Совсем недавно в аналах сайта ДТФ я был удостоен чести получить ключик Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth (вместо 6 части) и собирался делать на нее обзор. Скачал начал играть и подумал: а почему бы не сделать сравнение с самой свежей и актуальной частью (6) в преддверии выхода седьмой части, ну типа. И так получилось, что космические тентакли вкупе с отвратным UI и цветоспектром сместили мой фокус на шестую часть. Поэтому, коллегиально было принято решение сделать обзор именно на нее взамен космопорно. Прости, Кирилл Whiteoff. Да здравствует Кирилл Whiteoff.
Водичка из цивилопедии
Civilization VI является пошаговой стратегией, в которой одному или нескольким игрокам предстоит посоревноваться с ИИ-противниками в деле построения и развития своей собственной цивилизации, начав с маленького племени, постепенно расширяя свою империю с целью добиться господства над всей планетой. Эта цель может быть достигнута различными способами, в зависимости от условий победы. Игроки основывают города, расширяют их, различным образом улучшают, а также создают военных юнитов, предназначенных для разведки и атаки вражеских сил, постоянно следя за развитием технологий своей цивилизации и дипломатическими отношениями с другими.
Проще говоря, стань боссом древней качалки и дофарми ее до космической франшизы. И все это пошагово, с таймаутами на перекус и подумоть. Но кто вдается в детали, го гамать.
First person view
Первое что ты увидишь/сделаешь зайдя в игру — выберешь героя, он же лидер, он же предводитель. Список довольно большой даже в голой версии, а с длц и подавно. Все бонусы заключаются в 4 (иногда в 5) аспектах:
- Герой — буквально бонус любого рода: повышение сбора урожая или производства в городе; повышенный урон юнитам ближнего боя; получение дополнительных ресурсов при условиях и прочее. Также есть более общные и уникальные как отказ от создания религии или начало игры в воде. Все это может быть как единственной чертой так и набором нескольких: пара средних бустов или один сильный, но со штрафом в других областях. Имеются несколько героев с парой версий себя — отличаются бонусами героев при прочих равных бонусах.
- Цивилизация — тоже самое, обычно солянка на целый абзац. Получи то и это при условии того и этого. Иногда не получи что-то.
- Районы или строения — тематически связаны со страной (у Франции- вино, у Китая — Великая стена). Зачастую районы просто словесно заменяют одно на другое (у Рима акведук называется банями), но при этом дают больше пользы или становятся доступны раньше. Строения просто дают больше пользы (+1 к пище или +2 к культуре итд).
- Юнит — уникальная военная единица, дополнительные или заменяют соответствующие на национальные и имеют свои повышенные статы. У Аравии например вместо рыцарей будут мамлюки (рыцари+ считай), а у Томирис просто появляются вдобавок конные лучники.
В игре могут быть пара версий одного героя, как сказано выше, или вовсе разные предводители одной страны. Тогда три нижних бонуса будут одинаковые, а отличие только в бонусе героя. У некоторых может быть дополнительный бонус юнита или района, но редкость.
Далее ты можешь выбрать игру по своему усмотрению. Простая настройка позволит тебе выбрать сложность под себя, размер карты, вид карты и скорость игры. Скорость влияет только на накопительную валюту, те почти на все — зарабатывая меньше денег в ход ты купишь позже юнита или строение. Имея меньше производства в ход ты дольше ждешь постройку или подготовку юнита. Имея меньше науки в ход ты дольше открываешь исследования… Единственное что не страдает это клетки перемещения твоих бойцов, их военные вопросы (урон и прочее) и количество действий для строителей или археологов. Все что будет слева вверху экрана — зависит от скорости. Скорость просто меняет множитель поступления конкретной валюты в ход: от марафона (в 2 раза медленнее) до сетевой (в 2 раза быстрее). Ну или моды в помощь, игра работает с мастерской стима или просто скачай файлы и кинь в папку модс.
Для более детальной настройки сессии можешь перейти в «дополнительно» внизу и полностью настроить игру под себя: от конкретных противников до условий игрового мира или победы. Ну или на главном экране просто жми Играть, и тебе подберутся случайные персонажи и настройки карты. Про иные правила игры и модификаторы расскажу может быть в другом лонге.
Gayplay
Итак, ты, голодранец недогослинг, попадаешь на неразведанную карту. У тебя в наличии поселенец — юнит что трансформируется в город, и воин — мужик с дубиной. А вообще в игре есть 4 вида юнитов — военные, гражданские, вспомогательные и великие люди. Военные дерутся с военными; гражданские мирные, но если враг встанет на одну с ними клетку, то захватит под свой контроль; подмога это тараны или осадные башни, встав на них враг просто уничтожит в 0 урона; великие люди — встав на них они улетят в ближайший родной город, но никогда не умрут. Еще есть религиозные, такие могут драться только с религиозными и то не все, но если варвары встанут на одну клетку с ними, то читай про подмогу.
Вернемся к баранам. Не смей сливать своего единственного поселенца иначе гг!! Поэтому игра заботится о тебе и практически всегда ты начинаешь на клетке рядом с водой. А говорю я это потому, что город получает на основе этого дополнительные ячейки жилья. Без воды — одна, пресная — три, питьевая — пять. Это все конечно будет расширяться за счет строений в районах или районов типа бань, акведуков или загородных поселений, но потом. Чем ближе твое население к пределу, тем медленнее оно набирается. Если будет недостаточно пищи, то и вовсе может пойти на убыль.
Теперь о пище, и всем прочем. Твои города охватывают какое-то количество клеток. На них твои люди могут работать, количество обрабатываемых клеток равно населению. Клетки могут приносить тебе любые ресурсы, в зависимости от того, что на клетке расположено.
- Пища — нужна для роста населения. Изначально населения для выхода в ноль нуждается в каком-то количестве пищи. Если будет перебор — город будет расти по достижению некоторых накоплений. Если нехватка — СМЕРТЬ, МАТЮКИ, УБИЙСТВА.
- Производство — твой город умеет работать/производить. Это либо здания и районы, либо юниты и проекты. У всего есть цена в шестеренках. Количество ходов для выполнения соответственно цена поделить на производство в ход. Избыток производства при перевыполнении (или если кто-то оборвал постройку твоего чуда света, тк они уникальны для карты) переносятся на следующее производство, но не ускоряют его меньше чем ход.
- Наука — то же производство, но для научных исследований.
- Культура — для культурных.
- Деняк — на них ты можешь покупать здания в районах, юнитов, клетки, использовать в сделках. Также можно доплатить за великих людей, дабы получить их скорее.
- Вера — еже еси на небеси. Вера це валюта, на них ты покупаешь религиозных юнитов, натуралистов, рок-группы или великих людей. В уникальных случаях еще и любых юнитов.
Поподробнее
Теперь поподробнее о науке. Научные исследования позволяют тебе в большинстве своем открывать новые виды военных юнитов, прокачивать их внутри класса до более мощных. Или открывают новые районы и здания, чудеса света или небольшие бонусы. Например без мореплавания даже строитель не сможет погружаться на воду (тут отдельно есть морские юниты если есть пристань или город стоит на воде), но зато с картографией даже тупой воин сможет бороздить моря.
С культурой практически та же история. Тут больше аспект не на юнитах, но на политике или общих бонусах. Хотя также тебе могут открываться районы или чудеса света, но тут появляются карточки правительства или сами системы правительства. Как ты мог заметить под каждым исследованием есть условия ускорения — это действие которое надо совершить, чтобы заполнить исследование наполовину. Те ты можешь что-то открыть на пять ходов из десяти (а по факту это измеряется в культуре потраченной, но так привычнее при небольшой скорости), перейти к другому исследованию и выполнить условие. Тогда твое брошенное исследование станет открытым. Необязательно делать в таком порядке, можешь делать условие сначала или параллельно, но если знаешь что оно вот вот будет сделано, то смело можешь переходить к другому исследованию чтобы не тратить ходы.
Ну и религия-дон. Крысы, что беспрепятственно могут ходить по твоей территории и поглощать в свою секту народ. Но при этом также создателю веры могут принести нехилые бонусы в приросте валюты или баталиях с иноверцами. Теологические войны заключаются в основном в покупке за веру апостолов, подведению их к центру чужих городов и обращению поштучно каждого жителя города. Апостолы (есть и другие веруны) могут нападать на чужих религиозных юнитов, а хилить их может только гуру (тоже религиозный). Все такие юниты имею лимит проповедывания, а значит их найм и прогулка превратится в постоянную работу. При выборе религии можно также выбрать 2 незанятых из 4 видов бустов, по одному из каждого набора. Апостолы могут добавить оставшиеся два.
А сейчас я вам покажу, откуда на распродажу готовилось нападение
Против тебя на карте будут играть другие игроки или ИИ. Вы все стремитесь к победе, но это не обязательно военный путь. С другими цивилизациями также можно дружить, торговать, заключать разные союзы. И это не мешает вставлять им палки в колеса, например, скупать соседние общие клетки или ставить юнитов в одноклеточные проходы для блокировки передвижения. Кроме государств еще присутствуют города-государства. Это такие «самисебережиссеры», которые вроде не государства, но и не пальцем деланные. С ними у тебя происходят отношения на уровне засылки послов. При наличии в ГГ одного, трех и шести послов ты получаешь бонусы для соответствующего здания в зависимости от типа ГГ. Если ГГ научный, то больше науки в кампусе и его зданиях, если культурный — то в театральной площади итд. Если ты имеешь не менее трех послов в ГГ и при этом больше остальных государств, то ты станешь сюзереном. Это открывает тебе видимость того, что открыто данному ГГ, дублирование ресурсов и военная поддержка в конфликтах. Также ты сможешь провести ебилизацию военных юнитов данного ГГ за деньги на некоторое количество ходов. Но будь осторожен: если кто-то перехватит сюзеренство, то и твоя дебилизация и их помощь в войне могут обернуться против тебя.
Помимо ГГ и государств есть еще варвары. На карте в незанятой империями клетке случайно может зародиться лагерь варваров, в котором периодически будут спавниться враги. Там будут примерно соответствующие по развитию воины (те если ты в промышленной эпохе, то даже если не открыл современных бойцов, то у варваров они могут быть), но без уникальных для наций. Как уже упоминалось ранее, они могут захватить твоих гражданских, но делать с ними им нечего, разве что ты их можешь упустить в пользу другого государства (или заполучить таким образом некогда чужих).
Политика и великие люди
Политические системы открывают тебе различные наборы ячеек курсов (карт). Это фиксированные, но различные и расширяемые разными путями комбинации из военных (красные), экономических (желтые), политических (зеленые) и общих курсов. Также есть карточки великих людей — фиолетовые, которые ставятся только в общие курсы. Эти карточки придают тебе сначала небольшие, а ближе к концу игры довольно весомые бусты (например х1,5 науки или культуры или право прохода через любые ГГ…). Смена набора карт стоит деняк, но если в этот ход ты открыл новую карточку или систему, то бесплатно.
Великие люди и их очки (ОВЛ), это тоже своеобразный буст (бля вся игра в бустах). Великие люди приносят тебе те или иные улучшения/ускорения при активации. Делятся по типам районов и теми же районами накапливаются. Все творческие получаются в культурном центре.
- Военный дает ауру урона юнитом не старше конкретной эры или удалятся с карты к некоторым эффектом: + уровень бойцу или бесплатный боец
- Торговый дает тебе всяческие вещи для развлечения в городе, повышает количество торговых путей, позволяет полностью поглотить ГГ в свою империю или просто убьет чужих послов там новичком) Также может добавить клетки в твою империю даже за пределами края роста города — так можно вбить хороший клин на приграничных территориях.
- Пророк позволяет основать собственную религию. Больше одного не наймешь.
- Инженер в основном связан с ускорениями технологий или проектов.
- Флотоводец как и военный, только флотоводец.
- Ученый ускоряет научные исследования или вовсе их открывает, даже впереди прогресса. Есть ученый, что даст тебе тысячу единиц науки.
- Писатель, музыкант, художник — создают соответствующие шедевры которые нужно складировать в культурных зданиях — культурный район или чудеса света как эрмитаж или лувр. Музыкальные только в чудесах света или при бонусе цивилизации. Дают в свою очередь культуру в ход и туризм.
Все великие люди дают только свой вид бонуса, на цивилопедии есть их список. Реально существовавшие люди. Соответствуют самому развитому по эпохе игроку — Ньютона будет не нанять, если вы уже в эпохе атома. При недостатке ОВЛ если очень чешется можно докупить за золото или веру, хоть полностью. Разбирай, а то кончатся.
Как победить
И таким образом вся игра сводится к винегрету войн и противостояний с конечным исходом в одном из видов побед. Таковых 5 (читай 6 с дополнением).
- Научная — надо открыть почти все исследования и сделать 3 космических проекта. Кто первый — тот победил.
- Культурная — нужно добиться господства по туризму за счет произведений искусства, чудес света и торговли. Политические курсы и системы в помощь.
- Религиозная — обратить больше половины городов всех стран в свою религию, хоть самых малочисленных. ГГ не в счет.
- Военная — захватить все первоначальные столицы государств, именно столицы, остальные города могут существовать.
- Общая — если выставлен лимит ходов, то при непобеде по их истечению на основе общего количества очков за все заслуги в игре находится победитель.
В конце тебе покажут мультик данного вида победы и наградят графиками со статистикой игры
Итого
Цива 6 довольно хорошая игра, в которой можно провести пару партеек даже в депрессии. Различные предводители могут по-разному раскрыть геймплей и вектор игры. Виды карт и скорость также кардинально меняют стратегию, можно скатиться либо в чисто войну, либо сидеть тихо и запускать спутники.
Пошаговость и гибкая настройка позволят начать игру на полгода вперед или собрать партейку на полчаса перерыва между работой. Довольно простой но понятный визуал не ворует фокус с события на событие. А возможность кооперативной или соревновательной игры создает кучу поводов собраться с друзьями в дискордике.
Думаешь глупый, неопытный или нестратег? Ноль проблем — ставь небольшую сложность, заведи пару союзов и спокойно изучай игру. Смотри на анимации, потребляй историческую правду и развивайся. Стратег, бог, миллиардер, филантроп? Вывези ботов на божестве, умник! Или вот тебе челленж — пройди завоевания Александра на максимум 200 очков на божестве.