Фото -Star Wars, The Rise of Skywalker, lucasfilm
Свет под облаками
Дело, конечно, не в соревновании друг с другом, а в результате: небоскребы ночью – завораживающее зрелище, которое во многом формирует облик современных городов.
Сегодня с помощью света можно создавать по-настоящему фантастические образы. Такие, например, как межгалактический 300-метровый «звездолет» Международного центра молодежной культуры в китайском Нанкине. Фантастический проект Захи Хадид стал еще более фантастическим за счет использования интеллектуальной LED-системы Philips, способной воспроизводить 16 млн цветовых оттенков. Здание освещают 700 тыс. LED-светильников, дополненных прожекторами, направляющими свет в ночное небо.
Свет 4,5 тыс. светодиодных устройств, отраженный в разноцветных стеклянных и алюминиевых панелях 144-метровой башни Агбар в Барселоне, создает необычный пиксельный эффект.
Чемпион мира по свету – дубайский 828-метровый гигант Burj Khalifa. На восточной стороне небоскреба установлен высочайший в мире медиафасад высотой 770 м. Он состоит из 1 139 144 светодиодных RGB-источников. Самый грандиозный световой спектакль Burj Khalifa состоялся в 2018 – новогоднее шоу Light Up на 100 тысячах фасадных квадратных метрах посмотрели 1 млн человек вживую и 2, 5 млрд – в трансляции. За него «Халиф» получил свой очередной «гиннес».
Световые превращения Burj Khalifa
Соревноваться с шейхами сложно, и, по большому счету, бессмысленно. В целом, система архитектурной подсветки Лахта Центра не уступает лучшим небоскребам мира. Она позволяет создавать эффектные световые шоу, одно из которых – посвященное Дню космонавтики было презентовано 12 апреля.
В ролике — лишь часть светового представления. Полная версия станет визитной карточкой Лахта Центра на конкурсе Award of Excellence -2020.
Award of Excellence — настоящий небоскребный Оскар. Премию ежегодно проводит главный мировой урбанист — CTBUH. В состязании на лучшее мировое здание 2020 года Лахта Центр прошел в финал сразу по пяти номинациям: жюри отметило почти каждое направление – от геотехники до фасадов. Выбор лучшего из лучших должен пройти осенью в Сингапуре.
Конкуренты у Лахты очень серьезные. Вот, например:
CTF Finance Center. Тяньцзин, Китай
International Financial Square. Сучжоу, Китай
CITIC Tower. Пекин, Китай
The Exchange 106. Куала-Лумпур, Малайзия
И все же в этом технологическом столкновении Востока и Запада у высочайшего европейского супертолла есть все шансы на успех. Система архитектурной подсветки – яркая демонстрация технологий и эстетики Лахта Центра. Пока по плану именно видео со световым шоу призвано восхитить жюри, а доклад главного инженера Лахта Центра, Сергея Никифорова – довершить начатое, окончательно склонив чашу весов в пользу петербургской башни. Как все сложится – узнаем примерно через полгода.
Армия светлячков: полмиллиона светодиодов Лахта Центра
Система архитектурной подсветки Лахта Центра охватывает башню, арку главного входа, многофункциональное здание и площади – Северную, обращенную к Приморскому шоссе, и Южную, спускающуюся к морю широкими ступенями-сидениями амфитеатра.
Сверху вниз, справа налево: Многофункциональное здание и Северная площадь, амфитеатр и Южная площадь, башня, Арка главного входа в комплекс
На всех этих объектах размещено более 23 тысяч светильников. А в светильниках использовано более полумиллиона светодиодов!
Главный световой акцент – башня. На ее фасадах концентрируется большая часть оборудования: более 17 тысяч светильников — почти 460 тысяч светодиодов.
Это дает возможность создания не только статичных, но и эффектных динамических сценариев. Первый и любимый из них – образ новогодней «ёлки».
На праздник к нам пришла
Вадим Заяц, генеральный директор «ЛИИС Инженерные решения», компании-подрядчика по автоматизации управления инженерными системами и системой архитектурной подсветки:
«Наше преимущество в создании сценариев освещения башни Лахта Центра – здание необычной формы, которая позволяет создавать интересные эффекты»
Премьерный запуск системы архитектурной подсветки состоялся на Новый год 2018/2019. Сценарий был статичным: образ держался на зеленой подсветке 5 ребер башни и заливке фасадов точечными светильниками.
Фото Станислава Забурдаева
В 2019/2020 «ёлка» стала «пушистее» — в зеленый оделись все 15 граней супертолла.
Легкие цветовые переливы пробегали сверху до низу, а позже к ним добавилась «гирлянда» из огней светомаркировки – те оптимистично подмигивали то ли гуляющим возле, то ли летящему на берега Невы вместе с самолетами и снегом и пока еще радостно воспринимаемому наступающему году.
Это милое шоу не только полюбилось многим петербуржцам, но и позволило городу на Неве стать обладателем самой высокой «ёлки» в мире.
Говорящие светом
Все 17 тысяч светильников башни объединены в одну систему управления архитектурной подсветкой комплекса. Сейчас к ней же подключают многофункциональное здание, арку главного входа и ландшафтное освещение. После сдачи КЗС — объекта второй очереди — в единую систему интегрируют архитектурную подсветку и этого здания.
Архитектурная подсветка vs рабочее освещение. Фаза II – здание КЗС в правой верхней части фото. После завершения строительства КЗС подсветку здания интегрируют в единую систему управления архитектурным освещением
Перспективы системы управления подсветкой могут быть даже масштабнее. Существует возможность интегрировать в нее соседние объекты для совместных световых шоу или создания единого светового оформления нового морского фасада города.
Примером реализации такого подхода выглядит композиция Tower Bridge и небоскреба The Shard в Лондоне.
Фото theshardlondon
Фото theshardlondon
Фото julian.widmaier
Между шоу и жизнью
Основная сложность при разработке световых сценариев башни Лахта Центра – наличие двух типов светильников, использующихся в фасадном освещении петербургского небоскреба. Контурная подсветка, установленная на гранях здания в рельсах системы обслуживания фасадов (СОФ) — яркая. Точечные светильники стеклопакетов — нет. При своей небольшой мощности и узком градусе раскрытия луча они не могут обеспечить полноценную заливку фасада.
На фото и в видео выше – практически максимальные возможности точечных светильников, когда внутреннее освещение выключено. Пока комплекс не заселен, это возможно, в последующей жизни здания — нет. Офисы не отключишь, а значит архитектурная подсветка должна быть эффектной, но при этом не мешать тем, кто работает в здании.
Лучи точеных светильников направлены строго вверх – чтобы засвечивать только верхнюю часть рамы стеклопакетов, не отклоняясь ни в сторону офиса, ни в сторону улицы
Точечные фасадные светильники и светильники в ребрах башни
Поэтому во всех сценариях акцент делается на подсветку граней. Именно контурный свет создает нужную атмосферу, а светильники в окнах обеспечивают лишь вспомогательную заливку, видную с расстояния не больше километра.
Из парка 300-летия Санкт-Петербурга, около 300 м: фасадная заливка еще видна. Фото piter_life_online
С Яхтенного моста — уже нет. Расстояние около 2 км. Фото pozharovaa
Невозможность использования музыкального сопровождения динамических сценариев, — еще одна большая сложность для разработчиков световых шоу на Лахте. Рядом — жилые кварталы.
Малоэтажная застройка поселков Лахта и Ольгино, Приморский район Санкт-Петербурга. Фото ikramovna_
Многоэтажная застройка, ул. Школьная, Приморский район Санкт-Петербурга. Фото busashki
Поэтому в качестве базовых динамических сценариев рассматриваются спокойные варианты без музыкального сопровождения. Пример – все та же новогодняя «елочка».
Включение комплексных сценариев, где свет дополнен музыкой, изредка все же возможно. Одним из вариантов может стать праздничное шоу в парке 300-летия Санкт-Петербурга, где может быть установлено оборудование со звуком, направленным в сторону залива. Но вариант вроде Эйфелевой башни, когда существует расписание шоу и в определенное время можно прийти и посмотреть светозвуковое представление, – определённо не наш.
Умный дом высотой в полкилометра
Вадим Заяц, генеральный директор «ЛИИС Инженерные решения»:
«Ключевая задача в любой автоматизации сделать так, чтобы сложная система превращалась в простую при управлении, чтобы все было понятно и доступно, чтобы многочисленными сложными системами было удобно управлять, и чтобы это давало красивый визуальный художественный эффект. Именно это является основной составляющей. Как, например, в балете основным является то, что артисты совершают определённые танцевальные движения. Однако художественная задумка — сделать так, чтобы все артисты могли это делать в такт с музыкой и с другими участниками»
Автоматизированная система управления освещением Лахта Центра, базирующаяся на контроллерах Luminex, объединяет медиафасады и светильники на объектах комплекса. За счет масштабируемости в перспективе к ней можно привязать подсветку окружающих архитектурных объектов.
Световые сценарии программируются с помощью софта ETC Mosaic
Система освещения – часть большой автоматизированной системы управления практически всеми системами жизнеобеспечения Лахта Центра. Это крупнейший российский проект, в котором используется программное обеспечение Wonderware глобального холдинга AVEVA, занимающегося инженерной цифровизацией. Система обрабатывает порядка 225 тыс. сигналов, которые поступают от более чем 50 инженерных систем.
Алгоритмов управления инженерными системами сотни. Например — команды на открытие-закрытие вентиляционных клапанов в буферных зонах башни в зависимости от сигналов об освещенности, скорости и направлении ветра, осадков, температуры, поступающих от метеодатчиков комплекса.
Метеодатчик на кровле многофункционального здания
К таким алгоритмам относится включение и выключение подсветки башни: через 15 минут до заката или после рассвета по астрономическим часам.
Фото Романа Киташова
В зависимости от погоды автоматически меняется режим работы светильников: от 60% яркости в ясные ночи до 80% в туман.
Фото xensey
Вадим Заяц, генеральный директор «ЛИИС Инженерные решения»:
«Когда погода ясная, подсветка работает на 60 % мощности. Раньше она работала почти на 100%, светила слишком сильно. Мы откалибровали яркость, чтобы подсветка дополняла здание, украшала его. Сейчас рабочее освещение включено на 50+, 60+ процентов мощности в зависимости от цвета, так как синий цвет на 60% имеет одну яркость, а белый – другую. В среднем это – плюс-минус 5-7%. Таким образом, на данный момент светильники работают на 60% от их рабочей яркости в зависимости от сценария освещения. А если погода плохая, светильники можно также дополнительно откалибровать, чтобы они горели ярче, но опять же — не более, чем 80%.
Праздничная подсветка в честь победы ФК «Зенит» в Чемпионате России. 2018 год.
На фото — одно из первых включений архитектурной подсветки, когда светильники работали на высокой яркости. Текущий вариант для сравнения:
Март 2020
Помимо управления автоматическая система выполняет и функцию технического контроля. Сигналы от оборудования выводятся в общую систему диспетчеризации и поступают на пульт операторов. Те при нештатных ситуациях принимают решения о привлечении техперсонала – для проверки или устранения неполадок.
В местах размещения оборудования, например, в вентиляционных камерах установлены сенсорные экраны, на которых также высвечиваются сообщения об ошибках, после устранения которых сервис-инженер снимает сообщение об ошибке, диспетчер это видит и подтверждает.
Разделение систем по типам, автоматический анализ и поиск взаимосвязей между сигналами позволяет уменьшить количество информации, которую необходимо отслеживать диспетчеру для определения источника проблемы. В диспетчерской Лахта Центра всего 10 рабочих мест.
Временный диспетчерский пункт по работе с архитектурным светом
Повышение энергоэффективности за счет автоматизации помогло башне Лахта Центра набрать баллы для максимального, «платинового» уровня при прохождении международной экологической сертификации. Это единственный небоскреб Европы и один из немногих в мире c таким экологическим статусом.
***
Вадим Заяц, генеральный директор «ЛИИС Инженерные решения»:
«В белые ночи мы посмотрим и откалибруем, чтобы башня включалась раньше, чем наступит астрономическая ночь. На данный момент, если ехать в семь часов вечера – Башня уже загорается – видны контуры подсветки. Для белых ночей мы проведем специальную калибровку, чтобы, когда наступали сумерки, Башня загоралась. Сейчас, чтобы работа шла правильно, мы постоянно корректируем художественное освещение Башни. В течение всего года мы будем отлаживать освещение. К декабрю мы получим годовой алгоритм работы, который будет являться эталонным»
Фото gdeanton_
Фото photo_surkhaev
***
За помощь в подготовке материала благодарим специалистов «ЛИИС Инженерные решения» — компании-подрядчика по автоматизации управления инженерными системами и системой архитектурной подсветки: генерального директора Вадима Зайца и помощника генерального директора Владиславу Симончук