Спайс Бойз (2019): История на основе реальных событий

Безопасность — это Ложь

Спайс Бойз (2019): История на основе реальных событий

Целью было сделать фильм, который не воспринимается как нравоучение. Это страшная история, рассказанная простым, понятным языком. Самое страшное в ней то, что она основана на реальных событиях, конечно, с определённой долей гипертрофирования и художественных допущений.

Владимир Зинкевич, режиссёр, в интервью порталу «lovesun.by»

Да со рта пена бела брызжет, кипит буйна голова.

Гио Пика «Буйно голова»

Часть 1. Лучшие друзья

Всё началось с того, что вечером 21 июля 2014 года в отделение милиции города Гомель поступил звонок. Звонивший сообщил, что по улице Докутович, на которой он проживает, бегают двоё обнаженных парней, а ранее из соседнего с ним дома (барака, как впоследствии писали в новостных сводках) доносились жуткие крики вперемешку с пением и смехом. Когда наряд милиции приехал на место происшествия и вошёл во двор, двое вышеописанных молодых обнажённых парней начали прямо через закрытое окно бросать в них что под руку попадётся. Войдя же в дом сотрудники милиции увидели казалось бы невозможную для реальной жизни картину. На полу сидел парень с изрезанным лицом и ушами, а на месте глаз у него зияли кровавые провалы (при этом он задорно смеялся, перемежая хохот цитированием стихов). И всё это с ним сделали два лучших друга, которые теперь просто сидели на кровати недалеко от него, всё ещё нагие.

«Лучшие друзья», — говорили о них родственники и знакомые.

«Да они и не ссорились никогда», — говорили соседи и друзья.

«И они ведь и правда дружили», — скажет впоследствии следователь.

Они дружили, и, тем не менее, именно они искалечили и сделали инвалидом своего лучшего друга. Сломали свою и его судьбу. А всему виной, как потом выяснилось, дёшевые синтетические наркотики. Но об этом позже. А пока немного прервёмся.

И если вы думаете, что я вам тут почти полностью пересказал сюжет фильма, то вы глубоко ошибаетесь. Это реальная история. Это жизнь. Это мрак. Это пустота.

Часть 2. О фильме: гипертрофированном, страшном, важном

Как уже было сказано, всё изложенное выше — это реальная история. Суровая правда, о которой многим не хочется не то что знать, а даже хоть на миг задумываться о ней. Эти многие стараются не обращать на происходящий вокруг нас ужас внимания, погружаясь в непроницаемый кокон показного благополучия, в то время как вокруг творится сущий кошмар.

Режиссёру фильма Владимиру Зинкевичу не по нраву был такой взгляд на окружающую действительность. Он уже давно вынашивал идею снять фильм о том, как наркотики губят людские судьбы (сам был свидетелем многих трагедий). А тут, как раз услышал от знакомых историю о трёх друзьях, решивших побаловаться спайсом и о весьма грустных последствиях сего баловства. Так постепенно и родился сценарий фильма «Спайс Бойз». Фильма, который режиссер задумывал как страшную историю без лишнего морализаторства, простым и понятным языком доносящую важный посыл: «Наркотики убивают не только тебя, но и твоих близких, знакомых и друзей. Наркотики делают тебя никем. Ты теряешь свою личность. Ты теперь Тень самого себя. Черное пятно и больше ничего.».

Но не только уже описанная история послужила вдохновением при работе над сценарием. Весь фильм — это своеобразный наркотический коллаж, состоящий из множества услышанных автором историй. Одна ужаснее другой. Так, в фильме имеет место отражение ещё одной жуткой трагедии, а именно случая с двумя друзьями из Минска, один из которых принял другого за робота и, пытаясь узнать как тот устроен, нанёс ему несколько ударов ножом. По итогу один не выжил, другой сел.

Но хватит пока мрака. Давайте поподробнее поговорим о самом фильме. Разбёрём чем он цепляет, чем пугает, чем отталкивает. А самое главное, доносит ли он до зрителей то, что так стремился заложить в него режиссёр? Или фильм всего лишь является очередной пугалкой на вечерок, посмотрев которую ты тут же о ней забываешь?

Не буду вас томить. Нет, это не простая пугалка, но обо всём по порядку.

Инна дождалась своего парня Чистого из армии и теперь собирается за него замуж. К ней приехала старая школьная подруга Василиса, и пока девушки готовятся к свадьбе, жених в компании закадычных друзей Ламбады и Колбасы снимает для торжества загородный дом. Ребята решают устроить импровизированный мальчишник и даже вызывают стриптизёршу, но в разгар веселья к ним приезжает недовольная Инна. Жених и невеста ссорятся, мирятся, и вот уже вся компания начинает выпивать вместе. Но такая вечеринка кажется парням скучной, поэтому втайне от девчонок они употрябляют спайс. Веселье набирает обороты.

Уже по аннотации видно, что количество героев фильма в угоду сюжету значительно расширено. Так, помимо основных героев, трёх лучших друзей, Чистого, Ламбады и Колбасы, в сюжет добавили девушку Чистого Инну и её подружку Василису.

Но есть и ещё несколько весьма важных для сюжета персонажей. Две довольно распущенные, ветреные и раскрепощённые сестры-близняшки (в исполнении сестёр Ананды и Александры Дубовских), их где-то подцепил Колбаса, местный смотрящий Лось (Владимир Сычёв, сыгравший, за последние несколько лет, бандита в каждом хоть малость криминальном отечественном фильме и сериале), его девушка и по совместительству телохранитель (Марина Поддубная) и безалаберный местный наркоторговец, подчинённый Лося — Соловей (Алексей Маслодудов).

Кратко пробежимся по характерам основных героев:

  • Чистый показан нам как типичный представитель мужиковатых мужиков. Он ценит крепкую мужскую дружбу. Уважает своих друзей. Максимально выпячивает свою гетеросексуальность. Из всей троицы друзей он самый агрессивный, причём его агрессия в основном направлена в сторону его будущей жены (он повышает голос на свою девушку и явно склонен к рукоприкладству, на что есть прямые намёки). Он говорит, что любит её и при этом обманывает (по мне так он больше любви проявляет к Колбасе и Ламбаде, чем к Инне). Такой вот он нехороший (склонный к насилию абьюзер) человек, роль которого отлично исполнил Александр Головин («Ёлки», «Кадетство», «Сволочи»).

  • Ламбада (Александр Тарасов) — самый спокойной, добродушный и доброжелательный из всех друзей. Он скован в общении с девушками, пишет стихи и практически не пьёт. В нём нет и толики агрессии. Он старается ко всем относиться уважительно. Проявляет теплоту и заботу (пусть иногда и неловкую) к окружающим. У него детский церебральный паралич, но он справляется, не унывает и живёт полноценной жизнью. И что важнее всего, в отличие от его друзей, у него есть совесть.

  • Колбаса показан нам как сыночек богатого отца, который вечно клянчит у него деньги, но отдадим ему должное, делает он это не только для себя, а и для своего менее обеспеченного друга, что говорит об его искренних дружеских чувствах, как к Чистому, так и к Ламбаде. Так что он показан нам не как типичный мажорик, а мажорик с добрым сердцем. Жаль, что эта доброта сердечная распространяется в основном на двух его друзей. В остальных отношениях он довольно лицемерен. С этой ролью отлично справился Владимир Аверьянов, который ближе к середине фильма прямо расцветает в своём безумии.

  • Инна в исполнении Анны Андрусенко («Закрытая школа», «Ангел или демон») — это типичная представительница «ладно, прощаю». Скорее всего, она и правда искренне любит Чистого, и либо правда не замечает его явную склонность к агрессии, либо просто старается не обращать на это внимания. Хотя я не понимаю, как можно не обращать внимания на такие вещи. Такой она человек: податливая, дающая показной отпор, но желающая сдаться женщина.

  • Василиса (Маргарита Аброськина («Толя-робот», «Настя, соберись!»)) — это важный для любого фильма ужасов персонаж. Она хорошая девочка. Она не занимается сексом, никого не обижает и, что крайне важно, старается помочь своей подружке и вправить ей мозги, чтоб она поняла в конце концов за кого замуж собралась. Такой она хороший человек.

Отмечу, что все без исключения важные для сюжета актёры, отлично справились со своей работой, как основная пятёрка, так и появляющиеся по ходу повествования, не менее важные, второстепенные персонажи.

Нашей троице друзей удалось отлично передать те чувства и эмоции, которые испытывают употребляющие наркотики люди, ту степень изменения сознания, когда ты уже не можешь контролировать себя. Когда уже не ты у руля (внешняя оболочка, сдержанная рамками морали), а твой внутренний зверь, который всегда был рядом и лишь ждал подходящего момента, чтобы вырваться на волю.

Особенно меня порадовал Александр Головин, который отошёл от образа дурачка-сноубордиста из «Ёлок» и выдал действительно выдающуюся актёрскую работу.

Но повторюсь, все актёры хороши. К примеру, Владимир Аверьянов создал образ героя, как будто сбежавшего из романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух», кажется вот-вот он начнёт поклонятся голове свиньи, или иному столь же безумному божеству, а Александр Тарасов отлично смог показать как наркотики влияют казалось бы на милого и закомплексованного парнишку, и к каким трагическим событиям это влияние приводит.

А что по атмосфере?

Атмосферу задаёт уже трейлер. Мы видим группу внешне приятных, хоть и со своими недостатками, молодых людей, которые весело проводят время: они танцуют под Тиму Белорусских, занимаются сексов и выпивают. Но, уже с самого начала фильма, мы знаем, что кажущееся благополучие закончится трагедией (это всё мы узнаём уже из трейлера, и он настолько классно и драйвого смонтирован, что ты тут же хочешь занырнуть в фильм с головой). Ожидание того как же будут разворачиваться события отлично играет на вовлечение зрителей.

За первую половину фильма, мы привыкаем к героям, принимаем их недостатки, свыкаемся с ними. «Да, может они и не очень хорошие люди, но кто из нас идеален», — думает зритель. Но это до поры до времени. Как только ребята употребляют наркотик, темп фильма значительно ускоряется. Открывается истинная сущность героев. Но ты уже подсознательно готов к неизбежному, ты не удивляешься, но принимаешь происходящее как данность и потому испытываешь дикую печаль, ведь уже знаешь, что сейчас произойдёт. В этот момент эмоциональное напряжение достигает максимума и не отпускает уже до самого финала. До той печальной и трагичной развязки, казалось бы предсказуемой, но эмоционально цепляющей.

После просмотра становится по-грустному смешно от того, что как говорит режиссёр:

Российские дистрибьюторы решили позиционировать фильм в кинотеатрах как черную комедию, а не как драму и хоррор, как предполагал я.

Я не увидел во всём происходящем ни крупицы комедии. «Убойные каникулы», «Реальные упыри», «Полный облом» — это черные комедии, но их нельзя поставишь в один ряд со «Спайс Бойз». А знаете, что можно поставить? «Райское озеро» 2008 года выпуска. Да, сюжет не схож, но эмоции по окончании просмотра идентичны. Чувство глубокой печали и внутренней опустошённости, вследствие осознания того факта, что нет монстра страшнее человека. Никто не находится в безопасности.

Крайне мало о сюжете

К сюжету фильма у меня претензий нет. Нелогичным мне показался лишь один момент. Сейчас будет небольшой спойлер, он никак не влияет на основной сюжет, но меня весьма смутило данное допущение.

СПОЙЛЕР

Стриптизёрша, которую заказывает Чистому Колбаса, не успевает до конца отработать, так как Инна, узнавшая о мальчишнике, хватает Василису и они вместе мчат нарушать покой друзей. Ребята прячут девушку в гостевой домик (домик для новобрачных) и просят её немножко подождать, пока они спровадят Инну и подружку. Она соглашается подождать, но всего 30 минут, так как сильно торопится. И знаете что? Проходит полчаса. Час. В доме пока всё спокойно, Инна с подружкой остались, все помирились, пьют, танцуют, а она так и сидит в этом домике. И ладно бы она побоялась ужасов всего происходящего, так нет. Всё было спокойно, она могла по-тихому выйти, вызвать такси, да уехать. Но нет. Она просидела так до финала. И про неё так никто и не вспомнил. Мне это показалось весьма странным. Я до самого конца думал, что она сыграет хоть какую-нибудь мало-мальски важную роль во всём происходящем. Но нет, я ошибался.

КОНЕЦ СПОЙЛЕРА

Важно отметить ещё одно характерное сходство фильмов «Райское озеро» и «Спайс Бойз». Они выкручивают градус насилия на максимум, гиперболизируют его настолько, что ряд впечатлительных зрителей вряд ли смогут досмотреть фильмы до конца.

Итог: «Спайс Бойз» — это жуткая основанная на реальных событиях, но крайне гиперболизированная история о вреде наркотиков. В фильме есть ряд сюжетных дыр, но их искупают отличные актёрские работы. Это не лишённая штампов история (тут есть «Последняя девушка») с чётко прописанным посылок: «Наркотики — ЗЛО». Мы видим как изменяется мировосприятие «друзей» и к чему в конечном итоге это приводит. К трагедии.

На этом заканчивается вторая часть моего рассказа. В третьей части мы вновь перенесёмся в тот злополучный вечер 21 июля 2014 года и узнаем, чем же закончилась реальная история друзей, как сложилась их судьба. Увы, всё довольно печально.

Часть 3. «Ничего вокруг — лишь темнота»

Их было трое. Дмитрий, Александр и Максим. Дмитрию на момент трагедии было всего 23 года, он слыл головастым парнем, хорошо разбирался в компьютерах, но имел трудности с устройством на работу (часто не мог найти общий язык с работодателями, да плюс ко всему Дима с рождения имел проблемы с опорно-двигательным аппаратом (у него был церебральный паралич)).

Максим был на два года младше Димы, он был неплохим парнем, но ему очень сильно мешала лень. При всей своей начитанности и смышлённости, он так и не получил высшего образования, кое-как перебивался непостоянной работой в интернете, а деньги на свои хотелки клянчил у родителей. С Димой они были больше приятелями, чем друзьями. У них были общие интересы, они периодически весело проводили время и их это устраивало.

Самым старшим в компании был Александр, мастер на все руки и друг детства Димы. Они дружили с ранних лет и не иначе как братьями друг друга не воспринимали. У Александра, которому на момент трагедии было 29 лет, в январе того же года родилась дочь, и чтобы обеспечить семью он собирался поехать в Москву на заработки. Но этого так и не случилось. Маме придётся ещё много лет воспитывать дочь без отца.

После той злополучной ночи ребята ещё долго не могли прийти в себя. Говорили, что Дмитрий ещё на протяжении двух дней после трагедии считал, что он всё ещё видит («Что-то белое», — как отвечал он).

Как вы уже наверное поняли, Дмитрий в ту же ночь попал в реанимацию и ещё месяц пролежал в больнице. Зрение ему уже не вернуть никогда. Хоть он и не теряет надежды.

Максим и Александр весь период времени с того злополучного дня и до дня оглашения приговора провели в СИЗО.

Всех троих психиатрическая экспертиза признала вменяемыми.

Суд случился 4 мая 2015 года.

На суде ребята рассказывали о том, что мало что помнят о том вечере. Говорили, что они не хотели причинять вреда Дмитрию. К слову, никто из ребят так и не взял на себя ответственность за те страшные злодеяния, что они учинили над своим другом.

Дмитрий, как и его друзья, мало что помнил о том вечере, вот, что он сказал на суде:

Когда я очнулся, то увидел над собой Максима. Вид у него был агрессивный. Он засунул мне палец в рот. Я почувствовал горечь. И потерял сознание. После очнулся — и опять увидел Макса. Он надавил на глаз. Был щелчок — и все.

Александр, используя право последнего слова, попросил прощение у Дмитрия и его мама.

Максим же до последнего доказывал, что никак не мог совершить столь страшного поступка, приводил факты в пользу своей невиновности.

Друзей Дмитрий так и не простил.

Итог печален. Дмитрий навсегда лишился зрения, а Александр и Максим получили по 11 и 15 лет в колонии усиленного режима.

Та страшная ночь навсегда изменила их жизнь.

Часть 4. Предзнаменования

Сейчас я буду подробно разбирать ряд заинтересовавших лично меня аспектов фильма. Будет много спойлеров. Так что, если вы боитесь их, то советую вам посмотреть фильм, а затем вернуться к прочтению. Ну а те кто не боится, прошу следовать за мной к завершению сей ужасной истории.

Мы с вами узнаем, какие мистические элементы вплетены, в казалось бы полный реализма сюжет, только ли дружеские чувства испытывала Василиса к Инне, а также, что наиболее интересно, попытаемся разобраться в странностях сознания Чистого и понять причём здесь воспоминания о будущем.

Но всё по порядку. Начнём с очевидного. С прообразов героев.

Кто есть кто?

Пусть ребята и не полностью копируют свои реальные прототипы, но общие черты они передают весьма неплохо. Нетрудно понять, что Чистый — это Александр, Ламбада — Дмитрий, а Колбаса — Максим. Не буду делать акцент на данном моменте, т.к. вы уже успели сравнить описание реальных и киногероев.

Только подружка?

Практически в самом начале фильма наши подружки Инна и Василиса сидят на кухне и общаются. И вот в процессе разговора Василиса так порывисто говорит Инне фразу «Я люблю тебя», и так на неё смотрит, что я прямо почувствовал ту боль, которую она вложила в эти слова. Пусть Инна и ничего не поняла, и лишь по-дружески ответила, что тоже любит её, но для меня как зрителя всё было довольно ясно. Слишком уж много акцента сделано на этом моменте. Если держать это в голове, то сюжет начинает играть совсем другими красками. А фильм становится ещё глубже. Такие дела.

Плохие приметы

Чем мне особенно понравился фильм, так это ненавязчивыми вкраплениями некой мистики, выраженной верой ряда героев в различные приметы. Вот один из диалогов фильма:

— Ламбада, ты в приметы веришь?

— Только в рассыпанную соль и чёрного котейку.

Нам сразу показывают, что герои фильма верят в те или иные приметы. Омоновец из начала фильма сетует на то, что полнолуние, как-то уж не очень хорошо, влияет на людей.

Если полнолуние, по-любому драка.

И он оказывается прав. Так и хочется сказать: «Тьфу ты! Cглазил!».

Инна верит, что жених не должен видеть невесту в свадебном платье до свадьбы (а Чистый видит), Ламбада верит в чёрного котейку и в то, что нельзя просыпать соль (а потом на попойке сам и рассыпает). Казалось бы мелочи, но в комплексе они складываются в весьма интересную картину. Своеобразный пазл будущей катастрофы.

Верят и верят, хочется сказать. А кто не верит? И я верю. Но эти казалось бы обыденные вещи придают фильму приятный мистический флёр.

До определённого момента я и сам не придавал никакого значения этим приметам. Но всё изменила сцена с водителем такси.

Наши подружки, когда решили нарушить покой друзей, вызвали такси. И таксист им попался весьма суеверный. Когда он увидел, что дорогу им перебежала чёрная кошка, он встал как вкопанный и стоял до тех пор, пока вперед не проехала другая машина. И что бы вы думали? Машина проехала и попала в ДТП.

И в этот момент ты понимаешь, что приметы в этом фильме работают.

А в связке с вещим сном, так вдвойне.

Каким ещё сном? Сейчас узнаете. Приступаем к самому интересному.

Вне времени

Когда троица наших друзей приезжает снимать домик для свадебной гулянки, Чистый обосновывает своё желание снять именно его словами:

Мне этот дом во сне приснился. Огурцы эти в бочках. Рыба. Колбаса. Это знак, брат.

Кажется, и что такого, вещий сон. Эка невидаль. Но что, если предположить, что Чистый во время своего наркотического прихода настолько в своём познании преисполнился, что был одновременно в настоящем и будущем. И этот дом он впервые увидел именно во время своего наркотрипа. И это всё является ещё одной частью кошмарного пазла.

По мне, так это довольно занимательный момент. Вкупе с приметами, он показывает всю неизбежность происходящих событий.

Ну и музыка

Наиболее важными для фильма являются две музыкальные композиции — это «Knockin’ On Heaven’s Door» Боба Дилана и «Буйно голова» Гио Пики.

«Буйно голова» звучит в начале фильма и на финальных титрах. В ней кратко изложено содержание всего, что произойдёт впоследствии.

Вот:

И одна сатана, а в глаза бела пелена,

Да со рта пена бела брызжет, кипит буйна голова.

И вот:

Да наломала коль дрова,

Буйно буйна голова,

Заварила каши с маслом

Расхлебали мусора.

Играющая на первых секундах фильма, она тоже является, своего рода, предзнаменованием.

Точку же во всей истории, причём не только в кино, но и в реальной жизни, ставит композиция «Knockin’ On Heaven’s Door» (Достучаться до небес).

It’s getting dark, too dark to see,

Feel I’m knockin’ on heaven’s door.

В литературном переводе она звучит так:

Ничего вокруг — лишь темнота,

Похоже я стучусь в небесные врата.

Речь в ней не столько о потере зрения Ламбадой (Дмитрием), не стоит воспринимать песню столь буквально, а о гибели его друзей.

И пусть они остались живы-здоровы, в отличие от друга, которого они искалечили, но для общества они мертвы навсегда. Их теперь не существует. Они — Люди-Тени.

— Скажи, а что тебя радует в последнее время?

— Я люблю, когда снятся сны.

— Какой самый страшный сон у тебя?

— Самый страшный сон… Рассвет. Солнце встаёт. Значит нужно просыпаться. А я не хочу просыпаться.

— Почему?

— Потому что каждый раз, когда я просыпаюсь, я погружаюсь во тьму.

Из интервью Дмитрия для фильма «Спайс Бойз»

При работе над текстом мне очень помогли статьи «Спайс рождает монстров» и «Вот что такое наркотики», а также интервью с режиссёром фильма Владимиром Зинкевичем.

Спасибо, что дочитали.

Я также пишу в телеге и ВК.

 

Источник

Читайте также