The Darkness 2 это тот случай, когда, казалось бы, прямой сиквел не имеет с первоисточником почти ничего общего. Первая The Darkness это мрачный мистический триллер в реалистичном сеттинге, жестокий и безрадостный. Вторая же игра это шумный карнавальный боевик, стилизованный под комиксы, в котором от оригинала осталась лишь сюжетная завязка да жестокость. По какой причине серия пережила настолько радикальное преображение, никто сегодня уже не расскажет, но решение это видится мне очень странным и каким-то неправильным. Пусть The Darkness это адаптация именно что комиксов, но видеоигры это самостоятельное медиа, да и нельзя поменять жанр и стилистику, не навредив структуре и восприятию художественного произведения.
Так и получилось, и сюжет The Darkness 2 это какая-та шизофрения, ну или просто дурная комедия. В общем, есть у нас мафиозник Джеки Эстокадо, который каким-то образом унаследовал одержимость Тьмой — существом, что существует чуть ли не с начала времён, представляя собой то самое первородное Зло. И выражается это в том, что у Джеки отросли две дополнительные демонические руки, а сам он не может умереть окончательно. В последнем ему пытается помочь некое Братство, которое хочет засосать эту самую Тьму в волшебный пылесос и использовать для каких-то злых целей. В свою очередь Тьме самой нужен волшебный пылесос Братства для уже своих злых целей. А чего хочет сам Джеки так это воссоединиться со своей возлюбленной Дженни, душу которой Тьма удерживает в Аду, чем и шантажирует главного героя.
Ещё Джеки всю игру испытывает приходы разной степени тяжести, то повсюду видя свою мёртвую девушку, то оказываясь в иллюзии, где он постоялец психиатрической больницы. Если второе это происки Тьмы, которая хочет запереть сознание Джеки и подчинить себе его тело, то у первого причин вообще нет — Джеки просто поехавший, хоть и не признается. По мне так всё очевидно, психушка настоящая, а остальная игра это плод навязчивых идей и неуёмных фантазий макаронника с протёкшим колпаком, деперсонализация и маниакальный психоз как они есть.
Сам Джеки мало что собой представляет как персонаж — тупой импульсивный бандюга, одержимый желанием переубивать всех, кто встал на его пути, и воссоединиться со сгинувшей любовью. Но и пустой оболочкой его тоже не назовёшь — персону Эстокадо снабдили достаточным количеством деталей, чтобы он воспринимался как полноценный, пусть и односложный, протагонист. К тому же, в финале он даже делает кое-что нетривиальное, и учитывая, что я от этого героя ничего не ждал, он даже смог меня удивить.
Визуально The Darkness 2, как и было сказано, это комикс, использующий сочную цветовую гамму и густые, будто сделанные тушью, тени. Игра, выпущенная ещё в 2012-м году, отлично выглядит и сегодня, не в последнюю очередь благодаря выбранным графическим решениям. С оговорками, конечно. Бес-прислужник главного героя выглядит как засвеченный шмоток полигонов, да и всё, что касается тёмных сил, выглядит каким-то паршиво-мультяшным.
Зато насилие выглядит очень эффектно и зрелищно — The Darkness 2 это чрезвычайно жестокая игра в изображении кровавого побоища. При помощи демонических отростков Джеки отрывает врагам руки и ноги, пробивает им грудную клетку, хватает за ноги и разрывает надвое, прибивает к стенам при помощи брошенной арматуры и прочее, и прочее. Я удивлялся уровню расчленения в 3-м «Ведьмаке», а оказывается, что в The Darkness 2 было не хуже.
Геймплейно здесь у нас эпилептойдный шутан, где стрельба не прерывается, пока тесная арена не будет очищена от двух десятков врагов, который нужно набивать пулями по самую глотку, чтобы они издохли. Или же пользоваться демоническими руками, особенно в случаях, когда патроны уже на исходе, а противников ещё много. Несмотря на обилие жестоких анимаций, руки эти умеют не так уж и много — швыряться вещами, рассекать пространство аки плеть, ну и хватать противников для проведения фатального приёма. Пусть возможности Тьмы и сильно ограничены, использовать её приёмы поначалу очень весело.
Но недолго. Радиус применения щупалец очень мал и куда чаще противников придётся именно что расстреливать, избегая открытых пространств. Но плохо не это, а то, что очень скоро на смену обычным бандитам приходят солдаты Братства, в них-то и приходится всаживать десятки пуль. Некоторые из них ещё и владеют противными способностями — вырывают оружие кнутом, безостановочно телепортируются вокруг, или таранят игрока непробиваемым щитом.
В такой ситуации вся полезность демонических рук почти полностью нивелируется, потому что ты сам стараешься держаться от таких врагов как можно дальше. А если и сходишься в ближнем бою, то щупальца здесь уже ничем помочь и неспособны, ибо чтобы схватить или разорвать врага, его предварительно нужно расстрелять, но у тебя нет на это времени — тебя самого прошивают насквозь со всех сторон. Потому функционал щупалец Джеки чаще всего сводится к тому, чтобы вырывать и пожирать сердца убитых врагов — так здесь утроено восстановление здоровья.
Впрочем, у Джеки есть ещё ряд незаурядных умений, открываемых при прокачке, да и дополнительные конечности бывают полезны, и игра не превращается в только лишь истеричный шутер. И хоть в The Darkness 2 есть пространство для экспериментов, её главным недостатком является то, что она не преумножает кровавое веселье из первых двух эпизодов, а пытается именно что задавить игрока под толщей тяжёлых в убиении, раздражающих врагов, к которым можно отнести и боссов, которых здесь порядочное количество. Ближе к финалу The Darkness 2 начинает откровенно душить, чего только стоит внеочередной босс-файт на 10-15 минут, при котором запрещено восстанавливать здоровье.
Я проходил игру дважды — на 2-й и 3-й сложностях из 4-х возможных, и рекомендую ограничиться 2-й. А то и вовсе 1-й. Сложность лишь портит эту игру, и то, что должно быть весёлым и кровожадным истреблением несчастных, превращается в сутулое ползанье по укрытиям с осторожными выглядываниями, или в мучительную беготню от трупа к трупу на открытых территориях. Учитывая, что игра предельно короткая и проходится за 5-6 часов, тем более нет никаких причин подвергать себя истязанию. The Darkness 2 это то самое развлечение на вечерок — пробежать, получить свою порцию впечатлений и успешно забыть.
Для тех, кому сюжетной кампании оказалось недостаточно, ведь играть всё-таки интересно, есть ещё одна квази-кампания, сюжет которой происходит параллельно сюжету основному, и дополнительно добивает его смертельным уровнем абсурдности. Дополнение проходится ещё часа за 2 и рассчитано, не много не мало, на мультиплеер до 4-х человек, но его можно пройти и в одиночку, за одного из 4-х персонажей, каждый из которых это урезанная версия Джеки. Я одолел его за Шошанну — израильтянку-феминистку, которая презрительно высказывается о мужчинах всякий раз как получает урон — её способности, как мне показалось, наиболее подходят для сольной игры. Тем более, что я зачем-то вернулся к 3-му порогу сложности, и The Darkness 2 вновь не замедлила стать донельзя душной — можете вспомнить свой худший Call of Duty-экспириенс, когда не можешь даже нос высунуть из-за укрытия. Но, в целом, дополнение хорошее, сосредоточенное именно на стрельбе и только на ней. Переигрывать за прочих персонажей смысла не вижу, хотя они тоже забавные.
По итогу же, несмотря на полубредовый сюжет, неадекватную сложность и смехотворную продолжительность The Darkness 2 это очень примечательное произведение своего времени. Игра отлично выглядит, геймплейно хороша тоже, с поправками на жирных и душных врагов, и омерзительную стелс-секцию на 20 минут. Ничто не мешает мне порекомендовать The Darkness 2 как приключение на вечерок, с учётом всего сказанного про сложность. От меня же игра получает 7 Джимми Виноградов из 10 возможных. Думаю, что как-нибудь перепройду и в третий раз.