизить уровень насилия, изменив социальное окружение, — говорит один из авторов исследования Хосе Мария Гомес (José María Gómez) из Гранадского университета (Испания). — Мы способны построить более пацифистское общество, если захотим». Фактически, эта эволюционная стратегия уже устарела. Как копчик, клыки и волосяной покров на теле человека, она досталась нам от предков как ненужный рудимент животной эпохи.
Научная статья опубликована 28 сентября 2016 года в журнале Nature (doi: 10.1038/nature19758).
Источник