Важнейшей из новинок этой пятницы для нас является второй сезон «Игры в кальмара». Первый альбом Squid навел шороха на и без того густонаселенной сцене нового британского пост-панка/арт-панка и стал в итоге одним из лучших релизов 2021-го, поэтому ожидания от второго релиза были велики. Были ли они оправданы? Абсолютно.
В сравнении с «Bright Green Field» здесь поменьше прямой поступательной энергии краутрока и побольше ломаной ритмики, рваных гитар, развинченного джазового грува. Временами эти барабанно-гитарно-синтезаторные хитросплетения напоминают о семидесятническом проге, и это неспроста, ведь писались господа кальмары в студии Питера Гэбриела. Вышел альбом на лейбле Warp, известном в первую очередь релизами Autechre, Афекса Твина и другой классики IDM, и от этой сложносочиненной электроники в «O Monolith» тоже что-то есть.
Третья и главная ассоциация в связи с альбомом – пост-рок, каким он был в 90-х, то есть не просто инструментальный рок с гитарными тремоло, а действительно новаторская музыка, пытавшаяся нащупать какие-то иные пути развития жанра. Это тоже неслучайно, потому что микшировал альбом Джон Макинтайр из Tortoise, ключевых игроков изначального пост-рока. Но дело даже не во всех этих деталях вроде лейбла, студии и продюсера. Дело в самих Squid, потому что они и сами по сути своей новаторы, изобретающие какой-то принципиально другой, неслыханный ранее, но очень созвучный нынешнему времени грув.
«O Monolith» – более раскованная, более уверенная в своих силах, более детализированная, в то же время более атмосферная, местами – более мрачная версия группы «Кальмар». Здесь нет чего-то столь же угарного, как катапультировавший их в звезды сингл «Narrator», зато есть вынимающая душу «The Blades» – одна из лучших песен года.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Нормальный инди-рок»! Ретроспектива лучших альбомов 2010-х, обзоры новинок, рефлексия, мемесы – всё там.