США: краткий альтернативный путеводитель — региональные эксперты

Регионализм в США зародился в середине XIX-го века под влиянием реалистов и романтиков. Произведения авторов характеризуются привязкой к месту действия, наличием ярких персонажей, отражающих определенные стереотипы места, использованием местного диалекта, особенно в диалогах. Наибольшую известность приобрела южная готика (если углубиться, то можно найти авторов Глубокого Юга и грит лит). Но литература регионализма не ограничивается ею. Есть произведения Среднего Запада, пограничья (например, романы Кормака Маккарти), литература Аппалач, Уильям Кеннеди воспел в своем цикле Олбани. Российский читатель знаком со многими авторами, начиная от Брета Гарта и Марка Твена и до Чарльза Портиса, Уильяма Кеннеди и Ричарда Форда, перечислять авторов бессмысленно. В подборку добавил одних из самых ярких (на мой взгляд) авторов XX-XXI вв.

Эрскин Колдуэлл – американский писатель-прозаик, представитель реалистического направления в литературе.

«Табачная дорога» – еще до того, как грянула Великая депрессия, Джитер Лестер и его семья были отчаянно бедными издольщиками. Но когда тяжелые времена начинают влиять на семьи, которые когда-то помогали им, Лестеры полностью скатываются в пропасть. Вместо того чтобы держаться друг за друга за поддержку, Джитер, его жена Ада и их двенадцать детей оказываются побежденными раздробленным и жестоким обществом вокруг них.

«Табачная дорога» представляет собой жестокое исследование бесчеловечного влияния нищеты одним из величайших мастеров политической фантастики Америки.

Уилла Кэсер – американская писательница, получившая известность и признание за свои романы о жизни американского фронтира на Великих равнинах; её наиболее известными романами являются произведения «О, пионеры!», «Песня жаворонка» и «Моя Антония».

«Песня жаворонка» – третий роман американской писательницы Уиллы Кэсер, написанный в 1915 году. Обычно его считают вторым романом в трилогии Кэсер «Прерии», следующим за «О, пионеры!» (1913) и предшествующим «Моя Антония» (1918). Книга рассказывает историю талантливой художницы, родившейся в маленьком городке в Колорадо, которая открывает и развивает свой певческий голос. Ее история рассказывается на фоне бурно развивающегося американского Запада, где она родилась в городке вдоль железной дороги, быстрорастущего Чикаго на рубеже двадцатого века и аудитории певцов ее мастерства в США по сравнению с Европой. Теа Кронборг растет, познавая себя, свои сильные стороны и свой талант, пока не достигает успеха.

Уильям Фолкнер – американский писатель, прозаик, поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе.

«Когда я умирала» – Глубокий Юг, каким видел, знал, любил и ненавидел его Фолкнер. Земля, где за тщательно побеленными фасадами старинных фермерских усадеб скрываются семейные тайны, кипят разрушительные страсти, ломаются судьбы и совершаются преступления…

“Когда я умирала” – роман-одиссея о десяти днях жизни фермеров Бандренов, которые собрались на похороны матери семейства Адди. Уникальность произведения заключается в том, что в нем нет ни слова авторской речи. Весь сюжет представляет собой цепь монологов четырнадцати персонажей, среди которых и незабываемый монолог самой Адди…

Эллен Глазгоу – американская писательница-романист, обладательница Пулитцеровской премии за лучший роман 1942 года. В своих романах описывала современный ей юг США.

«Жизнь и Габриэлла» – Глазгоу написала женскую трилогию, включая «Вирджиния» (1913), «Жизнь и Габриэлла» (1916) и «Бесплодная земля» (1925). У каждой из ее героинь из Вирджинии была судьба, определенная ее реакцией на патриархальный кодекс женского поведения. В Вирджинии южную леди бросает ее муж, когда он становится успешным. Габриэллу также бросает слабый муж, но Габриэлла становится самодостаточной матерью-одиночкой.

Кормак Маккарти – американский писатель-романист, прозаик и драматург, сценарист. Автор ряда романов, пьес и киносценариев. Основные жанры: южная готика, вестерн, постапокалиптика.

«Кровавый меридиан» – основанный на исторических событиях, которые произошли на границе Техаса и Мексики в 1850-х годах, «Кровавый меридиан» прослеживает судьбу Кида, четырнадцатилетнего теннессийца, который случайно попадает в кошмарный мир, где убивают индейцев, а рынок их скальпов процветает.

Фланнери О’Коннор – писательница Юга США, представительница жанра южной готики.

«Мудрая кровь» – роман, которому посвящены десятки статей, эссе и диссертаций.

Роман, который входит в список “100 лучших книг ХХ века”.

Роман, который лег в основу сценария знаменитого одноименного фильма Джона Хьюстона с Брэдом Дурифом в главной роли.

Абсурдистская, полная черного юмора история вернувшегося с войны юноши Хейзела Моутса, одержимого идеей изгнать Христа из своего сердца.

Основание поразительной “Церкви Бесхристовой”. Удивительные отношения с циничным “слепым” проповедником-мошенником Асой Хоуксом и его пятнадцатилетней дочерью. Дружба с полубезумным пареньком Енохом Эмери, в жилах которого течет “Мудрая кровь”…

Это лишь немногие события трагикомической саги об искуплении и воздаянии, лжепророках и подлинной мудрости…

Джон Кеннеди Тул – американский писатель, известный своим плутовским романом «Сговор остолопов», за который посмертно удостоился Пулитцеровской премии.

«Сговор остолопов» – Новый Орлеан. Город, в котором смешалось невообразимое множество рас, характеров, вер и увлечений. Парадная роскошь – и задние улочки, где жизнь кипит и днем, и ночью. И именно здесь живет один из самых причудливых литературных персонажей Игнациус Райлли, или просто Туся, как зовет его мать. Он лентяй – но лентяй деятельный и страстный. Обжора, посмешище, идеолог и идиот, точно знающий, как наилучшим образом обустроить окружающий мир. Дон Кихот и Фальстаф в одном теле, он отважно выступает против Фрейда, протестантов и всевозможных излишеств современности, набивая шишки и синяки и демонстрируя их с гордостью орденоносца. Фома Аквинский назвал бы его своим возлюбленным братом. Гаргантюа расцеловал бы в обе щеки и пожаловал герцогством. А господин Новый Орлеан просто и скромно гордится, что у него есть такой сын – неограненный бриллиант яростного юмора и неутолимого сарказма.

Карсон МакКаллерс – американский писатель, новеллист, драматург, эссеист и поэт. Ее первый роман «Сердце — одинокий охотник» исследует духовную изоляцию неудачников и изгоев в маленьком городке на юге Соединенных Штатов. Другие ее романы имеют схожие темы. Большинство из них расположены на Глубоком Юге.

«Сердце — одинокий охотник» – маленький южный городок 1930-х, задыхающийся от скуки, жары и скрытой ненависти. Городок, в котором ничего не происходит – и в то же время происходит слишком многое. Городок, где разбиваются сердца.

Здесь происходит печальная драма одиночества глухонемого мудреца Джона Сингера и трагедия доктора Копленда, позволившего себе забыть, что значит быть черным на Юге.

Здесь тлеет недовольство жизнью в Бифе Бреннане – благополучном хозяине преуспевающего кафе.

И здесь, к несчастью, довелось расти и взрослеть талантливой девочке Мик Келли…

Чарльз Портис – американский писатель, наиболее известный своими романами «Норвуд» и классическим вестерном «Железная хватка».

«Железная хватка» – четырнадцатилетняя Мэтти Росс отправляется мстить за убийство отца – в компании одноглазого судебного исполнителя Кочета Когбёрна и заносчивого техасского рейнджера по фамилии Лабёф; следы убийцы ведут на Индейскую территорию, где властвуют свои законы, а прав тот, кто успеет выстрелить первым.

Хэрри Крюз – американский писатель, новеллист и эссеист. Он часто использовал жестоких, гротескных персонажей и помещал их в регионы Глубокого Юга.

«Детство: биография места» – округ Бэкон, штат Джорджия, 30-е годы. Харри и его друзья изучают торговый каталог Sears и изумляются тому, насколько «все люди на его страницах идеальны», хотя они давно знают, что все это ложь и не может быть способа жить в этом мире без увечий.

Американская Джорджия первой трети XX века – жестокое, едва ли не доисторическое захолустье бедности и убожества, населенное людьми со всевозможными формами уродства: шрамы, отсутствующие пальцы, откушенные уши и искалеченные конечности. Сам автор в четыре года упал в чан с кипятком для ошпаривания свиных туш и с него сошла часть кожи. Но его автобиография начинается задолго до этих событий.

Барри Ханна – американским писателем и автором рассказов из Миссисипи.

«Джеронимо Рекс» – бурлящий любовью и муками, безумием и желанием, весельем и нежностью, «Джеронимо Рекс» — это роман воспитания маловероятного героя. Выросший в мрачном Дрим-оф-Пайнс, Луизиана, где сосны давно уступили место бумажным фабрикам, Гарри Монро готов покорить мир. Вдохновленный героическим буйством великого Джеронимо на Диком Западе, Гарри надевает сапоги до колен и шарф и отправляется в путешествие в болото юности на Юге 1950-х и 1960-х годов. По пути на него нападает неуправляемый павлин; он открывает для себя женщин, рок-н-ролл и джаз; и преследует извращенца, сторонника превосходства белой расы, который воображает себя следующим Генри Миллером.

Дороти Эллисон – американская писательница из Южной Каролины, чьи произведения посвящены классовой борьбе, сексуальному насилию, жестокому обращению с детьми.

«Ублюдок из Каролины» – округ Гринвилл, Южная Каролина, — дикое, пышное место, где живет семья Боутрайт — сплоченный клан грубоватых, пьющих мужчин, которые стреляют в грузовики друг друга, и неукротимых женщин, которые рано выходят замуж и слишком быстро стареют. В центре этой истории — Рут Энн Боутрайт, известная просто как Боун, незаконнорожденный ребенок, которая наблюдает за окружающим миром с беспощадно проницательной точки зрения. Когда ее отчим Дэдди Глен, «холодный как смерть, подлый как змея», становится все более жестоким по отношению к ней, Боун оказывается втянутой в семейный треугольник, который проверяет преданность ее матери, Энни, и приводит к последней, мучительной встрече, из которой нет пути назад.

Томас Вулф – американский писатель, прозаик, эссеист, драматург, представитель так называемого «потерянного поколения».

«Взгляни на дом свой, ангел» – крупнейший представитель «потерянного поколения» Томас Вулф (1900–1938) входит в плеяду писателей, сформировавших американскую прозу в 20-30-х годах XX столетия. Современники ставили его в один ряд с Хемингуэем, Фолкнером и Фицджеральдом. Хотя творческая деятельность Вулфа продолжалась всего десятилетие, он оставил яркий след в истории литературы США. Его первый роман «Взгляни на дом свой, ангел» – это не только цепь событий, вплотную следующих за жизненной ситуацией самого автора, но и биография духа, повествующая о бурном «воспитании чувств», о любви и ненависти, о страстной привязанности к родине и бегстве от нее и, наконец, о творческих муках писателя. «Не люди бегут от жизни, потому что она скучна, а жизнь убегает от людей, потому что они мелки» (Томас Вулф).

Пол Меткалф – американский писатель. Он писал стихами и прозой. Среди преданных поклонников были Роберт Крили, Уильям Гэсс, Уэнделл Бэрри, Гай Дэвенпорт.

«Апалачи» – это эпическая трагедия утраты Эдема, который представляла собой Северная Америка, когда европейцы начали исследовать и колонизировать. В «Bash-Bish», первом из восьми основных разделов, составляющих «Апалачи», Меткалф начинает с рассказа английских исследователей о том, что они почуяли запах земли еще до того, как увидели ее. Затем, по мере того, как они высаживаются и исследуют, он движется вместе с ними, отмечая пышность и разнообразие деревьев, растений, особенностей. И их первые встречи с коренными американцами и странные названия, которые они дают местам: «chaubuqueduck, messatsoosec … twada-alahala … machaquamagansett … the kenogamishish … connoharriegoharriee…».

Уильям Кеннеди – американский писатель. Лауреат Пулитцеровской премии за художественную книгу и Премии Национального круга книжных критиков за роман «Железный бурьян».

«Железный бурьян» – роман отмечен Пулитцеровской премией.

Френсис Фелан, бывший бейсболист и отец семейства, а ныне бродяга, подрабатывающий рытьем могил, совершает свой путь по Чистилищу в обществе подруги Элен, пытаясь примириться с призраками прошлого и настоящего. Чистилище – это его родной город Олбани, откуда он бежал дважды: первый раз – убив штрейкбрехера, второй – уронив грудного ребенка.

Ричард Форд – американский писатель, лауреат Пулитцеровской премии.

«День Независимости» – роман, получивший Пулитцеровскую премию и Премию Фолкнера, один из самых важных в современной американской и мировой литературе. Экзистенциальная хроника, почти поминутная, о нескольких днях из жизни обычного человека, на долю которого выпали и обыкновенное счастье, и обыкновенное горе и который пытается разобраться в себе, в устройстве своего существования, постигнуть смысл собственного бытия и бытия страны. Здесь циничная ирония идет рука об руку с трепетной и почти наивной надеждой. Фрэнк Баскомб ступает по жизни, будто она – натянутый канат, а он – неумелый канатоходец. Он отправляется в нескончаемую и одновременно стремительную одиссею, смешную и горькую, чтобы очистить свое сознание от наслоений пустого, добраться до самой сердцевины самого себя. Ричард Форд создал поразительной силы образ, вызывающий симпатию, неприятие, ярость, сочувствие, презрение и восхищение. “День независимости” – великий роман нашего времени.

Тим О’Брайен – американский писатель.

«Северное сияние» – дебютный роман Тима О’Брайена демонстрирует эмоциональную сложность и захватывающее повествовательное напряжение, которые позже принесли ему Национальную книжную премию. В его основе лежат отношения между двумя братьями: один из них отправился во Вьетнам, а другой остался дома. Пока два брата борются с неожиданной метелью в отдаленных северных лесах Миннесоты, то, что они узнают о себе и друг о друге, изменит их обоих навсегда.

Дэвид Ванн – родился 19 октября 1966 года на острове Адак Алеутских островов, Аляска. Он писатель и автор рассказов, а ранее был профессором творческого письма в Уорикском университете в Англии.

«Легенда о самоубийстве» – в душераздирающем полуавтобиографическом дебютном сборнике рассказов, Дэвид Ванн рассказывает историю молодого человека, пытающегося смириться с чувством вины и болью от самоубийства своего отца. Дикая глубинка родной для автора Аляски служит идеальным фоном для этого коллажа из шести историй — повести и пяти короткометражек — и отражает собственную психологическую глушь автора. От «важного нового голоса в американской литературе» (Роберт Олен Батлер , лауреат Пулитцеровской премии, автор «Доброго запаха с чужой горы ») приходит незабываемое исследование трагических разрывов между одним мальчиком и его отцом.

 

Источник

Читайте также