Sony вывела гонки на новый уровень, выкатив последнее обновление для Gran Turismo 7. Компания представила игрового агента на базе искусственного интеллекта под именем Sophy. Его цель — улучшить пользовательский опыт игрока, соревнуясь с релевантным противником. Говорят, что ИИ крайне сложно победить. Ну а подробности традиционно под катом.
Зачем в гонках ИИ?
В прежних версиях игры виртуальные оппоненты следовали заранее разработанному алгоритму и определённым маршрутам. В общем-то, если вы хотя бы иногда играете в гонки, то всё это вам знакомо — такая концепция используется много-много лет. Опытные игроки наверняка помнят первых ИИ-соперников в ранних версиях GT, которые не отвечали на действия игрока, а просто следовали скрипту. Часто действия виртуального оппонента можно было просто предугадать, что снижало градус азарта. Sophy усложняет игру для пользователя, добавляет элемент непредсказуемости, но при этом победить противника можно.
Создание ИИ-геймера — поиск идеального баланса между «крайне сложно» и «надо же, как интересно». Это непростая задача.
В Sony решили всё это изменить. Впервые Sophy была представлена в 2022 году, после того как разработчики обучили её побеждать лучших из лучших в Gran Turismo. В феврале этого года продвинутым игрокам была представлена ограниченная по времени использования функция, при помощи которой можно было сразиться с Sophy на четырёх уровнях сложности. А матч, где были показаны абсолютно все возможности ИИ-соперника, сделавшие его непобедимым для смертных, вызвал серьёзный ажиотаж у игроков.
«Разница между гонщиками на трассе, по большому счёту, заключается в мощности автомобилей, — заметил главный операционный директор Sony AI Майкл Спрангер. — У всех машин разные характеристики. На начальном уровне игрок получает более мощный автомобиль по сравнению с конкурентами, но того же класса. По мере продвижения в игре это преимущество стремится к нулю, при этом Sophy постепенно получает доступ к более мощным автомобилям. В сентябре она научилась дрифтовать».
В пресс-релизе компании было отмечено, что тест в начале года позволил разработчикам оценить, насколько хороша ИНС в качестве игрового элемента. Результаты теста позволили скорректировать идею, усовершенствовать Sophy и расширить её функциональность. Теперь всё это каждый игрок может оценить после обновления.
«Мы превратили Sophy из исследовательского проекта в создание функционального ИИ-персонажа, который ведёт себя как человек и улучшает впечатление игроков от Gran Turismo 7», — заявил Спрангер.
Что сделали разработчики Sony
Для Sony задача создания Sophy стала настоящим вызовом. Нужно было сделать так, чтобы ИИ-противник добавлял интереса для геймеров и не был бы непобедимым. Это сложная задача, но в Sony вроде бы справились. Разработчики усердно работали над поиском гармоничного стиля игры Sophy, который бы улучшил впечатления игроков от гонок.
«Игровой баланс Sophy — это тонкая грань. Мы не хотели создавать компьютерного соперника слишком агрессивным. Наша команда долгое время тестировала разные варианты. Боялись, что ИИ будет действовать грубо, что расстроит геймеров. В итоге решили добавить и такой вариант. Ведь, во-первых, не существует чётко обозначенной линии приемлемого поведения в гонке, а во-вторых, все люди имеют свою интерпретацию того или иного действия соперника», — комментирует Каусик Субраманян, старший научный сотрудник Sony AI.
Проблема была ещё и в том, что невозможно взять и сразу заменить старые модели ИИ в игре на Sophy. Этот процесс разработчики растянули во времени. До 2 ноября 2023 игроки соревновались с ИИ-соперником в гонке Quick Race в режиме Arcade вне зависимости от своих навыков или прогресса в игре.
«Сегодня технология позволяет нам использовать только 20 машин, поэтому возможности пока ограничены, — говорил Питер Вурман, директор Sony AI до обновления игры. — В прошлом мы придерживались политики, когда игрок может управлять только одним автомобилем или несколькими, как в случае совместной гонки в феврале прошлого года. Однако это не даёт ему возможности масштабироваться. Поэтому мы работаем над расширением этого потенциала».
Чтобы провести ИИ-обновление, Sony пришлось внести значительные улучшения в базовую технологию игры. Sophy получила доступ к 340 автомобилям на 9 разных трассах. При этом игрок может выбрать трассу на свой вкус, а Sophy выберет автомобиль на основе уже имеющихся в гараже игрока. То есть ИИ-соперник не окажется в невыгодном для себя положении на трассе, а сможет конкурировать с игроком на высоком уровне. С другой стороны, машина Sophy не будет выглядеть отсталой по сравнению с тем, что есть в гараже у геймера. Помимо обновления с добавлением ИИ-соперника, разработчик представил новые автомобили Lexus LFA, Mercedes-Benz 190E 2.5-16 Evo II, Porsche 911 GT3 RS и Tesla Model 3, несколько макетов снежной трассы, дополнительные события и гонки с разделённым экраном для 4-х участников (только для PlayStation 5). В последних франшизах Forza от Turn 10 и Playground Games пользователи уже имели дело с так называемым Drivatar — адаптивным ИИ, который отвечает за контроль оппонентов. Для достижения более высоких результатов разработчики использовали игровое поведение обычных геймеров для обучения «дриваторов». Долгое время искусственный интеллект ассоциировался с неигровыми персонажами (NPC) в индустрии видеоигр и ограничивался структурами управления и алгоритмами поиска. Так, в симуляторе Stardew Valley существует новый режим, который при помощи ИИ помогает реальным игрокам вести долгие беседы с NPC-персонажами. Технология Inworld AI позволила пользователям наделять их 33 разными личностями, которые общаются по-разному. Простые же компьютерные персонажи, по большей части заскриптованные, использовались ещё с 1980-х годов в таких жанрах, как ролевые игры, шутеры от первого лица и стратегические игры. Конечно, это был не полноценный ИИ, а лишь слабая тень того, что появляется только сейчас. Доцент кафедры компьютерных наук и инженерии Нью-Йоркского университета Джулиан Тогелиус считает, что возможности искусственного интеллекта вызовут большую фрагментацию в сфере создания видеоигр. Сегодня ИИ работает лучше всего там, где имеется много данных, которые можно использовать для обучения — поведенческие паттерны геймера, характеристики игровых объектов вроде автомобилей и т. п. Вероятно, в скором будущем искусственный интеллект и нейросети станут неотъемлемой частью многих игр — не только гонок, но и шутеров, платформеров и т. п.Перспективы ИИ в играх