В 2023 Бомбора выпустила книгу “Создание трилогии BioShock. От Восторга до Колумбии”. Если вы не слышали о трилогии, то читать книгу не надо — надо играть. Можете пропустить мой рассказ и эту книгу полностью до прохождения всех частей и DLC. Если же Биошоки в вашем сердечке заняли особое место, то у вас есть шанс разобраться в сюжете полностью.
О чем книга
Прежде всего книга перескажет нам сюжет всех игр серии. Полностью узнать его в процессе прохождения сложно — для этого нужно подбирать специальные диктофоны, в которых главные персонажи вели свои дневники. Сейчас подобный подход не оригинален, но не будем забывать — первый Bioshock вышел в 2007 году. А если не заниматься сбором побочных предметов, то и всех нюансов игры понять невозможно.
Кен Левин, 2К Marin и Irrational Games (детище Кена) — главные действующие лица со стороны разработки. После создания 3-ей части команда Левина настолько устала, что начала разбегаться, а сам он счел за лучшее закрыть студию. И нет, дело не в провале проекта, а в количестве сил, на него затраченных.
Книга посвящена сеттингу, истории и всевозможной расшифровке знаков, которые сценаристы и геймдизайнеры оставили для нас. На поверхности во всех частях игры лежит почти тоталитарное общество, которое годами прикидывалось чем-то более возвышенным, но не прошло испытания временем. Гражданская война тоже присутствует и в Восторге, и в Колумбии, но во втором случае мятежники обнажают мысль “благая цель может достигаться любыми методами”. И вот уже из противников расизма “Глас народа” превращается в террористов, способных убить кого угодно ради победы.
Основа сюжета первых 2-х частей
Постараюсь без спойлеров. Жил-был некий капиталист по имени Эндрю Райан. Когда-то он жил в царской России под именем Андрей Раяновский, после прихода к власти большевиков эмигрировал в США. Он был убежденным сторонником упорного труда и получения за него благ — деньги в его голове оправдывали почти всё. Но после нового курса Франклина, вызванного Великой Депрессией он понял, что в США тоже собираются заботиться о бедняках. Это его не устроило и он решил построить собственный подводный город — Восторг.
Построил Эндрю огромную (анти)утопию, куда собрал выдающихся людей. Как всегда, среди мировой элиты затесались несогласные с его курсом и вообще всяческие криминальные элементы. Вскоре это привело к генной инженерии, экспериментам на людях и так далее.
Здесь есть всё: использование детей для опытов, появление наркоманов, безумные зомби, генетические мутанты и основной лейтмотив о том, как “идеальный” мир рассыпается на осколки. Местами сеттинг затягивает примерно так же, как это может сделать качественная научная фантастика. Даже отсылки в анненербе присутствуют. При этом не возникает ощущения пластмассовости и невероятности происходящего, какое у меня было во время игры в Wolfenstein.
Отсылки, отсылки, везде отсылки
Но не пересказом сюжета единым ценна книга. В игре есть множество отсылок к тем или иным культурным и историческим феноменам, которые запросто можно было не уловить. К примеру, имя антагониста — это почти анаграмма Айн Рэнд, писательницы, тоже уроженки царской России. Наибольшую известность получил её роман “Атлант расправил плечи”. В нем рассказывается о судьбе Америки, которую один за другим покидают талантливые люди из-за того, что плановая экономика ставит им палки в колеса и мешает менять мир к лучшему. Рэнд — объективист, ей претит идея разделения благ на всех. Труд — высшая ценность, ну вы поняли. С другой стороны, в игре присутствуют некие идеи коммунизма. Они тоже вывернуты наизнанку и приводят в итоге к не меньшему бедствию.
Дизайн Восторга выполнен в стиле ар-деко, причем его ранним американском понимании: присутствует стекло и сталь. Раннее оно потому, что в отличии от поздних идей, этот стиль адресуется богатым и успешным, а не вообще всем. Постеры, которые вы можете видеть на стенах, тоже часть сюжета и тоже отсылка к ар-деко: американцы начали использовать постеры для рекламы чуть ли не первыми; до этого их использовали только как афиши представлений.
Количество отсылок к мифам и легендам поражает. Тут вам и христианские истории, и греческая мифология, и локальные легенды. Сам Восторг — это некое олицетворение Атлантиды, о которой первым написал Платон. Один из антагонистов носит имя Атланта, который одновременно и отсылает нас к Рэнд, и к титану, который проиграл Зевсу и вынужден был держать небесный свод.
Infinite — лучший сюжет ever?
В 3-ей части серии нам придется играть за Букера ДеВитта — бывшего военного, частного детектива, который когда-то работал на Пинкертона, успел продать свою дочь за карточные долги и встать на путь исправления.
Антагонистом в истории будет Комсток — лидер города Колумбия, который парит в облаках и является отсылкой к американской мечте и идее исключительности. В новом сеттинге правил бал стимпанк, и некоторые механизмы — искусственный океан в небе — поражают воображение.
Комсток держит в заточении девушку Элизабет, которую называет своей дочерью, но что-то тут не так. По ходу игры мы начинаем разбираться в трагедии, которая приключилась с молодой девушкой. Она не просто бегает с нами по уровням, она помогает, лечит и … Впрочем, лучше 1 раз увидеть, чем сейчас прочитать. По плану антагониста она должна была стать его преемницей, и нельзя сказать, что в конце нас просто ждет хеппи энд.
Сюжетные повороты игры невероятны. Здесь есть и концепция параллельных вселенных, которые регулярно наслаиваются друг на друга, и совмещение персонажей, и механический Соловей, который по технологиям близок к Большим Папочкам из первых 2-х частей. Кто настоящий злодей, кто герой и почему всё это похоже на фильм Нолана — тут никаких спойлеров не будет. Третья часть вполне играбельна и сегодня, а все ответы вы найдете в книге. Я для себя нового узнал немало о взаимоотношениях Элизабет с миром.
Bioshock мертв?
Технически нет. Несколько лет назад 2K games объявили о перезапуске 4-ой части, которая до этого уже успела побывать в производственном аду, но ничего глобально не изменилось. Вот актуальная новость:
Печалит то, что постройка новой игры началась не с сюжета — отличительной части серии. Если верить новости, то до повествование до сих пор не выстроено, но должно происходить в 60-х годах прошлого века.
Может сложиться мнение, что я книги коснулся лишь вскользь — это не так. Книга и правда разжевывает вам сюжет игр, но главное — сильно дополняет его. Я не уверен, что точно уловил все нюансы во время прохождения игры, а некоторых мелочей знать просто не мог — образования на тот момент не хватало.
Эти несколько дней с книгой снова окунули меня в атмосферу игровой радости от продуманного мира Bioshock. Вернет ли Кен Левин нам его в игровой форме — не думаю, слишком много воды утекло. Некоторым франшизам лучше так и оставаться в памяти, иногда её достаточно просто освежить.