Рейми с малых лет обожал все, что связано с кинематографом. В 15 лет, учась в старших классах, он познакомился с Брюсом Кэмпбеллом, который тоже мечтал стать режиссером, а позже сыграет легендарного Эша Уильямса. Вместе с Брюсом и младшим братом Тедом они сняли не один десяток короткометражек.
Поступив в университет, Сэм знакомится с Робертом и Айвеном — именно с ними, а также старым другом Брюсом Кэмпбеллом, он основал кинокомпанию Renaissance Motion Pictures и взялся за съемки короткометражки «В лесах».
После нескольких показов в местных кинотеатрах, лента получила положительные отзывы критиков и Рейми с компанией отправились искать деньги на полный метр.
«Мы показывали его докторам, зубным врачам, адвокатам — всем, у кого могло найтись несколько лишних долларов. Именно та короткометражка убедила всех этих людей вложить деньги в наш фильм.
Мы заявлялись к ним в галстуках и изо всех сил старались создать видимость серьезных парней, хотя мы были просто студентами, бросившими учебу ради какой-то немыслимой авантюры. Сама мысль о том, чтобы найти такую огромную сумму, временами казалась безумной. Мы же не могли дать никаких гарантий. Все что у нас было — кинокомпания, не выпустившая ни одного полнометражного фильма. До сих пор не понимаю, как эти люди доверили нам свои сбережения».
Молодым кинематографистам повезло познакомиться с бизнесменом Ирвином Шапиро, увидевшем в картине потенциал. Именно Ирвин придумал название «Зловещие мертвецы» и выдал энтузиастам 350 тысяч долларов на съемки. После выхода в кинотеатрах «Зловещие мертвецы» (Evil Dead, 1981 г.) отбили свой бюджет семь раз. Успех подтолкнул Рейми выпустить фильм в Европе, после чего общая сумма сборов приблизилась к 20 миллионам.
Больше о культовых хоррор-режиссерах:
Путь к большому кино и дверям крупных продюсеров был открыт. Следующая работа Рейми — «Волна преступности» (Crimwave, 1985 г.), написанная в соавторстве с братьями Коэн, должна была стать лихой криминальной комедией. Но подход режиссера зрители не оценили. «Волну преступности» быстро сняли с проката по причине абсолютно пустеющих залов.
Нужно было что-то делать, за долгами уже ломились через окна. Тогда и началась работа над второй частью «Зловещих мертвецов» (1987 г.). Она получилась переосмыслением первой главы о харизматичном Эше Уильямсе. Набравшись опыта, Рейми подлатал слабые стороны прошлого фильма, исправил недочеты и сделал историю более полной, чем раньше. Успех и прибыль не заставили себя ждать.
Вернув себе любовь продюсеров, уже более уверенный и профессионально собранный Рейми снимает «Человека тьмы» (Darkman, 1990 г.) с Лиамом Нисоном. Изначально режиссер задумывал экранизировать комикс «Тень», но из-за неразберихи с правами был придуман собственный супергерой. История об ученом, мстящем банде подонков за свое жестокое обезображивание, была тепло принята критиками и собрала в прокате почти 50 миллионов долларов.
Дела у Сэма шли хорошо и пришла пора закончить историю «Зловещих мертвецов», сняв «Армию Тьмы» (Army of Darkness, 1992). Эш Уильямс переместился в средневековье и стал кромсать дедайтов в эпоху Короля Артура.
«Армия Тьмы» скинула с себя мрачность и пугающую атмосферу «Мертвецов», оставив при себе черный юмор. Больше никакого хоррора, только комедия, трэш и угар. «Армия тьмы» провалилась в прокате, но спустя годы стала культовой среди народа.
В следующий раз имениннику снова не повезло. Вестерн «Быстрый и мертвый» (The Quick and the Dead. 1995) со звездным актерским составов (Шерон Стоун, Рассел Кроу, Леонардо Ди Каприо) провалился, так и не запомнившись аудитории ни во время проката, ни на видеокассетах.
На тот момент Рэйми уже давно мечтал снять фильм по комиксам. Он даже рассматривался в режиссерское кресло «Бэтмен навсегда», но кассовые неудачи склонили больших боссов в сторону Джоэля Шумахера. Все мы знаем, что получилось в итоге — Рэйми все же снял свой кинокомикс!
Правда, до него еще оставалась пара лет. Потому что сначала вышел «Простой план» (A Simple Plan, 1998) — криминальная драма о людях, нашедших в упавшем самолете четыре миллиона долларов. Картина с Биллом Пэкстоном, Бриджит Фондой и Билли Бобом Торнтоном может напомнить знаменитое «Фарго» братьев Коэн своим визуалом и атмосферой.
Критики достойно оценили «Простой план», фильм был номинирован на несколько наград, но о кассовой прибыли вновь пришлось забыть. Не вспомнили о ней и на спортивной драме «Ради любви к игре» с Кевином Костнером (он даже заработал номинацию на «Золотую малину» за свою роль).
Девяностые остались в прошлом. Сэм Рэйми наконец получил возможность поработать над адаптацией комикса, причем не просто комикса, а того, с которого фанател сам — Человека-паука!
Тот самый обожаемый толпами людей «Человек-паук» (Spider-man, 2002) с Тоби Магуайром и Уиллемом Дефо принес режиссеру небывалую славу и признание. Он закрепил их сиквелом, подняв планку еще выше сделав сюжет, персонажей и спецэффекты еще круче, чем в прошлый раз.
Sony была в восторге и хотела продолжения. «Человек-паук: Враг в отражении» стал самым денежно успешным проектом режиссера, но разочаровал большинство фанатов серии. Причин тому много: перебор с количеством персонажей из-за желания студии побольше заработать на мерче и разногласий с Рейми — он хотел видеть главным злодеем Песочного человека, так как с ним можно широко и эффектно визуально развернуться, а боссы хотели видеть Венома злодеем третьей части. В добавок еще приплели «Гарри-Гоблина» и получилась мешанина со слабым сценарием.
Больше о Человеке-пауке:
Это не помешало третьему пауку Рейми собрать 890 миллионов долларов. Не смотря на такую колоссальную сумму, Sony решила перезапустить серию фильмов про Паука, так и не дав Рейми реабилитироваться и воплотить свои задумки в четвертой части.
Работа над пауком сильно повысила авторитет Сэма Рейми, все дороги перед ним были открыты. Ему предлагали снять фильм «Я — легенда» с Уиллом Смитом, но режиссер предпочел вернуться к своему любимому жанру ужасов. Так появилась «Затащи меня в ад» — история о сотруднице банка, проклятой загадочной старухой после отказа в кредите. Новые фанаты Рейми, полюбившие его после «Человека-паука» не ждали от него ужастика и были немного шокированы таким ходом.
Пока совершенно другой человек выпускал в кинотеатры отснятый им перезапуск «Зловещих мертвецов», автор оригинала был занят съемками фильма «Оз: Великий и ужасный» (Oz the Great and Powerful), на основе книги Лаймена Фрэнка Браума «Волшебник страны Оз» с Джеймсом Франко в главной роли.
Получилась яркая и добрая сказка, к сожалению, совсем не успешная. Продюсеры хотели повторить успех Бертоновской «Алисы в Стране чудес» и собрать миллиард, но, увы, не вышло. Хотя «Оз» все еще неплохо сделан и его можно назвать приятным кино на вечер. Он все же может развлечь, создавая ту самую сказочность.
После «Оза» о Сэме Рейми почти ничего не было слышно, но совсем недавно THR написала, что он займется производством нового хоррора, впервые с 2009 года! Хочется пожелать ему успеха и возвращения в большое кино, мы скучаем!