Эта заметка — сразу о четырёх играх: обо всей серии Deponia. Проходил я их разом, запойно, и представить себе их отдельно друг от друга не могу. Тем более, что первые две игры заканчивались и вовсе клиффхэнгерами.
Что сказать, в целом… Это шедевр. Удивительно, как создатели вдохнули жизнь в столь старомодный жанр, как point-and-click квест. Сюжет мог бы быть вторичным, если бы не высмеивал все штампы и клише, до которых мог дотянуться. Юмор блестящий, часто грубый, но порой очень тонкий и совершенно нецензурный — не всем понравится. Иногда кажется, что сценаристы перегибают палку: то приходится из милых дельфинчиков сделать консервы, то содействовать тому, чтобы милых детишек сожрал монстр — но оторваться от этого действа невозможно.
А действо безумное. Главный герой, стопроцентный бедоносец, полуграмотный выскочка, искренне считающий себя гениальным изобретателем, из кожи вон лезет, чтобы сбежать с превращённой в одну большую свалку планеты (Депонии) на огромный корабль, парящий в верхних слоях атмосферы — Элизиум. Жители Элизиума, не знающие голода и проблем, понятия не имеют в большинстве своём, что мир внизу обитаем — не может же быть, чтобы на этой свалке ещё теплилась жизнь! Но на всякий случай они отправляют вниз комиссию, дабы проверить, нет ли там кого, среди отходов и мусора. Надо ведь наверняка убедиться, прежде чем уничтожать планету…
Жители Депонии знают про Элизиум и зачастую пытаются туда попасть — вот только никому ещё это не удавалось. И никто, понятно, не верит, что такой неудачник и бестолочь, как Руфус, сможет обосноваться на Элизиуме. Раз за разом он что-то изобретает, чтобы долететь до Элизиума, и каждый раз его идеи терпят крах, после чего он возвращается к исходной точке. Однако упорства ему не занимать: едва потерпев неудачу, он тут же принимается за очередной гениальный план побега с Депонии.
Но дуракам везёт (или почти везёт), поэтому в начале первой игры Руфус добирается до патрульного военного крейсера, нарезающего круги по рельсам надземки, высоко стоящей над землями Депонии. И на этом крейсере он случайно становится свидетелем странной ссоры между ослепительной рыжеволосой красоткой-элизианкой и офицером-органонцем. А потом, желая героически спасти красотку, случайно сбрасывает её с крейсера вниз, в трущобы Депонии. После этого солдаты выбрасывают за борт и самого путешественника, и всё бы вернулось на круги своя, если бы не Гоал — та самая девушка, которая теперь, как считает Руфус, может сыграть ему роль пропуска на Элизиум.
А дальше начинается чистейшее безумие, но безумие восхитительное. Какой только ерунды не приходится натворить, преследуя низменные меркантильные цели протагониста! Руфусу поначалу даже сочувствуешь, однако через какое-то время, особенно в третьей части игры, понимаешь, что таких, как он, надо отстреливать, едва его фигура замаячит на горизонте. Подпустишь ближе — и оглянуться не успеешь, как твой город сгорит дотла, твою девушку отдадут в рабство, а сам ты окажешься в плену у монстра, или того хуже.
Разработчики регулярно ломают четвёртую стену. Например, в одном эпизоде второй части главный герой жалуется, что ему не получается подслушать секретный стук-пароль из-за музыки, громыхающей неподалёку. Знаете, что нужно сделать? Залезть в настройки игры и отключить музыку! Только тогда Руфусу удаётся всё услышать. Кажется, больше возможностей из квестов ещё никто не выжимал.
Более того, игра пестрит мини-играми, не похожими друг на друга. То надо драться на арене в духе примитивного файтинга, то ловить червя-паразита в чужом животе, доставая органы, а потом по памяти возвращать органы обратно, то чистить зубы, притворяясь отражением своего двойника, то уворачиваться на скользящей по склону холма доске от открывающихся порталов, то решать головоломки на импровизированном танцполе… И здесь тоже создатели издеваются над игроком, как могут. Например, нужно собрать разбитую мозаику. Вот дыра, вот осколки — бери и вставляй. В лучших традициях старых игр каждый осколок можно вставлять только на одно место, остальные просто неактивны. И вот заскучавший игрок тычет осколками на все места, вставляя их один за другим, берёт последний… и тут Руфус понимает, что собрал мозаику неправильно, осколок не вставляется. Но не начинать же всё заново — куда проще поднажать на осколок, чтобы он запихался наверняка! Секунда — и вся мозаика, на которую вы потратили несколько минут жизни, разбивается вдребезги, уже необратимо.
Разработчики постоянно обманывают ожидания игрока, выворачивая каждую знакомую по другим играм ситуацию наизнанку. И это вызывает только восхищение.
Забавно, но даже главный герой здесь играет ту же роль. Помните GTA 5? В играх серии GTA мы частенько пускаемся в отрыв, делая то, что по сюжету главный герой не делает и делать не может. Понятно, что главный герой не отстреляет половину города из чистого веселья — поэтому сюжет сделает вид, что этого не было. Но только не GTA 5! Там сценаристы специально ввели такого персонажа, любые действия игрока с которым будут полностью вписываться в сюжет. Да, да, я про Тревора. Какую бы дичь вы ни творили — это всё легко впишется в рамки сюжета, ибо персонаж под это заточен.
В Deponia — то же самое. Зачастую в квестах мы понятия не имеем, что делать, потому что задачки бывают просто-напросто нелогичны, и тогда мы просто пытаемся соединить в инвентаре все предметы друг с другом, авось что получится, или тыкать случайным предметом на все активные поверхности. Так вот, герой именно это и делает. Он считает себя гениальным механиком именно потому, что пытается присобачить всё друг к другу, и только так, по злой иронии, у него получаются совершенно безумные и непредсказуемые результаты — такое ощущение, что на место главного героя поставили случайного, при этом не очень опытного игрока в квесты, который ещё толком не разобрался, но уже что-то делает. Авось что выйдет.
Всё остальное в игре тоже хорошо — рисовка (простая, но душевная), музыка (чего стоят только песни «Huzzah!» между главами!), интересный сеттинг и яркие, совершенно незабываемые персонажи. Есть даже мораль — ведь ровно один раз в каждой игре Руфус будет делать правильный выбор. Приводить это будет, увы, не к тем последствиям, которых можно ожидать.
Как ни странно, в этом абсурде и пародии нашлось место и неплохой романтической линии — история Руфуса и Гоал заняла прочное место в моём сердце как одна из лучших фантастических историй идиотской любви. А финалы (да, во множественном числе) оставляют послевкусие искренней печали, несмотря на абсурдность ситуаций.
Есть и отсылки к другим играм, порой довольно резкие. Например, в одном эпизоде герой в кромешной темноте пытается проложить себе путь наощупь и на что-то натыкается.
— Хм… Длинный, сухой и тощий… — задумчиво говорит Руфус, ощупывая предмет. — Сомнений быть не может! Это сюжет игры «Тунгуска: Секретные материалы»!
Серия Deponia — редкий образчик по-настоящему качественной и душевно сделанной игры, штучный продукт, неповторимый игровой опыт. Любителям квестов мимо не проходить.
Автор текста: Михаил Гречанников. Написано при поддержке Timeweb Cloud специально для CatGeek и читателей SE7ENа..
Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev ↩