Четвертая — и последняя — статья совместного с Nikon цикла посвящена одному из самых специфических семейств оптики, но при этом одному из самых востребованных: макрообъективам. На тест к нам попали четыре объектива с фиксированным фокусным расстоянием, три из которых специально рассчитаны на макросъемку: 105mm f/1.4E ED AF-S Nikkor (единственный не специализированный макро), 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor, 60mm f/2.8G ED AF-S Micro-Nikkor, 200mm f/4D ED-IF AF Micro-Nikkor.
В этот раз для тестирования использовалась кроп-зеркалка топового уровня Nikon D500. Из-за суженного угла зрения и более крупного плана (что критично для макросъемки) в этих случаях использовать DX-камеру удобнее, чем аппарат с полнокадровой матрицей.
Вся оптика при этом относится к семейству FX – у Nikon нет никаких проблем с совместимостью оптики по байонетам. Три объектива относятся к G-серии – то есть лишены кольца регулировки диафрагмы. Ну а 200mm f/4D — это линза старой школы, на ней это кольцо есть. Также все они, естественно, автофокусные и все содержат в составе низкодисперсионные элементы (аббревиатура ED в имени). Встроенным стабилизатором оснащен только 60mm f/2.8G ED AF-S.
Поговорим о каждом объективе в отдельности.
⇡#Nikon 60mm f/2.8G ED AF-S Micro-Nikkor
Один из самых простых и недорогих способов заполучить фикс-объектив Nikon с функцией макро – приобрести 60mm f/2.8G ED. Сразу оговоримся, что это не безапелляционно самый дешевый макрообъектив под байонет Nikon F: есть еще версия с тем же фокусным расстоянием, но постарше, без низкодисперсионных элементов и ультразвукового автофокуса, а также имеется 40mm f/2.8G – тоже интересный вариант, близкий по характеристикам к «шестидесятке», но чуть менее эффективный.
60mm f/2.8G просто создан для фотографа, только начинающего свои поиски в области макрофотографии. Это не только относительно недорогой объектив, но и довольно компактный и при этом оснащенный по последнему слову оптики. Анонсирован он в январе 2008 года, но устареть с тех пор не успел.
Корпус 60mm f/2.8G сделан из пластика, но с применением металлических частей – в частности, из металла выполнен байонет. Габариты – 73 × 89 мм, масса – 425 граммов. Это самый маленький и легкий объектив в сегодняшней подборке. Правда, слово «легкий» далось мне сейчас с трудом – это все равно увесистая вещь. Объективы такой массы уже напоминают об участи любого серьезного фотографа – носить на плече тяжелый кофр, набитый техникой.
Фокусировочное кольцо (трансфокатора здесь, как и на других объективах выборки, естественно, нет) сделано из пластика с ребристой резиновой вставкой по центру – пользоваться им удобно. Что еще важнее, вероятность отслоения резины должна быть минимальной — на пластике она держится крепче, чем на металле. Ход кольца относительно свободный, но с небольшим сопротивлением – скорость в итоге чуть ниже, чем на объективах с «гуляющим» кольцом, зато точность увеличивается. На байонете есть резиновая прослойка, но официально пыле- и влагозащита не заявлена. Переживать из-за мелкого дождика или повышенной влажности в лесу (а подобные объективы, конечно, рассчитаны на работу в полевых условиях) не стоит, но во время тропического ливня лучше не рисковать. Страна производства – Япония. Это довольно неожиданно, если учесть не слишком высокую стоимость объектива.
Диаметр переднего стекла – 62 мм, есть пластиковая резьба для светофильтра. Оптическая схема: 12 элементов в 9 группах, включая два низкодисперсионных элемента, позволяющих снизить проблемы с хроматическими аберрациями, два асферических элемента и одну линзу с нанокристаллическим покрытием. Количество лепестков диафрагмы – 9.
Максимальная диафрагма: f/2,8. Минимальная диафрагма: f/32. Коэффициент приближения линзы – 1:1, это классика для макрообъективов. Минимальная дистанция фокусировки – 19 см. При условии использования с DX-камерой фокусное расстояние при этом составляет 90 мм – и результаты получаются действительно впечатляющими. На минимальном фокусном расстоянии светосила падает до f/4,8. Это совсем не страшно, поскольку макро лучше снимать при более-менее закрытой диафрагме – слишком маленькая глубина резкости.
Стабилизатора 60mm f/2.8G лишен. В данном случае это логичное решение — для объектива с подобным фокусным расстоянием проблема дрожания рук стоит не так уж остро. С другой стороны, при съемке мелких объектов и микросмаз будет заметнее – решать эту проблему придется только более короткой выдержкой и, как следствие, повышением светочувствительности. Так что объектив, как и большинство другой макрооптики, нуждается в максимально качественной фотокамере.
В 60mm f/2.8G используется ультразвуковой фокусировочный мотор – и он свое дело делает здорово. Фокусировка происходит почти бесшумно и очень быстро, причем без разницы, фокусируетесь ли вы на удаленных объектах или пытаетесь снимать при минимальном фокусном расстоянии. К точности тоже вопросов не возникает. Переключателя дистанции фокусировки (только дальняя или на любом расстоянии) здесь нет. Из помощников фотографа тут только переключатель между ручной и автоматической фокусировкой и окошко, где выводится дистанция фокусировки.
На полностью открытой диафрагме (как в обычном, так и в макрорежиме) картинка резкая по центру и мягкая по краям – это нормально для крупноплановой съемки и портретов. Для съемки архитектуры или пейзажей этот объектив в любом случае не создан. Детализация при этом высокая, разрешающая способность у 60mm f/2.8G достойная.
Боке очень приятное, хотя кому-то оно может показаться слишком мягким, пастельным. Контровой свет объектив держит уверенно, с бликами проблем нет.
Проблемы с дисторсией или хроматическими аберрациями настолько малы, что можно смело говорить об их видимом отсутствии. На предельно открытой диафрагме можно заметить небольшое виньетирование – но опять же ничего критичного.
60mm f/2.8G – пожалуй, самый очевидный выбор как первого макрообъектива для новичка, так и основного уже для опытного фотографа. Это компактный, тихий, очень быстрый объектив практически без слабых мест. К тому же его можно смело использовать для портретной и обычной предметной съемки – у него удобное фокусное расстояние. Можно было от него ожидать небольшой дисторсии, но и с ней нет никаких проблем.
Стоит 60mm f/2.8G ED AF-S Micro-Nikkor в среднем по Москве 36 000 рублей.
Скачать RAW-файлы
⇡#Nikon 105mm f/1.4E ED AF-S Nikkor
Новейший объектив, представленный только летом уходящего года, – и единственный в выборке без функции макро. Тем не менее удержаться от того, чтобы попробовать его в деле, в том числе и при относительно крупноплановой съемке, мы не могли.
105mm f/1.4G по сути своей – классический портретник: почти идеальное для этого фокусное расстояние, высокая светосила, минимальная склонность к оптическим искажениям. Тем не менее при использовании с DX-камерой реальное фокусное расстояние составляет 157,5 мм, что при минимальной дистанции фокусировки в один метр оставляет некоторые возможности для съемки крупным планом.
105mm f/1.4G выглядит довольно забавно из-за некоторой непропорциональности – он довольно короткий и при этом очень широкий. Габариты: 95 × 106 мм — спасибо огромному относительному отверстию. Весит объектив тоже очень внушительно – 985 граммов. Поболее, чем иные светосильные зум-объективы. Вызывает уважение, вопросов нет. Физические упражнения полезны.
Корпус покрыт пластиком, фокусировочное кольцо снабжено резиновой прослойкой с ребрением – все как и подобает. Кольцо с очень легким ходом — менять фокус можно в одно мгновение. На конечных точках раздается характерный стук, можно определять их на слух. Несмотря на элитный статус и соответствующую цену, сборка – китайская. Это что-то говорит о том, стоит ли сейчас гоняться за оптикой с европейской, американской или японской сборки – качество давно уже подравнялось. Байонет – металлический с резиновым уплотнителем. Влаго- и пылезащита официально не заявлены.
Диаметр пластикового разъема для светофильтра нетипичный – 82 мм, почти наверняка придется докупать новые. Редкий и крупный размер.
Оптическая схема: 14 элементов в 9 группах, включая три асферических, один с нанокристаллическим покрытием и один с флюоритовым – что практически исключает появление цветовых аберраций на снимке. Количество лепестков диафрагмы – 9. Максимальная диафрагма: f/1,4. Минимальная: f/16.
Встроенного стабилизатора нет – но для подобного объектива с умеренным телефото фокусным расстоянием, высокой светосилой и в первую очередь портретной специализацией это не то чтобы критично.
Фокусировка работает невероятно быстро и точно, на пределе возможного для камеры. Работать с объективом – одно удовольствие. Используется, конечно, ультразвуковой мотор – но беззвучным 105mm f/1.4G я назвать не могу, шумит он вполне заметно. На корпусе есть переключатель между ручным и автоматическим режимом фокусировки, а также окошко с индикацией фокусной дистанции.
Объектив обладает фантастической резкостью по центру даже при полностью открытой диафрагме – для настолько светосильных объективов это редкость. И редкость крайне приятная – снимать можно с предельной светосилой, разглядывая затем узоры на радужке в глазу модели. Резкость по краям кадра уже совсем не впечатляет – но с учетом специализации этой оптики можно смело игнорировать этот момент. На закрытых диафрагмах, уже начиная с f/4, резкость по всей поверхности кадра равномерно высокая.
С контровым светом у объектива нет серьезных проблем – он почти не бликует, а при грамотном его использовании может выдавать очень мягкую и сочную по свету картинку. Разделение планов очень четкое, но при этом с мягким и ярким боке – восприятие последнего, впрочем, всегда дело субъективное. На мой взгляд, все с размытием заднего плана у 105mm f/1.4G замечательно.
Дисторсия отсутствует, как и хроматические аберрации, – причем заметить что-либо невозможно даже при подробном изучении снимков «под лупой», очень точная отработка и цвета, и геометрии.
105mm f/1.4G – замечательный портретный объектив с полным набором всех необходимых для подобной оптики преимуществ: он очень быстрый, точный, с отличной резкостью в центре кадра на максимальной светосиле и отличным разделением планов. По разрешающей способности и цветопередаче к нему также не может быть вопросов. Как бонус – полное отсутствие хроматических аберраций. Также он неплохо годится для предметной съемки при отсутствии необходимости в настоящем макро. Для полного счастья не хватает разве что стабилизатора.
Стоит 105mm f/1.4G ED AF-S Nikkor в среднем по Москве 155 000 рублей.
Скачать RAW-файлы
Источник: