Не сказать, что Nikon совсем игнорировала рынок камер со сменной оптикой, лишенных зеркал. Например, компания опередила Canon в этой «гонке», выпустив в 2011 году систему Nikon 1 – но просчиталась с перспективами рынка, сделав ставку на предельную компактность и рядовых любителей фотографии. Вскоре этот сегмент ужался, по сути, до точки – а то и просто исчез, убитый смартфонами. Продажи Nikon 1 прекратились в июле.
А вот рынок профессиональных и полупрофессиональных беззеркальных камер со сменной оптикой, наоборот, все эти годы набирал силы, толкаемый вперед в первую очередь Sony, которая выпустила полнокадровую систему a7 (дополненную затем репортажной моделью a9). Именно ответ на нее и подготовила, наконец, Nikon, представившая на днях свою долгожданную систему Z – и две модели в ее рамках: Z6 и Z7.
Nikon Z6 | Nikon Z7 | |
Сенсор изображения | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) |
Эффективное разрешение сенсора | 25 мегапикселей | 46 мегапикселей |
Стабилизатор изображения | 5-осевой | 5-осевой |
Байонет | Nikon Z | Nikon Z |
Размер кадра | до 6048 × 4024 пикселей | до 8256 × 5504 пикселей |
Разрешение видео | до 3840 × 2160, 30p | до 3840 × 2160, 30p |
Чувствительность | ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 50–204 800 | ISO 64–25 600 с возможностью расширения до 32–102 400 |
Скорость серийной съемки | до 12 кадров в секунду | до 9 кадров в секунду |
Автофокус | Гибридный (контрастный + фазовый), 273 точки | Гибридный (контрастный + фазовый), 493 точки |
Встроенная вспышка | Нет, X-синхронизация 1/200 с |
Нет, X-синхронизация 1/200 с |
Карта памяти | Один слот для XQD | Один слот для XQD |
Дисплей | Наклонный сенсорный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн. точек | Наклонный сенсорный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн. точек |
Видоискатель | Электронный (OLED, 3,69 млн. точек) | Электронный (OLED, 3,69 млн. точек) |
Беспроводные модули | Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) | Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) |
Питание | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) |
Габариты | 134 × 101 × 68 мм | 134 × 101 × 68 мм |
Масса | 675 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 675 граммов (с аккумулятором и картой памяти) |
Актуальная цена | $1 995 (версия без объектива), $2 599 ( версия с объективом 24-70mm f/4) | $3 399 (версия без объектива), $3 999 ( версия с объективом 24-70mm f/4) |
Главное, что нужно знать о серии Nikon Z – новый байонет Z-mount с уникальными характеристиками. Это самый крупный байонет для полнокадровых камер на сегодняшний день – его внешний диаметр составляет 55 мм, внутренний – 49 мм (для сравнения – внутренний диаметр Sony E-mount – 46,1 мм, Nikon F-mount – 44 мм). На пресс-конференции, посвященной выходу системы, первым делом прозвучали вопросы о том, поместится ли в это крупное кольцо среднеформатная матрица – и среагирует ли этим Nikon не только на систему Sony, но и, чуть позже, на Fujifilm GFX. Ответов мы, конечно, не получили – но в данном случае дело, конечно, не в возможном запасе под расширение системы, а в одновременном сокращении рабочего отрезка (он составляет здесь 16 мм против 46 мм у камер Nikon F-mount) и увеличении возможностей по монтажу светосильной оптики.
Уже анонсирован впечатляющий объектив NIKKOR Z 58mm f/0,95 S Noct – он находится на финальной стадии разработки и планируется к выходу в 2019 году. Поснимать на презентации Z6/Z7 на него не получилось, можно было только посмотреть и примериться. Вещь, конечно, весьма объемная и, почти наверняка, очень дорогая – но именно подобные шаги и могут помочь нагнать далеко ушедшую вперед Sony. В данный момент имеется всего три объектива со штатными характеристиками: 24-70 мм f/4, 35mm f/1,8, 50mm f/1,8. Есть еще переходник FTZ (отличное название, кстати, не лишенное прямолинейной иронии – японцы не всегда способны на такие вещи), позволяющий «цеплять» на Nikon Z большую часть объективов для F-mount с сохранением стабилизации и автофокуса (он замедляется, но не очень серьезно).
Самая печальная новость, которая касается нового байонета – Nikon не открывает его спецификации, по крайней мере пока. И планирует в полной мере зарабатывать на оптике для системы Z. На вопросы, касающиеся возможностей для сторонних производителей, представители Nikon отвечают довольно просто: обратное проектирование. Увы.
Сами же камеры тоже направлены на погоню – и вполне конкурентоспособны. Хочется сказать – «а как были бы конкурентоспособны 5 лет назад!» – но историю, конечно, вспять не повернуть.
Nikon Z6 и Z7 отличаются совсем не сильно: сенсором (25 против 46 мегапикселей – с разным диапазоном чувствительности), скоростью съемки (12 кадров в секунду против 9 кадров в секунду), системой автофокуса (с 273 точками на младшей модели и 493 точками на старшей). В остальном они практически идентичны, выпускаются в абсолютно одинаковых корпусах: и по весу, и по габаритам, и по эргономике.
Внешне Nikon Z6/Z7 уникальны – в том плане, что с ходу не подберешь максимально похожие на них камеры. По идее, это могли бы быть полнокадровые беззеркалки Sony, но у Nikon Z слишком много отличий. От зеркалок F-mount они тоже отстоят довольно далеко – с перемещенной на боковую грань красной полоской, узким и довольно невысоким выступом для хвата (мизинец почти гарантированно повиснет в воздухе). При взгляде сверху же и вовсе в первую очередь думаешь о Fujifilm X-H1 – тут и общая форма влияет, и темный ЖК-экранчик. Который не в пример удобнее, контрастнее и в целом современнее, чем привычные на современных камерах дисплеи с неинвертированными цветами.
С органами управления на первый взгляд все в порядке – есть как удачные находки, вроде двух настраиваемых клавиш возле байонета, с другой стороны от кнопки высвобождения объектива, так и некоторые сокращения по сравнению с зеркалками – все-таки корпус тут заметно меньше, чем у D750 или D850. Впрочем, изменения не такие сильные и скорее даже интересные – подробнее мы поговорим о них в полном обзоре камер, который мы уже готовим.
Здесь используется сенсорный наклонный дисплей диагональю 3,2 дюйма с соотношением сторон 3:2 – очень яркий и с честными цветами. Видоискатель – естественно, OLED, причем по высшему разряду – 3,69 млн. точек, почти незаметный лаг. Традиционную «оптику» он, конечно, не заменит, но тут уже нет выбора.
Из ключевых вещей, на которые первым делом можно не обратить внимания, зато потом на тебя буквально сходит лавина понимания – обе модели оснащены одним-единственным слотом для карты памяти. Формата XQD. Выкидывайте свои Compact Flash и даже SD – новый стандарт (слот совместим, впрочем, с CF-Express) приходит уже всерьез. И его влияние заметно сразу – скорости совсем другие, до этого уровня не дотягивают и SD стандарта UHS-II. На запись полной серии, сделанной на Z7, например, уходит 5-6 секунд. Но почему не сделать второй слот для SD, как это было раньше? Этот вопрос я задал инженерам Nikon, ответ ожидаемый – «не хватило места на корпусе, шла борьба за каждый миллиметр». Сколько здесь лукавства, а сколько откровенности – решайте сами.
Обе камеры получили и матричные стабилизаторы (5 осей, заявленная эффективность – 5 ступеней экспозиции), и гибридные автофокусы, где используется и контрастные, и фазовые датчики, размещенные на матрице. Про разницу в количестве точек фокусировки я уже упоминал выше. Зеркальные камеры Nikon никогда не отличались высокой скоростью и точностью фокусировки в режиме Live View – и при создании Z-серии компании нужно было совершить большой прыжок вперед. По первым впечатлениям можно сказать, что, в принципе, он получился – какого-то провала, как, например, на первых Sony a7 и a7R, нет. Но с тех пор утекло немало воды, и Nikon надо ориентироваться на Sony a7 III, a9 и a7R III, с их фокусировкой по глазам и очень цепким следящим режимом. Увы, прямое сравнение Nikon, судя по всему, проигрывает – и в плане управления фокусировкой (хотя тут есть специальный джойстик), и в плане точности. Впрочем, опять же, настоящие выводы я приберегу до обстоятельного тестирования.
Сенсоры, которые устанавливаются на Nikon Z6 и Z7, по утверждению представителей компании, «созданы специально для этих камер», говорить о переносе матрицы с Nikon D850 на Nikon Z7, например, было бы неправильно. Поставщика сенсоров не называют – утверждать, что это совершенно точно Sony, не рискнем. Низкочастотный фильтр отсутствует, а с изображением работает свежий процессор EXPEED 6.
Некоторое количество примеров съемки Nikon Z7 (в том числе с RAW-файлами формата NEF – Adobe Lightroom, к слову, уже «дружит» с ними) прикладываю к обзору. Обращает на себя внимание не только отличная цветопередача в JPEG, прекрасный динамический диапазон и детализация, но и довольно короткий диапазон рабочих ISO в сравнении с той же Nikon D850 – о причинах этого еще предстоит подумать, равно как и попробовать в деле Nikon Z6. Как говорится, оставайтесь с нами.
Обе камеры оснащены всеми необходимыми разъемами, в том числе и для съемки видео (HDMI, выход на наушники, вход для микрофона), умеют снимать в 4К с частотой до 30 кадров в секунду и в Full HD с частотой до 120 кадров в секунду с попиксельным чтением с матрицы и цифровой стабилизацией. Поддерживается совершенно новый 10-битный профиль N-Log, который обеспечивает расширенную глубину цвета и расширенный же (на 1 300%) динамический диапазон. Можно записывать и таймкод.
Система сразу преподносится как универсальная, рассчитанная и на фотографов, и на видеооператоров – причем сразу с замахом на профессиональный сегмент. Цены – соответственные. Российские представительство Nikon пока не называет, но международные уже известны – $1 995 за Nikon Z6 без объектива и $3 399 за такую же версию Nikon Z7. Основной аудиторией этих камер, по крайней мере, поначалу, очевидно, станут «никонисты», которые хотят перейти на более легкую (обе камеры весят 675 граммов) и компактную систему без потери качества. С другими аудиториями пока более туго – не хватает развитого парка оптики непосредственно под байонет и поддержки объективов сторонних брендов.
Тем не менее Nikon очень рассчитывает на свою свежую систему и надеется не повторить истории с системой Nikon 1. Производятся Z6 и Z7 на сегодняшний день только в Японии, на заводе в городе Сендай – это относительно небольшое и не очень мощное предприятие (по моим подсчетам, оно выдает примерно по 500-600 камер в день, хотя я могу и ошибаться), но зато предельно близкое к головному офису и здорово укомплектованное технически. На нем также собирались или собираются флагманские камеры D5 и Df. К слову, сегодня там изготавливают исключительно Z7 – сборочная линия одна-единственная, и на ней выпускают либо Z6, либо Z7, поочередно.
Скоро мы вновь вернемся к уже куда более подробному разговору о Nikon Z6 и Z7, а пока самое время понаблюдать за реакцией рынка и анонсами конкурентов. Нас ждут очень интересные времена!
Источник: 3DNews