Трагичное завершение. Фернандо Ройела

Трагичное завершение. Фернандо Ройела

Фернандо Ройела — современный испанский автор. В его творчестве зачастую соседствуют сатира, отношения между языком, реальностью и вымыслом. Наиболее подходящее определение стилю Ройелы дал бы Бахтин, назвав гротескным реализмом, потому что именно Рабле дальний родственник его творчества.

«Плохой конец» — срез испанской действительности со времени революции 30-х вплоть до попытки установки демократии в 80-е. Основной герой — карлик Грегорио. Из его уст мы узнаем, что мать у него шлюха в придорожной забегаловке, а старший брат недалекого ума. В школе его, конечно, абьюзили, что неудивительно из-за его нестандартной внешности, а дети, и особенно подростки жестко выражают свою позицию по отношению к отличающимся детям. И это не меняется на протяжении тысячелетий. Мать продала Грегорио в цирк, где он провел свою юность и пестовал своё мужество и, наверное, всё-таки ненависть. В школе ему нравилась девочка, которая весьма жестоко с ним обращалась (любви же не прикажешь, какая бы она не была в столь юном возрасте). Уже в будущем он желал ей смерти. Людская память работает избирательно, но неизменно то, что именно вещи, события и люди — главные триггеры нашего сознания. Чтобы избавиться от воспоминаний о своей никчемной юности, он желал исчезновения его детской любви навсегда. И именно смерть (как не раз называет её герой — «плохой конец») повсеместно соседствует с взрослением юного Грегорио — акробаты в цирке с переломленным позвоночником, клоун, убивающий в порыве ревности свою любовь, одноглазый нищий в богадельне, в чьих университетах жизни карлик получит свое образование, полицейский, марксисты (и тут не избежать сравнения с Францом Биберкопфом Дёблина), бывший зек, которого когда-то в пору цирковой юности предал герой. Все они неизменно находили плохой конец. Герой порой злорадствовал, порой сочувствовал, но старался выжить сам в столь трудное для Испании время. Пожалуй, беднота одна из самых чувствительных к историческим изменениям страт. Грегорио прошел путь от циркового уродства и нищего-попрошайки до создателя империи фаст-фуда. Он крал, просил милостыню, предавал, шпионил за распространителями марксистских листовок, влюблялся, и даже успел нажить сына. Любопытный (или всё же стандартный?) путь становления капиталиста, который мог завершиться плохим концом, но об этом мы не узнаем, ибо автор оставил разрешение этого вопроса на нас, читателях.

Произведение изобилует раблезианскими телесными излишествами: еда и голод, моча и сперма, испражнения и алкоголь. Иные сцены могут быть неприятными, другие вызывают воодушевление и возбуждение, но жизнь Грегорио представлена во всей её красоте и уродстве, соседствующими всегда бок о бок. И это делает произведение Ройелы одним из самых запоминающихся, которое трудно встроить в какую-то систему и загнать в существующие рамки.

 

Источник

Fernando, завершение, Ройела, Трагичное

Читайте также