Симагик Альфа: идеальный выбор руля для ПК?

Виртуальные гонки и оборудование для них, становятся всё популярнее. Ранее я рассказывал какое бывает железо для гонок, а потом плотненько тестировал Moza R9. Но имея Fanatec CSL DD, на мозу обновляться смысла не было, поэтому присматривался всё это время к Simagic.

Симагик Альфа: идеальный выбор руля для ПК?

Итак, моё любопытство и немного телодвижений, позволили добраться до крайне интересной базы, способной выдать 15Нм, чего более чем достаточно, чтобы почувствовать что пора бы и в спортзал походить, но недостаточно, чтобы вывихнуть вам суставы. Встречаем, Simagic Alpha, — средняя по силе база компании, находится между Alpha Mini — 10Нм и Alpha U — 23Нм.

Так как вся конкуренция в области рулевых баз для автосимуляторов схлопнулась к сравнению Ньютон•метров, то выбор теперь требуется обосновывать анализом программного обеспечения. Поставить мощный мотор, это полдела, а вот реализовать его качественную работу и добиться поддержки в играх, это совсем другая история. Поэтому, этот обзор я хочу сфокусировать на объяснении принципов настройки direct drive [DD] баз, и развеять некоторые мифы которые уже пустили корни в интернете. Все желающие понять, что это за фрукт такой DD-руль, что дают Ньютон•метры, какие еще есть параметры — добро пожаловать.

Технические характеристики

Какие параметры бывают и как их правильно интерпретировать.

  • Максимальный крутящий момент [torque] — 15Нм: сила, с которой база может сопротивляться вашим рукам, чем выше, тем вероятнее что она завяжет вас в узел.
  • Разрядность Энкодера — 18 Bit, 262144 ppr: число значений, которые снимаются с вала двигателя за полный оборот руля, это как разрешение в мониторе, чем больше точек, тем четче картинка.
  • Slew rate — ??? Нм/мс: скорость нарастания, сколько силы база может передать на руль за 1мс, к сожалению параметр почти всегда скрывается, Simagic не исключение. Чем выше значение, тем быстрее передается усилие и тем раньше вы получаете информацию о поведении авто (снос, занос, блокировка).
  • Тип мотора — inrunner: по сравнению с outrunner моторами более плавный и имеет намного меньше пульсаций (мелких провалов в плавности вращения, возникающих из-за расстояние между обмотками двигателя), более предпочтительный вариант, сложнее отводить тепло, как следствие более склонны к перегреву, а перегрев ведет к деградации характеристик базы, так что следите за температурой внимательно.

А теперь немного занудства, почему в DD базах важна не только сила, а в первую очередь именно скорость нарастания этой силы. Представьте ситуацию: выходите из поворота, немного рано открываетесь и получаете избыточную поворачиваемость, вот тут важно, в какой момент информация об этом будет на руле и как он отреагирует. Быстрый руль сам начнёт осуществлять контр-руление, так как кинематика вращения передних колес стремится их распрямить. И быстрый нарастающий момент создает впечатление, что база сама вытащили вас из заноса. Если же скорость нарастания низкая, то вы сами достаете машину из заноса. Ничего криминального в этом нет, просто появляется чуть больше данных о поведении авто и пропадает часть ненужной работы в пилотаже, вы корректируете руль, а не работаете в полную амплитуду.

Обратная сторона, это осцилляция — эффект, когда база быстрая и мощная, в момент отпускания руля на прямой, происходит его разбалтывание влево/вправо. Эффект возникает из-за попытки симулировать поведение колес, которые под действием центробежной силы пытаются распрямиться. Но при этом, за счёт покрытия, имеют незначительные колебания, которые в реальном авто проглатываются шинами, массой приводов, рулевого вала и никаких паразитных колебаний мы не ощущаем.

В игре же, эти микро-колебания приходят на рулевую базу, она пытается отработать это отклонение, смещая вал на 2-3 градуса, но так как скорость базы и сила высокие, плюс имеется еще руль, масса которого добавляет инерции, вал смещается на 4-5 градусов, в этот момент от игры приходит значение, что колеса то уже прямо стоят, база пытается вернуться обратно, делая коррекцию уже на 4-5 градусов, опять получает превышение, сдвигая вал уже на 5-6 градусов и вот, получается замкнутый круг. База пытается выравняться, все больше уводя вал от центрального положения, да еще и на очень высокой скорости.

Еще хуже, когда вы едете в быстром повороте и руль просто вырывается из рук, в прямом смысле слова, приходится бороться с ним.

На слабых базах этот эффект очень незначительный, так как вес руля работает как естественный демпфер, который не позволяет ему так активно вращаться. Но вместе с этим теряется информация о мелких сносах/заносах, как говорится, руль пустой.

Для решения этих проблем, драйверы ДД баз обзавелись дополнительными настройками, позволяющими добавить различные варианты демпфирования эффектов обратной связи, поступающих из игры. Кибер-спортсмены все эти фильтры и демпферы не любят, так как они вносят задержку в обратную связь, делая базу резиновой. Но не всё так однозначно.

Драйвер и настройка

Пройдем по ключевым настройкам, актуальная версия драйвера 182, увидеть можно в правом верхнем углу.

FFB

Cила обратной связи, говорит о том, с какой скоростью и силой база будет отдавать данные о поведении игры на руль. Всегда ставьте 100%, позволяя получить весь динамический диапазон эффектов, на которые способна база. А вот в игре снижайте значение до комфортного для вас. Если приводить аналогию из жизни, то сила FFB в драйвере это труба с водой, а сила FFB в игре, это кран. Если вы ограничиваете FFB в драйвере, например выставляя силу в 10%, это эквивалентно установке очень тонкой труды на водопровод, вроде кран открыт полностью, а напор слабый. Поэтому ставьте 100% в драйвере и регулируйте напор краном в игре.




Torque

Очень хорошая штука, которая позволяет снизить силу базы не меняя её скоростных характеристик. В нашем случае, 15Нм, достаточно сильно бьет по рукам при атаке поребриков, особенно если пилотируете на машинах с открытыми колесами. Если снизить FFB, то вы линейно снижаете все параметры базы, т.е. она становится медленнее и снижается скорость нарастания усилия. А вот если снизить torque, то все скоростные характеристики останутся прежними, но когда вы налетите на поребрик и телеметрия игры отдаст вам в руки пик в 30Нм, база, отрежет всё что выше 10Нм.

Как правило, все что больше 10Нм это ненужная вам информация добавляющая немного эффекта погружения, но поверьте, когда вы едете 3х часовую гонку в Себринге, руки вам скажут спасибо, если вы снизите силу.

Smooth

Отвечает за сглаживание обратной связи, тот самый демпфер. Дает задержку около 30мс на каждый пункт. Т.е. поставив smooth level 4, вы добавляете задержку 120мс. База становится «туповатой», реагирует с задержкой. Рекомендую ставить значение 0 и повышать по 1 пункту, если на руле много всякого мусора, типа эффекта шестерни или песка, пока не добьётесь удовлетворяющего вас качества.

В этом плане Simagic Alpha оказалась идеальной базой, даже с отключенным Smooth level она не имеет никаких паразитных эффектов.

FFB Frequency

Параметр отвечающий за частоту обратной связи, по сути это фильтр реконструирующий обратную связь достраивая сигнал приходящий из игры. Наглядно можно увидеть на графике. Smooth level делает тоже самое, но пытается сгладить эффект между двумя точками, т.е. зная A и B, в итоге обратная связь получается более достоверная, но запаздывающая. FFB Frequency же пытается угадать, куда пойдет кривая и грубо говоря фантазирует, добавляя больше точек обратной связи на график, делая его более сглаженным. Использование FFB Frequence более предпочтительно, в документации говорится, что не добавляет задержку. О достоверности данных переживать на стоит, в iRacing мы получаем 60 значений в секунд, в Assetto Corsa Competizione до 400, так что эти фантазии вы не особо ощутите.

Wheel speed

Скорость с которой руль стремится вернуться в центральное положение. Не ясно как эта опция связана с скоростью нарастания, по ощущениям, никак. Ставить 100% не рекомендую, так как руль стремясь вернуться в центр разгоняется, пролетает центр (нулевая точка), понимает что проскочил, дает корректирующее действие, опять проскакивает и начинает бешено вращаться из стороны в сторону, в общем, выше уже было об этом. И чем мощнее база, тем более явно присутствует эффект. Для рассматриваемой базы, рекомендую поставить 80% и плясать от этого значения.

Feedback detail

Более явно добавляет в обратную связь данные от дорожного покрытия и работы подвески. Чем выше значение, тем больше информации и тем выше температура базы [сказано в описании].

Но у меня есть стойкое подозрение. что настройка не работает, ни в iRacing, ни в Assetto Corsa Competizione я разницы не почувствовал, нагрев базы никак не менялся, как бы я не настраивал этот бегунок.

Mechanical Damper

Фильтр добавляющий небольшое сопротивление, ощущается это как сопротивление при повороте руля, эмуляция смещения покрышки, перед тем как начинается поворот. Рекомендую не ставить больше 5% на гоночных авто. Если же катаетесь на гражданских и хочется эффекта погружения, то остановитесь на уровне 25-30%.

Mechanical Friction

Позволяет настроить тяжесть руля, если перестараться, получается своеобразная пружина, когда вращая руль на стоящем авто, он отпрыгивает обратно. Штука по сути бесполезная, сильная база и без этих настроек даст вам нужный уровень сопротивления.

Mechanical Inertia

Очередной утяжелитель руля. И если прошлая настройка пыталась заигрывать с различными эффектами скольжения шин, то тут мы имеем дела с силами инерции, которые действуют на колеса автомобиля и призваны принудительно стабилизировать руль, добавляя ему тяжести и сопротивления при попытке отклониться от оси движения. Может быть полезно при борьбе с осцилляцией, небольшой демпфер в 3-5% + снижение скорости руля до 80% позволяет почти полностью избавиться от неё.

Отмечу отдельно, не стеснятесь немного придушить базу, если чувствуете, что вы с ней боретесь, тратите много сил и энергии, когда не можете ехать расслабив руки и работая рулем плавно. Поймите главное, важна скорость реакции базы, а не то, с какой силой она эту реакции отдает.

Если вы только перешли с ременных рулей, не стесняйтесь сразу зажать её, навесив демпфер и внимательно анализируя свои ощущения. Идеально взять более менее быстрое авто, например GT3 и небольшой трек, типа Brands Hatch, что позволит вам оценить разные типы поворотов и скорость работы базы.

При настройке, осцилляции, лучше взять трек Monza с его длинной прямой и пробовать отпускать руль и смотреть на его поведение, накидывая понемногу фильтры через Mechanical Damper и Mechanical Inertia. Рекомендую взять метод располавинивания объема и каждый шаг делать вдвое меньше первого, т.е. сразу поставить 50%, затем 25 → 12 → 6 → 3 → 1.

Это важный момент, который стоит прочувствовать самому и это не сложно, так как в противном случае, если большой риск, что обновившись с условного Thrustmaster T300, вы будете разочарованы потерей определенных эффектов и приобретением новых, которые раздражают и не ясно что с этим делать.

База и экосистема

Не буду ходить вокруг да около. Это лучшая база из тех, на которых я смог покататься достаточно долго, а среди баз у меня были: Thrustmaster TX (аналог T300 для xbox), Fanatec Clubsport v2.5, Fanatec CSL DD (8Nm), Moza R9 и теперь Simagic Alpha. Попутно я щупал короткими сессиями Moza R12, Alpha Mini и Simucube 2 Pro. Что именно меня так восхитило:

  1. Качество работы мотора, — никаких посторонних шумов, эффекта песка, подергиваний и т.п. мелочей, которые были на всех остальных устройствах. Тут просто максимально гладкая обратная связь, при том что в драйвере и Smooth Level и FFB Frequency были отключены.
  2. Дизайн и сборка базы, — просто, без излишеств, при этом имеются монтажные отверстия снизу, спереди и по бокам. Ставь как удобно. Отдельное спасибо за то, что провода расположены по бокам базы, а не сзади, упрощая кабель-менеджмент.
  3. Quick Release — тут паритет с мозой, и кажется они даже совместимы между собой, так как используется гоночный NGR Quick Release обогащенный отдельным питанием. При этом сами баранки работают по радио-интерфейсу, получая с базы только электричество. Можно купить на Aliexpress такой быстросъем и китайскую баранку, получив комплект для ралли с минимальными вложениями.
  4. Драйвер — во время тестирования, прилетало обновление, где можно автоматически подгружать профили для разных игр, предварительно их создав. При этом сам драйвер очень удобен, всё на своём месте и в отличии от другого производителя из поднебесной, не имеет недопереведенных мест, а во время установки не тащит с собой непонятные библиотеки.
  5. Экосистема — по факту, это уже зрелый конкурент фанатеку. В наличии разные штурвалы, две пары педалей, КПП и ручной тормоз и все это выглядит очень по взрослому и надежно.

В итоге, идеальным для GT гонок, выглядит комплект:

  • Simagic Alpha — цена около 75к рублей
  • штурвал FX-C или GT-4 (у данного штурвала пластиковые ручки, которые достаточно скользкие и лично мне он не очень понравился, в идеале его попробовать. Он точно не подойдет людям с крупными руками, а вот FX-C кажется вообще идеалом). По цене, они плюс минус/одинаково стоят, около 50к.
  • педали P1000 — около 50к

Да, недешево, без скидок около 175к рублей, при этом к этой конструкции точно потребуется кокпит, за столом придется зажимать и базу и педали по силе максимально, поэтому даже не пытайтесь. Но этот набор может быть «северной звездой» для 95% симрэйсеров, покрывая все ваши потребности по скорости, силе и будущим обновлениям.

Поклонники ралли не останутся обиженными, в экосистеме Simagic есть всё необходимое для максимального погружения, но я к сожалению, абсолютно непригоден к этой дисциплине.

Альтернативным вариантом может быть Simagic Alpha mini — но боюсь, что червячок сомнений вас сожрет и вы все равно перейдете на альфу. А вот Alpha U я точно никому не буду советовать, к этой базе нужно прийти самостоятельно, поняв нутро симуляторов, определившись с критериями важности для себя и только после этого принимать решение.

Кому не стоит обновляться:

  • если у вас уже есть Moza R9 и выше
  • играющим на консолях, тут к сожалению ПК эксклюзивчик получился

Кому стоит серьезно задуматься:

  • владельцам Fanatec CSL DD — тут я нашел всё, чего мне не хватало на фанатеке. Отсутствие песка, качественный квик-релиз, наличие гарантии;
  • тем, кто планирует обновление с Logitech G25 и им подобных, Thrustmaster T150/T300, Moza R5 — но вполне возможно, что стоит смотреть в сторону Alpha Mini, она подешевле, но ваши потребности закроет на 200%;
  • если надумали брать Alpha U — просто потому, что идете и покупаете самое лучше. Найдите способ попробовать Alpha U и обычную Alpha. Напроситесь в гости, возьмите напрокат. U — это уже совсем другой уровень, до которого нужно дорасти.

Отдельно хочу поблагодарить команду магазина Dudarev Motorsport, которая предоставила базу на тестирование, что в свою очередь окончательно развеяло сомнения, что Fanateс рынок РФ потерял и дело не только в том, что их продукцию теперь не купить, а банально в качестве исполнения товаров.

#simracing #симуляторы #оборудование #simagic

 

Источник

Альфа, выбор, для, идеальный, пк, руля, Симагик

Читайте также